Поиск авторов по алфавиту

Автор:Игнатий (Брянчанинов), святитель

Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о молитве устной и гласной

183

 

СЛОВО

О МОЛИТВЕ УСТНОЙ И ГЛАСНОЙ.

Никто из желающих преуспеть в молитве да не дерзает легко мыслить и судить о молитве, произносимой устами и гласом при внимании ума, как о делании малозначущем, не заслуживающем уважения. Если святые Отцы говорят о бесплодии устной и гласной молитвы, не соединенной со вниманием: то из итого не должно заключать, чтоб они отвергали или уничижали и самую устную молитву. Нет! Они только требуют при ней внимания. Внимательная устная и гласная молитва есть начало и причина умной. Внимательная устная и гласная молитва есть вместе и молитва умная. Научимся сперва молиться внимательно устною и гласною молитвою: тогда удобно научимся молиться и одним умом в безмолвии внутренней клети.

Устная и гласная молитва указана нам Священным Писанием; пример и ее, и гласного пения подал Сам Спаситель, подали святые Апостолы по преемству от Господа. И воспевше, по окончании тайной вечери, повествует святой Евангелист Матфей о Господе и Его Апостолах, изыдоша в гору Елеонску 1). Господь молился во услышание всех пред воскрешением четверо дневного Лазаря 2). Заключенные в темнице святые Апостол Павел и его спутник Сила в полночный час молились и воспевали Бога: прочие узники внимали им. Внезапно на голос их псалмопения трус бьют велий, яко поколебатися основанию темничному: отверзошася бо абие двери вся, и всем юзы ослабеша 3). Молитва святые Анны, матери пророка Самуила, приводимая ча-

1) Матф. XXVII, 30. 2) Иоанн. XI, 41, 42. 3) Деян. XVI, 26.

 

 

184

сто святыми Отцами в образец молитвы, не была единственно умная. Та, говорит Писание, глаголаше в сердце своем, токмо устне ея двизастеся, а глас ея не слышашеся 1). Молитва эта хотя не была гласною, но, быв сердечною, была вместе и устною. Святой Апостол Павел назвал устную молитву плодом устен, — завещавает приносит жертву хваления выну Богу, сиреч плод устен, исповедающихся имени Его 2); повелевает глаголати себе в псалмах, пениях и песнях духовных, вместе с гласным и устным молением, и песнопением воспевающе и поюще в сердцах Господеви 3). Он порицает невнимательность в устной и гласной молитве. Аще безвестен (неизвестный, непонятный) глас труба даст, говорит он, кто уготовится на брань? Тако и вы, аще не благоразумно слово (т. е. неразумеваемое) дадите языком, како уразумеется глаголемое? Будете бо на воздух глаголюще 4). Хотя Апостол и сказал слова эти собственно о молящихся и возвещающих внушения Святого Духа на иностранных языках, но святые Отцы с справедливостью применяют их и в молящимся без внимания. Без внимания молящийся, и потому непонимающий произносимых им слов, что другое для себя самого, как не иностранец?

Основываясь на этом, преподобный Нил Сорский говорит, что молящийся гласом и устами, без внимания, молится на воздух, а не Богу 5). «Странно твое желание, чтоб Бог тебя услышал, когда ты сам себя не слышишь!» говорит святой Димитрий Ростовский, заимствуя слова у священномученика Киприана Карфагенского 6). А это точно случается с молящимися устами и гласом, без внимания: они до того не слышат себя, до того допускают себе развлечение, так далеко удаляются мыслями от молитвы в посторонние предметы, что нередко случается им внезапно останавливаться, забыв, что читали; или же они начинают вместо слов читаемой молитвы говорить слова из других молитв, хотя открытая книга и пред их глазами. Как святым Отцам не порицать такой невнимательной молитвы, повреждаемой, уничтожаемой рассеянностью! «Внимание, говорит

1) 1 Царств. I, 13. 2) Евр. XIII, 16. 3) Ефес. V, 19. 4) 1 Кор. XIV, 8. 9. 5) Предисловие от Писаний свитых Отцов о мысленном делании, сердечном и умном хранении и проч. 6) Внутренний человек, гл. 3.

 

 

185

святой Симеон Новый Богослов, должно быть столько связуемо и неразлучно с молитвою, сколько связуется тело с душою, которые не могут быть разлучены, не могут быть одно без другого. Внимание должно предварять и стеречь врагов, как некоторый страж; оно первое да подвизается на грех, да противостоит лукавым помыслам, приходящим к сердцу; вниманию же да последует молитва, немедленно истребляющая и умерщвляющая все лукавые помыслы, с которыми внимание во-первых начало борьбу: ибо оно одно не может их умертвить. От этой борьбы, производимой вниманием и молитвою, зависит жизнь и смерть души. Если храним молитву посредством внимания чистою, то преуспеваем. Если же не стараемся хранить ее чистою, но оставляем нестрегомою, то ее оскверняют лукавые помыслы,— мы соделываемся непотребными, лишаемся преуспеяния».

Устной, гласной молитве, как и всякой другой, должно непременно сопутствовать внимание. При внимании польза устной молитвы—неисчислима. С нее должен начинать подвижник. Ее, во-первых, преподает святая Церковь своим чадам. «Корень монашеского жительства—псалмопение», сказал святой Исаак Сирский 1). «Церковь, говорит святой Петр Дамаскин, с благою и Богоугодною целью приняла песни и различные тропари по причине немощи ума нашего, чтоб мы неразумные, привлекаемые сладостью псалмопения, как бы и против воли, воспевали Бога. Те, которые могут понимать и рассматривать произносимые ими слова, приходят в умиление, и таким образом, как по лестнице, мы восходим в мысли благие. По мере того, сколько преуспеваем в навыкновении Божественных мыслей, является в нас Божественное желание, и влечет достигнуть того, чтоб уразуметь поклонение Отцу Духом и Истиною, по заповеданию Господа» 2). Уста и язык, часто упражняющиеся в молитве и чтении Олова Божия, стяжевают освящение, соделываются неспособными к празднословию, смеху, к произнесению слов шуточных, срамных и гнилых. Хочешь ли преуспеть в умной и сердечной молитве? Научись внимать в устной и гласной: внимательная устная молитва сама собою переходит в умную и

1) Слово 40. 2) Святой Петр Дамаскин, О третьем видении. Доброт., ч. 3.

 

 

186

сердечную. Хочешь ли научиться отгонять скоро и с силою помыслы, насеваемые общим врагом человечества? Отгоняй их, когда ты один в келье, гласною внимательною молитвою, произнося слова ее неспешно, с умилением. Оглашается воздух внимательною, устною и гласною молитвою—и объемлет трепет князей воздушных, расслабляются мышцы их, истлевают и рушатся сети их! Оглашается воздух внимательною устною и гласною молитвою — и приближаются святые Ангелы к молящимся и поющим, становятся в их лики, участвуют в их духовных песнопениях, как удостоились это зреть некоторые угодники Божии, и между прочими наш современник, блаженный старец Серафим Саровский. Многие великие Отцы во всю жизнь свою упражнялись устною и гласною молитвою, и притом обиловали дарованиями Духа. Причиною такого преуспеяния их было то, что у них с гласом и устами были соединены ум, сердце, вся душа и все тело; они произносили молитву от всей души, от всей крепости своей, из всего существа своего, из всего человека. Так преподобный Симеон Дивногорец прочитывал в продолжении ночи всю Псалтирь 1). Святой Исаак Сирский упоминает о некотором блаженном старце, занимавшемся молитвенным чтением псалмов, которому попускалось ощущать чтение только в продолжении одной славы, после чего Божественное утешение овладевало им с такою силою, что он пребывал по целым дням в священном исступлении, не ощущая ни времени, ниже себя 2). Преподобный Сергий Радонежский во время чтения Акафиста был посещен Божией Материю в сопровождении Апостолов Петра и Иоанна 3). Повествуют о преподобном Иларионе Суздальском: когда он читал в церкви Акафист, то слова вылетали из уст его, как бы огненные, с необъяснимою силою и действием на предстоящих 4). Устная молитва святых была одушевлена вниманием и Божественною благодатью, соединявшею разделенные грехом силы человека воедино: от того она дышала такою сверхъестественною силою, и производила такое чудное впечатление на слушателей. Святые

1) Житие его. Четьи Минеи, мая в 24 день. 2) Слово 31. 3) Смотри житие сего преподобного. 4) Рукописное житие преподобного Илариона Суздальского.

 

 

187

воспевали Бога во исповедании сердечном 1); они пели и исповедывались Богу непоколеблемо 2), то есть, без рассеянности; они пели Богу разумно 3).

Надо заметить, что преподобные иноки первых времен и все желавшие преуспеть в молитве отнюдь не занимались или весьма мало занимались собственно пением, а под именем псалмопения, о котором упоминается в житиях и писаниях их, должно разуметь крайне неспешное, протяжное чтение псалмов и других молитв. Протяжное чтение необходимо для сохранения строгого внимания и избежания рассеянности. По протяжности и сходству с пением такое чтение названо псалмопением. Оно совершалось наизусть; иноки тех времен имели правилом изучать псалтырь наизусть: чтение псалмов наизусть особенно способствует вниманию. Такое чтение—уже не чтение, как совершающееся не по книге, а в полном смысле псалмопение — может быть отправляемо в темной келье, при закрытых глазах, что все охраняет от рассеянности, между тем, как светлая келья, необходимая для чтения по книге и самое взирание на книгу рассевает и отторгает ум от сердца к внешности. «Они поют, говорит святой Симеон Новый Богослов, сиречь молятся усты» 4). «Иже отнюдь не поющий, говорит преподобный Григорий Синаит, такожде добре творят, аще суть в преуспеянии: сии бо не требуют глаголати псалмы, но молчание и непрестанную молитву» 5). Собственно чтением Отцы называют чтение Священного Писания и писаний святых Отцов, а молитвою они называют по преимуществу молитву Иисусову, также молитву мытаря и другие самые краткие молитвы, обильно заменяющие псалмопение, что для новоначальных непостижимо, и не может быть им объяснено с удовлетворительностью, как превысшее душевного разума и объясняемое единственно блаженным опытом.

Братия! будем внимательны в устных и гласных молитвах наших, произносимых нами при церковных службах и в уединении келейном. Не сделаем наших трудов и жизни

1) 1-я из молитв утренних: «От сна восстав, благодарю Тя, Святая Троице», и проч. 2) 6-я из утренних молитв: «Тя благословим, Вышний Боже», и проч. 3) Псал. XLVI, 8. 4) Слово о трех образах молитвы святого Симеона Нового Богослова. Доброт., ч. I. 5) Преподобный Григорий Синаит. 15 глав о безмолвии, глава 8. Доброт., ч. 1.

 

 

188

в монастыре бесплодными нашею невнимательностью и небрежением в деле Божием. Пагубно небрежение в молитве! Проклят, говорит Писание, творяй дело Божие с небрежением 1). Очевидно действие этой клятвы: совершенное бесплодие и безуспешность, несмотря на долголетнее пребывание в иночестве. Положим в основание молитвенного подвига, главного и существеннейшего между монашескими подвигами, для которого все прочие подвиги, внимательную, устную и гласную молитву, за каковую милосердый Господь дарует в свое время постоянному, терпеливому, смиренному подвижнику молитву умную, сердечную, благодатную. Аминь.

1) Иер. XLVIII, 20.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.