Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Дело об открытии мощей князи Михаила и княгинь Ксении и Анастасии Ярославских

XIV.

Дело (не конченное) об открытии (не состоявшемся) мощей князя Михаила и княгинь Анастасии и Ксении Ярославских (ркп. Синодальной библиотеки № 781) 1).

 

I. Челобитная Ярославских посадских людей Иоасафу митрополиту Ростовскому и Ярославскому (1691—1701) с просьбою рассмотреть дело о новооткрывающихся чудотворцах.

«Государю преосвященному Иоасафу митрополиту Ростовскому и Ярославскому бьют челом сироты великих государей, а твоей святительской паствы Ярославля Болшаго земской староста Афонка Холщевников с товарищи, и сотцкие, и на питидесятцкие, и все посацкие люди и древних, государь, годех в Яраславле в церкви святых верховных апостол Петра и Павла погребены благоверный великий князь Михаил Феодорович, сын благоверного великого князя преподобного отца нашего Феодора Смоленского и Ярославского чудотворца, да супруга ево, великого князя Феодора, а благоверного великого князя Михайла мати, благоверная великая княгинеАнастасии, да теща ево жь, великого князя Феодора, благоверная великая княгиня Ксения. И в нынешнем, государь, в 200-м году благоволением и милосердием всесилнаго Бога они, благоверный великий князь Михайл, да благоверные великие княгини Ксения да Анастасия, явились яраславцу посацкому человеку Дмитрею Никитину сыну Струннику, а после, государь, того у своих гробов они, новоявленные чюдотворцы Яраслаля града жителем, и иногородним, и уездным людям от болезней и от недугов цельбу сотворяют, и здравие тем болящим подают непрестанно, и про те, государь, чюдеса они, болящие, о исцелении своем дают скаски за руками тое церкви верховных апостол Петра и Павла священнику и дьякову. Умилости-

1) За выписку дела из рукописи обязаны искреннею благодарностью С. М. Сироткину.

463

 

 

вися, государь преосвященный Иоасаф митрополит Ростовский и Ярославский, пожалуй нас, сирот государьских, своей святительской паствы, вели, государь, о чюдесех новоявленных чюдотворцев, благоверного великого князя Михайла и благоверных великих княгини Ксении и Анастасии, скаски у священника и у дьякона взять к себе в Ростов, и благоволи, государь, по своему святительскому рассмотрению учинить о том о всем свидетельство. Государь святитель, смилуйся, пожалуй!»

На обороте подписи:

«К сей челобитной земской староста Афонка Холщевников руку приложил.

Ларешной целовалник Ивашко Агеев руку приложил.

Ларешной целовалник Гаврила Евтихиев руку приложил.

Ларешной целовалник Мишка Григорев руку приложил.

Ларешно(й) целовалник Алешка Якимов руку приложил

Илюшка Лузин руку приложил.

К сей челобитной Ивашко Нежданов руку приложил.

Мишка Шапкин руку приложил.

Ивашко Кемской рукуку (sic) приложил.

К сей челобитной Ивашко Мякушкин руку приложил.

Ивашко Михаилов Кожухов руку приложил.

Ермолка Лвов и место Семена Плешкова руку приложил.

Васка Стефанов сын Климов вместо Ивана Еремина руку приложил.

Васька Швылев руку приложил.

Ивашко Федосеев руку приложил.

Микешка Неждановской руку приложил.

Вместо дедушка съвоево Романа Никифорова по ево велению Ивашко Логинов руку приложил.

Васька Иванов руку приложил.

Ивашко Солодилов руку приложил.

Вместо Григория Шабкина Васька Яковлев руку приложил.

В месьто оца сьвоего Серьгея Савельева сынишько ево Афонка руку приложил.

В место Ивана Иванова сына Меншухина (?) Сенка Черницин руку приложил

Сергушка Титов руку приложил.

Васка Угримов и вместо Козмы Лаврентиева по ево веленью руку приложил.

Степка Елфимов Мухин руку приложил.

464

 

 

Федка Гаврилов сын Мухин руку приложил.

Ми(ш)ка Семенов вместо отца своего Семена Иванова руку приложил.

Ивашко Карсаков руку приложил.

Мишка Михайлов руку приложил.

Ивашко Викулин руку приложил.

Митка Щевелев руку приложил.

Никешка Парамонов руку приложил и вместо Овдокима Иванова.

Ромашко Неупокоев и вместо Семена Струнникова руку приложил.

Вместо Духовскова соцкова Григорья Иванова и вместо бедидесацго (чит.: пятидесятскаго) Дмитрея Логинова Васка Козмин Чюмаков по их велению руку приложил.

Мишка Пожлев руку приложил.

Стретенские сотни сотцкой Зоска Иванов руку приложил.

Степка Ватутин вместо Григорья Меркульева сына Рыбника по ево веленью руку приложил.

Стретенской петидесятской Матюшка Назаров руку приложил.

Городовой сотцкой Васка Игнатьев руку приложил.

Егорка Галахтионов и вместо Микиты Истомина да Гаврила Можавитинова по его веленью руку приложил.

В соцково Тихона Васильева, пятидесяцково Кузмы Филипова Левка Калинин Масленик в их место руку приложил».

II. Сказки о чудесах, совершенных святыми.

а) «7197 года (1689) месяца Маня двадесятаго числа тогоже града Ярославля Дмитревскаго приходу лежал в раслаблении ПантелеимонФедотов сын, не владел левою рукою и ногою, и молебъсвовал на волоком берегу того же града Ярославля церьквии Петра и Павла над гробами благоверьнаго князя Михаила, кнеинии Есеньи, кнеинии Настасии, и перьсть з гробов их пил, и мазался, исцеление получил».

На обороте: «К сей скаске Ивашко Семенов вместо брата своего двоюродного Пантелеймона Феодотова сына по ево веленью руку приложил».

б) «7198 (1690) года месяца Марта 10 числа приежали ко гробом князя Михаила, княгини Ксени, княгини Настаси Пошахонскаго уезду от Николы Чюдотворца, что в Слизневе, села Терехова стряпъчева Феодора Ивановича Сигорскава сына ево Семена, и обе руки ево

465

 

 

не поднималися, и молебствовали, и персть с водою пил, и мазался, и исцеление получил».

На обороте: «К сей росписи златоустовской поп Таврило Данилов вместо Симеонаа (sic4! Феодорова сына Сикорского руку приложил».

в) «Лета 7200 (1692)-го месяца Ианнуария осмаго числа на память преподобнаго отца Георгия Хозовита, града Костромы с посаду родиною, во сне Вассе Юрьеве дочере, Михайловской диене Павлова, глас был невидимо: пойди де ты к цер(к)ви Петру и Павлу, отпой де ты над гробницами молебен, и в животе де у тебя скорби не будет; и по том гласе молебствовала над гробами их и исцеление получила».

На обороте: «К сеи скаске Ивашко Никитин сын вместо Вассы Юрьеви дочери Михайловские жены по ее веленью руку приложил».

г) «Лета 7200 (1692)-го месяца Ианнуария в 13 день на память святых мученик Ермила и Стратоника в среду после завтрени молебствал понамарь церкви Николая Чюдотворца Бельского с женою своею Прасковеею Осиповою дочерью, а она была скорбна и вся раслабленна, недель с пятнатдать, и перьсть з гроба их благоверного князя Михайла и княгини Ксении и княгини Настасий пила, и исцеление получила».

На обороте: «К сей скаске церкви Николы Белскаго понамарь Никешка Гаврилов руку приложил».

д) «7200 (1692)-го году месяца Ианнуария против 22-го числа в нощи Ярославля града Леонтьевскаго приходу Стефана Крохоняткина ярославца посадцкаго человека дочери ево девице Евдокие глас бысть невидимо: пойди де ты к церкви Петру и Павлу верховных апостол, что на волоком берегу, и молебствуй чюдотворцем, и от той скорби исцелееш; и та девица в скорби была внутренней и главной. И она то в забвении положила. Ианнуария жь против 23-го числа ей же, девице Евдокее, в нощи жь глас бысть: что де ты не идет к чюдотворцам. И она, девица Евдокия, на утре прииде в церковь Петра и Павла, и в часовне над гробами чюдотворцем молебствовала, и от той скорби исцеление получила».

На обороте: «К сей скаске Аврам Крохоняткин вместо сестры своей девицы Евдокеи по ея веленью руку приложил».

е) «Лета 7200 (1692)-го году месяца Ианнуария против двадесять четвертого числа на память преподобные матери нашея Ксении Римлянины приходил ко гробам князя Михайла, княгини Ксении,

466

 

 

княгини Настасии града Ярославля Ильинъсково приходу Иван Михайлов сын Попов з женою своею Парасковьею зубною болезнию, и во сне ей глас был: что де ты, милая, маешься, пойди к Петру и Павлу к чюдотворцам, да помолебствуй, и три свечки отнеси, будет де тебе легчи: и по том гласе молебствовала, и исцеление получила».

На обороте: «Ивашко Михайлов к сей скаске руку приложил».

ж) «7200 (1692) году месяца Генвуария 25 числа приходил ко гробом князя Михайла, княгини Ксении, княгини Настасии Богословского приходу Харлампей Хрисантиев сын мясник, ногами болен, и персть с водою з гробов их пил, а проходил о клюках, и исцеление получил».

На обороте: «К сей скаске Зиновейко Львов вместо Харлампия Хрисантьева сына мясника по ево веленью руку приложил».

з) «7200 (1692) года месяца Геннуария 28 числа приходила ко гробом князя Михайла, княгини Ксени, княгини Настаси зубною «болезнию того жь града Ярославля Духовного приходу вдовица ЕвгенииГригорьева дочь, молебствовала и персть с водою пила, и исцеление получила».

На обороте: «К сей скаске Васса Кондратьев сын Свешников вместо вдовицы Евгении Григорьевы дочери по ее велению руку приложил».

и) «7200 (1692) года месяца Ианурия 31-го числа приходила града Ярославля Вла(сь)евского приходу Ксения Васильева дочь Василья Алексиева жена Великосельца, кликущею скорбию одержима, и молебствовала на волоком берегу того же града Ярославля над гробами благоверного князя Михаила, и княгини Ксении, и княгинии Настасии, и персть с водою пила, исцеление получила».

На обороте: «К сей скаске Ивашко Никитин сын вместо Ксении Васильевские жены Великосельца по ее веленью руку приложил».

i) «7200 (1692) года Февраля 11 числа во иступлени ума был града Ярославля Воздвиженского приходу Афонасей Матфеев сын Желутьков и прибежал с образом Пресвятые Богородицы Владимирские в киоте к гробом благоверного князя Михайла, и благоверной княгини Ксени, и благоверной княгини Настасии, и персть з гробов их пил, и после тово благоверным мне убогому глас их был невидимо, и явление свое всем православным християном велели сказывать, и я потом над гробами их благоверных молебствовал, и воду святил, и воду на гроб их ставил, и от того часа исцеление получил».

467

 

 

На обороте: «К сей скаске Тишка Федоров сын вместо Афанасья Матвеева сына прозванием Желуткова по ево веленью руку приложил».

к) «7200 (1692) года месяца Февраля 14 числа града Ярославля Иля(и)нского приходу Харитон Сергев сын серебреник поизумелся явлению благоверного князя Михайла, княгини Ксении, княгини Настасии, и в том сомнении, что явилися Дмитрею Никитину сыну, и от того часа сына ево Иоанна случися скорбь под пазухой левые руки, хрящ стал в... 1) боле ейца, и я, паметуючи свой грех, им обесчался 2), и воду ставил, и молебствовал, исцеление получил от того часа».

На обороте: «К сей скаске Егорка Васильев сын и вместо Харитона Сергиева по ево велению руку приложил».

л) «7200 (1692)-го году Генваря в 25 день ярославец посацкой человек Дмитрей Никитин сын Струнник сказал: в нынешнем де 200-м году Генваря против 24-го числа в осмом часу нощи явились ему, Дмитрию, у него в доме благоверный князь Михаил, да благоверные княгини Ксения да Настасия в светлом одеянии, а жени в убрусах, и рекли: востани де, раб, и иди, возвести о нас святому владыке и всему освященному собору, и всем градцким жителем, и говори им, ничего не боясь, и ни единого слова не утаи, чтоб во всем граде в церквах Божиих молебны пели и воду святили со звоном, и святый владыка пришел бы на монастырь Петра и Павла к нашим гробам и нас бы свидетельствовал, ныне де ваше время пришло явитися; и буде владыка со властьми и со всем освященным собором, и все градцкие люди тебе, рабе Дмитрие, не поверят, и на град труси велии спустим, а есть ли и ты, рабе, чего владыке и всем градцким жителем об нас утаиш, хотя единое слово, и на тебя посещении велие спустим».

На обороте: «К сей скасье архангельской поп Федор вместо сына своево духовного Дмитрея Струнникова поево веленью руку прило(жил)».

м) «7200 (1692) года Феврали в 15 день ярославец посадцкой человек Дмитрей Никитин сын Струнник сказал: в нынешнем де в 200-м году Февраля против 14 числа во 8-м часу нощи перед благовестном. Спасова монастыри всенощного бдения он, Дмитрей, встав у себя в доме, и засветил пред Спасителевым об-

1) Но ветхости столбца не разобрано.

2) Чтение догадочное.

468

 

 

разом свещу, и молился, и того часу двери избные, в которой он, Дмитрей, молился, растворились сами, и к нему де, Дмитрею, вошли благоверный князь Михаил в светлом одеянии, подобием он, благоверный князь Михаил, круглолиц, власы на главе и бруди русы, да с ним же старец в схиме. А благоверный князь Михаил рек: святыйотец игумен, иди в ызбу к рабу Димитрию. А за ним, игуменом, шли благоверные княгини Ксения да Настасия, в светлом же одоянии, в убрусах, и рекли: рабе Димитрие, иди к церкви Петра и Павла верховных апостол, и возвести попу и дьякону с причетники, чтоб они на наши гробы воды и свечь не ставили, нам де пришло время явитися, а воду бы и свещи ставили посторонь наших гробов, а народ приходил бы к нам и к нашим гробам со страхом и со слезами молитись, и стояли б кротко, и никаких бы слов в божественное пение не говорили, и межь себя не шептали; а игумену как святое ево имя, впредь будет известно».

За общею с предшествующим показанием подписью.

н) «7200 (1692) года Февраля в 15 день ярославца Ивана Назарьева сына Мякушкина болезнию была, одер(жи)ма огневицею дщи ево Параскевия и милостию святых чюдотворцев, что у Петра и Павла верховных апостол моща их лежать, исцеление получил».

о) «Того жь числа Внифантья Мякушкина сын ево Иоанн младе(нец) болел огневицею жь, и по обещанию молебствовал, и воду святил, исцеление молитвами святых чюдотворцев получил».

Подпись: «А писал я Внифантей своею рукою».

п) «7200 (1692) года месяца Февраля 20 числа приходила к церкви Петра и Павла и к гробам благоверного князя Михаила и княгини Ксении и княгини Насгасин Семеновского приходу зубною болезнию Анна Никитина дочь, Феодора Максимова сына Прянишика (? рук.: Пряннишка) жена, и персть их з гробов на зубы клала, и от того часа исцеление получила».

На обороте: «К сеи скаске Ивашко Никитин сын вместо сестры своея Анны Никитины дочери, Федоровы жены, по ее веленью руку приложил «.

р)      «7200 (1692) года месяца Февраля 22 числа града Ярославля с посаду тое жь церкви Петра и Павла попадья Пераскева Гаврилова дочь одержима была скорбию главною и глухотою годы з два, и водою благоверных князя Михайла, княгини Ксении, княгини Настасии пила, и главу стирала, и в уши клала, и от того часа молитвами их здравие получила».

На обороте: «Петровской поп Иван вместо жены своея Парасковьи».

469

 

 

с) «7200 (1692) года месяца Февраля 22 числа града Ярославля того жь Петропавловского приходу Наталья Сергева дочь Трофимовская жена Дудова одержима была зубною болезнею, и з гробов благоверного князя Михайла, княгини Ксенин, княгини Настасии персть их на зубы клала, и от того часа исцеление получила».

На обороте продолжение подписи предшествующей скаски: «и дочери своея духовные Натальи Трофимовския жены по их веленью руку приложил».

т)  «7200 (1692) года Февраля в 23 день града Ярославля к церкви святых верховных апостол Петра и Павла, что на волском берегу, привозили жену расслабленную ко гробом благоверною великого князя Михайла и благоверных великих княгинь Ксении и Настасии ярославца посадцкого человека Алексея Григорьева сына Щепеника жену ево Анну Васильеву дочь Никольского приходу кремли города, и в том расслаблений в нощи нападе на нее дух нечистыи, нача ее давити и крест с нее и з гойтаном сорвал, и в то время глас бысть к ней невидимо: призови де ты на помощь благоверного великого князя Михайла, и благоверных княгинь Ксению и Настасию; ей же призвавши их на помощь, и абие дух нечистыи отступи от нея. И того же числа муж ее Алексей привез ее Анну к церкви святых апостол Петра и Павла скорбну на санях, и ко гробом благоверных в часовню из саней внесли на полсти, и молебствовали, и во время чтения святого евангелия она Анна сама встала, и к святому евангелию приложилась, и по совершении молебного пения на гробах к покровам приложилась же, и воду с перстию пила, и от того часа исцеление получила, и от снятых гробов пошла на своих ногах».

На обороте: «К сеи скаске Алешка Григорьев сын Щепеников в место жены своея Анны Васильевы дочери по ее веленью руку приложил».

у) «7200 (1692) года месяца Февраля в 27 день града Ярославля к церкви верховных апостол Негра и Павла приезжали ко гробом благоверных великого князя Михайла и великих княгинь Ксении и Анастасии того жь града Ярославля Власьевскова приходу Василей Сидоров сын Крашениник, скорбен был весь и расслаблен, и в том расслаблении им благоверным обещался, и молебствовал, и персть с водою с их гробов пил, и мазался, и от того часа исцеление получил».

На обороте: «К сеи скасысе Васька Сидоров сын Крашельник руку приложил».

470

 

 

III.  Следственный акт.

а)  «Града Ярославля церкви верховных апостол Петра и Павла поп Иван Матвеев над гробы благоверного князя Михайла и благоверных княгинь Ксении и Анастасии в часовне как молебны поет и водоосвящение.

На молебне:

Благословившу иерею,

Христос воскресе 3-жды.

Господи, услыши молитву мою.

Тропарь преподобному Михайлу.

Другой тропарь святым женам.

Да воскресен.

Псалом: помилуй мя, Боже.

Канон осмаго гласу преподобничен: воду прошед.

Другой канон того же гласу святым женам.

Запевы на тропарах: преподобно отче Михайле и святые жены Ксения и Анастасия, молите Бога о нас.

По всякой песни: избавите от бед и скорбей, преподобне отче Михайле и святые жены Ксения и Анастасия, яко вси по Бозе к вам прибегаем, выбо молите за нас Христа Бога нашего.

По шестой кондаки тех же канонов.

Евангелие: во время оно ста Иисус на месте равне.

Другое евангелие: рече Господь притчю сию, уподобися царствие небесное десяти девам.

На отпуску того молебна поминает верховных апостол Петра и Павла, и преподобного отца нашего Михайла Малеина, и святых жена Ксении и Анастасий.

А после того молебного пения он, поп Иван, в той же часовне начал водоосвящение.

А по начатии говорили: со духи праведных.

И канон за упокой до шестой песни.

И прокимен глас 3: Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся.

И прочет евангелие водоосвящения.

И стихеры последеие.

И ахтению говоря, совершил.

И кропил водою по чину.

б) И после того молебного пения на другой день я, убогий 1), к

1) Это говорит следователь, но посланный, как видно из дальнейшего, не

471

 

 

церкви верховных апостол Петра и Павла для свидетельства ездил и попа Ивана, как он поет молебны и по какому указу, и посадцкаго человека Мишку Никитина, которому было явление, допрашивал, и взял скаски за руками, а те скаски брал втайне от себе для ведомости подлинной, а в них пишет:

Церкви верховных апостол Петра и Павла поп Иван Матвеев сказал по священству: поет он молебны над гробами благоверного князя Михайла и благоверных княгинь Ксении и Анастасии пред образом Михаила Малейна, а каноны говорят преподобным женам Ксении и Анастасий, и воду святит, и недужяые исцеление получают; а молебны де он поет по указу преосвященного Иоасафа митрополита Ростовского и Ярославской, а на гробы пелены и пред них лампады со свещами и с маслом поставил Дмитрей, которому явление было, а где взял, и церковной староста Машка часовню по какому указу поставил, того он не ведает.

Мишка Никитин сын Струнников сказал: в нывешнем де двусотом году Октября в 22 день благоверный князь Михайло и бабушка ево, благоверная княгиня Ксения, и мати ево, благоверная княгиня Анастасия, явились ему и говорили: возвещай о наших мощах всему народу, а наши де мощи лежат у верховных апостоли, Петра и Павла, и чтоб из соборной церкви шли со крести и мощи их выняли, а мощи де наши лежат в земли, а земли де над нами только в четверть аршина, а мощи де наши все в целости. Λ после де того нощи по три было ему, Мишке, явление таковож. И после де тех явлений по ево извету преосвященный Иоасаф митрополит Ростовский и Ярославский приказал около тех мощей построить часовню и в ней петь молебны и воду святить, и недужные изцеление получают. На гробы их пелены принесли града Ярославля посадцкие люди. А после де тех явились ему паки, по церквам бы молебны пели 8 звоном, и чтоб владыка сам ехал к Петру и Павлу и мощи их вынял, а то де пришло время, что нам явитиса; а что де тебе от нас сказано, ни единого слова не утай; а буде не поверят нашему явлению, и мы спустим великой трусь и на тебя великое посещение.

в) И после тех вышеписанных сказок па другой день я, убогий, к церкви верховных апостол Петра и Павла ездил и досматривал.

митрополитом Ростовским, а салим патриархом, т. е. дело нужно понимать так, что митрополит представил челобитную Ярославских жителей патриарху и что последний и послал своего следователя.

472

 

 

И над гробами их под пеленами сверху насыпано белого камени опочного на четверть аршина. А под тем насыпным каменем насыпной же земли трухлявой и с костми мелкимитакож на четверть аршина. А под тою землею пришли камени белые, что кладутся на гробы. И по скаске ево, посадцкого человека Мишки Струнникива, тех мощей не объявилось. А тех каменей без твоего, государь, святейшего патриарха указу я, богомолец твой, понять (поднять) не смел, для того что 1) тех новоявленных мощей против их сказок те мощи не обрелись.

В житии святого и благоверного великого князя Феодора и чад его Давида и Констянтина написано: прииде во град Ярославль из Можайска великий князь Феодор, а в Ярославле державствует великая княгиня Ксения, жена великого князя Василия Всеволодича, у нее дщерь Мария. И великая княгиня Ксения дщерь свою Марию выдала за великого князя Феодора, и по ней притяжала (притяжал?) град Ярославль себе во область, и родися им сын, князь Михаил. И по повелению безбожного царя Батыя велено всем князем росииским ходити во орду и оттуду приимати началства. И пойде великий князь во орду к царю Менгутемиру з дары, и царь, видев его красоту, удержа у себе многое время. Потом отпущен бысть, и как бысть на пути, вестно ему учинилось, что княгиня ево Мария преставися, и сын ево Михаил остался в малых летех. И как прииде ко граду Ярославлю, сын ево и бояря в Ярославль не пустили, и он возвратился паки во орду и там был немалое время. И во орде царь выдал за блаженного Феодора дщерь свою, и в крещении нареченно имя ей Анна. И поживе блаженный во орде время немало, и родися ему два сына: Давид и Константин. И потом сын ево первой Михаил в Ярославле преставися, и по прошенью блаженного Феодора, царь из орды ево и с женою, а своею дщерию Анною, отпустил во град Ярославль, и з двемя сыны: Давидом и Констянтином. И ныне преподобный Феодор и с чады своими: Давидом и Констянтином, опочивают у нас во обители во едином гробе. А супружницы княгини Анастасии у преподобного князя Феодора не было. И то явление стало неправое (с) житием преподобного князя Феодора и с летописцы несходно. А в житии преподобного Феодора написано: первая у него была супружница Марна, от нее родися сын Михаил, а другая супружница была Анна, от нее родились два сына: Давыд, Константин; Анастасий ему «супружницы в его житии нигде в писании не обретается.

1) Слова: «не смел для того что» писаны очень разгонисто по подчищенному.

473

 

 

А по моему, богомолца твоего, осмотру у церкви верховных апостол Петра и Павла зделана над двомя гробами часовня, обита лубьем снаружья, а внутри обита рогожами. А в ней два гроба, и над ними выкладено кирпи чьем з глиною, а гроб от гроба стоят полшеста аршина. И у тех гробов построены лампады медные болшия, с свещами, и по две лампады стекляные з дерфвяйым маслом, день и нощь горят. И людей безчисленно приходят, и молебствуют безпрестанно. А около тоя часовни всеа строит церковь каменную ярославцы многие люди, и зделано σο окошко.

Да в то жь время привел ко мне, которому явление было, Мишка Никитин бабу да две девки. Женщина сказала: зовут де меня Антонида, а была де многое время слепа, и приехала де на деревни к бабе очнице, и лечилас, и после того пришла ко гробом, и ныне мало вижу. А две девки сказали: мы де были кликушами, а ныне де у гробов князя Михайла и княгинь Ксении и Анастасии от тоя болезни избавилис. А которые бутто исцеление получили, и те баба и две девки живут у него, Мишки, которому было явление.

Да дьякон тоя жь церкви Петра и Павла, которой те ложные чюдеса записывал, Иван Тимофеев, лежит при смерти в расслаблении, а дьяконица умре скоропостижною смертью тому недели з две».

(Этим кончается дело).

474


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.