13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Без автора
Прекращение празднования кн. Владимиру и кн-е Агриппине Ржевским
XII
Прекращение празднования князю Владимиру и княгине Агриппине
Раевским (города Ржева Тверской губернии).
1.
Акт освидетельствования могилы князя Владимира и княгини Агриппины
(напечатан в Вестнике Общества древне-русского искусства при Московском Публичном Музее за 1876 год № 1— 3, Смесь, стр. 9—10).
«1745 года Сентября 9 дня, по указу Святейшего Правительствующаго Синода Члена, Великого Господина, Преосвященнейшаго Митрофана, Архиепископа Тверского и Кашинского, Епархиальный его Преосвященства Консистории член Желтикова монастыря архимандрит Варлаам, да игумен Селижарова монастыря Никон, Иваницкаго монастыря Иона, приехали в город Ржев и того города Ржева при воеводе Иване Никифорове сыне Вашокове и при штаб и обер-офицерах с дворяны, при Бургомистре Иване Климове сыне Орлове с товарищами протчими (и) как духовнаго, таю и мирскаго, чина (при) нижеподписавшихся свидетелях, о мощах князя Владимира и о княгине Агрипины взыскание имели и свидетельствовали.
«А по взысканию и свидетельству во оном городе Ржеве Володимирове, (в) соборной церкви Успения Пресвятые Богородицы явилась на правой стороне от дверей с приходу под церковным полом от земли выведена гробница на четырех столбах простых аршина в три и обита тесом до полу, а сверх пола сделан гробница ж другая, резная вызолоченая, а сверх той гробницы большая положена цка, на которой написаны образы князя Владимира и княгини Агриппины. На оном образе подписано так: «в сей соборной церкви Успения Пресвятые Богородицы образ благовернаго князя. Владимира и благоверной княгини Агрипшшы радушием стольника, князя Сергия Феодоровича Абирнибесова, а в то время в сем го-
454
роде был он воеводою, от своего подаяния и собранием его ж и иных богомольцев» А на гробнице подписано тако: «в 1716 году, будучи во Ржеве Володимирове лантратом, Лука Иванов сын Целищев в соборной церкви Успения Пресвятые Богородицы построил сей иконостас благоверному князю Владимиру и благоверной княгине Агриппине по обещанию своему на память себе и жены своей и детем», на четырех столбах, резных же и вызолочееых; вверху тоя сени над помянутою цкою образ написан Отечество, а сверх того образа вверху деревянный малый крест вызолоченный. И по разобрании реченной сени и гробницы и церковнаго пола того же Сентября 9 числа начали землю рыть, и вырыто в глубину в полтора аршина, и сыскали одне человеческия лбы и кости гнилые иструпехленные без гроба; потом еще глыбже копать начали и сыскали еще три человеческия главы и с костьми, вниз лицем обращены, гнилые иструпленные же в прах, в среди небольшая глава и кости, а подле главы и костей по обе стороны купно же младенческие лбы и кости, а гробов же никаких не явилось, а того ж Сентября 10 в 11 чисел еще копано, выкопано в глубину сажени с две, а в длину и ширину но три сажени, а по выкопанию (—ии) изыскано фундамент каменный, над оным фундаментом сруб деревянный дубовый, срубленный шестериком, и в оном срубе явилось две цки, одна каменная, а другая деревянная дубовая, длина но три аршина, из-под них еще вырыто земли на четверть аршина, явились настояще благовернаго князя Владимира и княгини Агриппины два гроба дубовые выдолбленные и обиты кругом сколою березовою, а по вскрытии оных гробов явилась в первом гробе глава и кости гнилые человеческия истленные иструпленные, а в другом—полный воды, а также глава и кости человеческия и все в воде, гнилые, черные, иструпленные, и оные гробы длиною два аршина тринадцать вершков, и более в тех гробах ничего не явилось. И с вышеписанных мощах князя Владимира и княгини Агриппины свидетельствовали, на подлипнем подписано так: Желтикова монастыря архимандрит Варлаам».
2.
Доношения св. Синоду Тверской Консистории и Тверскаго архиепископа Митрофана.
а)
«Святейшему Правительствующему Синоду из епархиальной си-
455
нодальнаго члена преосвященнаго Митрофана, архиепископа Тферскаго и Кашинскаго, Консистории
доношение.
Прошлаго 1737 года, Декабря 5 дня, по присланному блаженные памяти Государыни Императрицы Анны Иоанновны, Самодержицы Всероссийския, из Святейшего Правительствующего Синода, указу и ее Императорскаго Величества имяннаго, состоявшагося Ноября 14 дня того ж 737 году, указа о состоянии и поведении епархии, что все ли добре или некое неисправление есть и котораго переставить невозможно, и для чего в Святейший Правительствующий Синод присылать репорты дважды в году, и по силе онаго ее Императорскаго Величества указу Святейшему Правительствующему Синоду епархиальная его преосвященства Консистория доносит: в новоприписном из Синодальной области к Тверской епархии городе Ржеве Володимерове, в соборной Успенской церкви имелась устроенная древянная гробница яко бы над мощми святых благоверных князя Владимера и княгини Агрипены Ржевских, над которою гробницею положен был оных же князя и княгиниобраз, написанной на дске, и как в той соборной, так и во всех во Ржеве церквах, в церковнослужениях на ектениях междо воспоминанием святых и оных князя Владимера и княгиню Агрипену воспоминали святыми ж и благоверными иотправляли им молебны и празднество на день святаго и равноапостолнаго великаго князя Владимера Киевскаго, по службе святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, а с котораго года и кем и с чего то воспоминание и празднество начато и подлинно ль под тою гробницею мощи их имеются и чудеса и исцелении какие от них кому были ль, по следствию не сыскалось, и того ради по определению его преосвященства посыланными во Ржев духовными персоны того города Ржева при воеводе, дворянстве и при купечестве в той соборной Успенской церкви по разобрании упомяненной гробницы и по раскопании под нею земли никаких мощей не сыскано, а явились токмо оных князя и княгини два гроба дубовые и в них голые истлелыя и иструпелыя кости, которые паки на том же месте зарыты, и имеющейся над гробницею образ их взять в Консисторию и между святыми в церквах оных князя и княгиню воспоминать и никакаго торжества и молебствия им отправлять запрещено, да того ж города Ржевы некоторых приходских церквей священно и церковно-служители явились в содержании раскола, которые по следствию и по изобличению (—и?) и сами в том признались и по увещанию (—и) обратились в соединение святыя
456
православно-кафолическия восточные церкви, также того города Ржевы и из посадских и других чинов в том же расколническом подозрении оказались, о которых производится следствие, а более того в Тферской его преосвященства епархии по собранным из духовных правлений и от старост поповских репортам в поведении епархии никаких неисправлений и суеверств не значится. Вашего святейшества всенижайший послушник Желтикова монастыря архимандрит Варлаам. Декабря 28 дна 1745 года» (доношение консистории читается в деле архива св. Синода 1744-го года о мощах несвидетельствованных, л. 122 и об.).
б)
«Святейшему Правительствующему Синоду
доношение 1).
В прошлом 745 году Тферской моей епархии, Ржевскаго уезду, Троицкаго Селижарова монастыря игумен Никон подал мне доношение. оной де моей епархии в городе Ржеве как в соборех, так и в грацких приходских церквах, в церковно-служениях на ектениях междо воспоминанием святых воспоминают князя Владимира и княгиню Агрипену святыми ж и благоверными и отправляют оным молебны и празнество на день святаго равноапостола великаго князя Российскаго Владимира, по службе святых благовернаго князя Петра и княгини Февронии Муромских, и во Ржевском де Успенском соборе яко бы над мощми оных князя и княгини от земли выведена деревянная гробница и над нею положен был оных же князя и княгини написанной на доске образ, а с котораго году и с чего и кем то воспоминание и празнество начато и под тою ль гробницею оный князь и княгиня погребены и чудеса и исцеления от них кому какие была ль, о том при следствии онаго собора протопоп и протчия священнослужители показали, что не знают, и никакой летописи и записок не явилось. II по силе святых правил и Духовнаго Регламента, по приказанию моему, в том же 745-м году в Сентябре месяце Тферской моей Духовной Консистории член, Желтикова монастыря архимандрит, Варлаам да
1) Не совсем понятно, что архиепископ доносил св. Синоду слишком много спустя времени после Консистории. Не дается знать в доношении, но, может быть, дело нужно понимать так, что жители города Ржева подавали протест в св. Синод и что последним нарочито было требовано объяснение от архиепископа.
457
игумены—означенной Селижарова монастыря Никон и Вашшескаго монастыря 1) Иона того юрода при воеводе Иване Венюкове (sic) и при многих штап и обер-офицерах и дворянех и при бургомистре Иване Орлове с товарищи и протчих как духовнаго, так и мирскаго чина свидетелях о тех яко бы мощах свидетельствовало, к которому свидетельству своеручно и подписались. А по свидетельству их явилось: в помянутом Успенском соборе на правой стороне от дверей с приходу»... Далее прописывается сполна напечатанный нами выше акт свидетельствования мощей князя и княгини, до последних его слов: «а более в тех гробах ничего не явилось». За тем: «И помянутый над бывшею гробницею оных князя Владимира и княгини Агрипены образ взять во Тферь, в Духовную мою Консисторию, а показанные изысканные два гроба князя Владимира и княгини Агрипены со всим, что в них явилось, на том же месте паки в землю зарыты и земля разровнена и онаго князи Владимира и княгини Агрипены в церквах нигде воспоминать не велено и где в церквах и в домех имеются оных князя и княгини образа, велено по силе Духовнаго Регламента отобрать, и о вышеписанном вашему святейшеству в полное благоразсмотрение всепокорнейше сим доношением предлагаю. Вашего святейшества послушник смиренный Митрофан архиепископ Тферский. Маия 11 дня 1747 года» (доношение архиепископа — в том же деле архива св. Синода о мощах несвидетельствованных, лл. 611—613).
Кто такой есть этот князь Владимир, который погребен был в соборной церкви города Ржева и которому было праздновано в городе как местному святому, остается неизвестным. В старое время город Ржев назывался, как он называется и в акте освидетельствования мощей князя и княгини и в доношении Консистории, Гжевой Володимеровой. По всей вероятности, князь, имя которого присоединялось к названию города, и был погребен в соборной церкви его и был чтим в нем как местный святой. Но в свою очередь остается достоверно неизвестным и то, по имени какого князя Владимира город назывался Володимеровым. С 1216-го года, под которым Ржев впервые упоминается в летописях, и до половины XIV века он принадлежал к Смоленскому княжеству (уезд его пограничен с Смоленской губернией и сам он находится не особенно далеко от границы) В доме Смоленских князей были два Владимира: Владимир Рюрикович, праправнук Владимира Моно-
1) Монастырь назывался Иваниц (—щс)ким и Ваниж(е)ским.
458
маха, попеременно князь Смоленский и Киевский, скончавшийся в 1238-м году, и Владимир Мстиславич, двоюродный брат первого, сын Мстислава Храброго и родной брать Мстислава Удалого, князя Торопецкого, до 1222-го года бывший два раза или несколько раз князем Псковским, по удалении из Пскова упоминаемый как живой под 1226-м годом и после сего второго года неизвестно когда скончавшийся (княгиня Псковская Евфросиния, в монашестве Евпраксия, убитая своим пасынком, о которой см. в списке почитаемыхь усопших, — супруга его сына Ярослава) Из двух этих Владимиров, если разуметь того или другого из них, со всею вероятностью должно будет считать владетелем Ржевы, давшим ей свое имя, Владимира Мстиславича: под 1216-м годом Ржева называется в летописях городом Мстислава Удалого, князя Торопецкого, и представляется необходимым думать, что Мстислав отдал ее не двоюродному брату, которому он не имел побуждений отдавать и который не нуждался в таких городах, как тогдашняя Ржева (называемая в летописях уменьшительно Ржевкой), а своему родному брату, который помимо Пскова, бывшего лишь временным и так Сказать случайным его владением (ибо занятие Псковского стола зависело от избирания и призывания его Псковичами), мог быть совсем безземельным (как это и дает предполагать 1-я Псковская летопись под 1213-м годом, называя его князем Торопецким, т. е. князем, не имевшим собственного удела) Таким образом, если принимать, что погребенный в соборе города Ржева князь Владимир, по имени которого город назывался Ржевой Володимеровий, быль из дома князей Смоленских, то с полною вероятностью нужно будет видеть в нем Владимира Мстиславича, сына Мстислава Храброго и брата Мстислава Удалого, князя Торопецкого, который, как мы сказали, скончался неизвестно когда после 1226-го года.
Княгиня Агриппина, погребенная вместе с князем Владимиром, конечно, была его супруга.
459
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.