Поиск авторов по алфавиту

Автор:Игнатий (Брянчанинов), святитель

Игнатий (Брянчанинов), свт. Письма к мирянам. Письмо 11.

11.

Святая истина, извещается сердцу тишиной, спокойствием, ясностью, миром, расположением к покаянию, к углублению в себя, к безнадежию на себя, к утешительной надежде на Бога. Ложь, хотя бы и облеклась в личину добра, познается по производимому ею смущению, мраку, неопределительности, переменчивости, развлечению, мечтательности; или же она только обольщает сердце,—льстиво приносит ему довольство, упитательство собою, какое-то неясное, мутное наслаждение. И это наслаждение обольщенного сердца похоже на притворную тишину, которою прикрыта поверхность глубокого, темного омута,—жилища чудовищ. Между прочими обманчивыми тлетворными зефирами, навевающими на сердце эту страшную тишину, это

 

 

454

бедственное, гибельное наслаждение, навевает их на него и чтение известной книжки Фоме Кемпийского, западного монаха, находившегося в бесовской прелести, книжки: «Подражание». Обольстительное наслаждение питается самомнением, которое рождается от тонко действующего тщеславия, ослепляющего ум и сердце; оно любит высказать себя, оно позволяет себе, отклоняться от точного повиновения святой церкви,—умнее ее, оно, как и все прелести, козни диавола, как сам диавол в его чадо—грех, не терпят благоухания для них смертоносного, убийственного благоухания, которое издают из себя покаяние и его плод — смирение. Спаситель мира сказал: «блаженни нищия духом, блаженни алчущий ныне, блаженни плачущие ныне, и—горе вам насыщеннии ныне».

Ум человеческий не в состоянии отличить добра от зла; замаскированное зло легко, почти всегда, обманывает его. И эта очень естественно: ум человеческий юн, а борющие его злыми помыслами имеют более, чем семи тысячелетнюю опытность в борьбе, в лукавстве, в ловитве душ человеческих. Различать добро от зла принадлежит сердцу,—его дело. Но опять нужно время, нужно укоснение в заповедях евангельских, чтоб сердце стяжало тонкость вкуса к отличию вина цельного от вина по дельного. Что дело сердца отличать добро от зла и что сердце не вдруг стяжавает способность совершать принадлежащее ему дело,—то и другое засвидетельствовал Апостол: «Совершенных есть твердая пища», сказал он:  имущих чувствия обучена долгим учением в рассуждении добра же и зла» (Евр. V, 14). Потому: то, доколе сердце не стяжет навыка отличать добро от зла, очень полезен опытный советь ближнего—воспитанника Восточной церкви, единой святой, единой истинной,—ищущего и нашедшего в повиновении ей блаженную свободу. «От послушания», сказал св. Иоанн Лествичник: «рождается истинное смирение; от смирения—истинное духовное рассуждение, или разум». И так вне неуклонного послушания церкви нет ни истинного смирения, ни истинного духовного разума; там обширная область, темное царство лжи и производимого ею самообольщения. Отличается добро от зла очень многими признаками, которые познаются по мере духов-

 

 

455

ного преуспеяния. В начале письма моего я назвал те признаки, которые ближе к душевному состоянию вашему. И они очень достаточные признаки! Приучайтесь мало по малу по ним различать добро от замаскированного зла.

Христос с вами!


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.