Поиск авторов по алфавиту

Автор:Игнатий (Брянчанинов), святитель

Игнатий (Брянчанинов), свт. Письма к мирянам. Письмо 37.

37.

Предлагаю вам священную глубокой древности повесть: «Три усердные к добродетельной жизни инока предположили для себя следующие благочестивые занятия: первый—примирять поссорившихся между собою. К этому занятию приводило его слово Евангелия: «блажени миротворцы». Второй решился всю жизнь проводить в служении больным; его привлекли к такому занятию слова Господа: «болен бех и посетисте Мене». Третий удалился на безмолвие в пустыню. Примирявший враждующих между собою имел очень скудный успех. Утомившись, он пришел к брату, посвятившему себя служению больным; но и того нашел ослабевшим, не могущим долее продолжать своего служения. Тогда оба согласились повидаться с пустынником. Пришедши к нему, они поведали ему скорбь свою и умоляли сказать им, что приобрел он в безмолвии? Пустынник, несколько помолчав, взял воды, и, налив в чашу, сказал им: посмотрите в воду. Они посмотрели, во не увидели ничего, потому что вода была мутна. По прошествии не многого времени пустынник опять сказал им: вода устоялась,—теперь посмотрите. Когда они посмотрели в воду,— увидели в ней лица свои, как в зеркале. Он сказал им: живущий посреди человек не видит своих согрешений, будучи возмущаем развлечением мира; когда же он придет на безмолвие, особенно в пустыню, тогда начинает усматривать живущий в себе грех». Надо сперва усмотреть грех свой потом омыть его покаянием и стяжать чистоту сердца, без которой невозможно совершить ни одной добродетели чисто, вполне, с извещением совести.

 

 

500

Зрение своих согрешений—не так легко, как может показаться по наружности, при первом, поверхностном взгляде. Чтоб стяжать это зрение,—нужно много предварительных сведений. Нужно подробное знание закона Божия, без чего нельзя знать положительно—какие именно дела, слова, помышления, ощущения принадлежат правде,—какие греху. Грех часто принимает вид правды!—Нужно знать подробно свойства человека, чтоб звать—в чем заключаются греховные язвы ума, в чем язвы сердца, в чем язвы тела. Нужно знать,—что падение человека? Нужно знать, какие свойства должны быть у потомков нового Адама, чтоб видеть—какие и в чем наши недостатки. Столько-то требуется предварительных сведений, сведений важных, для получения подробного сведения и ясного зрения своих согрешений! К такому зрению приводит истинное безмолвие. Оно доставляет душе устроение, подобное чистым зеркальным водам: в них видит человек и свое состояние и, соразмерно преуспеянию своему, состояние ближних.

Мое уединение прерывается частыми внутренними и внешними молвами; вода моя по большей части мутна! редко, редка получает она некоторую зеркальность,—и то,—на мгновение! В это краткое мгновение рисуется пред очами ума моего привлекательнейшее зрелище. Вижу бесконечную ко мне милость Божию, вижу цепь беспрестанных Божиих благодеяний. За что излились они на меня?—Недоумеваю. Чем заплатил я за них Благодетелю?—беспрерывными грехами. Смотрю на грехи мои и ужасаюсь—как бы смотрел я в страшную глубокую пропасть, от одного взора в которую начинает кружиться голова. А что, если смерят эту пропасть?... И начинаю измерять ее скорбью, измерять воздыханиями и рыданиями!... Еще рыдаю,— внезапно изменяется в сердце печаль на восхитительную радость: как будто кто-то говорит моему сердцу: «Непостижимый благодетель Бог недоколен Своими благодеяниями; Он еще хочет ввести тебя в небо, соделать причастником наслаждения вечного». Я верю этому: всякого благодеяния, как бы оно ни было велико, можно ожидать от безмерной благости Божией. Верую,—и в тихое, упоительное веселие погружается все существо мое.

 


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.