Поиск авторов по алфавиту

Автор:Игнатий (Брянчанинов), святитель

Игнатий (Брянчанинов), свт. О любви в ближнему

121

 

О ЛЮБВИ В БЛИЖНЕМУ.

Что может быть прекраснее, насладительнее любви к ближнему?

Любить—блаженство; ненавидеть—мука.

Весь закон и пророки сосредоточиваются в любви в Богу и ближнему 1).

Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь в Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе—Бог 2).

Не подумай, возлюбленнейший брат, чтоб заповедь любви к ближнему была так близка к нашему падшему сердцу: заповедь—духовна, а нашим сердцем овладели плоть и кровь; заповедь—новая, а сердце наше—ветхое.

Естественная любовь наша повреждена падением; ее нужно умертвить—повелевает это Христос—и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему, любовь во Христе.

Свойства нового человека должны быть все новые; никакое ветхое свойство нейдет ему.

Не имеет цены пред Евангелием любовь от движения крови и чувствований плотских.

И какую может она иметь цену, когда при разгорячении крови дает клятву положить душу за Господа, а чрев несколько часов, при охлаждении крови, дает клятву, что не знает Его 3)?

Евангелие отвергает любовь, зависящую от движения крови, от чувств плотского сердца. Оно говорит: Не мните яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч. Приидох бо разлучити человека на отца своего и дщерь на матерь свою, и невестку на свекровь свою: И врази человеку домашнии его 4).

Падение подчинило сердце владычеству крови, и, посредством

1) Матф. ХХII, 40.  2) 1 Иоанна. 3) Матф. XXVI, 33, 35,74. 4) Матф. X, 34, 35, 36.

 

 

122

крови, владычеству миродержателя. Евангелие освобождает сердце из этого плена, из этого насилия, приводит под руководство Святого Духа.

Святой Дух научает любить ближнего свято.

Любовь, возженная, питаемая Святым Духом—огнь. Этим огнем погашается огнь любви естественной, плотской, поврежденной грехопадением 1).

«Говорящий, что можно иметь ту и другую любовь, обольщает сам себя», сказал святой Иоанн Лествичник 2).

В каком падении наше естество! Тот, кто по естеству способен с горячностью любить ближнего, должен делать себе необыкновенное принуждение, чтоб любить его так, как повелевает любить Евангелие.

Пламеннейшая естественная любовь легко обращается в отвращение, в непримиримую ненависть 3).

Естественная любовь выражалась и кинжалом.

В каких язвах—наша любовь естественная! Какая тяжкая на ней язва—пристрастие! Обладаемое пристрастием сердце способно ко всякой несправедливости, ко всякому беззаконию, лишь бы удовлетворить болезненной любви своей.

Мерила льстивая мерзость пред Господем, вес же праведный приятен Ему 4).

Естественная любовь доставляет любимому своему одно земное; о небесном она не думает.

Она враждует против Неба и Духа Святого; потому что Дух требует распятия плоти.

Она враждует против Неба и Духа Святого: потому что находится под управлением духа лукавого, духа нечастого и погибшего.

Приступим в Евангелию, возлюбленнейший брат, поглядимся в это зеркало! глядясь в него, свергнем ризы ветхие, в которые облекло нас падение, украсимся ризою новою, которая приготовлена нам Богом.

Риза новая—Христос. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся 5).

1) Лествица. Слово XV, гл. 3. 2) Слово III, гл. 16. 3) 2 Цар. XIII, 16. 4) Притч. XI, 1. 5) Гал. III, 27.

 

 

123

Риза новая—Дух святой. Облечется силою выше 1), сказал о этой ризе Господь.

Облекаются христиане в свойства Христовы, действием всеблагого Духа.

Возможно для христианина это одеяние. Облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти 2), говорит Апостол.

Сперва, руководствуясь Евангелием, откинь вражду, помятозлобие, гнев, осуждение и все, что прямо противодействует любви.

Евангелие велит молиться за врагов, благословлять клянущих, творить добро ненавидящим, оставлять ближнему все, что бы он ни сделал против нас.

Постарайся, желающий последовать Христу, исполнять все это заповедания самым делом.

Очень недостаточно: только с удовольствием прочитать веления Евангелия, и подивиться высокой нравственности, которую они в себе содержат. К сожалению, многие этим удовлетворяются.

Когда приступишь к исполнению велений Евангелия: тогда с упорством воспротивятся этому исполнению владыки твоего сердца. Эти владыки: твое собственное плотское состояние, при котором, ты подчинен плоти и крови, и падшие духи, которым подвластная страна—плотское состояние человека.

Плотское мудрование, его правда и правда падших духов потребуют от тебя, чтоб ты не уронил чести своей и других тленных преимуществ, защитил их. Но ты с мужеством выдержи невидимую борьбу, водимый Евангелием, водимый Самим Господом.

Пожертвуй всем для исполнения евангельских заповедей. Без такого пожертвования ты не возможешь быть исполнителем их. Господь сказал ученикам Своим: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе 3).

Когда с тобою Господь,—надейся на победу: Господь не может не быть победителем.

Испроси себе у Господа победу, испроси ее постоянною молитвою и плачем. И придет неожиданно действие благодати в

1) Лук. XXVI, 49. 2) Рим. ХIII, 14. 3) Матф. XVI, 34.

 

 

124

твое сердце: ты ощутишь внезапно сладостнейшее упоение духовною любовью ко врагам.

Еще предстоит тебе борьба! еще нужно тебе быть мужественным! Взгляни на предметы твоей любви: они очень тебе нравятся? в ним очень привязано твое сердце?—Отревись от них.

Этого отречения требует от тебя Господь, законоположитель любви, не с тем, чтоб лишить тебя любви и любимых, но чтоб ты, отвергнув любовь плотскую, оскверненную примесью греха, соделался способным принять любовь духовную, чистую, святую, которая—верховное блаженство.

Ощутивший любовь духовную, с омерзением будет взирать на любовь плотскую, как на уродливое искажение любви.

Как отречься от предметов любви, которые как бы приросли в самому сердцу?—скажи о них Богу: «Они, Господи, Твои; а я — кто? немощное создание, не имеющее никакого значения».

«Сегодня я еще странствую на земле, могу быть полезным для любимых моих чем-нибудь; завтра, может быть, исчезну с лица ее, и я для них—ничто!»

«Хочу, или не хочу, — приходит смерть, приходят прочие обстоятельства, насильственно отторгают меня от тех, которых я считал моими, и они уже—не мои. Они и не были по самой вещи моими; было какое-то отношение между мною и ими; обманываясь этим отношением, я называл, признавал их мощи. Если б они были точно мои, — навсегда остались бы принадлежать мне».

«Создания принадлежат одному Создателю: Он—их Бог и Владыка. Твое, Господь мой, отдаю Тебе: себе присваивал я их неправильно и напрасно».

Для них вернее быть Божиими. Бог вечен, вездесущ, всемогущ, безмерно благ. Тому, кто Его, Он —самый верный, самый надежный Помощник и Покровитель.

Свое Бог дает человеку: и делаются человеку человеки своими, на время по плоти, на веки по духу, когда Бог благоволит дать этот дар человеку.

Истинная любовь к ближнему основана на вере в Бога: она— в Боге. Вси едино будут, вещал Спаситель мира во Отцу

 

 

125

Своему: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут 1).

Смирение и преданность Богу убивают плотовую любовь. Значит: она живет самомнением и неверием.

Делай, что можешь полезного и что позволяет закон, твоим любимым; но всегда поручай их Богу, и слепая, плотская, безотчетливая любовь твоя обратится мало по мало в духовную, разумную, святую.

Если же любовь твоя—пристрастие противозаконное, то отвергни ее, как мерзость.

Когда сердце твое несвободно,—это знак пристрастия.

Когда сердце твое в плену, — это знак страсти безумной; греховной.

Святая любовь—чиста, свободна, вся в Боге.

Она действие Святого Духа, действующего в сердце, по мере его очищения.

Отвергнув вражду, отвергнув пристрастия, отрекшись от плотской любви, стяжи любовь духовную; уклонися от зла, и сотвори благо 2).

Воздавай почтение ближнему как образу Божию,—почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Деятельность твоя да будет таинственно сообразна твоему душевному настроению.

Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия,—и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.

Причина этой святой любви—не плоть и кровь, не влечение чувств,—Бог.

Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они—образ Боной.

Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его.

Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада.

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и

1) Иоанн. XVII, 21. 2) Ис. XXXIII, 15.

 

 

126

трудному младенцу, к уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Боною. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви.

В христианине воздай почтение Христу, Который сказал в наставление нам и еще скажет при решении нашей участи вечной: Еже, сотворите меньшему сих братий Моих, Мне сотворите 1).

В обращении твоем с ближними содержи в памяти это изречение Евангелия, и соделаешься наперсником любви к ближнему.

Наперсник любви в ближнему входит ею в любовь в Богу.

Но если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя в одному человеку: то ты— в горестном самообольщении.

Аще кто речет, говорит святой Иоанн Богослов: яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть... Сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога любит и брата своего 2).

Явление духовной любви к ближнему — признак обновления души Святым духом: Мы вемы, говорит опять Богослов, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию: не любяй бо брата пребывает в смерти 3).

Совершенство христианства—в совершенной любви к ближнему.

Совершенная любовь в ближнему—в любви к Богу, для которой нет совершенства, для которой нет окончания в преуспеянии.

Преуспеяние в любви в Богу—бесконечно: потому что любовь есть бесконечный Бог 4).

Любовь в ближнему—основание в здании любви.

Возлюбленный брат! Ищи раскрыть в себе духовную любовь к ближним: войдя в нее, войдешь в любовь к Богу, во врата воскресения, во врата царства небесного. Аминь.

1) Матф. 95, 40. 2) 1 Иоанн. IV, 90. 21. 3) 1 Иоанн. III, 14. 4) Иоанн. IV, 16.


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.