Поиск авторов по алфавиту

Автор:Игнатий (Брянчанинов), святитель

Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово на открытие Иоанно-Предтечева женского монастыряблизь города Ставрополя кавказского

СЛОВО

НА ОТКРЫТИЕ ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕВА ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ, БЛИЗЬ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ КАВКАЗСКОГО.

Изыдите от среды их, и отлучитеся, глаголет Господь: и нечистоте их не прикасайтеся: и Аз прииму вы:

1) Преподобный Григорий Сонант. 137 глав, глава 19-я. Добротолюбие, 4.1. 2) Псал. СII, 2—5.

 

 

366

и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель 1). К кому из человеков произнесено это призвание Божие?—к тем, которые познали и уверовали, что назначение, данное Богом человекам при сотворении, возвращенное при искуплении, заключается в том, чтоб человеки сделались сынами и дщерями Божиими. От кого повелевает Бог отлучиться людям, желающим соделаться сынами и дщерями Божиими?—от общества тех людей, которые увлечены житейскими попечениями, земным преуспеянием, земными наслаждениями, которые не обращают никакого внимания на высокое духовное назначение человечества.

Обольстительна земная жизнь! страшно падение наше! Мы видим своими очами, что все, без исключения, братия наши, после более или менее продолжительного странствования на земле, одинаково краткого пред беспредельною вечностью, умирают; мы видим, что они покидают здесь и богатство и все временные преимущества, самое тело свое. Мы видим ото; мы знаем, что и мы должны непременно умереть, но проводим земную жизнь, как бы вечные на земле; все силы души и тела истощаем на искание земных благ, отнимаемых смертью; предаемся греховным пожеланиям и стремлениям, жаждем насладиться обильно грехом, убившим нас, попираем заповеди Божии, пренебрегаем Его угрозами и обетованиями. Очень естественно, что, при таком поведении человеческого общества, Бог повелевает избранным своим: Изыдите от среды их, и отлучиться: и нечистоте их не прикасайтеся: и Аз прииму вы: и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери.

Удаление от мира и странническое пребывание в пустынях, при терпении различных недостатков и лишений, избрали для себя уже многие ветхозаветные праведники. Они, говорит Апостол, проидоша в милотех и в козьих кожах, лишени, скорбяще, озлоблени: ихже не бе достоин весь мир, в пустынях скитающеся, и в горах, и в вертепах, и в пропастех земных 2). Они самою жизнью исповедали, что человек—изгнанник и пришлец на земле 3), так как сыны

1) 2 Кор. VI, 16, 17. 2) Евр. XI, 37, 38. 3) Евр. XI, 13.

 

 

367

мира самою жизнью исповедуют свое самообольщение. Святой Иоанн, Предтеча Господень, с детства водворился в пустыне и, в пустыне получив повеление от Бога, вышел в страну Иорданскую, возвещая человечеству пришествие Искупителя, увещавая человечество приуготовиться к принятию Искупителя посредством покаяния и смирения 1). Господь наш Иисус Христос начал великое служение Свое с удаления в пустыню, лощения в ней и побеждения диавола, показывая нам, что удобнейшее место для подвижнической жизни и для приготовления себя к служению Богу есть пустыня. Во время проповеди Своей Господь часто удалялся в пустыню для молитвы, не имея Сам в этом нужды, как совершенный Бог, но показывая нам, немощным человекам, что удобнейшее место для неразвлеченной и усиленной молитвы есть уединенная пустыня. С самого начала христианства первенствующие христиане тотчас же стали оставлять шумную средину городов, селиться в оконечностях их, в предместьях и окрестностях. Особенно поступали так христиане многолюдного города Александрии; там уединенные жилища их получили название монастырей, а сами они — название монахов, т. е. уединенных (от греческого слова μόνος, один). Предместие Александрии и ее окрестности были наполнены кельями христиан, проводивших жизнь уединенную. Впоследствии, когда соблазны среди мира умножились, благочестивые монахи, по повелению Божию, еще далее углубились в пустыни, и основали различные образы монашеской жизни. Преподобный Пахомий Великий, наставленный Ангелом, учредил общежития для мужчин и женщин— тот род иноческой жизни, который принят и новорожденною обителью инокинь, сегодня нами открываемою и благословляемою по благословению Святейшего Синода, по повелению Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича. Но все виды монашеской жизни, разнообразные только по наружности, имеют одну цель; она заключается в том, чтоб устранить немощь нашу от обольщений и впечатлений мира, дать должную цену и временной и вечной жизни, употребить первую для получения второй. «Сыны Божии—сказал преподобный

1) Лук. I, 80; III, 23.

 

 

368

Исаак Сирский—тем и отличаются от прочих, что они живут в скорбях, а мир блистает наслаждением и покоем. Не благоволил Бог, чтоб возлюбленные Его покоились, доколе они в теле; Он восхотел, чтоб они, доколе находятся в этом мире, пребывали в скорби, в положении отяготительном, в трудах, в скудости, в наготе, в уединении, в нужде, в недуге, в уничижениях, в оскорблениях, в сокрушении сердца, в утруждении тела, в отречении от сродников, в образе мыслей печальном, в особенном взгляде на всю тварь, в жилище, непохожем на обыкновенные жилища человеческие: в жилище уединенном и безмолвном, удаленном от взоров человеческих, чуждом всякого земного увеселения. Они плачут, а мир смеется, они сетуют, а мир веселится; они постятся, а мир наслаждается» 1).

Когда взору, смотрящему на вселенную из христианского благочестия, представятся гордые великолепные палаты, воздвигнутые человечеством для изобильного земного увеселения, для торжества и наслаждения своим падением, для того, чтоб развивать, печатлеть, упрочивать, соделывать неотъемлемым достоянием это падение: тогда сердце исполняется неизъяснимой горести и страха. Напротив того, оно исполняется тихого утешения, когда взору представится смиренное жилище иноков, их убогие кельи, более похожие на шатры, нежели на здания, убогие кельи, свидетельствующие, что это — стан духовного Израиля, странствующего по пустыне земной жизни, стремящегося в землю обетованную—на Небо. Коль добри доми твои Иакове, и кущи твоя, Израилю! яко дубравы осеняющие, и яко садие при реках, и яко кущи, яже водрузи Господь, и яко кедры при водах. Благословляющии тя благословени 2). Блаженны жители этих кущей, блаженны обитатели этого стана! яко не идоша на совет нечестивых, и на пути грешных не сташа, и на седалище губителей не седоша: но в законе Господни вся воля их, и в законе Его поучатся день и нощь 3). Благослови душе моя Господа! 4) Хвали душе моя Господа! 5) Благословен Господь,яко удиви милость свою

1) Пр. Исаака слово 36. 2) Числ. XXIV, 6, 9. 3) Пс. I, 1, 2. 4) Пс. СII, 1. 5) Пс. CXLV, 1.

 

 

369

во граде ограждения! Яко удиви милость свою: это значит— Господь совершил величайшую милость, даровав Обитель, огражденную от соблазнов мира и местом, и стенами, и обычаями, и самою одеждою,—обитель для дщерей Своих, пожелавших удалиться и отчуждаться от мира для постоянного Богослужения. Скрыеши их, Боже, в тайне лица Твоего от мятежа человеческаго, покрыеши их в крове от пререкания язык 1).

Принесем отсюда, из отдаленной Пустыни, из отдаленного Кавказа сердечный голос глубокой благодарности Благочестивейшему Государю нашему, Императору Александру Николаевичу, даровавшему на обширном пространстве благословенной, Православной России новый приют для дев и вдовиц, принесших себя в живую жертву Христу. То благословение Божие, которое обетовано напоившему чашею студеной воды ученика Христова, да почиет над Помазанником Божиим за удовлетворение духовной, благочестивой жажды многих душ. Принесем благоговейную благодарность Святейшему Синоду, благословившему иноческое общежитие в странах Кавказа, где давно забыты местными жителями не только иночество, но и христианство, куда, вслед за победоносным русским оружием, вступило сперва христианство, а ныне вступает и монашество. Воздадим должную признательность Основателю сей Обители, первому Святителю кавказскому; молитвы и благословение Основателя Обители да помогут ей преуспеть и усовершиться и в нравственном, и в вещественном отношениях. Призовем благословение Божие на всех, споспешествовавших учреждению и устроению Обители во имя Господне: да уготовятся им сторичные небесные воздаяния от всещедрого Бога нашего, пред Которым не забыто никакое самомалейшее подаяние и пособие. Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя Имя Святое Его2).

Благословенны и вы, девы и вдовицы, собравшиеся в Пустыню для усвоения себя Богу! Благую часть вы избрали, если до конца земной жизни вашей будете иметь целью непрестанное

1) Пс. XXX, 21. 2) Пс. СII, 1.

 

 

370

Богоугождение. Соделайтесь достойными призвания Божия! вы призваны Отцом небесным в дщери Ему: употребите все усилие, чтоб сделаться дщерями Бога. Не отяготитесь подчиненностью вашею, смиренным положением вашим: ибо и Господь наш Иисус Христос Себе умалил, зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом обретеся яко человек, смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя 1). Не отяготитесь вашими продолжительными молитвословиями, вашими бдениями и вашим постом: иже бо Христовы суть, плоть распята со страстьми и похотьми 2), сказал Апостол. Не отяготитесь недугами телесными и прочими злостраданиями и лишениями, которые попустит вам Господь для очищения вашего: его же бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, его же приемлет 3). Слуги Божии, хотя, по-видимому, и подвергаются многоразличным скорбям и страданиям, пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их безсмертия исполнено: и вмале наказами бывше, великими облагодетельствовани будут: яко Бог искуси их, и обрете их достойны Себе. Яко злато в горниле искуси их, и яко всеплодие жертвенное прият я 4). Не отяготитесь теми поношениями и оскорблениями, которым вы можете подвергнуться от мира: аще мир вас ненавидит, говорит в утешение ученикам и последователям Своим Спаситель, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде. Аще от мира бысте были: мир убо свое любил бы: яко же от мира несте, сего ради ненавидит вас мир 5). Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселиться, яко мзда ваша многа на небесех 6). Основываясь на этих свидетельствах Священного Писания и на других бесчисленных, святые Отцы признали, что попущаемые Божественным Промыслом скорби христианину служат достовернейшим признаком милости в нему Божией, попечения о нем Божия. Так утешает злостраждущего инока блаженный Иоанн Карпафийский: «Глаголет к тебе, о иноче! Отец твой Небес-

1) Филип. II, 7, 8. 2) Гал. V, 24. 3) Евр. XII, 6. 4) Пр. Сол. III, 4. 5) Иоан. XV, 18, 19. 6) Матф. V, 11, 12.

 

 

371

ный, прелюбяй тя, и оскорбляяй тя различными искушениями: Добре веждь, иноче терпеливе, зане якоже чрез Пророка глаголах: буду тебе наказатель, и срящу тя на пути египесте, скорбными тя обучая: и пути порочные загражду тернием Моего Промысла, бодый напастьми нечаянными и возбраняя: да не яже хощеши несмысленным сердцем, сия всяко и в дело изводиши. И загражду море страстей твоих, враты щедрот Моих. И буду тебе яко панфирь, поядая тя помыслы поречения, и зазрения, и раскаяния в совести неуведенных тобою: сия же вся скорбная величайша есть благодать Божия» 1). Путь Божий есть повседневный крест — сказал преподобный Исаак Сирский: никто не взошел на небо, живя в удовольствиях... Познается, что человек находится под особенным Промыслом Божиим из того, когда этому человеку Бог постоянно посылает скорби» 2). Святой Апостол Павел свидетельствует, что все без исключения благоугодившие Богу, были причастниками наказания и вразумления скорбями, попускаемых Промыслом Божиим: без наказания есте, емуже причастницы быша вси: убо прелюбодейчище есте, а не сынове 3). Сын мира и века сего, живущий в так называемом неизменяемом благополучии, утопающий в непрестанном наслаждении, развлекаемый непрестанными увеселениями — увы! забыт, отвергнут Богом. Его постоянное благополучие и довольство есть признак величайшего вечного бедствия: отчуждения от Бога.

Дщери Небесного Отца! приветствую вас с дарованием иноческих прав и наименования обители вашей! приветствую вас с открывшимся для вас поприщем иноческих подвигов и наград небесных! вместе с этим приветствую вас с поприщем многоразличных и многообразных скорбей: поприще иночества—поприще скорбей, а причина небесных воздаяний— скорби земные. Не обетованием земного благоденствия призывает Бог к Себе, но обетованием страданий. Едва Павел был избран в Апостола языков, как вместе с избранием предречены ему были бесчисленные страдания 4). Апостол, пострадав обильно и познав духовный плод, рождаемый скор-

1) Слово постническ. Добротолюбие, ч. 4. 2) Слово 35; 3) Еф. XII, 8.  4) Деян. IX, 16.

 

 

372

бями, призывает к такому же подвигу и прочих христиан. Тем же и мы, говорит он, гордость всяку отложше и удобь обстоятельный грех, то есть, запинающий нас грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг: взирающе на Начальника Веры и Совершителя Иисуса, иже вместо предлежащия ему радости, претерпе крест, о срамоте нерадив, одесную же Престола Божия седе 1). Всякое наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученным тем воздает правды. Тем же ослабленныя руки и ослабленная колена исправите, и всяку радость имейте, т. е. радуйтеся величайшею радостью, егда во искушения впадаете различна: яко многими скорбми подобает нам внити в Царствие Божие 2). Аминь.

 


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.