Поиск авторов по алфавиту

Автор:Игнатий (Брянчанинов), святитель

Игнатий (Брянчанинов), свт. Письма к мирянам. Письмо 31.

31.

Приветствую вас письменно—в ответ на ваше дружеское письмо и христианское приветствие—прежде приветствия личного, которого, надеюсь, Господь вскоре меня сподобит. Сердечно утешен тем, что вы провели Страстную седмицу по обычаю вашему в обители преподобного Сергия,—в временном земном пристанище, которое благоволил Бог дать мне с единомудренными моими братьями—моим семейством духовным. В будущем веке да даруется нам неизреченною благостью Господа обитель вечная, в которой да будет и для вас приют, не для срочного приезда,—для постоянного пребывания. Письмо ваше в декабре я получил: тогда я был очень слаб. Действие сильного и полезного лекарства держало меня наиболее в постели, а голову так одурманило, что я сделался неспособным ни в каким умственным занятиям. Поэтому, как пред вами, так и пред многими другими, провинился одною и тою же виною: молчанием.

Когда я услышал о происшествиях, изменяющих лице земли,—я не почувствовал ни удивления, ниже того интереса, который бывает при слухе о чем-нибудь новом. Когда я услышал об этих происшествиях—я как бы услышал о смерти человека, давно-давно страдавшего и изможденного неисцельным недугом, заживо умерщвленного этим недугом прежде умерщвления смертью. Такой всегда мне казалась образованная Европа, иди так называемый просвещенный мир. Мое не удивление показалось странным мне самому. В то время как я размышлял о моей холодности—внезапно вспомнились мне слова Спасителя: «Егда услышите, и слышания бранем, не ужасайтеся: подобает бо но не у кончина. Восстанет бо язык на язык, и царство на царство: и будут труси по местам, и будут глади и мятежи: начало болезням сия». (Марк. XIII, 7, 8). Здесь особенно замечательно то,—и на этом слове Евангелия я всегда останавливался,—что последним признаком начальных бо-

 

 

495

лезней, долженствующих предшествовать окончательной болезни—антихристу, писание выставляет «мятежи».

Рационализм с своими постановлениями не может остановиться в движении своем, как имеющий основанием непрестанно изменяющийся разум человеческий. Надо ожидать большего и большего развития болезни. Она начала потрясать спокойствие народов с конца прошлого столетия; чем далее, тем действие ее обширнее, разрушительнее. Из окончательного, всемирного действия этой болезни должен возникнуть «беззаконник», гений из гениев, как из французской революции родился его предизображение—колоссальный гений, Наполеон.—Что меня поражало больше, нежели нынешние обстоятельства? Меня поражали причины этих обстоятельств: общее стремление всех исключительно в одному вещественному, будто бы оно было вечно,—забвение вечного, как-бы несуществующего,—насмешки и ругательства над христианством,— утонченное и лютое гонение на Церковь, гонение на жизнь ее, на Святого Духа—заменение Духа и Его уставов лжеименным разумом и уставами, исходящими от миродержца—общая, всесветная молва, как-бы при столпотворении, — повсеместное устройство железных дорог—работа, подобная столпотворению. Надо заметить, что Бог, как говорит писание, с тою целью смесил языки, и разделил народ на народы, чтоб лишить людей возможности все греховные предприятия приводить в исполнение общими силами всего соединенного человечества: паровозы возвращают людям эту возможность. Тогда, при столпотворении, низшел Бог, говорит писание, взглянуть на дела человеческие, и остановил безумное начинание смешением языков; теперь близок час, в который снова сойдет Бог воззреть на дела человеческие, и положить им конец уже не смешением языков, а заменением мира, созревшего и обветшавшего в беззакониях, миром новым и непорочным.

Во время странствования моего я имел возможность довольно подробно взглянуть на землю Израилеву,—на Церковь. Что сказать о ней? О ней надо сказать слова пророка о земле, «низвращенной от меча, собранных от язык многих на землю Израилеву». «Бысть пуста весьма». (Иезек. XXXVIII, 8).

 

 

496

Это говорит пророк вдохновенный, когда видел вдали времен время последнее, судьбу. Церкви, и могущественное царство, возникающее на севере.

По непостижимой милости Божией нам дано туне величайшее благодеяние Божие: «познание Христа, православная вера во Христа». Народ,—и в частности—душа человеческая, неприступны для безбожного рационализма и его последствий, доколе они ограждены святою верою. Надо бдеть и молиться по завещанию Господа, чтоб избежать напастей видимых и невидимых.

 


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.