13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Адриан, патриарх Московский
Адриан, патр. Московский Грамота архиепископу Холмогорскому Афанасию с отказом на просьбу перенести мощи Иоанна и Логгина Яренгских из Яренги в Холмогоры
III.
Грамота патриарха Адриана архиепископу Холмогорскому Афанасию, от июля месяца 1691 -го года, с отказом на просьбу о дозволения перенести мощи Иоанна и Логгина Яренгских из Яренги в Холмогоры.
«Адриан, милостию Божиею архиепископ Московский и всея России и всех северных стран патриарх. О Святем Дусе сыну и сослужителю нашей мерности, преосвященному Афанасию, архиепископу Колмогорскому архипастырское благословение.
Доброе в чем-либо тщание всегда не точию похваляется, но и мздятся (sic, печатн. мздится) десницы от Бота (мздится от десницы Бога, т. е. Божией? печатн. мздится десятерицею от Бога) и с рассмотрением всякое дело советне же и благословенне (печатн. благословне) многим творит ползы преизрядны. Убо и ты, сыне и сослужителю наш, в благосоветие (печатн, благовестии) убеждался, просил еси ппсателне от нашей (печатн, нашея) мерности благословения нынешнего 7199 лета месяца Иуниа в « » день, в (печатн, о) нем (же) извествуется тако: еже бы тебе яко святых сущих мощи Иоанна и Логгина Яренских, взяв из веси, пренести во град на Колмогоры в соборную церковь каменную и службу им сложенную и чюдес бутто неколико тамо прислал еси.
И наша мерность, всего смотревше, преносити мощей их оттуду не благословляет (печатн. не благословляем), яко писание о них правде слагается мало, ибо каково бысть и где житие их и како скончашася и которые веры (? так и печатн.) и имян ведати совершенно невозможно и верить нечему, еще же— еже бы святити таковые, и древле несть уже в церковней нужде (? так и печатн.) ныне же наипаче ксему и церковью вновь святити мощи не повелевается; о них же написано в книжыце той—в службе им, яко телеса нетленны, в свидетельстве же архимандрита Соловецкаго Варфоломея писано, что Иоанновы мощи разтлешася, а Логгиновых и едва обретается что, и их ли те мощи, весма неизвестно, убо и иконы их писати в таковом сумнении (яко бутто явился иконописцу и велел писать икону—Иоанна Предтечи лице, браду разбойника, и прочая разполичества) не подобает и чюдотвордами звати не по чем. Аще ли
430
же правда таковая их явления и сами они повелеша тамо в церкви своя их мощи положите, а не преносити во град, то да будет в том месте и впредь.
Ты же пребывай в нихже научен еси благозакопиях церковных и успевай во всякой святыни, премудрый (печатн. прещедрый) же Владыка наш Христос Бог да дарует тебе со спасением (печатн. во спасенье) здравие многодетно и во всем благополучение и (печатн. благополучия, также и) наследника небеснаго царствиа да сотворит тя, во веки желаем.
Писася в царствующем великом граде Москве мироздания 7199, от Рождества же Иисуса Христа Бога 1691, Иулиа « » дня».
Грамота патриарха читается в сборнике патриарших грамот, носящем название «Иконы дел патриарших». Мы напечатали грамоту по списку Иконы, находящемуся в архиве св. Синода,—№ 188, л. 456 и об.. По списку, доставленному в Общество Истории и Древностей покойным Н. А Поповым (взятому ее из Иконы, а изсборника грамот по Архангельской епархии, найденному в каком-то Архангельском архиве) и, очевидно, более исправному синодального грамота напечатана во II книге Чтений Общества за 1880-й год.
Свидетельствование мощей Иоанна и Логгина игуменом (а не архимандритом) Соловецким Варфоломеем имело место 1-го Июли 1638-го года, при перенесении мощей во вновь построенную церковь При этом свидетельствовании оказалось: «Святаго Иоанна яки жива до пояса плоть, а от пояса и до ног токмо кости неразрушимы: мощи сватаго Логгина положены в раце и скалами берестяными покрыты собранные кости, токмо ни кость от костей ни состав от составу ниже разрушися, во аки живо с кровию прилешишася», см. ведомость о святых Архангельской епархии, находящуюся в деле св. Синода 1744-го о мощах святых несвидетельствованных, л. 583.
Когда патриарх говорит, что «ныне же наипаче и церковью вновь святити мощи не повелевается», то или разумеет онпостановление собора 1667-го года, которое гласит: «Нетленных телес, обретающихся в нынешним времени, да не дерзаете кроме достовернаго свидетельства и соборнаго повеления во сотых почитати», 1) или же мы не понимаем ого, ибо безусловного запрещения святить мощи не бывало до него, как и после него. См. еще более сильные речи патр. Адриана относительно данного предмета в следующем за сим ого постановлении.
1) Дополн. к Акт. Ист. т. V, стр. 488, col. 1; по изданию Братством св. Петра изд. 2 л. 8 fin.
431
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.