Поиск авторов по алфавиту

Автор:Антоний (Храповицкий), митрополит

Духовное руководство

Мы привели в нескольких словах указания о том, как должен духовник создавать в кающихся то настроение души, настроение покаяния, веры и надежды, при которых исповедь становится плодотворной. Но ведь этого мало: заметив, что духовник болит душою за своих чад, последние будут настойчиво ожидать от него и руководственных указаний об исправлении своей жизни. Тако­во вообще первое требование проснувшейся совести. Иудеи спрашивали Предтечу, что им делать, чтобы войти в Царствие Божие; спрашивает о том же, о вечной жизни и богатый юноша, и законник некий, приступивший ко Иисусу; спрашивают и три тысячи свидетелей Сошествия Святого Духа на апостолов.

Русские люди не для чего другого ходят по старцам обителей, как для того, чтобы спросить у них указания пути в Царствие Не­бесное; встречая отца Иоанна Кронштадтского на вокзалах, в церкви, на улице, они хватали его за рясу с мольбою: «Батюшка, научи меня, чтобы не ругаться, научи, чтобы с женой не ссориться; скажи мне, идти ли мне в монастырь или жениться». На такие неожидан­ные вопросы среди толпы теснящихся людей трудно что-либо ра­зумное ответить даже и опытному духовнику; но наши духовные отцы испытывают еще большую трудность и на исповеди, даже неторопливой, потому что у большинства из них нет духовного опыта, а заимствовать таковой у Святых Отцов Церкви они не по­тщились, в духовной же школе не мог их тому учить штатский

29

 

 

учитель, предпочитающий быть не служителем Церкви, а титуляр­ным советником, и помышляющий только о том, как бы с постылого еще в детстве учебного предмета пастырского богословия перейти на гражданскую историю или хо­тя бы латинский язык.

Что же я должен читать, чтобы приобрести мудрость духовную? Читай многое, но знай, что все-таки главное средство научения есть внимание себе, поверка жизни собственной души, благоговейная молитва и сострадательное, исполненное любви наблюдение над душами окружающих тебя, твоей паствы, твоей семьи, твоих знакомых.

А что же читать? Читай прежде всего Библию, одновременно из

1) Закона и Царей,

2) Пророков и Премудрости,

3) Но­вого Завета.

Читай ежедневно, хоть по полчаса. Если заставишь себя два раза таким способом пройти Библию, то дальше будешь уже перечитывать ее по своей охоте; кто три раза прочитал Свя­тую Библию, тот даже нехотя делается религиозным философом и нравоучителем.

Впрочем, это важно главным образом для общего духовного развития священника, а непосредственно для руководства каю­щимися существуют отеческие творения. Но, принимаясь за них, советую тебе прежде всего усвоить ключ к разумению духовной жизни, то есть прочитать со вниманием и, пожалуй, не однажды, кни­гу «Путь ко спасению» Преосвященного Феофана Затворника, а затем берись за Пролог. Однако читай его не подряд, но если тебе

30

 

 

надлежит скоро приступить к совершению исповеди, то вы­искивай по оглавлению статьи, соответственные человеческим немощам и страстям и научающие бороться с ними; они перечислены в конце сей книги.

Указываю на преимущественное значение Про­лога для сове­тов кающимся, во-первых, потому, что эта книга имеется в большинстве церк­вей, исключая недавно построенные, а глав­ным образом – книга эта, как еще «Лимонарь» Софрония Иерусалимского, или «Луг Духовный» Иоанна Мосха, или еще подобные сборники «достопамятных сказаний об отцах» излагает правила благочестия в притчах, как Спаситель, или в событиях из жизни праведников, которые гораздо легче воспринимаются, чем прямые наставления, и дольше запоминаются, – большей частью, на всю жизнь. Приведу хотя бы один пример: монах, долго боровшийся с искушения­ми посредством тяжких подвигов, изнемог духом и стал молить Бога облегчить тот жизненный крест, который на него возложен: «Неужели невоз­можно дойти мне до Небесного Царствия и духовного совершен­ства менее тяжким крестом?» Явился Ангел и ввел его в об­ширную горницу, на стенах которой висели многие разнообразные кресты: тяжелые железные и более легкие дере­вянные; среди тех и других были очень большие кресты, мень­шие и совсем малые. «Господь услышал твою молитву, – гово­рит Ангел, – и разрешил тебе самому избрать себе крест». – «Да простит ли Бог, – сказал отшельник, – что я, исполнен­ный многолетнею борьбой, беру себе теперь вот этот, самый ма­ленький, деревянный крестик?» Тогда Ангел ему

31

 

 

сказал: «Это тот самый крест, который ты носил до сего дня и который почи­тал для себя уто­мительным, все прочие кресты несравненно тя­желее». Тут монах понял свое неразумие и при­нес покаяние, познав, что Господь никогда не возлагает на людей непосильно­го бремени, только христианин должен его принимать с по­кор­ностью и молиться о благодатной помощи.

Если духовник усвоит себе содержание подобных повествова­ний по Прологу и будет постоянно почитывать хотя бы эту и не­сколько подобных книг, то научится весьма основательно руково­дить христиан в борьбе с грехами и страстями. Но есть целая библиотека таких духовных врачеваний. Такова прежде всего святоотеческая хрестоматия в пяти томах, называющаяся «Добротолюбие», собранная тем же Преосвященным Феофаном Затворником. Тома эти можно приобрести в отдельности, и особен­но полезны первые два, в коих собраны творения самых великих подвижников: Антония, Пахомия, Исаии и прочих. Одна из наи­более разработанных тем у отцов – это учение о восьми глав­ных страстях человеческого серд­ца и о борьбе с ними. Если не имеете возможности приобрести теперь «Добротолюбие», то те же Отцы имелись в отдельной продаже. Особенно полезна книга преподобных Иоанна и Варсонофия, заключающая в двух выпус­ках «Ответов» на вопросы иноков о предметах благочестия, также «Лествица» Иоанна, игумена Синайской горы, в которой есть и особое слово, или послание, «К пастырю».

Из современных сочинений имеется «Наставление священнику при совершении тайны

32

 

 

исповеди» архиепископа Костромского Пла­тона, написанное лет шестьдесят тому назад, но это наставление довольно формально и схоластично. Более практичны примерные «Вопросы каю­щимся» митрополита Ионы, Экзарха Грузии, кото­рые имелись в рукописи у многих монастырских духовников и едва ли не были затем отпечатаны.

Впрочем, духовник не столько о том должен заботиться, чтобы иметь совершенно готовый печатный материал для руко­водства исповедью, сколько о том, чтобы вообще погрузить свое внимание в эту область душевной патологии и терапии, раскрытой святыми подвижниками. Тогда он приложит к ней и собственную самодеятельность, будет пользоваться опытом от­цов сознательно и применительно к тем состояниям души, кото­рые будут ему открываться прихожанами на исповеди и вообще на духовной беседе.


Страница сгенерирована за 0.13 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.