Поиск авторов по алфавиту

Автор:Игнатий (Брянчанинов), святитель

Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в тридесятую неделю. О спасении и совершенстве

ПОУЧЕНИЕ

В ТРИДЕСЯТУЮ НЕДЕЛЮ,

О СПАСЕНИИ И СОВЕРШЕНСТВЕ.

Аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди 2), сказал Господь наш Иисус Христос некоторому юноше, который, как мы слышали в сегодня чтенном Евангелии, вопросил

1) Марк. XIII, 33. 2) Матф. XIX, 17; Лук. ХVIII, 19.

 

 

332

Господа: Учителю благий, что сотворив, живот вечный наследству? 1)—то есть, что мне делать доброе, чтоб спастись? Когда вопросивший снова вопросах: каша бы то были заповеди?—Господь указал ему, как иудею, веровавшему в истинного Бога, на заповеди Божии по отношению к ближнему. Юноша отвечал, что он сохранил все эти заповеди, и за тем снова вопрошает: что есмь еще не докончал—чего еще недостает мне? Господь сказал: аще хощеши совершено быта, иди, продаждь имение твое, и дождь нищим: и имаши сокровище на небеси: и гряди во след Мене, взем крест 2).

Из ответов Господа юноше мы научаемся, что два блаженные состояния уготованы Господом для верующих в Него: состояние спасения и состояние христианского совершенства 3). Из этих же ответов Господа со всею ясностью усматривается, что блаженное состояние спасения доступно для всех вообще христиан; по совершенство могут получить только те христиане, которые единовременно раздадут имение свое нищим, и, отрешившись от всех связей с миром, последуют Христу, взявши крест, т. е. подвергшись с усердием и любовью всем лишениям, всем бесчестиям и бедствиям, которые им будут попущены, как подобает истинным удам Христовым, отвергши все оправдания, представляемые плотским мудрованием, враждебным Христу, враждебным крестоношению.

Братия! во-первых, рассмотрим, в чем заключаются условия спасения, так как получение спасения вожделенно всем христианам и доступно всем христианам. Выше мы упомянули, что Господь преподал всесвятое учение Свое иудею, веровавшему в истинного Бога, почему исчислил только заповеди по отношению в ближним, не упомянув о вере, о ко-

1) Лук. ХVIII, 18. 2) Матф. XIX, 20, 21, и Марк. X, 21; Лук. ХVIII, 22. 3) О состоянии христианского совершенства, о состоянии духовном, в противоположность младенческому возрасту о Христе (1 Кор. III, 1) упоминается в Новом Завете (Филип. III, 15; Кол. I, 28; Евр. V, 14) и в Писаниях Св. Отцов (Добротол, ч. 1. Лествица Божественных Даров, изложенная умиленным иноком Феофаном, преп. Макария Великого слово 3, гл. 12, 13, 14 и проч.). В молитве по 17 кафизме читаем: соверши мя Твоим совершенством, и тако мя настоящаго жития изведи.

 

 

333

торой говорил Господь при других случаях. Необходимо для желающего спастись веровать в Бога, Создателя и Искупителя. Се есть живот вечный, сказал Спаситель наш, да знают Тебе, единаго истиннаго Бога, и Его же послал еси Иисус Христа 1). Веруяй в сына (Божия) имать живот вечный: а иже не верует в Сына, не узрит живота, т. е. не получит спасения, но гнев Божий пребывает на нем 2). Необходимо для желающего спастись — принадлежать Православной Церкви, единой истинной Церкви, и повиноваться ее установлениям. Преслушающего Церковь Господь уподобил язычнику, чуждому Бога 3). Каждый из нас, произнося Символ Веры, исповедует, что он верует во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, исповедует, следовательно, что, кроме этой Единой Церкви, нет другой Церкви, тем более нет других Церквей, хотя бы разные общества человеческие и присваивали себе наименование Церкви. — Необходимо для желающего спастись быть крещенным в недре Православной Церкви во имя Отца и Сына и Святого Духа, как сказал Сам Господь: Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет 4). Надо заметить, что на греческом языке, на котором Апостолами написан весь Новый Завет 5), слово крещение (βαπτισμα) в точном смысле значит погружение. Везде, где в Новом завете употреблены слова крещение, крестит, крестился, крещен, надо понимать погружение, погружать, погрузился, погружен. По этой причине погружение в воде сосудов, как обыкновенно моется посуда, названо в Евангелии: крещением сосудов 6). Во всей вселенной святое таинство Крещения совершалось посредством погружения в течении двенадцати столетий по Рождестве Христовом; с двенадцатого столетия на Западе начали употреблять обливание вместо погружения; впоследствии в некоторых западных обществах заменили обливание кроплением. — Необходимо для

1) Иоанн. XVII, 8. 2) Иоанн. III, 86. 3) Матф. ХVIII, 17. 4) Марк. XVI, 16. 5) За исключением Евангелия от Матфея, которое было написало на еврейском языке и переведено на греческий. Еврейский текст скоро утрачен, и все святые Отцы первых веков ссыхаются уже на текст греческий. 6) Марк. VII, 8.

 

 

334

желающею спастись раскаяние в своих согрешениях и очищение их исповедью, как свидетельствует Священное Писание: Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас. Аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наша и очистит нас от всякия неправды 1). Таинством Покаяния поддерживается а возобновляется частота, приобретенная орв Крещении, педдержввается и возобновляется наше единение со Христов, дарованное нам святым Крещением. Вторым крещением крещаешися по таинству христианскому, говорить, по повелению святой Церкви, совершающий таинство Покаяния иерей кающемуся пред ним христианину. Таинство Покаяния изменено на Западе, а протестантами отвергнуто.—Необходимо для желающего спастись приобщаться святых Христовых Таин, всесвятого Тела Христова и всесвятой крови Христовой. Аминь, аминь, сказал Господь, аще не снесте плоти Сына, ни пиете крови Его, живота не имате в себе. Ядый Мою плоть, и пияй Мт кровь имать живот вичный 2). Великое таинство пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Христовы совершается чрез призывание и наитие Святого Духа при предшествующих и последствующих молитвах, которые в совокупности составляют Божественную Литургию. Без Божественной Литургии, совершенной православным архиереем или иереем, не может последовать пресуществления в тело Христово предложенного хлеба, а в кровь Христову предложенного вина. Все древние Литургии Вселенной в существенных частях совершенно схожи между собою: во всех для пресуществления призывается Святой Дух, и благословляются священнослужащим предложенные образы, т. е. предуготовленные хлеб и вино. В позднейшие времена из римской Литургии исключено призывание Святого Духа, а протестанты вовсе отвергли Литургию.—Итак для желающих спастись, во-первых, необходимо, чтоб он правильно веровал в Бога, принадлежал Православной Церкви, в ведре ее был крещен, миропомазан, очищался от грехов покаянием, приобщался святых Христовых Таин: во-вторых, для него необходимо, как сказал

1) 1 Иоанн. I, 8, 9. 2) Иоанн. VI, 54, 65.

 

 

335

Господь юноше, соблюдение заповедей Божиих. Господь указал сперва на заповеди, которыми воспрещаются грубые, смертные грехи. Он повторил уже сказанное древнему Израилю Моисеем: не убиеши, не прелюбы сотвориши: не украдеши: не лжесвидетельствуеши; потом повелел почитать отца и матерь; наконец заповедал любить ближнего, как самого себя 1). Почему Господь ничего не сказал о любви к Богу? потому что любовь в Богу заключается в любви в ближнему, и тот, кто возделает в себе любовь в ближнему, вместе с нею стяжевает в сердце своем неоцененное духовное сокровище—любовь к Богу: аще друг друга любим, сказал святой Иоанн Богослов, Бог в нас пребывает, и любы Его совершенна есть в нас 2).

Что значит наследовать спасение, спастись? Значит: усвоить себя Искупителю, пребывать в этом усвоении во время всей земной жизни, а но смерти, по причине такого усвоения Искупителю, перенестись душою в селения блаженных духов, с ними наслаждаться святым наслаждением в ожидании всеобщего воскресения мертвых; потом, при воскресении мертвых соединиться с телом, которое оживит Господь, соделает нетленным, и с телом наследовать сугубое, вечное блаженство. Господь ваш Иисус Христос есть Жизнь я Источник жизни: мы соделываемся причастниками этой жизни верою во учение Христово, крещением во имя Отца и Сына и Святого Духа, крещением, запечатлеваемым чрев помазание крещенного святым миром. Миропомазанием заменено возложение Апостолами рук на новокрещенного. Апостолы возложением рук запечатлевали крещение и низводили Святого Духа на новокрещенных 3). Мы поддерживаем и питаем усвоение наше Господу, принося покаяние в согрешениях, в которые впадаем по нашей немощи, причащаясь Его телу и крови, жительствуя по его всесвятым заповедям. Тот, кто пренебрегает жительством по заповедям Божиим, не врачует себя постоянно покаянием, не поддерживает усвоения Христу причащением Его телу и крови, не может не лишиться усвоения Христу, не может не лишиться спасения. Аще заповеди моя соблюдете, сказал Господь ученикам

1) Матф. XIX, 18-20. 2) 1 Иоанн. IV, 12. 3) Деян. XIX, 6.

 

 

336

Своим пребудете в Любви Моей. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, яко же розга, и изсышет, и собирают ю, и во огнь влагают, и сгорает 1).

Что значит христианское совершенство? Пред этим вопросом удобнее молчание, нежели ответ, — удобнее плач, нежели витийство. Что может сказать нищий о великолепных царских чертогах, в которые доступ постоянно ему возбраняется по причине его рубищ, по причине его зловония и нищеты, по причине его совершенной неспособности явиться приличным образом в царском чертоге. Если этому нищему приводилось посмотреть на наружность царского дома, или и часто видеть ее, то такое зрелище должно только усугубить скорбь нищего, для которого бедственное положение его кажется тем отяготительнее, чем великолепнее и богаче предметы, недосягаемые для наслаждения ими, досягающие его зрений. Такой нищий правильно поступит, если, отказавших от суетных мечтаний о недоступном для него чертоге, позаботится об узнании средств, как доставить себе насущный хлеб и о самом доставлении этого насущного хлеба. И нам, братия, связанным мирскими попечениями и обязанностями, гораздо вернее позаботиться о нашем спасении, тщательно исполнять заповеди Божии, нежели мечтать и мудрствовать о христианском совершенстве. Такие мечты, такое мудрование почти всегда бывают ошибочны, потому что о духовном, то есть о совершенном христианине, может рассуждать только один духовный, понять его и оценить может только один духовный 2). Кого мир признал святыми? Кого он ублажил и превознес похвалами? — лжепророков, лжеучителей, лицемеров 3). Как он поступил с истинными святыми Божиими? — он отверг их, осыпал поношениями, клеветами, преследовал их, как врагов человеческого общества, подверг тягчайшим гонениям и скорбям 4). Воззрим, братия, на путь, который указан Господом к христианскому совершенству! Уже и самый путь этот для нас недоступен и непостижим. Господь заповедует пожелавшему направиться к снисканию совершенства не постепенное подаяние

1) Иоанн. XV, 10, 6. 2) 1 Кор. II, 15. 3) Лук. VI, 26. 4) Лук. VI, 22, 23; и Матф. ХХIII, 34.

 

 

337

милостыни, как это требуется от спасающихся, но повелевает единовременно продать все имение, и всю цену, полученную за него, единовременно же, с большею поспешностью, раздать нищим, таким образом прервать все связи с миром, все отношения к миру и последовать Христу, взяв крест. Что значит взять крест и последовать Христу? — Взять крест — значит с верою и любовью облобызать все лишения, все гонения, скорби и поношения от мира, как подъял их Христос; взять крест — значит распять плоть со страстями и похотями, жить во плоти не для плоти, умерщвлять деяния плотские Духом, Духом жить, Духом управляться 1). Что же значит христианское совершенство? — Это ощутительное и явное обновление христианина Святым Духом, могущее совершиться только над тем, кто умер для греха и для мира на кресте Христовом. Человек, обновленный Духом, делается Богоносцем, делается храмом Бога и Священником, священнодействующим в этом Храме, поклоняющимся Богу Духом и Истиною. Такого совершенства в разных степенях сподобились Апостолы и все прочие святые Божии 2)

Благословенны избранники Божии, призванные Богом к совершенству! Но поистине счастливы и те, которым милосердый Господь дарует спасение. К этому счастью, братия, призваны все мы, без исключения. Путь к спасению указан нам Господом со всею ясностью. Кто доселе не радел о спасении своем, тот отныне может позаботиться о нем. Доколе поприще земной жизни не прекращено для человека, дотоле покаяние, а, следовательно, и спасение, для него вполне возможны. Престанем унывать, престанем пребывать в нерадении, чтоб не подкралась к нам неожиданно смерть, яко тать в нощи, и не отняла у нас возможности стяжать от Бога дар спасения, столько необходимый нам для вечности. Будьте готови, говорит нам Спаситель наш, яко, в онь же час не мните Сын Человеческий приидет и воздаст каждому по делом

1) Гал. V, 24, 25; Рим. VIII, 12, 13. 2) Кол. I, 28; Филип. III, 15; Добротол., ч. 1. Препод. Симеона, Нового Богослова, главы деятельные и Богословские, глава 132.

 

 

338

его 1). Блажени творящии заповеди Его, да будет область им на древо животное, и враты внидут во град. Вне же пси и чародеи и любодеи, и убийцы, и идолослужители и всяк любяй и творяй лжу 2) Аминь.


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.