13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Без автора
Указ св. Синода 1727-го года и мощах Варлаама Керетского
XI.
Указ св. Синода от 31-го Мая 1727-го года о мощах Варлаама Керетского.
(Напечатан в Полном собрании постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания, т. VI, № 1968, стр. 17. Печатаем извлечение).
Архиепископ Холмогорский Варнава, исполняя указ св. Синода от 7-го Июля 1722-го года, которым повелевалось: «деревянные часовни, где построены, разобрать, а каменные употребить на иные потребы» 1), приказал разбирать часовни в своей епархии и вслед за сим получил донесете от священника и причетников Керетской волости, составлявшей вотчину Соловецкого монастыря 2), что при разобрании их часовни «явился» в последней «преподобнейший Варлаам, которого де почитали за святого издавна, не свидетельствованный». Во исполнение другого указа св. Синода от того же 1722-го года, именно—о поддельных мощах 3), архиепископ послал в Соловецкий монастырь свой указ, чтобы «в оной Керецкой волости за святого почитаемого освидетельствовать», и о результате свидетельствования получил два, несогласные между собою, донесения. Послан-
1) Этот указ св. Синода во II т. Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания, № 509, стр. 156 (они—от 28-го Марта, а 7-го Июля, вероятно, он получен архиепископом).
2) Село Кереть, бывшее главным местом Керетской волости, находится на северо-западном берегу Белого моря, при впадении в него реки Керети, в 191-й версте к северо-западу от города Кеми, к уезду которого принадлежит.
3) Разумеется напечатанный нами выше под № I указ от 15-го Марта 1722-го года о тои, чтобы в гробницы и раки, поставленные над необретенными телами святых, не класть резвых и издолбленных колод, который в передаваемом нами донесении архиепископа Синоду прописывается сполна и на который архиепископ ссылается не совсем к делу.
451
ный от монастыря иеромонах, производивший досмотр «с прочими иереи и со иеродиаконы, при всенародном собрании», доносил: «обрели де преподобнаго Варлаама в часовне, в земле, глубиною аршина в полтора, не во гробе, но просто лежаща, токмо де одежда на нем монашеска обветшала, а во оных (sic, одеждах?) кости ветхия и основание и подобие все человеческое, кроме благоухания, якоже и прочих усопших кости лежат, и оные де вложа в новопостроенный гроб и внесли и поставили в церковь великомученика Георгия и покрыли доскою и запечатали». Священник Керетской волости с своей стороны сказкою показал: «Преподобнаго де Варлаама из земли выкопали и обрели в Поморской керёжке 1), облачен в черном Русском кафтане, и оная де керёжка вся изгнила, а кафтан и мощи его и на главе его власы и брада—все цело а благоухания де тогда в часовне никакова от мощей его не было, а как оные его мощи из земли вынули и внесли в церковь великомученика Георгия, а из церкви в алтарь, и оный де иеромонах Иона с десятским досматривали, и тогда де от мощей его благоухание было видимо всем, подобно де тому, аки бы от рослаго ладону дым, и тогда де он, священник Василий и дьячек Игнатий, сказывали и говорили оному иеромонаху Ионе: исходит де от мощей преподобнаго благоухание, и он де иеромонах им говорил: исходит де от горна дым, а не благоухание». Получив сейчас приведенные донесения, архиепископ приказал: «на том месте, идеже рака преподобнаго поставлена, выкопав яму и учинить в ней гроб каменный или кирпичный или обставив по бокам досками и вложив в раку святаго и учинить на верху своды и заклепав землею засыпать до указу вашего святейшества (т. е. Синода, которому пишет архиепископ), а по нем панихиды в приличные дни и в проскомидии и в литургии править и поминать» После сего, именно — 16-го Января 1727-го года, архиепископ обратился в св. Синод с донесением, в кото-
1) Напечатано по ошибке или потому, что не разобрано в рукописи: керемке. Керёжка есть уменьшительное от керёжа, а керёжа есть название Лопарских саней, назначенным для езды на оленях, которые «формою своей и отсутствием полозьев напоминают лодку», см. Очерки природы и быта Беломорского края России А. Михайлова, Спб., 1868, стр. 215. И по устным преданиям местных жителей, преп. Варлаам обретен был в керёже.—ibid. стр. 192 fin..
2) По-видимому, противоречие показания священника показанию иеромонаха через чур сильно; но оно не будет через чур сильным, если под мощами мы будем разуметь у него, как и должно, кости.
452
ром изложил все переданное нами, с присовокуплением краткой повести о Варлааме, кончающейся записью о четырех его чудесах 1), и спрашивал Синод, как он заблагорассудит быть и чинить повелит. Св. Синод, по выслушании донесения архиепископа, «разсуждая о том, что в вышеупомянутом свидетельстве явилась рознь, приказали: быть тем мощам в земле так, как у преосвященнаго Варнавы, архиепископа Холмогорскаго учинить определено, и кто похощет онаго поминать, тем не возбраняется, а впредь о таких мощах свидетельство чинить опасно, с достоверным испытанием; и тех людей, которые к таким найденным мощам станут приписывать чудеса, приводить к присяге—не ложно ли для какой учинили страсти, ибо и во оной повести (т. е. о Варлааме, приложенной к донесению архиепископа) означены трое человек те чудеса приписующие, а какова они жития и не подозрительны ль, не означено, чего для и верить тому не надлежит».
1) По этой повести, Варлаам жил в царствование Ивана Васильевича Грозного и был священником в Коле у церкви св. Николая; подпав искушению диавола, он убил свою жену и, чтобы застрадать свой грех, ездил с мертвым телом по Белому морю с места на место один в карбасе, не выпуская весел из своих рук, до тех пор, пока тело не предалось тлению (не обратилось в прах); постригшись после сего в монахи, он вселился в пустыне; скончался в Чупской губе (на Терском иди северном берегу Белого моря, при устьи реки Чеванги. выходящей из Чупского иди Чуповского озера, лежащего между 54—55 градусами долготы), откуда потом перенесен был в Кереть. Повесть отдельно напечатана гр. Μ. В. Толстым в его дополнениях к Книге, глаголемой описание о Российских святых,—Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1887-го года кн. IV, стр. 162, и Π. В. Знаменским в 1-ё книжке 73-го тома Записок Академии Наук,—приложений к протоколам стр. 49.
453
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.