Поиск авторов по алфавиту

Автор:Игнатий (Брянчанинов), святитель

Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в неделю о самарянине. О поклонении Богу Духом и Истиною

ПОУЧЕНИЕ

В НЕДЕЛЮ О САМАРЯНИНЕ.

О ПОКЛОНЕНИИ БОГУ ДУХОМ И ИСТИНОЮ.

Истиннии поклонницы поклонятся Отцу Духом и Истиною: ибо Отец таковых ищет поклоняющихся Ему 1).

Возлюбленные братия! Ныне слышали мы во Евангелии, что истинные служители истинного Бога покланяются Ему Духом и Истиною, что Бог ищет, то есть, желает иметь таких поклонников. Если Бог желает иметь таких поклонников: то, очевидно, что таких только поклонников и служителей Он приемлет, такие только поклонники и служители Ему благоугодны. Это учение нам возвестил Сам Сын Божий. Веруем учению Христову! со всею любовью приемлем всесвятое учение Христово! Чтоб с точностью последовать Ему, рассмотрим, что значит поклоняться Богу Отцу Духом и Истиною.

Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: Аз есмь путь и истина и живот 2). Истина есть Слово Божие: Слово Твое истина есть 3). Это Слово, предвечно было в Боге, произносилось Богом и к Богу; это Слово—Бог: это Слово—Творец всего существующего, видимого и невидимого 4). Это Слово плоть быть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единородного от Отца, исполнь благодати и истины 5). Бога никтоже виде нигдеже: но Слово Божие, Единородный Сын, сый в лоне, Той исповеда 6). Исповедал пред человеками, вполне явил человекам Бога Сын Божий, Слово Божие; явил Сын Божий человекам недоступную им истину, засвидетельствовав и запечатлев неоспоримо истину обильнейшим преподанием Бо-

1) Иоанн. IV, 23. 2) Иоанн. XIV, 6. 3) Иоанн. ХVII, 17. 4) Иоан. I, 1, 3; и Колос. I, 16. 5) Иоанн. I, 14. 6) Иоанн. I, 18.

 

 

167

жественной благодати. От исполнения Его вси прияхом благодать возблагодать: благодать и истина Иисус Христом быть 1). Это значит: Иисусом Христом доставлено не какое-либо более или менее подробное и ясное понятие о благодати и истине, но самая благодать, самая истина существенно преподаны человекам, насаждены в человеков. Мы со делались причастниками Божественного естества 2).

Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины 3). Он—Дух, от Отца исходящий 4). Он—Дух Святый Божий 5). Он—Дух Сына 6), как неотступно соприсутствующий Сыну, как составляющий со Отцом и Сыном единое нераздельное и неслитное Божеское Существо. Приятие Истины есть вместе приятие Святого Духа: потому-то Всесвятая Истина возвещает о Себе, что она пошлет Святого Духа от Отца ученикам Своим. Естественно там присутствовать Святому Духу Истины, где действует Святая Истина, и печатлеть ее действия. Равным образом, где действует Святой Дух, там бывает обильнейшее явление Истины, как и Господь сказал ученикам Своим: Егда приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину 7). Изображая чудное отношение Божественного Слова к Божественному Духу, Господь сказал о Духе: Он Мя прославит, яко от Моего, и возвестит вам. Вся елика имать Отец, Моя суть 8). Дух возвещает и являет человекам соестественного Ему Сына, — Дух, привлеченный человеками верою в Сына, соестественного Духу. Истинного христианина Святой Дух зиждет духовно, и преобразует в жилище Божие 9); Он во внутреннем человеке изображает и вселяет Христа 10). Он усыновляет человеков Богу, соделывая их подобными Христу, водворяя в них свойства Христовы 11). Человеки, усыновленные Богу, в молитвах своих относятся к Нему, как к Отцу: потому что Дух Святой вполне явно и ощутительно свидетельствует духу обновленного Им человека 12) о соединении этого человека с Богом, о усыновлении его Богу. Понеже есте

1) Иоан. I, 16, 17. 2) 2 Петр. I, 4. 3) Иоанн. XV, 26; и XVI, 13. 4) Иоанн. XV, 26. 5) Иоанн. XIV, 26. 6) Гал. IV, 6. 7) Иоан. XVI, 13. 8) Иоан. XVI, 14, 15. 9) Ефес. II, 22. 10) Ефес. III, 16, 17. 11) Иоан. XIV, 6. 12) Римл. VIII, 16.

 

 

168

сынове, говорит Апостол, посла Бог Духа Сына своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче 1). Такие-то поклонники признаются истинными поклонниками Бога! Таких-то поклонников, поклоняющихся Богу Духом и Истиною, ищет и приемлет Бог. Вне истинного христианства нет ни Богопознания, ни Богослужения.

Никтоже приидет ко Отцу токмо Мною 2), сказал Господь. Для того, кто не верует в Господа Иисуса Христа, нет Бога: всяк отметаяйся Сына, ни Отца имать 3), иже не верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает на нем 4). Невозможно приступить к Богу, невозможно войти в какое бы то ни было общение с Богом иначе, как при посредстве Господа нашего Иисуса Христа, единого посредника и ходатая, единого средства к общению между Богом и человеками! Нет истинного познания Господа Иисуса Христа без посредства Святого Духа! Никто же может, сказал Апостол, рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым 5). Аще кто Духа Христова не имать, сей несть Христов 6). Вне христианства нет добродетели достойной Неба! «Благое— сказал преподобный Марк Подвижник — не может быть ни веруемо, ни действуемо, как только о Христе Иисусе и Святом Духе 7)». Недостойны Бога естественные добрые дела человеческие, истекающие из падшего нашего естества, в котором добро смешано со злом, в котором добро по большей части едва приметно во множестве зла. Падшее естество способно исключительно к злу, как Сам Бог засвидетельствовал: Прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его 8). Вы зли суще, умеете даяния благая даяти чадом вашим 9). Такова цена пред Евангелием и Богом естественной доброты человеческой и действий, из нее истекающих. Тщетно прославляет падшее естество свои громкие и великие добрые дела! Такое самохвальство есть свидетельство ужасной слепоты! Такое самохвальство есть невольное обличение качества громких дел человеческих, возбуждаемых и пи-

1) Гал. IV, 6. 2) Иоан. XIV, 6. 3) 1 Иоан. II, 23. 4) Иоан. III, 36. 5) 1 Кор. XII, 3. 6) Римл. VIII, 9. 7) Добротолюбие, ч. 1, о законе духовном, ч. 2. 8) Быт. VIII, 21. 9) Лук. XI, 13.

 

 

169

таемых тщеславием. Воня гордыни, которую издают из себя эти гробы новапленные, мерзостна Богу: благоприятен Ему фимиам смирения.

По этой причине Господь заповедал отречение от естества падшему и слепотствующему человечеству, несознающему своего горестного падения, напротив того, видящему в нем какое-то великолепное торжество, ищущему развить это торжество. Для спасения необходимо отречение от греха! Но грех столько усвоился нам, что обратился в естество, в самую душу нашу. Для отречения от греха сделалось существенно нужным отречение от падшего естества, отречение от души 1), отречение не только от явных злых дел, но и от многоуважаемых и прославляемых миром добрых дед ветхого человека; существенно нужно заменить свой образ мыслей разумом Христовым, а деятельность по влечению чувств и по указанию плотского мудрования заменить тщательным исполнением заповедей Христовых. Аще вы пребудете в словеси Моем, сказал Господь, воистину ученицы Мои будете. И уразумеете Истину, и Истина свободит вы 2). Замечательные и глубокие слова! Прямое последствие, вытекающее из них, заключается в том, что грех содержит человека в порабощении единственно посредством неправильных и ложных понятий. Равным образом очевидно, что пагубная неправильность этих понятий и состоит именно в признании добром того, что в сущности не есть добро, и в непризнании злом того, что в сущности есть убийственное зло.

Иже есть от Бога, глаголов Божиих послушает 3), сказал Господь. Братия! Смиримся пред Господом Богом нашим! В противоположность ожесточенным иудеям, отвергшим и Господа, и Его учение, окажем повиновение Господу покорностью всесвятому и спасительному учению Его! Отложим образ мыслей, доставляемый нам падшим естеством нашим и враждебным Богу миром! усвоим себе образ мыслей, предлагаемый нам Господом в Его Святом Евангелии! последуем Истине, и наследуем Истину. Истина освобождает человеческий ум от невидимых уз заблуждения, которым оковал его грех.

1) Матф. Х, 39. 2) Иоанн. VIII, 31, 32. 3) Иоанн. VIII, 43.

 

 

170

Этого мало: всесильная Истина, доставив духовную свободу уму, обновив, оживив его жизнью свыше—Словом Божиим—выводит его на путь заповедей Христовых, и неправды отставляет от него 1). Душа, оживленная Истиною, воспевает вместе с вдохновенным Пророком: Путь заповедей Твоих текох, егда расширил еси сердце мое. Законоположи мне Господи путь оправданий Твоих, и взыщу и выну: вразуми мя, и испытаю закон Твой, и сохраню и всем сердцем моим 2). Такая душа непременно соделывается причастницею Святого Духа, который не может не присутствовать там, где присутствует и владычествует Божественная Истина, который в таинственном Своем совете со Всесвятою Истиною вещает о себе так: Причастник Аз есмь всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя 3).

Человек, доколе пребывает в падшем естестве своем, дотоле погружен во мрак глубочайшего неведения: он не ведает, как должно молиться и не ведает о чем ему должно молиться 4), он неспособен к служению Богу. Одна вера во Христа доставляет познание Истины; эта вера, выражаемая исполнением заповедей Христовых, привлекает в сердце верующего благодать Святого Духа, как и боговдохновенный Пророк сказал: Привлекох Дух, яко заповедей Твоих желах 5). Один истинный христианин, христианин верою и делами, может быть истинным поклонником Бога, поклоняющимся и служащим Богу, как Отцу, Духом и Истинною. Аминь.

 


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.