Поиск авторов по алфавиту

Автор:Игнатий (Брянчанинов), святитель

Игнатий (Брянчанинов), свт. Речь, произнесенная в Святейшем Синоде Настоятелем Сергиевой Пустыни, Архимандритом Игнатием, при наречении его во епископа Кавказского и Черноморского, Октября 25 дня 1857 года

313

 

РЕЧЬ,

ПРОИЗНЕСЕННАЯ В СВЯТЕЙШЕМ СИНОДЕ НАСТОЯТЕЛЕМ СЕРГИЕВОЙ ПУСТЫНИ, АРХИМАНДРИТОМ ИГНАТИЕМ, ПРИ НАРЕЧЕНИИ ЕГО ВО ЕПИСКОПА КАВКАЗСКОГО И ЧЕРНОМОРСКОГО, октября 25-го дня 1867-го года.

ВАШЕ СВЯТЕЙШЕСТВО!

В настоящие священные и вместе страшные для меня минуты невольно воспоминаются мне слова, сказанные Господом ученику Его: Егда был еси юн, поясался еси и ходил еси, аможе хотел еси, егда же состареешися, воздежеши руце твои, и ин тя пояшет, и ведет, аможе не хощеши 1).

Во дни юности моей я стремился в глубокие пустыни. Се удалихся бегая, и водворихся в пустыни: чаях Бога спасающего мя от малодушия, которым обличается в человеке недостаток благодатного развития, и от бури страстей, воздвигаемой обманчивыми и скорогибнущими прелестями мира 2). Монашество нравилось и нравится мне само по себе! но я вовсе не мыслил о служении Церкви в каком бы то ни было сане священства. Быть Епископом 3) своего сердца, и приносить в жертву Христу помышления и чувствования, освященные Духом: вот высота, в которой привлекались мои взоры.

1) Иоан. XXI, 18. 2) Псал. LTV, 8. 9. 3) Выражение это заимствовано у святого Иоанна Лествичника. Слово 28 гл. 51 по московскому изданию 1851 г.

 

 

314

Недолго пользовался я свободою юности: вскоре был опоясан и окован непостижимым Божественным промыслом. Всемогущая десница Его, в противоположность предположению моему, внезапно восхитила меня из глуши лесов и пустынь,— поставила в обитель преподобного Сергия, на берег моря, на берег моря житейского, великого и пространного 1). Трудно испытывать пути Божия! Только Дух Божий испытует глубины Божия 2). Просвещенные Духом, святые наставники монашества утверждают, что для новоначальных иноков опасно глубокое уединение, в котором они могут удобно впасть в мечтательность и самомнение, что им необходимо, как училище и врачебница, общество человеческое. При многоразличных столкновениях с ближними обнаруживаются для инока его страсти, таящиеся от него самого в сокровенностях сердца, и врачуются всесильным врачеством: учением Христовым 3).

Всматриваясь в недуги души моей, признавал я такое положение существенно нужным для меня. Но как объясню себе то призвание, которым Вы, Священнейшие Отцы, ныне призываете меня? Что обрели Вы во мне, и что я могу представить Вам, кроме множества недостатков моих? Страшен для меня сан Епископа при мысли о немощи моей. Страшусь, чтоб вместо назидания не принести мне соблазна братьям моим, и не уготовать себе большего осуждения на суде Христовом. Счел бы я более верным для спасения моего и более сообразным с силами моими провести остаток дней моих, как и начало их, в безмолвии пустынь, в созерцании греха моего.

И опять я страшусь!.. Страшусь воли моей, чтоб последуя ей не последовать, вместо Бога, самому себе и тем не навлечь на себя непредвидимого бедствия 4). Тесно ми отвсюду 5)! В недоумении моем, отрицаюсь себя, предаю и временную и вечную участь мою в руце Бога моего. Связанный избранием Вашим и повелением Августейшего Помазанника Божия, с покорностью

1) Пс. СV, 25. 2) 1 Кор. 11, 10. 3) Исаака Сирского слово 55 преподобного Варсонофия Великого ответа 2, 108, 311, 342 и другие; преподобного Иоанна Лествичника Слово IV, гл. 35, 36, 74, Слово 28, гл. 1; преподобного Нила Сорского Слово 11. 4) Преподобный авва Дорофей. Поучение V. 5) Дан. XIII, 22.

 

 

315

и трепетом преклоняю главу под бремя, могущее сокрушить недостойного.

Не преставайте укреплять меня назиданиями Вашими! Не отриньте, когда по завещанию Святого Духа, приду к Вам за словом разума, за словом душеспасительным. Дух Святой заповедал: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе 1). Простирая на меня руки, чтоб облачить меня великим саном Архиерейства, прострите их и молитвенно о мне к Богу, являющему силу Свою в слабости человеческой. Что-ж касается до меня, то я, в сей грозный для меня час, ищу успокоения совести моей, и нахожу его в безусловной преданности воле Божией, в сознании и исповедании пред вами обилия моих немощей.

 

КОНЕЦ ТРЕТЬЕГО ТОМА.

1) Второз. XXIII, 7.

 


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.