13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Без автора
Церемониал освидетельствования мощей Феодосия Тотемского
XVI.
ЦЕРЕМОНИАЛ,
присланный по указу Святейшего Правительствующего Синода от Преосвященного Епископа Арсения Вологодского и Устюжского, для обследования новообретенных в недрах земных нетленных мощей бывшего в 7062-м (1554-м) году основателя и начальника Спасо-Суморина монастыря Преподобного Феодосия, Тотемского чудотворца, Комиссии по прибытии в город Тотьму Ноября 11-го дня 1796-го года 1).
На 11-е число, в 4-м часу пополуночи Духовная Комиссия, прямо прибыв в Спасо-Суморин монастырь, от города в одной версте отстоящий, остановилась тамо в приготовленных для квартирования ее в каменных кельях. Оная состояла из 3-х особ: 1-й член ее Вологодского Спасоприлуцкого монастыря архимандрит Иннокентий и главный предводитель (sic) Вологодской Духовной Консистории; 2-й—протоиерей Николая Чудотворца, что во Владычиной слободе, Андрей Артемович Шешидамов, член Консистории, и судья градский; 3-й—секретарь оной же Консистории Василий Алексеев. Для скорейшего исполнения и совета, по указу же, присовокуплены в оную Комиссию Тотемского Духовного Правления судящия—Богоявленского собора протоиерей Максим Савинов и ключарь священник Косьма Ефимов. Сей день Комиссия препроводила в отдохновении от пути в монастырских кельях. При производстве дела до
1) Этот церемониал найден наши в рукописной тетрадке, приплетенной в службе преп. Феодосию и, Повестью о нем и Сказанием о чудесах его, напечатанной в Московской Синодальной типографии в 1823-м году и находящейся в библиотеке Троицкой Сергиевой Лавры,—№ 653. рукопись написана весьма безграмотно, а самый церемониал составлен не весьма грамотно (хотя и с консисторским красноречием). Безграмотность рукописи мы исправляем, а текст церемониала, как и надлежит, оставляем неприкосновенным.
485
окончания о подаваемых чудесах 1) присутствовали депутаты по званию команды в последующие дни 2).
12-ю числа, по повелению Комиссии, все из города Тотьмы, духовенство в 8-м часов пополуночи начало собираться в Суморин монастырь, а по собрании Преподобного Феодосия разгребаем был гроб в священных ш чину одеждах теми же руками, коими вторично землею засыпан 3).
В начале 9-го часа, когда уже докопались до гроба, приказал главнокомандующий архимандрит Иннокентий около могилы по углам поставить 4-ре посеребренные подсвечника, с возженными особливой величины свещами, и балдахин 1), покрытую золотою парчевою пеленою, утвердить оную на столбцах, и начат благовест в большой колокол, который весом 105-ть пуд, лит в немецкой земле, для публичнаго собрания, который и продолжался чрев полчаса. Потом пошед он из своих келий в препровождении прочих членов Коммиссии и строителя монастыря в церковь Иоанна Златоуста, где ожидало его духовенство и знатное общество гражданское. Посреде церкви поставлен был украшенный дорогими пеленами стол и около его 4-ре посеребренных подсвечника со свещами, По облачении первенствующего и всего главного духовенства, в пристойность церемонии, в черные парчевыя с золотыми травами шелковыя ризы, а прочих церковнослужителей в темные одежды, исшед к уготованному столу, по обычном начали петь священники, клирики и весь почти народ: Царю небесный и др., а когда достигли до Трисвятаго, кое даже до самого возвращения в церковь повторяемо было пением обычным погребению, взяв икону Божия Матери, которую преп. Феодосий принес с собою из Прилуцкого монастыря, украшенную в последующие времена по нем особенного жемчуга ризою, и неся пред нею 4-ре означенные подсвечника, пошли та-
1) Т. е. при производстве дела о подаваемых письменных заявлениях о чудесах до его окончания.
2) После слова: команды, вероятно, нужно поставить точку, а слова: в последующие дни нужно понимать: В последующие дни было то-то. Но званию команды, думаем, следует понимать: по назначению начальства.
3) Гроб с мощами преп. Феодосия, открытый 2-го Сентября 1796-ю года, 80-го Сентября, по распоряжению Вологодской Консистории, снова был было зарыть в землю, см. выше стр. 187.
4) Пишется везде балдахин и в творительном стоит: балдахином, но употребляется в женском роде, как балдахин.
486
ким же духовным порядком, как после изъявится, ко гробу Преподобного, имея в руках своих возженныя свещи, как и весь народ коего самая обитель не вмещала. Пришед над могилу, где зрим был белеющий гроб Преподобнаго, и поддев оный по обоим концам черного цвета китайкою, протопопы и священники вызнали из недр земных на воздух, и поставили на покрытый позлащенными пеленами стол, под балдахин, коей златые бохрамы и кисти блистаяся от горящих свеч, приступляли (sic, притупляли?) блеском своим взоры взирающих, а видимый гроб под оною очам и сердцам зрителей представлял наиприятнейшее зрелище, от первого и до последнего человека непрестанное (sic) от радости ручьями слез сопровождаемое. Посем, (по) позволению архимандрита, прияв от священников концы китайки, понесли сей священный гроб попечители монастыря Кузнецовы, балдахин и подсвечники первейшие и лучшие из Тотемского купечества и мещанства, весьма тихо ступая в один шаг, наперед всех. Перед гробом шествовали клирики, диаконы, потом священники по два в ряд, два протопопа в ряд же, за ними несен образ Божия Матери, за коим шествовал архимандрит Иннокентий. Пред передними подсвечниками четыре диакона кадили из 4-х серебренных кадильниц, при каждой ступени 1) обращаясь назад и с каждением поклоняйся гробу. Во время всей сей церемонии продолжался колокольный звон во вся. По прибытии в церковь Златоуста, поставя гроб посреде оной на уготованный стол, возглашал первый диакон: «во блаженном успении вечный покой подаждь Господи, успшему рабу своему Иеромонаху Феодосию и сотвори ему вечную память»; (потом) начата была заупокойная о Преподобном Феодосии соборне строителем и градскими священниками божественная литургия, со особливым всех предстоящих рыданием. По совершении литургии, паки с тою ж церемониею, со звоном и с таковою ж свитою, несен был гроб под балдахином из церкви Златоустого в холодную соборную Преображения Господня церковь, где и поставлен на приуготованном столе, в алтаре на горнее место. В сей день даже до самой глубокой ночи не была оная обитель праздна от стекающагося народа, хотя церковь Комиссиею была и запечатана в 2-м часу пополудни.
На 13-е число, в день Иоанна Златоуста, в 9-ть часов по полуночи начался позов в Богоявленском соборе к крестному ходу
1) После каждого шага?
487
в Суморин монастырь, когда совершились у приходящих (sic) в городе и около его церквей литургии. Собрались все до единого священно-церковнослужители со святыми хоругвями, кресты и с храмовыми каждого прихода иконами; тогда начат был благовест в один колокол в соборе, равно и в монастыре. В исходе 10-го часа, облекшись все духовенство в дорогия наилучшия одежды, пошли в монастырь со кресты, с колокольным у всех вдруг приходов звоном во вся, неся клирики пред каждою херугвою по фонарю, пред крестом по свеще, пред храмовыми иконами по две лампады с возженными свещами. Во обитель (—и) оную (—ой) встречены были святые иконы коммиссионерами архимандритом Иннокентием, протоиереем Шешидамовым и строителем монастыря иеромонахом Израилем и Царевской волости священником Евфимием Ивановым. По входе в церковь начата была божественная литургия, кою совершал архимандрит, два протопопа, строитель и священник Евфимий и 3-ри диакона соборне, в храме Иоанна Златоуста. В сей день толикое было собрание народа, что вся окрестность монастыря была людьми покрыта. По окончании же литургии и по отправлении храмового молебна, когда провождены святые иконы из обители, главное духовенство, дворянство и знатное купечество прошены были к обеденному столу к господам 1-й гильдии купцам и оного монастыря благопопечителям Кузнецовым, и оный открытый стол происходил на 43-х кувертах со особливым веселию (sic) торжеством.
14-го числа, по повестке Комиссии как скоро собрали духовенство, благородное общество, знатное купечество и гражданство в Спасо-Суморин монастырь, тогда в 8-м часу пополуночи начат был благовест к литургии, коя совершаема была в церкви Златоустого строителем и градскими священниками соборне, а по окончании оной отправляли Господу Богу молебствие архимандрит со всем духовенством. Потом, сняв фелони, в одних эпитрахилях пошли в соборную церковь Преображения Господня, куда по реэстру приготовленному вызваны благородные, купцы и мещане, а по пришествии туда заперши церковь от угнетающего народа обитель, взяв гроб Преподобного, вынесли архимандрит и священники из алтаря, и поставили его на уготованный стол посреди церкви, свидетельствуя мерою длину, широту, высоту и всю внешность оного и не видя никакого от грунта земли повреждения, ибо он был бел и ядрен 1), как бы за месяц до сего был закопан. Открыли верх-
1) Крепок.
488
нюю доску и, обзирая одежды чрез 228-мь лет в земле бывшие, нашли все в целости: кукуль парамон (параманд) и покров, коими покрыты глава и лицо, мантия, срачица, белеющаяся паче новой, обувь и все прочее одеяние ни малейшей тли не подлежало. На парамоне сии 4-ре буквы Ф! Е! Д! О! и на покрове херувимы целы так, как бы сего дни вырезаны ла древе. Самое сено, под ним посланное, зеленеет. Когда открыли лице и руки и отерли оные губою, достойно всякого удивления, всякий член у лица и главы цел и очень бел, ниодин влас на главе, на бровях, браде и ресницах, кажется, не утратился; руки 1), кроме указательного пальца правой руки, у коего по первый состав отпал перст, (который?) и с ногтем лежит на груди тела, подле своей руки целый, белый, чистый и нетленный; все его мироточивое тело нетленно и имеет некоторую мягкость, кроме ног, на коих от колен та глезны 2) тела нет, но ни единый состав от другого не отделился. Голенищи у сапогов распоролись, подошев никоими меры от них оторвать не можно. Благоухание каждого члена и каждой кости столько чувствительно обонянию, что и язык подробно сказать не может, оным вся обитель всегда (?) преисполнена. О слезах же бывшего в сей день собрания не для чего и упоминать, что и самых младенцев орошены были лица оными. Как прежде сего, так и ныне безчисленное бывает чрез (чудес?) множество, всяк с верою приходящий получает совершенное исцеление.
По сем обследовании того дня запечатан гроб и стоит на столе посреди церкви, закрыт пеленою парчи серебренной, а при свидетельстве бывшие дворяне, купцы и мещанство от Комиссии обязаны подпискою. Вышеписаннаго 14-го числа до двадесятаго Комиссия производила порученные себе дела по секрету, и потому о действии ее никому неизвестно.
20-го числа прежде литургии приуготовлен был в соборной Преображения Господня церкви стол, в коей и мощи Преподобного Феодосия в запечатанном своем гробе находились; около стола стояли по углам 4-е подсвечника с горящими особливой величины свещами, равным образом и пред местными образами возжены были. На столе поставлен новый гроб отменной архитектуры: он был с одной стороны длины его на внутренних шалнерах отворяем, с другой стороны двои (?) от верхнего затвора к нижнему,
1) Должно подразумевать: целы.
2) Лодыжки.
489
по обоим бокам по две позолоченные скобы; весь сделан из дерева отменным искусством: внури его посланы отменные пелены. Итак, когда уже совершила Комиссия 1), того дня приказали бывшим при том священникам и благопопечителям монастыря братьям Кузнецовым на китайке переложить запечатанный старый гроб в новый, что и учинено.
Потом, совершив первенствующий архимандрит над Преподобным панихиду малую, переставили его в новом гробе о раку 2) в стене северной показанные церкви. А по поставлении, древнюю раку 3) закрыв пеленою (?), затворили новый гроб, покрыв парчевою пеленою, (и) заградили оную раку стеклянными дверями, которые заперли двумя замками и запечатали. Что же надлежит до собрания народа, то подлинно сказать, как и всегда, было очень много, одне слезы были свидетелями предстоящих и молящихся 4).
1) Или пропущены или не досказаны слова о том, что совершила.
2) Т. е. арку или нишу.
3) Старый гроб.
4) За церемониалом следуют в тетрадке восемь записей о чудесных исцелениях, совершавшихся при гробе преп. Феодосия пред самым открытием его мощей в Сентябре-Ноябре месяцах 1796-го года (в промежуток между первым и вторым открытиями мощей или между их обретением 2-го Сентября и их открытом комиссией 12-го Ноября). В каждой записи приводится клятвенное от лица исцеленного удостоверение в действительности совершившегося с ним чуда. Так, в первой записи говорит получившая чудесное исцеление женщина: «получила (я) исцеление от слепоты моей, на что имею довольно свидетелей, по-христианскому долгу, как стать на страшный суд, с клятвой утверждаю сию истину иеромонаху Израилю (строителю Феодосиева монастыря), объявляю сего Октября 16-го числа 1796-го года». Далее делается не совсем понятное для нас прибавление, читаемое и еще в двух записях: «На подлинном подписано тако» (может быть, должно понимать это как засвидетельствование, что в подлиннике именно так записана клятва). В одной из записей (7-й) клятвенное удостоверение дается не строителю монастыря, а самой комиссии. Человек, подучивший исцеление от долговременной и тяжкой зубной боли, говорит: «о чем оной комиссии (по) полной сущей правде и по присяжной должности сим объявляю, как перед страшный суд Господень стать, что получил я совершенное исцеление чрез преподобного отца нашего Феодосия Тотемскаго чудотворца» (Помета о времени дачи показания: «Ноября 11-го дня 1796-го года», очевидно, сделана зря, ибо 11-е Ноября только что приехавшая в монастырь комиссия, как сама она говорит, препроводила в отдохновении).
490
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.