Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Акты об открытии мощей св. Димитрия, митрополита Ростовского

XV.

Акты об открытии мощей св. Димитрия, митрополита Ростовского

 

1.

Доношение св. Синоду митрополита Ростовского Арсения Мацеевича, от 10-го Октября 1752-го года, о вынятии из земли, по требованию нужды, гроба с телом Димитрия и о произведенных досмотрах последнего.

«Святейшему Правительствующему Синоду

доношение.

Минувшего Сентября 18 дня 1752 году предложенным мне нижайшему от домовой моей Ростовской економической канцелярии докладом представлено: что Ростовского приписного к дому моему Яковлевского монастыря в настоящей каменной церкви Зачатия Пресвятые Богородицы на правой стороне при стенах южной и западной, где стоит гробница, под коею погребен антецессор мой покойный преосвященный Димитрий митрополит, в углу имеющейся, чугунными плитами насланной, пол весма вниз опустился и многие плиты трясутся, от чего немалая опасность есть, дабы во время отправления в той церкви священнослужения при народном собрании тот пол не провалился и от того бы не могло учиниться какого повреждения. По которому докладу велел я дому моего економу игумену Геннадию показанную гробницу с того места, на коем она поставлена, содвинуть и поставить в другом месте, а опустившийся пол разобрать и под ним осмотрит, от чего он опустился и как его надлежит по-прежнему исправить, (и) о том предложить мне. И того же Сентября 19 числа оной економ игумен Геннадий доношением представил, что он показанную гробницу, коя имелась деревянная, с того места содвинул, и поставил в той же церкви в другом месте, а опустившейся пол разобрал, и когда плиты чугунные подняты, тогда под ними усмотрено, что своду никакого каменного не имелось, а имелось толко насыпано под теми чугунными плитами песку, земли, щору весма много, да и оное насыпанное имелось так же, как тот

475

 

 

пол, весна опустившееся, и для того оное насыпанное стали выбирать, и усмотрили под оным насыпанным деревянной обруб весма сгнившей, в котором, как ему—економу объявили того монастыря монашествующие, поставлен был гроб с телом преосвященного Димитрия, и тот обруб, как видно, был зделан из сырых толстых бревен, и сверху того обруба вместо крышки положены были такие же толстые доловые (sic) бревна 1), кои от великой тягости на них показанного насыпанного по полам, знатно, давно уже переломились и теми переломленными концами вниз опустились и от того, внутрь того обруба из показанною насыпанного земли и песку весма много насыпалось, от чего как оное насыпанное зделалось ямою, так и означенной пол опустился, и не выняв того обруба, яко весма согнувшего, показанной полу исправить по-прежнему никак невозможно. И по тому доношепию велел я показанной согнившей обруб разобрать и из него землю всю выбрать вон и тогда, каким образом исправить оной пол надлежит, предложить моему смирению.

А того же Сентября 21 дня означенной дому моего эконом игумен Геннадий доношением представил, что по выбранив им из того обруба земли и по разобрании того согнившего обруба усмотрил он преосвященного Димитрия гроб, у коего-де верхняя крышка от переломившихся положенных на обруб доловых бревен вся разломлена и згнила, а сквозь скважни той крышки видно покров, шапка и одеяние, на его преосвященство надетое, нетленное, под тем же гробом каменного фундамента никакого не имеется, ктому же показанной обруб весма близко стены церковной был поставлен, а место имеется не весма высокое и земля не крепкая, но самая слабая, и ныне-де надлежит оной гроб от стены отодвинуть е к стене

1) Из Монастырского Приказа, который распоряжался погребением св. Димитрия, нарочито предписано было казначею Яковлевского монастыря выслать камнем его могилу. Казначей не исполнил предписания Приказа, может быть, потому, что Димитрий вовсе не оставил денег на свое погребение (в своем духовном-завещании он писал: «Никто же убо да трудится по смерти моей, испытуя или взыскуя какового-либо келейного моего собрания, ябо ниже на погребение что оставляю, ни на поминовение, да нищета иноческая наипаче на кончине явится Богу; верую бо яко приятнее Ему будет, аще и едина цата по мне не останет, неже еда бы многое собрание было раздаваемо»). Но странно, что на этот оскорбительный для чести святителя обруб не обратил своего внимания погребавший его Стефан Яворский.

476

 

 

снизу зделать каменной прибуток, ибо ежель тот гроб от стены не отдвинут и к стене снизу каменного прибутку не зделать, то может стена в болшее повреждение прийти, понеже-де и так явились уже на стенах расселины, потому что фундамент от согнития доказанного обруба и сырости несколко не надежен, ради же показанного гробу надлежит зделать каменную гробницу, и тогда можно будет пол исправить по-прежнему, а без того де инако исправить никак не можно. А понеже его преосвященство покойный преосвяшенный Димитрий митрополит, преставившийся в 709-м году, в Октябре месяце, имелся, как всем небезызвестно, жития богодухновенного, о чем и в напечатанной о брадобритии книжке, в предуведомлении к читателю, показано тако: «Димитрий, преосвященный митрополит Ростовский и Ярославский, муж благочестия и разума исполнен, о нем же свидетельствуют труды его вчетьих минеях и в различных поучениях сотворенныя», ныне же при разобрании пола гроб его преосвященства оказался, и как объявленный економ доношением своим объявил, что сквозь раздавленную гробовую крышку на его преосвященстве видно покров, шапка и одеяние нетленное, так при таком случае следует его преосвященство посмотрит.

Того ради показанною ж 21 числа я с оным ековомом, да духовником моим и с некоторыми дому нашего иеромонахами в тот Яковлевский монастырь ездили и тот гроб преосвященного Димитрия осматривали и имеющуюся на том гробе раздавленную и согнившую гробовую крышку с того гроба собрали (sic) и в том гробе смотрили, а по осмотру нашему явилось: в том гробе от переломления верхней крышки земли весма много, у тогож гроба возглавия не имеется, кое отвалилось, знатно, от обдавления бревен с обруба, а другие места того гроба целы, и внутри того гроба обито отласом рудожелтым, которой имеется тверд, на лице его преосвященства имеется покров камки желтой, на главе шапка зделана из тафты рудожелтой же, на которой вместо дробниц написаны святые иконы золотом и красками, одеяние на нем: омофор и сакос и поручи и другое все—нетленное, крест святый, медный позолоченый, которой надет был на выю на тониньком шелковом тканце, невредим же и с тканцем, на евангелии святом, которое имеется на персех у егопреосвященства, распятие Господне и три евангелиста имеются невредимы ж, а внутри того евангелия бумага воя сотлела, в руках у его преосвященства чотки имеются шелковые невредимы ж, на главе его преосвященства власы имеются в цело-

477

 

 

сти, лице же его весма почернело, а у носа хряща не имеется и глаза впали, исподняя же челюсть не отвалилась и на браде власы также имеются все в целости, бошмаки черные видны и тверды.

И дабы из того гроба земля вся была выбрана, и его преосвященство обстоятелно был осмотрен, того ради велел я Спасоярославского монастыря архимандриту Варфоломею с экономом моим и другими дому нашего иеромонахи и иеродиаконы тот гроб совсем сысподи вынять наверх и поставить в церкви и из него всю землю со всяким брожением выбрать и его преосвященство обстоятелно осмотрит и ту опись предъявить моему смирению, и потом поставить оной гроб совсем в другой новой гроб, а между тем велел эконому, дабы как возможно наискоряе сысподи к церковной стене прибуток зделать и все то место, где был гроб его преосвященства и где пол опустился, закласть кирпичем, дабы впредь не могло быть стенам и полу повреждения, и тогда пол исправить по-прежнему, а для гробу его преосвященства зделать на верху на том же месте, где прежде поставлен был, каменную гробницу, и когда зделается, то представить мне немедленно.

А того-ж Сентябри 30-го дня поданным моему смирению означенной Спасоярославской архимандрит Варфоломей, да дому нашею економ игумен Геннадий, иеромонахи: Серафион, Иоаким, иеродиаконы; ризничен Игнатий, Петроний, Вонифатий доношением представили: что они того ж Сентября 27 дня в Яковлевский монастырь ездили и гроб преосвященного Димитрия ради опасности таковой, что когда они начнут вынимать его, то б в нем лежащие мощи не выпали, подкопали, и усмотрили, что у оного гроба дно все цело, а под тем местом, где оной гроб стоял, сысподи имелась грязь, и оной гроб выпяли из ямы наверх и поставили на правой стране за крылосом и из него землю всю со всяким брежением выбрали и его преосвященство обстоятелно осматривали, и в каком качестве по осмотру их оказался, о том представили при том доношении за руками своими обстоятелную опись, и тогож Сентября в 29 день вышеписавной гроб с мощми со имеющимся на них одеянием вложили в новозделанной гроб и поставили на том же за правым крылолосом месте на одре. А в описи их написано: на главе его преосвященства шапка рудожелтой тафты, на ней написаны святые образы: первый Спасителев, вторый по правую страну Богоматере, третий по левую страну Предтечев, подле Богоматере — архангела Михаила, возле Предтеча—Гавриила, на верху—Богоматери ж Знамения, опушка горностайная вся згнила, кроме кожи, которая ко лбу прилепла; по-

478

 

 

кров, на лице положенной, камки желтой, подложен тафтою, твердый, очи внутрь вглубились, на носе и на обоих щеках кожа знатна, у носа хряща, да под тем верхней губи нет, зубы верхние и исподние с челюстию целы, на главе власы русый, також и на браде русый цели же, возложенный на выю крест медный позлащенный на тканцу шелковом красном весь цел и светел и тверд, омофор и сакос, подризник, епитрахиль, зделанные из желтой материи гвоздичного цвету, полица желтая комчатная, обложены зеленым круживом: у омофора и сакоса и у епитрахили пуговицы шелковые зеленые все целы и тверды, на персех лежащее евангелие полудестевое обложено бархатом красным,—бархат потлел: на оном евангелии дробницы серебряные, на первой в средине вырезано распятие с предстоящими, а на трех, кои по краям, три евангелиста целы и чисты, а четвертого евангелиста, не имеется и в том евангелии бумажные листы истлели; да под главою оного покойною преосвященного Димитрия митрополита положенные трудов его писаний, писанные на бумаге, истлели ж. Руки сложенные на персех—правая цела, а левая в локте в составе отделилась; в руках чотки шелковые имеются тверды, токмо цвет переменился, от насыпавшейся в гроб земли, тако ж и поручи на руках, вышеписанной же гвоздичной материи, целы же, точию у правой руки у четырех перстов — у указателного, да у великосреднего и подле его сущего и у мизинца по два состава преломившеюся доскою от бывой на ней земли и протчаго тяжести оттерло, из коих один и с ногтем [имеется в серебряном ковчежце и за стеклом] 1), при протчих (три протчих?) тут же на персех имеется (имеются?); у ног голени и в коленах составы целы, крепки, как и у протчих мощей бывает, на ступенях бывые башмаки кожаные целы, в коих имеются ножных ступеней кости, под бошмаками орлец кожаной цел же, колода дубовая внутрь обита отласом рудожелтым, которой во всей той колоде и у подгнившего возглавия весь цел же и тверд и цветен; гвозди железные, которыми отлас был прибит, в прах изоржавели; оная гробница от исподу имелась в грязи, а не повредилась.

1) Слов, поставленных в скобах, не читается в беловом подлиннике, находящемся в архиве св. Синода, но они читаются в списке, который имеем мы под руками. Так как слова требуются смыслом речи, то, но всей вероятности, дело нужно понимать так, что в беловом подлиннике они по ошибке пропущены, а что наш список снят с черновато подлинника, хранящегося в архиве Ярославской Консистории, в котором они читаются.

479

 

 

А сего Октября 8-го дня поданным моему смирению дому моего економ игумен Геннадий доношением представил, что во означенном Яковлевском монастыре к церковной стене съсподи прибуток зделан и все то место, где был гроб преосвященного Димитрия митрополита, тако же и где пол опустилса, закладены и пол церковной исправлен по-прежнему, а для гробу его преосвященства, наверху на том же месте каменная гробница зделана. Того ради оного 9-го числа Октября я нижайший взял с собою Спасоярославского монастыря архимандрита Варфоломея, да реченного эконома игумена Геннадия, и духовника моего иеромонаха Кодрата и других дому моего иеромонахов и иеродиаконов, в Яковлевской монастырь ездил и по поданной мне от реченного Спасоярославского архимандрита Варооломея с протчими учиненной ими его преосвященству обстоятелной описи сам его преосвященство вторично свидетелствовал, и по свидетельству моему оказалось по оной описи все сходственно, и потом прежде литургии, отправя по его преосвященстве понихиду, гроб его преосвященства, совсем положенной в новой дубовой гроб же, поставил в новозделанную каменную гробницу, и тот гроб покрыл крышкою, так же и ту гробницу покрыл другою крышкою ж, и ту гробницу запер замком и запечатал моею печатью, а ключи от той гробницы отдал на сохранение економу моему, и о том о всем во известие Святейшему Правительствующему Синоду сим доношением благопочтенно предлагаю.

Святейшаго Правительствующего Синода послушника смиренный Арсений, митрополит Ростовский и Ярославский, своеручно.

Октября 10 дня 1752 года.

 

2.

Доношение св. Синоду комиссии, наряженной им для осмотра тела святителя Димитрия.

Святейшему Правительствующему Синоду

доношение.

От Синодального члена преосвященного Арсения, митрополита Ростовского и Ярославского, преосвященного Сильверста, митрополита Суждальского и Юрьевского, и от заседающего в Московской Синодальной Конторе ставропигиального Симонова монастыря архимандрита Гавриила.

По присланным ее Императорского Величества из Святейшаго Правительствующего Синода к нам нижайшим в минувшем 1756 году в Декабре месяце указом велено съехаться немедленно

480

 

 

в Ростов и по приезде туда обще—во первых, покойного преосвященного Димитрия митрополита тело пристойным образом осмотрить и в каком оное ныне состоянии находится описать, а потом получивших от того тела изцеление людей, которые в живых находятся и коих без далного затруднения сыскать можно и необходимо за потребно рассудится, самоперсонално по самой сущей правде и христианской совести допросить, как они те изцелении и по коликом от своих болезней времяни получили, коим образом и когда, и при том кто о тех их болезнях, что оные подлинно в них были, сведомы ль, и кого о том сведущих объявят, то и тех, коих можно будет, потому же допросить и свое общее мнение о том о всем предложить и протчее. И по силе оных ее Императорского Величества указов сего настоящего 1757 года Генваря 15 дня по прибытии нашем в Ростов обще мы покойного преосвященного Димитрия митрополита в Яковлевском монастыре осматривали, а при осмотре нашем общем того покойного Димитрия митрополита тела, подающего с верою приходящим изцеления, оказалось: гроб, в котором положенное то его честное тело, цел, токмо одрябл, а возглавие, хотя было отвалилось, однакож при своем месте имеется, верхней же диски не имеется; внутр оного гроба обито отласом рудожелтым, кой имеется тверд и цел, а гвозди железны в гробу около обою в прах изоржавели; на лице его преосвященства по. кров камки желтой, на главе шапка вделана тафты рудожелтой же, а на оной вместо дробниц святые иконы написаны были золотом и красками, кои уже по болшей части и в виду отменились и краска местами осыпалась, опушена же была та шапка горностаем, с коего пушок сотлел, а иршица цела имеется и ко лбу прилпнула; саккос, омофор, епитрахиль, поручи гвоздичного цвету, а палица желтого цвету шелковой материи, обложены шелковым же зеленым кружевцем, [у омофора и сакоса и у епитрахили пуговицы шелковые все] целы [и тверды] 1), токмо как помянутой обой и покров, так все то одеяние несколко цвету отменили, и от части обветшали и одрябли; крест святый, медный позолоченый, которой надет был на шло его преосвященства на шелковом тканце, имеется невредим и в позолоте ни мало не отменен, такожде и тканец оной цел; на евангелии святом, которое положено на персех его преосвященства, распятие Господне, три евангелиста серебряные, а четвертого не

1) Поставленных в скобах слов также нет в беловом подлиннике, хранящемся в архиве св. Синода.

481

 

 

оказалось, имеются во всем невредимы ж, а внутри того евангелия бумага и отвне оболочка, коя имелась красного бархату, сотлела, тако ж и под головою его преосвященства имеющаяся положенна бумага трудов его преосвященства; или, может быть, и хиротонисанных его преосвященством святки [как то во многих местах полагать оные во гроб архиереев есть во обыкновении] 1), сотлел же, и в руках чотки шелковые целы, токмо цветом отменились; власы же главы вниз от шапки по обе страны, тако ж и на браде, изруса мало проседы, целы ж и невредимы суть, а под шапкою, коея опушка иршица ко лбу пристала, имеется ли, узнать нельзя; глава же от выи составов значится мало отстало, уповательно от тяжести насыпавшейся земли и щору, о чем и в репорте, посланном в 752-м году, значится; губы исподняя и верхняя и хрящ у носа и лице землею взято, составы же всего того виду целы, и един от другого не отделены ни мало; отвалились руки, сложенные на персех, правая цела и жилы в локте видны целы, а левая в составе локте отделилась и жилы, кои суть видны, пресеклись, да у правой же руки у четырех перстов: у указательного, да у великосреднего и подле его сущего и у мизинца по два состава переломились, из коих один и с ногтем имеется и оные во особенном серебренном ковчегце положены; у ног голени и в коленах, составы в коих тако же видны, жилы целы, а тела на них не оказуется, а на протчих составах, яко то на бедрах по части и тело имеется; кожаные башмаки, в которых имеются ножных стоп кости, кои отделились от голеней, но не истлели, а под башмаками орлец кожаной цел же; и оной гроб, в котором те честные мощи его покойного преосвященного Димитрия обретены, совсем в новозделанную деревянную раку, состоящую в гробнице, вновь же зделанной, такожде и ковчежец, в коем помянутые переломленные в составах правые руки персты, положены, которая гробница заперта и покрыта покровом.

И по таковом свидетельствовании и получивших изцеление людей, коих без далнего затруднения сыскать было мощно и кои сами собою явились, да и которые в бытность нашу в Ростове исцелены у гроба преосвященного Димитрия митрополита,—молившияся получили, такожде коихсыскать мощно было свидетелей, ведущих о тех их, которые получили исцеления, болезнях, что они заподлинно в них были и чрез коликое время самоперсонално по самой истине спра-

1) В подлиннике поставлено в скобах.

482

 

 

шивали, а каковые за истинно исцеления и когда и кто и при ком и от каковых имянно болезней и чрез коликое время во оных кто болящий имелся, молитвами его угодника Божия святителя Христова Димитрия получили, и кто о тех их болезнех и о количестве времяни немоществования будучи заподлинно сведомы засвидетельствовали, о том при сем нашем покорнейшем доношении в приобщенном за руками подлинном следствии значится, потребное же к сему делу о Ярославских да о Костромских обывателях, получивших исцеления, следствие, когда в Ростов прислано будет оное, вашему святейшеству имеет представлено быть впредь, а притом во исполнение же ее Императорского Величества Святейшаго Правительствующаго Синода к нам нижайшим присланных указов общее наше предлагается мнение таковым обстоятельством, что хотя честных его покойного преосвященного Димитрия митрополита мощей по части на некоторых составах неистленное тело, а по части и нагие оказуются кости, как выше сего означено 1), но понеже произходимые от оных мощой благодатию Иисус—Христовою от различных болезней исцеления, о которых по силе указов самую сущую правду следовано, оказались быти тии исцеления истинны и неложны, того ради от церкви святой и от всех православных оные мощи, которые, как в первом о обретении репорте, посланном в 752-м году, значит, от насыпавшагося чрез проломленную бревнами с обруба и согнившую верхнюю гробовую доску щору и земли в раку, вовся чрез толикое время сорок два года не истлели и от той безмерной тяжести в конец не разрушились, принадлежащаго суть достойны почитания (и?) его святителя Христова Димитрия за истинного угодника Божия, Богом прославляемого за знатныя его к Богу и церкви святой заслуги, признавать есть достойно и праведно, при-

1) Св. Синод в своем докладе императрице Елизавете Петровне от 17-го Марта 1757-го года о причтении святителя Димитрия к лику святых говорит о его мощах: «Покойного преосвященного Димитрия, митрополита Ростовского, тело, в 1709 году, в Октябре месяце, в Ростовском Яковлевском монастыре погребенное, через сорок три года обретено не точию со многою, но почти в совсем с отменною от прочих погребенных тел отличностию, ибо некоторое токмо малое того тела в разных местах нетление усмотрено, а в прочем оное, также и имеющаяся на нем тлению подлежащая, одежда, евангелие, чотки и прочее почти все цело нашлись», см. «Переписку по поводу открытия мощей св. Димитрия, митрополита Ростовского», сообщенную И. Я. Морошкиным, в Страннике 1872 г·, Сентябрь, стр. 194.

483

 

 

том же и одеяние, хотя отчасти и дряблое, как выше сего означено, но яко чрез толикое долгое время 42 года в прах и пепел не обратилось, не малого и сие нами судится быть удивления, более же в благоразсмотрителнейшее Святейшаго Правительствующаго Синода предается рассуждение».

Подлинники напечатанных нами актов находятся: беловой—в архиве св. Синода, черновой—в архиве Ярославской Духовной Консистории. Списки с актов, довольно распространенные, находятся в публичных и частных библиотеках. Нам известно их 11-ть, именно: в библиотеке бывшей Толстова два, — Опис. Строева отд. V, №№ 24 и 78, в библиотеке бывшей Царского два, — Опис., того же Строева №№ 18 и 462, в библиотеке бывшей Строева один,—Бычкова Опис. сборников Публичн, Библиот. № II, в библиотеке бывшей Ундольского один,— № 305, в ризнице Ростовского Яковлевского монастыря один,—Описание монастыря напеч. в Спб. 1849 г.,стр. 44 fin., в библиотеке Ярославского купца И. А. Вахрамеева. три,—Опис. А. А. Титова Ж№ 475, 476, и 664, в библиотеке профессора Ярославской Семинарии Н. Н. Корсунского один. Извлечение из актов напечатано (только не «в совершенной точности, как текст Библии») свящ. Флегонтом Моревым в Ярославских Епархиальных Ведомостях,—1879 г. № 50, стр. 399, и № 51, стр. 404, и 1880 г. № 4, стр. 26. Мы имели у себя список n. Н. Корсунского, который поверили и исправили для печати по беловому подлиннику, хранящемуся в архиве св. Синода.

484


Страница сгенерирована за 0.12 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.