Поиск авторов по алфавиту

Автор:Игнатий (Брянчанинов), святитель

Игнатий (Брянчанинов), свт. Дух молитвы новоначального

160

 

ДУХ МОЛИТВЫ НОВОНАЧАЛЬНОГО.

Введение.

Здесь предлагается учение о качестве молитвы, свойственной начинающему идти к Господу путем покаяния. Главные мысли изложены каждая отдельно с тою целью, чтоб они могли быть читаемы с большим вниманием, и удерживаемы в памяти с большею удобностью. Чтение их, питая ум истиною, а сердце смирением, может доставлять душе должное направление в ее молитвенном подвиге, и служить к нему предуготовительным занятием.

1) Молитва есть возношение прошений наших в Богу.

2) Основание молитвы заключается в том, что человек— существо падшее. Он стремится к получению того блаженства, которое имел, но потерял, и потому—молится.

3) Пристанище молитвы—в великом милосердии Божием к роду человеческому. Сын Божий для спасения нас принес Себя Отцу Своему в умилостивительную, примирительную жертву: на этом основании, желая заняться молитвою, отвергни сомнение и двоедушие 1). Не скажи сам себе: «я грешник; неужели Бог услышит меня?» Если ты грешник, то в тебе-то и относятся утешительные слова Спасителя: Не приидох призвати праведные, но грешные на покаяние 2).

4) Приготовлением к молитве служат: непресыщенное чрево, отсечение попечений мечем веры, прощение от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбные случаи жизни, удаление от себя рассеянности и мечтательности, благоговейный страх, который так свойственно иметь созданию, когда

1) Иак. I, 6-8. 2) Матф. IX, 13.

 

 

161

оно будет допущено к беседе с Создателем своим по неизреченной благости Создателя и созданию.

5) Первые слова Спасителя в падшему человечеству были: Покайтеся, приблизижися бо царствие небесное 1). Почему, доколене войдешь в это царство, стучись во врата его покаянием и молитвою.

6) Истинная молитва есть голос истинного покаяния. Когда молитва не одушевлена покаянием, тогда она не исполняет своего назначения, тогда не благоволит о ней Бог. Он не уничижит дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно 2).

7) Спаситель мира называет блаженными нищих духом, то есть, имеющих о себе самое смиренное понятие, считающих себя существами падшими, находящимися здесь, на земле, в изгнании, вне истинного своего отечества, которое—небо. Блаженни нищии духом, молящиеся при глубоком сознании нищеты своей, яко тех есть царство небесное 3). Блаженни плачущии в молитвах своих от ощущения нищеты своей, яко тии утешатся 4) благодатным утешением Святого Духа, которое состоит в Христовом мире и в любви о Христе ко всем ближним. Тогда никто из ближних, и злейший враг, не исключен из объятий любви молящегося; тогда молящийся бывает примирен со всеми тягостнейшими обстоятельствами земной жизни.

8) Господь, научая нас молитве, уподобляет молящуюся душу вдовице, обижаемой соперником, приседящей неотступно судии беспристрастному и нелицеприятному 5). Не удаляйся расположением души при молитве от этого подобия. Молитва твоя да будет, так сказать, постоянною жалобою на насилующий тебя грех. Углубись в себя, раскрой себя внимательною молитвою: увидишь, что ты точно вдовствуешь в отношении ко Христу по причине живущего в тебе греха, тебе враждебного, производящего в тебе внутренние борьбу и мучение, соделывающего тебя чуждым Богу.

9) Весь день, говорит о себе Давид, весь день земной жизни, сетуя хождах 6), препроводил в блаженной печали о грехах и недостатках своих: яко лядвия моя наполнишася поруганий,

1) Матф. IV, 17. 2) Пс. L, 19. 3) Матф. V, 3. 4) Матф. V, 4. 5) Лук. XVIII, 1-8. 6) Псал. XXX VII, 7.

 

 

162

и несть исцеления в плоти моей 1). Лядвиями названо шествие по пути земной жизни; плотью—нравственное состояние человека. Все шаги всех человеков на этом пути преисполнены преткновений; их нравственное состояние не может быть уврачевано никакими собственными средствами и усилиями. Для исцеления нашего необходима благодать Божия, исцеляющая только тех, которые признают себя больными. Истинное признание себя больным доказывается тщательным и постоянным пребыванием в покаянии.

10) Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом 2), говорит Пророк, а другой Пророк говорит от лица Божия: На кою воззрю, точию на кроткаго, и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих 3). Господь призре на молитву смиренных, и не уничижи моления их 4). Он—даяй живот, то есть спасение, сокрушенным сердцем 5).

11) Хотя бы кто стоял на самой высоте добродетелей, но если он молится не как грешник: молитва его отвергается Богом*).

12) В тот день, в который я не плачу о себе, сказал некоторый блаженный делатель истинной молитвы, считаю себя находящимся в самообольщении 7).

13) Хотя бы мы проходили многие возвышеннейшие подвиги, сказал святой Иоанн Лествичник, но они неистинны и бесплодны, если при них не имеем болезненного чувства покаяния 8).

14) Печаль мысли о грехах есть честный дар Божий; носящий ее в персях своих с должным хранением и благоговением, носит святыню. Она заменяет собою все телесные подвиги, при недостатке сил для совершения их 9). Напротив того, от сильного тела требуется при молитве труд; без него сердце не сокрушится, молитва будет бессильною и неистинною 10).

15) Чувство покаяния хранит молящегося человека от всех козней диавола: бежит диавол от подвижников, издающих

1) Псал. ХХХVII, 7, 8. 2) Псал. II, 11. 3) Исаии LXVI, 2. 4) Пс. CI, 18. 5) Исаии LVII, 15. 6) Преподобный Исаак Сирский. Слово 55. Эти слова произнес иеросхимонах Афанасий, безмолвствовавший в башне Свенского монастыря Орловской епархии, некоторому страннику, посетившему его в 1829 году. 8) Лествица. Слово 7, гл. 64, по изданию Московской Духовной Академии 1851 г. 9) Святой Исаак Сирский. Слово 88. 10) Он же. Слово 11.

 

 

163

из себя благоухание смирения, которое рождается в сердце кающихся 1).

16) Приноси Господу в молитвах твоих младенческое лепетание, простую младенческую мысль,—не красноречие, не разум. Аще не обратитеся—как бы из язычества и магометанства, из вашей сложности и двуличности—и будите, сказал нам Господь, яко дети, не внидете в царствие небесное 2).

17) Младенец выражает плачем все свои желания: и твоя молитва пусть всегда сопровождается плачем. Не только при словах молитвы, но и при молитвенном молчании пусть выражается плачем твое желание покаяния и примирения с Богом, твоя крайняя нужда в милости Божией.

18) Достоинство молитвы состоит единственно в качестве, а не в количестве: Тогда похвально количество, когда оно приводит к качеству. Качество всегда приводит к количеству; количество приводит к качеству, когда молящийся молится тщательно 3).

19) Качество истинной молитвы состоит в том, когда ум во время молитвы находится во внимании, а сердце сочувствует уму.

20) Заключай ум в произносимых словах молитвы, и сохранишь его во внимании 4). Имей глаза на устах, или закрытыми 5): этим будешь способствовать соединению ума с сердцем. Произноси слова с крайнею неспешностью, и будешь удобнее заключать ум в слова молитвы: ни одно слово твоей молитвы не будет произнесено, не будучи одушевлено вниманием.

21) Ум, заключаясь в слова молитвы, привлекает сердце в сочувствие себе. Это сочувствие сердца уму выражается умилением, которое есть благочестивое чувство, соединяющее в себе печаль с тихим, кротким утешением 6).

1) Преподобный Григорий Синаит. О прелести, идеже и о иных многих предлогах. Доброт., ч. 1. «Егда видит кого диавол, говорит святой Григорий, плачевне живуща, не пребывает тамо, еже от плача, приходящего смирения бояся». 2) Матф. ХVIII, 3; Лествица, Слово 28, гл. 9. 3) Преподобный Мелетий, в Галисийской горе подвязавшийся. Стихотворение о молитве; Лествица, Слово 28, гл. 21. 4) Лествица, Слово 28, 17. 5) Совет старца, иеромонаха Серафима Саровского. О том, что полезно молиться при закрытых глазах, сказано и в 11 наставлении его, о молитве. Издание 1844 года. Москва. 6) Преподобный Марк Подвижник. О мнящихся от дел оправдатися, гл. 34. Доброт., ч. 1.

 

 

164

22) Необходимые принадлежности молитвы,—пождание 1). Когда чувствуешь сухость, ожесточение, не оставляй молитвы: за пождание твое и подвиг против сердечного нечувствия низойдет в тебе милость Божия, состоящая в умилении. Умиление— дар Божий, ниспосылаемый пребывающим и претерпевающим в молитвах 2), постоянно возрастающий в них, руководствующий их е духовному совершенству.

23) Ум, предстоя внимательною молитвою пред невидимым Богом, должен быть и сам невидим, как образ невидимого Божества: то есть, ум не должен представлять ни в себе, ни из себя, ни пред собою, никакого вида,—должен быть совершенно безвидным. Иначе: ум должен быть вполне чужд мечтания, сколько бы ни казалось это мечтание непорочным и святым 3).

24) Во время молитвы не ищи восторгов, не приводи в движение твоих нервов, не горячи крови. Напротив—содержи сердце в глубоком спокойствии, в которое оно приводится чувством покаяния: вещественный огнь, огнь естества падшего, отвергается Богом. Сердце твое нуждается в очищении плачем покаяния и молитвою покаяния; когда же оно очистится, тогда Сам Бог ниспослет в него Свой всесвятой духовный огнь 4).

25) Внимание при молитве приводит нервы и кровь в спокойствие, способствует сердцу погружаться в покаяние, и пребывать в нем. Не нарушает тишины сердечной и Божественный огнь, если он низойдет в сердечную горницу, когда в ней будут собраны ученики Христовы—помыслы и чувствования, заимствованные из Евангелия. Этот огнь не опаляет, не горячит сердца, напротив того орошает, прохлаждает его, примиряет человека со всеми людьми и со всеми обстоятельствами, влечет сердце в неизреченную любовь к Богу и к ближним 5).

26) Рассеянность окрадывает молитву. Помолившийся с рассеянностью ощущает в себе безотчетливую пустоту и сухость.

1) Преподобный Григорий Синаит. О еже како подобает безмолвствующему сидети и творити молитву». Доброт., ч. 1. 2) Рим. XII, 12, Колос. IV, 2. 3) Преподобные Каллист и Игнатий. О безмолвии и молитве. Слово 73. Доброт., ч. 2 и Лествица. Слово 28, гл. 42. Лествица. Слово 28, гл. 45. 5) Преподобный Максим Капсокаливи. Собеседование с преподобным Григорием Синаитом. Доброт., ч. 1.

 

 

165

Постоянно молящийся с рассеянностью лишается всех плодов духовных, обыкновенно рождающихся от внимательной молитвы, усваивает себе состояние сухости и пустоты. Из этого состояния рождается хладность к Богу, уныние, омрачение ума, ослабление веры, и от них мертвость в отношении в вечной, духовной жизни. Все же это, вместе взятое, служит явным признаком, что такая молитва не принимается Богом.

27) Мечтательность в молитве еще вреднее рассеянности. Рассеянность делает молитву бесплодною, а мечтательность служит причиною плодов ложных: самообольщения и, так называемой святыми Отцами, бесовской прелести. Изображения предметов видимого мира и сочиняемые мечтательностью изображения мира невидимого, напечатлеваясь и замедляя в уме, соделывают его как-бы вещественным, переводят из Божественной страны Духа и Истины в страну вещества и лжи. В этой стране сердце начинает сочувствовать уму не духовным чувством покаяния и смирения, а чувством плотским, чувством кровяным и нервным, безвременным и беспорядочным чувством наслаждения, столько несвойственного грешникам, чувством неправильным и ложным мнимой любви к Богу. Преступная и мерзостная любовь представляется неискусным в духовных опытах святою, а на самом деле она—только беспорядочное ощущение неочищенного от страстей сердца, наслаждающегося тщеславием и сладострастием, приведенными в движение мечтательностью. Такое состояние есть состояние самообольщения. Если человек укоснит в нем: то являющиеся ему образы получают чрезвычайную живость и привлекательность. Сердце при явлении их начинает разгорячаться и наслаждаться беззаконно, или, по определению Священного Писания, прелюбодействовать 1). Ум признает такое состояние благодатным, божественным: тогда—близок переход к явной прелести бесовской, при которой человек теряет самовластие, делается игралищем и посмешищем лукавого духа. От мечтательной молитвы, приводящей человека в это состояние, с гневом отвращается Бог. И сбывается над молящимся такою молитвою приговор Писания: Молитва его да будет в грех 2) и 3).

1) Пс. LXXII, 27. 2) Пс. СVIII, 7. 3) Преподобной Симеон, Новый Бого-

 

 

166

28) Отвергай благие, невидимому, помышления и светлые, по-видимому, разумения, приходящие к тебе во время молитвы, отвлекающие тебя от молитвы 1). Они выходят из области лжеименного разума,—восседают, как бы всадники на конях, на тщеславии. Закрыты мрачные лица их, чтоб ум молящегося не мог узнать в них врагов своих. Но потому именно, что они враждебны молитве, отвлекают от нее ум, уводят его в плен и тягостное порабощение, обнажают и опустошают душу, потому именно познаются, что они—враги, и из области миродержца. Духовный разум, разум Божий, содействует молитве, сосредоточивает человека в самом себе, погружает его во внимание и умиление, наводит на ум благоговейное молчание, страх и удивление, рождающиеся от ощущения присутствия и величия Божиих. Это ощущение в свое время может очень усилиться, и соделать молитву для молящегося страшным судилищем Божиим 2).

29) Внимательная молитва, чуждая рассеянности и мечтательности, есть видение невидимого Бога, влекущего к себе зрение ума и желание сердца. Тогда ум зрит безвидно, и вполне удовлетворяет себя невидением, превысшим всякого видения. Причина этого блаженного невидения есть бесконечная тонкость и непостижимость Предмета, к которому направлено зрение. Невидимое Солнце правды—Бог испускает и лучи невидимые, но познаваемые явственным ощущением души: они исполняют сердце чудным спокойствием, верою, мужеством, кротостью, милосердием, любовью к ближним и Богу. По этим действиям, зримым во внутренней сердечной клети, человек признает несомненно, что молитва его принята Богом, начинает веровать живою верою, и твердо уповать на Любящего и Любимого. Вот начало оживления души для Бога и блаженной вечности 3).

30) Плоды истинной молитвы: святой мир души, соединенный с тихою, молчаливою радостью, чуждою мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений; любовь к ближ-

слов. О первом образе молитвы у преподобного Синаита, л. 131. Доброт., ч. L 1) Лествица. Слово 28, гл. 59. 2) Там же, гл. 1. 3) Вышеупомянутое стихотворение преподобного Мелетия. Слово о сокровенном делании Феолипта, митрополита Филадельфийского. Доброт., ч. 2.

 

 

167

ним, неразлучающая для любви добрых от злых, достойных от недостойных, но ходатайствующая о всех пред Богом, как о себе, как о своих собственных членах. Из такой любви к ближним воссиявает чистейшая любовь в Богу.

31) Эти плоды — дар Божий. Они привлекаются в душу ее вниманием и смирением, хранятся ее верностью в Богу.

32) Душа тогда пребывает в верности к Богу, когда удаляется всякого слова, дела и помышления греховного, когда немедленно раскаивается в тех согрешениях, в которые увлекается по немощи своей.

33) То, что желаем стяжать дар молитвы, доказываем терпеливым приседением молитвою при дверях молитвы. За терпение и постоянство получаем дар молитвы. Господь, говорит Писание, даяй молитву благодатную молящемуся 1) терпеливо при одном собственном усилии.

34) Для новоначальных полезнее краткие и частые моления, нежели продолжительные, удаленные одно от другого значительным пространством времени 2).

35) Молитва есть высшее упражнение для ума.

36) Молитва есть глава, источник, мать всех добродетелей 3).

37) Будь мудр в молитве твоей. Не проси в ней ничего тленного и суетного, помня заповедание Спасителя: Ищите прежде царствия Божия и правды его, и сия вся, то есть, все потребности для временной жизни, приложатся вам 4).

38) Намереваясь сделать что, или желая чего, также в затруднительных обстоятельствах жизни, повергай мысль твою в молитве пред Богом: проси того, что считаешь себе нужным и полезным; но исполнение и неисполнение твоего прошения предоставляй воле Божией в вере и уповании на всемогущество, премудрость и благость воли Божией. Этот превосходный образ моления даровал нам Тот, Кто молился в саду Гефсиманском, да мимо идет определенная Ему чаша. Обаче не Моя воля, заключил Он молитву Свою ко Отцу: но Твоя да будет 5).

1) 1 Цар. II, 9. 2) Святой Димитрий Ростовский ч. 1. Внутренний человек, гл. IV. 3) Преподобный Макарий Великий. Слово 3, гл. 1. Лествица. Слово 28, заглавие. Согласно сему поучают и другие Отцы. 4) Матф. VI, 33. Святой Исаак Сирский. Слово 5. 5) Лук. ХXII, 42.

 

 

168

39) Приноси Богу смиренную молитву о совершаемых тобою добродетелях и благочестивых подвигах: очищай, совершенствуй их молитвою и покаянием. Говори о них в молитве твоей то, что говорил в ежедневной молитве своей праведный Иов о детях своих: Негли когда сынове мои погрешиша, и в мысли своей злая помыслиша противу Бога 1). Лукава—злоба: неприметно примешивается добродетели, оскверняет, отравляет ее.

40) Отвергнись всего, чтобы наследовать молитву—и, поднятый от земли на кресте самоотвержения, предай Богу дух, душу и тело твои, а от Него прими святую молитву, которая по учению Апостола и Вселенской Церкви, есть действие в человеке Святого Духа, когда Дух вселится в человека 2).

Заключение.

Кто небрежет о упражнении внимательною, растворенною покаянием молитвою, тот чужд преуспеяния духовного, чужд плодов духовных, находится во мраке многообразного самообольщения. Смирение есть единственный жертвенник, на котором дозволено человекам приносить молитвенные жертвы Богу,— единственный жертвенник, с которого молитвенные жертвы приемлются Богом 1); молитва есть мать всех истинных, божественных добродетелей. Невозможно, невозможно никакое духовное преуспеяние для того, кто отверг смирение, кто не озаботился вступить в священный союз с молитвою. Упражнение молитвою есть завещание Апостола: непрестанно, говорит нам Апостол 4). Упражнение молитвою есть заповедь Самого Господа, заповедь, соединенная с обетованием: просите, приглашает нас Господь, повелевает нам Господь, и дастся вам: ищите и обрящете: толцыте и отверзется вам 5). Не воздремлет, ниже уснет 6), молитва, доколе не укажет возлю-

1) Иов. I, 5. 2) Рим. VIII, 26. 3) Святой Исаак Сирский. Слово 21. «Кто достиг (непрестанной молитвы), тот достиг края добродетелей, и соделался жилищем Святого Духа», сказал сватай Исаак. 4) Мнение преподобного Пимена Великого. Алфавитный Патерик. 5) 1 Сол. V, 17. 6) Матф. VI, 7. 7) Псал. СХХ, 4.

 

169

бившему ее и постоянно упражняющемуся в ней чертог наслаждений вечных, доколе не введет его в небо. Там она преобразится в непрестанную жертву хвалы. Эту хвалу непрестанно будут приносить, будут провозглашать неумолкно избранные Божии от непрестанного ощущения блаженства в вечности, прозябшего здесь, на земле и во времени, от семян покаяния, посеянных внимательною и усердною молитвою. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.25 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.