Поиск авторов по алфавиту

Автор:Игнатий (Брянчанинов), святитель

Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в пяток 1-й недели Великого поста. О теле человеческом

73

ПОУЧЕНИЕ.

В ПЯТОК 1-й НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА.

Телеса ваша храм живущего вь вас Святого Духа суть 1).

Возлюбленные братия! В настоящее время, когда мы приуготовляемся соделаться причастниками всесвятого Тела и всесвятой Крови Богочеловека, благоприлично нам войти в рассмотрение того, какое значение имеет наше собственное тело. Значение его необыкновенно важно. Значение это изобразил святой Апостол Павел так: Телеса ваша храм живущего в вас Святого Духа суть.

Братия! обращали ли мы должное внимание на значение нашего тела? не смотрели ли мы на этот предмет легко и поверхностно, как на предмет, не нуждающийся ни в каком рассматривании? Между тем Бог возвещает нам устами Апостола: Телеса вата храм живущего в вас Святого Духа суть.

От земли было взято, тело человеческое, во сотворено не для земли. Оно ниспало в тление, — сотворено было не для тления. Сотворенное, благоукрашенное Создателем для вечности и вечным, оно, немедленно по сотворении, оживлено бессмертною и святою душою, вместе с нею восхищено с земли в светлый рай для пребывания в нем, для духовной деятельности, для духовного наслаждения; для плотских наслаждений оно было неспособно. Оно не могло выйти из рук Всесвятого Творца иначе, как вполне чистым и святым; впоследствии исказил, обезобразил его грех. Его око было так непорочно, что не видело наготы прочих членов, которые, в свою очередь не представляли ничего, что бы нуждалось быть прикрытым. Душа не была обуреваема и волнуема страстями; не было волнуемо ими и тело. Не закипала кровь от гнева и не охлаждалась она от печали и уныния. Смерть была не свойственна этому телу; несвойственны ему были недуги; не имело оно нужды ограждаться от влияния стихий; оно не было узами и темницею для души: оно было для нее чудною, вечно-новою одеждою.

1) 1 Кор. VI, 19.

 

 

74

Человек пал. Грех поразил смертью и душу его и тело его. Область смерти над человечеством так всеобща и так могущественна, что ни один из многочисленной семьи человеческой не избег ее каждый человек родится уже с началом смерти в себе, может подвергнуться ей ежечасно во время земной жизни, и непременно подвергается в свой известный час. Безошибочно можно признать всех странников земных движущимися мертвецами! Что наша жизнь на земле, как не непрестанная борьба с смертью? Ив такого состоянии мы никак не можем умозаключить о состоянии, которое было естественным человеку до его падения; но телу нашему никак не можем судить о теле первозданных. Первозданное блаженное и бессмертное состояние мы можем созерцать только в Божественном Откровении. Мы можем видеть опытное, полное доказательство его в Господе нашем Иисусе Христе и частью в тех избранниках Божиих, которые проявили не только в душах, но и в телах своих силу искупления, дарованного Богочеловеком человечеству.

Тело Адама не утопало в водах, не сгорало от огня, было неприступно для смерти 1). Таким явилось тело нового Адама, Господа нашего Иисуса Христа; оно вкусило смерть, оно вкусило единственно по благоволению Богочеловека: вкусивши смерть, оно не преставало быть живым, потому что, разлучившись с душою, не разлучалось с Божеством. Оно вознеслось на небо, повторяя с избытком восхищение тела Адамова в рай. Туда оно привлечет тела истинных христиан: идеже тело  всесвятое, тамо соберутся и духовные орли 2). Хотя и видам, что теперь тела усопших отцов и братий спускаются в мрачную могилу, и покрываются землею; хотя ожидаем, что та же участь постигнет и наши тела; но веруем и внаем, что эти тела не пребудут навсегда в земле. Они воскреснут. Мало того: воскресшие праведники и живущие праведники—праведниками называю истинных христиан—не останутся на земле: они в последний день мира сего преходящего, в начале невечернего дня вечности, будут восхищены с телами своими на воздух, в сретение Господа, и тако всегда, там—на небе, пребудут с

1) Пр. Макария Великого, слово 4-е, глава 3. 3) Лук. ХVII, 37.

 

 

75

Господом 1). Посеянное в могилу тело в тление, восстанет в нетлении, восстанет в славе, восстанет в силе; тело земное соделается телом небесным, тело душевное—телом духовным2).

Таково назначение тела человеческого. Родится оно зараженным смертью и грехом, родится оно в смерть, по образу того тела, каким сделалось тело первого, сотворенного язь персти в возвратившегося в персть, погибшего человека; но возрождается в купели крещения во спасение по образу тела, которое приял Небесный Человек, зачавшийся и родившийся от Духа Святого и Пречистые Девы: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облехостеся 3). Посредством чудного таинства Евхаристии наше тело соединяется с телом Самого Триста,—соединяется тело с Божественным телом, кровь с Божественною кровью. Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, сказал Господь, во мне пребывает, и Аз в нем 4). Ядущий всесвятое тело Христово и пиющий всесвятую кровь Христову, ври посредстве такой полноты вкушения, приходит в совершенное соединение с Богочеловеком: тело его делается телом Богочеловека, кровь его поделывается кровью Богочеловека. Истинный христианин почивает в Господе, и Господь почивает в нем; христианин облечен во Христа, и опять в христианине—Христос. Созерцая это величие христиан, Апостол взывает к нам: Телеса ваша удове Христовы суть 5). Тело Господеви и Господь телу 6). Облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти 7). «Дары Святого Духа», сказал некоторый великий угодник Божий 8), «уже естественны естеству обновленному». Уже естественно телу, составляющему собою единое с телом Христовым, быть храмом Святого Духа: где Христос, там неслитно и неразлучно со Христом и Дух Святой.

Многие истинные служители Божии проявили во время земной жизни присутствие Святого Духа в телах их и тем опытно доказали, что тела христиан должны и могут быть храмом

1) 1 Кор. ХV, 51, 52; 1 Сол. IV, 15, 16, 17. 2) 1 Кop. XV, 40, 46. 3) Гал. III, 27. 4) Иоан. VI, 66. 5) 1 Кop. VI, 15. 6) 1 Кop. VI, 13. 7) Рим. XIII, 14. 8) Великий Сисой. См. Скитский Патерик.

 

 

76

Святого Духа. Тень святого Апостола Петра исцеляла больных 1); принадлежности из полотна, которые имел святой Апостол Павел для своего употребления, были приносимы к больным— и больные от прикосновения к ним исцелялись, а нечистые духи оставляли мучимых ими 2). Ехидна, этот самый ядовитый змей, ужалила Апостола; но он остался невредим, как бы вовсе не подвергшийся укушению змея. Некоторые Святые ходили по водам, протекали, как крылатые, значительные пространства в самое короткое время, при молитвах возвышались телами своими от земли, как-бы предначиная, по выражению некоторого святого писателя 3), будущее восхищение на воздухе и являя к такому восхищению способность. Не только в душах их, в самых телах воздействовал Святой Дух! Как в телах человеческих, низведенных к подобию скотов несмысленных, кипят различные страсти: так, напротив, в освященных телах кипит и преизливается Божественная благодать, услаждая тело небесною и духовною сладостью, и вместе умерщвляя его для греха. По разлучении души с таким телом, тление не дерзает прикасаться к нему: потому что, несмотря на отсутствие души, соприсутствует ему Дух Святой, обнаруживая присутствие Свое различными, достойными Духа и свойственными Духу знамениями.

Отчего тела наши чужды духовного освящения? Отчего тела наши способны только к ощущениям скотоподобным, между тем как Дух Святой засвидетельствовал, ина плоть человекам, та же плоть скотом 4)?. Оттого, что не внимаем предостережению Господа нашего, Который оказал: Внемлите себе, да не когда отягчают сердца ваша и пиянством и печальми житейскими 5). Отяготели сердца наши, прилепились к земле души наши: такое положение духа низводит в дебелость тело, и мы остаемся чуждыми опытного познания, что плоть наша может возрадоваться о Бозе живе 6): Горе имеим сердца, и повлечется туда, вслед за сердцем, тело. Возлюбим Господа так, как Он повелел любить Себя,

1) Деян. V, 15. 2) Деян. XIX, 12. 3) Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, о безмолвии и молитве, гл. 25. Добротол., ч. 2. 4) 1 Кор. ХV, 89. 5) Лук. XXI, 34. 6) ПС. LХХXIII, 8.

 

 

77

всем сердцем, всею душею, всем умом, всею крепостью 1), чего невозможно исполнить без участия тела. Соделаем тела наши духовными, небесными! Избавим их от горестного перехода из темницы в темницу: из темницы могильной в темницу ада. На нас лежит непременная обязанность совершить это: мы первоначально сотворены для неба, впоследствии, по падении, мы искуплены для неба. Мы вполне принадлежим Богу, а не себе. Веете свои, говорит нам Апостол: куплены есте ценою, ценою бесценной крови Сына Божия. Прославите убо Бога в телесех ваших, и в душах ваших, яже суть Божия: яко и телеса ваша, не только души, живущего в вас Святого Духа суть 2). Аминь.


Страница сгенерирована за 0.26 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.