Поиск авторов по алфавиту

Автор:Игнатий (Брянчанинов), святитель

Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение 1-е в неделю по Богоявлении. О покаянии

ПОУЧЕНИЕ 1-ое.

В НЕДЕЛЮ ПО БОГОЯВЛЕНИИ.

О ПОКАЯНИИ.

Покайтеся, приближися бо царствие небесное 2).

С этих глубоких и священных слов началась проповедь вочеловечившегося Слова к падшему человечеству. Простое, по наружности, учение! Но надо понять его самою жизнью: тогда откроется, что в этих кратких и не витиеватых словах заключается все Евангелие. Так и святой апостол Павел, беседуя о благовестии, которое он проповедал почти всей тогда известной вселенной, сказал, что он засвидетельствовал и Иудеям и Эллинам еже к Богу покаяние, и веру, яже в Господа нашего Иисуса Христа 3).

Братия! Чтобы уверовать в Господа нашего Иисуса Христа, нужно покаяние; чтоб пребывать в этой спасительной вере, нужно покаяние; чтоб преуспеть в ней, нужно покаяние; чтоб наследовать царство небесное, нужно покаяние.

Все это со всею ясностью излагается в Священном Писании. Священное Писание научает нас, что посла Бог Сына Своею в мир, да спасется Им мир, что веруяй в Онь, не будет осужден, а неверуяй уже осужден есть. СветХристосприиде в мир, и возлюбиша человецы паче тму,неже Свет: беша бо их дела зла. Всяк бо делаяй злая ненавидит Света; и не приходит к Свету, да не обли-

1) Матф. ХIII, 7. 2) Матф. IV, 17. 3) Деян. XX, 21.

 

 

9

чатся дела его, яко лукави суть 1). Одержимым страстью тщеславия Писание засвидетельствовало: Како вы можете веровати, славу друг от друга приемлюще, и славы, яже от от единаго Бога, не ищете! 2) Объятые страстью сребролюбия не только не уверовали в Господа, но и насмехались над Господом, когда Он преподавал им нужнейшее и святейшее учение о памятовании вечности и о устроении земных дел сообразно назначению человека для вечности 3). Увлеченные страстью лютой зависти не только не уверовали в Господа, «но и составили заговор богоубийственный, и исполнили его. Все, зараженные суетными и греховными пристрастиями, по неложному свидетельству Евангелия, отрекаются от участия в духовном браке Сына Божия, соделывают сами себя недостойными блаженного соединения с Ним 4). Ее можете Богу работами и мамоне! 5) Не можете служить вместе двум владыкам, Богу и греху! Покайтеся: приближися бо царствие небесное! Покайтеся, и веруйте во Евангелие 6).

Но и уверовавший во Христа, решившийся постоянно доказывать веру поступками, поведением, опять нуждается в покаянии. Как вы думаете, братия, какой первый плод живой веры? какой первый плод исполнения Христовых заповедей? Ответ заимствую у святого Симеона, Нового Богослова, который почерпнул познание произнесенной истины из собственных святых опытов. Он сказал: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи» 7). Точно! только-что начнет уверовавший во Христа исполнять всесвятые евангельские заповеди, или, что то же, творить дела естества обновленного, как, внезапно, открывается пред ним его падшее естество, доселе скрывавшееся от взоров, и вступает в упорную борьбу с Евангелием. Жизнь подвижника Христова преисполняется невидимых падений. Он невольно исповедует с апостолом: Соуслаждаюся закону Божию по внутреннему человеку: вижду же ин закон во удех, противувоюющ закону ума моего, и пленяющ мя законом грехов-

1) Иоан. III, 17, 20. 2) Иоан. V, 44. 3) Лук. XVI, 9. 14. 4) Матф. XXII, 5. 5) Лук. XVI, 14. 6) Марк. 1,15. 7) Главы Деятельные и Богословские. Доброт. ч. I, гл. 4.

 

 

10

ным, сущим во удех моих. Окаянен аз человек! 1) От такого воззрения на самого себя зарождается в христианине блаженная нищета духа, является разумный духовный плач, зиждется сердце сокрушенное и смиренное, которое Бог не уничижит 2). В человеке от жительства по Евангелию является как-бы естественно заповеданное Евангелием покаяние. И так покаяние необходимо не только для того, чтоб уверовать во Христа: оно необходимо для пребывания в вере, для преуспеяния о Христе; «но необходимо для живой веры во Христа. Покайтеся, приближися бо царствие небесное.

Остается объяснить: почему в ныне рассматриваемых нами словах Господа нашего завещание покаяния и возвещение о близости царства небесного так тесно соединены между собою? Почему не выставлено между ними никакого промежуточного подвига, никакого промежуточного обстоятельства? Причина заключается в том, что Господь наш Иисус Христос—Агнец Божий, вземляй грехи мира 3)—сделал все для нашего спасения: Он примирил нас се Богом, уготовал и приобрел для нас царство небесное. Нам, человекам, предоставлен в деле спасения нашего один труд: труд принять спасение, дарованное нам Богом туне и всецело, труд покаяния. Царство небесное и Царь небесный несказанно близки к нам—несравненно ближе, нежели как мы полагаем. Се стою при дверех сердца человеческого, возвещает этот Царь, и стучусь в них Моим всесвятым и всесильным Словом: аще кто услышит глас Мой, и отверзет двери, вниду к нему, и вечеряло с ним и той со Мною 4). Совершается отверзение дверей сердца для небесного Царя—покаянием. Дока приближися бо царствие небесное. Аминь.

1) Рим. VII, 22, 24. 2) Пс. L, 20.  3) Иоан. I, 29. 4) Апок III, 20.

 


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.