Поиск авторов по алфавиту

Сирийское житие св. Григория Чудотворца

ЖУРНАЛ «ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ», СПБ., 1912, № 10

 

разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу

 

проф. Сагарда Н. И.

 

Сирийское житие св. Григория Чудотворца.

В 1894 г. известный знаток сирийского языка Виктор Риссель, сказавший большие услуги науке своими переводами важных сирийских памятников, напечатал в «Theologische Zeitschrift aus der Schweiz», Zürich, XI, 4, S. 241—254, перевод сирийского жития св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского, сделанный им по рукописи Британского Музея (add. 14648), которая, по W. Wrightу, принадлежит VI веку. Это житие оказалось по основному своему содержанию близко совпадающим с известным похвальным словом св. Григория Нисского о жизни св. Григория Чудотворца (Βίος καὶ ἐγκώμιον ῥηθὲν εἰς τὸν ἅγιον Γρηγόριον τὸν Θαυματουργὸν, γενόμενον ἐπίσκοπον τῆς Νεοκαισαρίας) 1); но в расположении фактов, в подробностях их и в общем характере повествования оно настолько отличается от жизнеописания св. Григория Нисского, что естественно возник вопрос об источниках его и о взаимном отношении греческого и сирийского жития и сравнительной исторической ценности их 2).

В 1896 г. Paul Bedjan на основании той же рукописи Британского Музея, какою пользовался В. Риссель, опубликовал сирийский текст жития св. Григория Чудотворца в «Acta martyrum et sanctorum», t. VI (Parisiis 1896), p.

1) Migne, PSG. t. XLVI, col. 893 - 958. Творения св. Григория Нисскаго в русском переводе. Ч. VIII. Москва 1872, стрн. 126—197.

2) Cp. V. Ryssel, Eine syrische Lebensgeschichte des Gregorius Thaumaturgus в „Theologische Zeitschrift aus der Schweiz“ XI (1894), 4, S. 228—241, и Prof. P Koetschau, Zur Lebensgeschichte Gregors des Wunderthäters, в „Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie“ 41 (1898), S. 211—250.

1139

 

 

1140

83—106. Этот текст во многом расходится с переводом В. Рисселя. Однако не всегда можно точно определить, основываются ли эти уклонения на более правильном чтении рукописи или на собственных догадках Bedjana. Heinr. Hilgenfeldy они представляются скорее исправлениями, и с своей стороны он дал поправки к переводу В. Рисселя только более ярких уклонений, в которых, по его мнению, P. Bedjan предлагает более правильное чтение 1).

Р. Bedjan признает редакцию сирийского жития в рукописи Британского Музея не совсем точною; напр., автор этого жития утверждает, что св. Григорий Чудотворец получил епископское посвящение от Григория Назианзина (Богослова), тогда как Григорий Неокесарийский умер лет на 50 раньше рождения Григория Богослова. Такого рода ошибки Р. Bedjan исправляет в подстрочных примечаниях на основании Берлинского манускрипта № 321. Текст последнего почти в четыре раза обширнее текста рукописи Британского музея, но Р. Bedjan не мог положить его в основу своего издания, так как большая часть листов этой рукописи находится в плачевном состоянии 2). Р. Bedjan, по-видимому, не производил сличения жития в Берлинском манускрипте с жизнеописанием св. Григория Нисского. Между тем отрывок, приведенный Р. Bedjan’oм в прим. 1 на стрн. 84, наводить В. Рисселя 3) на мысль, не представляет ли Берлинский текст просто перевода (в несколько распространенной форме) жизнеописания Григория Нисского. Р. Bedjan не дает материала для суждения об этом, и мы не имеем возможности судить, не примыкают ли и другие части этого жизнеописания к греческому житию,—на это, может быть, указывает отмеченная Redjan’oм надпись большими красными буквами, сделанная неизвестным ориенталистом на листах 8в и 9а: «История Григория, епископа Нисского». Но если даже в других частях берлинский текст совпадает с сирийским жизнеописанием, то и в таком случае, по мнению В. Рисселя, можно предположить, что Берлинский манускрипт дает

l) Die Vita Gregors des Wunderthäters und die Syrischen Acta martyrum et Sanctorum в «Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie», 41 (1898), S. 454—456.

2) Acta martyrum et Sanctorum, p. VL

3) Littéral. Centralblatt 1896, Nr. 21, Sp. 761—762.

 

 

1141

интерполяцию древнего сирийского жизнеописания посредством материала, заимствованного из греческого жизнеописания св. Григория Нисского.

Предлагаемый перевод сирийского жития св. Григория Чудотворца сделан по немецкому переводу В. Рисселя, который, в виду приведенного суждения H. Hilgeufelda, не потерял своего значения и после опубликования подлинного текста в издании Bediana, при этом приняты во внимание исправления H. Hilgenfelda; В подстрочных примечаниях указаны параллели к нему в похвальном слове св. Григория Нисского по изданию Миня и по русскому переводу Московской Духовной Академии.

Н. Сагарда.

 

Повесть о славных деяниях блаженного Григория, епископа Неокесарийского.

1. Различные виды духовной жизни. Братья мои, восхвалим Бога, Который имеет благоволение к жизни всех людей [и хочет], чтобы они достигли познания истины и жили и образом своего поведения духовно восходили к величественной небесной высоте, так, чтобы, в то время как кажется, что они по плоти ходят на земле, однако пребывали как ангелы пред величием Божиим. Ибо не на горах только и в пещерах и в ущельях и в пропастях земных многие ожидали спасения Божия, но также и в мирное для Церкви время обретались исполненные силы подвижники, облеченные оружием духа и победоносно ведущие борьбу с врагом силою Креста,—как мы расскажем о блаженном Григории, епископе неокесарийском.

2. Поставление отшельника Григория во епископа Неокесарийского 1). До этого времени он был отшельником и находил радость в пустыне гор, чтобы там обретать мир творения. И в то время, как душа его всецело предавалась этой блаженной радости и стремилась к совершенной жизни, слава о нем распространилась во многих городах. И именно в это время, по особому устроению Божию, от труда временной жизни вошел в вечный покой епископ, восседавший на апостольском престоле города Неокесарии. Клирики собрались и пришли к знаменитому Гри-

1) Ср. Migne, PSG. t. XLVI, col. 908 sq. Русск. перев. ч. VIII, стрн. 142 сл.

 

 

1142

горию Назианзскому и просили его дать им пастыря, возвестив ему о представлении только что умершего. Когда праведник Божий услышал это, он отпустил их в то время в мире, чтобы они ушли от него, сказан: «Господь печется о вас, и Он поставит пастыря для вашего стада по Своей воле». Блаженный Григорий, святитель Божий, немедленно отдался все превозмогающей молитве; и он пал на колени и молился и говорил: «Господи, всемогущий Боже! Твои суть небеса и ангелы на них, пред Твоим сиянием трепещут херувимы и пред Твоим велением устрашаются крепкие серафимы; Ты от Начала создал вселенную и в ней расположил Твоим повелением миры; Ты, мой Господи, прежде сего спас Твою Церковь и стяжал ее драгоценною Твоею кровию,—Ты избери также и Твоему стаду пастыря по воле Твоей».

И когда он так молился, тогда пришел на него сладкий и приятный сон; и услышан был им голос, который говорил: «не избирай никого на это служение, кроме отшельника Григория». И он (сир. я?) сказал: «Господь мой! Кто же сообщит мне о местопребывании Григория? Ибо, вот, он— обитатель гор, он даже не имеет постоянного местопребывания. Ибо кто может гоняться за орлом, если он, поднявшись в воздух, весело парит на крыльях эфира»? И снова был голос к нему, во второй раз, и сказал ему: «Пошли, пусть приведут клириков; и возьми в руки святое Евангелие и войди в алтарь Божий, в святое место искупления, и помяни там его имя и назначь его, хотя бы его даже не было там! И мое уже (дело) гоняться за орлом и привести его оттуда, где он находится. Ибо Я знаю всех птиц небесных и дикие обитатели полей Мои».

И когда дивный муж Божий, епископ Григорий, услышал это, тогда призвал он клириков, как ему было повелено, и пошел с ними к алтарю Божию. И он воскликнул и сказал: «мы нарицаем имя отшельника Григория, которого Бог избрал на епископский престол в городе Неокесарии». И сказавши это, благословил их и отпустил их в мире».

3. Посещение Григорием Назианза, принятие служения епископа и откровение истинного учения 1). Ибо Бог, Который

1) Cp. Migne, PSG. t. XLVI, col. 909 sqq. Русск. перев. ч. VΊΙΙ, стр. 144 сл.

 

 

1143

во все времена творит чудеса в своих святых и попечение Которого открывается во всем человеческом роде послал одного из огненных ангелов, которые стоят в служении Pro славе, к Григорию на гору и повелел сказать ему: «вот, ты должен быть святителем Божиим в городе Неокесарии! встань, иди туда и вступи (в служение). Но прежде пойди в город Назианз и получи благословение от избранника Божия Григория, и потом в мире иди в твой город»! Услышав это, он сказал: «Ты, Господи, содержащий все в Своей власти, Ты знаешь, что рабу Твоему не по сердцу преходящая слава; но если так угодно Тебе, Господи, то да будет Твоя воля на нас, как и на небе».

И тотчас он встал и отправился в город Назианз и возвестил епископу Григорию то, что ангел сказал ему. Григории также удержал его у себя и возвестил ему о тайнах Божиих, которые совершились с ним. И так он благословил его и отпустил его в мире.

Когда избранной Григорий (дошел в город, он нашел его пламенеющим почитанием идолов. Увидевши великую честь, какую они оказывали чуждым божествам, он горько плакал и молился и говорил: «Господи Боже, творец и хранитель тварей! Так как Ты послал ученикам Твоим, апостолам, Святого Духа, Параклита, и их неведение просветил Твоим познанием ретины, то яви твои чудеса и в сие время и дай нам посредством Твоего писания образ сокровенных тайн Твоей веры»! И тотчас сделались видимыми на стене буквы, которые гласили так: «три лица, Отца, Сына и Святого Духа, единое божественное естество».

В ту ночь Григорий заснул и увидел во сне юношу, который имел в своей руке книгу, и деву, которая облечена была в драгоценные одежды, и он держал ее за руку, именно (он увидел) Иоанна Евангелиста, сына Зеведея, и Марию, Матерь нашего Господа. Они сказали ему: «заметь то, что ты видишь, муж! Ибо, вот, ты удостоен 2) ныне, увидеть веру, которая явилась с неба. Однако встань, как высокий рог, и проповедуй пред народом». И он учил их беспрестанно днем и ночью.

1) Н. Hilgenfeld в «Zeitschrift für wissenschaftliche Theologie» 41 (1898), S. 454.

2) H. Hilgenfeld, S. 455.

 

 

1144

4. Обман иудеев, их наказание и милосердие Григория 1). И после того, как он пробыл у них некоторое время, тогда вышел, чтобы посетить свой диоцез. И когда он шел своею дорогою, вот, тогда сказали два человека из народа иудейского друг к другу свойственным им коварным образом: «вот проходит Григорий; обманем его немного и получим от него милостыню». И они сказали: «каким образом»? И один сказал другому: «ты ложись как бы мертвым, а я буду плакать над тобою»! И случилось: когда Григорий подошел к ним, то муж, который [там] стоял, бросился пред ним ниц и сказал: «прошу тебя, господин, сжалься надо мною. Мы шли своим путем, когда этот мой товарищ лег [мертвым]. Удели мне столько, сколько необходимо для его погребения». Григорий тотчас отрезал половину своего плаща и бросил ее на него; и тотчас вышла его душа из его тела. И таким образом ложь их ясно обнаружилась.

Когда Григорий ушел от них далеко, тогда подошел муж к [только что] умершему, дотронулся до него и сказал: «ну, вставай! Вот мы посмеялись над мужем и получили от него милостыню». Но когда он увидел тело, которое теперь действительно сделалось трупом, то побежал к блаженному Григорию и сказал: «имей милосердие ко мне, господин, ученик Христа», сообщивши ему наперед всю свою ложь. И он сказал: «по бедности своей, господин, он сделал это. И как твой Господь, господин, Который Свою благость показал по отношению к негодному нашему народу, так яви и к нам свою благость. Ибо он имеет жену и детей, и они ожидают его». И когда муж Божий услышал это, он возвратился с ним и стал над умершим, и молился ко Господу и сказал: «Христе, Спасителю мира! Так как Ты добровольно пришел в царство мертвых, чтобы Адама, Твой образ, возбудить от тления смерти, и избавил его от греха преступления заповеди в Эдеме и вывел его плененного, сидевшего плененным уже с [первого] поколения мира; также и Лазаря, мой Господи, когда Ты воззвал его, смерть вынесла, положила пред Тобою,—Ты, Господи, также и теперь умилосердись над этим юношей и повели его душе возвратиться в его тело». И когда он окончил свою молитву, он взял его за руку

1) Ср. Migne, PSG. t. XLVI, col. 940 sq. Русск. перев. ч. VIII, стр. 176 сл.

 

 

1145

и сказал ему: «тебе, душа, творение Божие, я говорю во имя Господа Иисуса Христа: возвратись в свое место и снова обитай в своем теле, подобно тому, как ты прежде сего была в нем». И тотчас встал юноша, и всякий, кто там был, прославил Бога за чудеса, которые он совершает в людях чрез своих избранников. Также и эти иудеи тотчас приняли крещение и сделались верными монахами (буквально: обитателями монастыря).

5. Изгнание демона прорицателя и обращение языческого жреца 1). И случилось: когда блаженный Григорий пришел к одному городу, он увидел вне его идольское капище, и он вошел и ночевал в нем, и оставался в нем целую ночь бодрствующим. Демон, который был почитаем в капище, устрашился пред молитвою блаженного Григория и ушел оттуда. Лишь только блаженный окончил ночное служение, он пошел дальше своею дорогой. При наступлении дня пришел в капище языческий жрец, который обычно совершал служение этому богу (правильнее: имел попечение о культе этого бога), и когда он по своему обыкновению много молился и плакал, то не было бога, который должен был явиться ему. От великой печали, объявшей его, он разорвал свои одежды; и когда он [еще раз] много молился, он явился ему и сказал ему: «отныне ты не можешь больше желать, чтобы я являлся сюда! Григорий именно, ученик Христа, вошел сюда, помолился здесь и изгнал меня, и таким образом я не могу более приходить сюда». Говорит ему жрец: «значит, если бы Григорий приказал тебе, то ты вошел бы сюда»!? И он сказал: «если он прикажет мне, я войду сюда». Услышав это, жрец побежал к блаженному Григорию в горы и сказал ему: «если ты прикажешь богу, который почитается жителями этой страны, а теперь твоею молитвою изгнан, и он [снова] войдет в свое место, то я приду и сделаюсь учеником Бога, Которого ты проповедуешь». Когда блаженный Григорий услышал это, он так написал ему на дощечке: «Григорий, ученик Христа, идолу. Войди в твое место». Жрец взял дощечку, вошел в капище и положил ее в нем; и тотчас явился бог. И сказал ему жрец: «теперь, когда ты получил на это приказание, ты возвратился на свое место»!? И он сказал

1) Ср. Migne, PSG. t. XLVI, col. 913 sqq. Русск. пер. ч. VIII, стр. 149 сл.

 

 

1146

ему: «да»! Тогда ответил жрец и сказал: «так, значит, Григорий сильнее тебя, так что ты подчиняешься его приказанию»!? И ответил демон й сказал ему: «нам невозможно противостоять силе Креста, потоку что ему подчинены легионы ангелов й людей и демонов» Тогда ответил жрец и сказал: «итак, если ученик настолько сильнее тебя, то насколько более его учитель! Поэтому мой долг уйти, чтобы служить тому, кто более тебя»! И тотчас он бросил его на произвол судьбы и пошел к блаженному Григорию и сделался учеником его.

6. Сомнение жреца в рассказе Григория о мученической ckepmu юноши 1). И случилось однажды: когда Григорий сидел и объяснял (Писание), он стал прислушиваться и слушал что-то и видел как бы очами духа. Жрец сказал: «открой мне, господин, что ты видишь, и почему ты прислушиваешься, как будто ты что-то слышишь»! Блаженный Григорий сказал: «я вижу, как именно теперь в городе юноша стоит пред судьей й дает свидетельство и умерщвляет сатану благостью Божией». Жрец сказал: «господин, позволь мне пойти и посмотреть, чтобы таким образом утвердиться в вере». И он сообщил ему силу своей молитвы и сказал: «иди в мире, и Господь наш да идет с тобою». И тотчас жрец направился в город и вошел в него и увидел, как ему было сказано, и мученичество того юноши было совершено огнем. И жрец воскликнул громким голосом удивления й сказал: «благословен Господь наш, освободивший нас от обольщений Идолов чрез своего ученика Григория».

7. Победа жреца над демоном в бане посредством молитвы Григория 2). Но, далее, была в городе баня, и сильный демон обитал в ней и не допускал никого войти в нее, кроме как только от третьего часа до девятого. И если кто отваживался войти туда не в это время, то он умерщвлял его. Но жрец, уставший от напряжения пути, захотел войти вне этого времени, чтобы помыться. Тогда хозяин бани сильно удерживал его и отклонял от этого, говоря: «муж, ты хочешь своей смерти»? Но жрец, так как он твердо надеялся на молитву блаженного Гри-

1) Ср. Migne, PSG. t. XLVI, col. 949. Русск. перев. ч. VIII, стр. 186 сл.

2) Ср. Migne. PSG. t. XLVI, col. 952. Русск. перев. n. VIII, стр. 188 сл.

 

 

1147

гория, смело вошел туда; и когда демон увидел его, то завыл и отряс двери, и баня едва не разрушилась; и он указал жрецу: «муж! еще жертвенное мясо между твоими зубами (т. е. ты только что еще был языческим жрецов) 1),—как смеешь ты так презирать меня? Ибо, что же и могу причинить тебе, когда молитва блаженного Григория сопровождает тебя»? Но жрец исполнил свое желание и родом вышел и поднялся и рассказал блаженному Григорию все, что произошло.

3. Отведение реки Лики от угрожаемого ею города 2). Был в той стране город, и река протекала в городском району, и вода постоянно причиняла большие повреждения, так что они называли ту реку за ее большую свирепость «фолком» (т. е. Λύκος). Когда люди города услышали о чрезвычайных чудесах, которые Господь наш совершал рунами блаженного Григория, тогда они направились к нему, чтобы сообщить ему об этом, говоря ему: «молим тебя, господин! Сжалься над нами! Положение города, господин, в котором мы живем, прекрасно; однако река, которая всегда протекает подле него, причиняет большие повреждения и уносит, господин, наше имущество и наш скот; также она разрушает наши дома до оснований и уносит их и умерщвляет людей, которые живут в домах. Но подобно твоему Господу, великому зодчему миротворения, Который пришел, чтобы воссоздать разрушенное (Иезек. 36, 36) и запустевшим жилищам чад Адамовых снова дать мир, так можешь также и ты, господин, возвратить мир городу, который опустошен повреждениями реки». Когда блаженный Григорий услышал от них об этом, он встал и пошел с ними. И когда он увидел многие рытвины, которые окружали реку в средине города, также большие повреждения, которые она причинила, тогда он взял свой посох и воткнул его в окрестностях города в землю и сказал: «говорю тебе, немая природа, и вам, влажные воды, во имя нашего Господа Иисуса Христа, Бога всего мира: ты не должна снова вторгаться в него (т е. в город) и причинять в нем какой-либо вред. И тотчас распустился его посох и сделался большим деревом; и

1) Н. Hilgenfeld, S. 455.

2) Ср. Migne, PSG. t. XLVI, col. 929. Русск. перев. ч. VIII, стр. 164 сл.

 

 

1148

всякий раз, когда приходили воды и наталкивались на него, они должны были снова поворачивать от городского округа и они делали углубления в другом месте, протекая теперь к югу от города.

9. Осушение озера для примирения двух братьев 1). В то время в городе жил знатный муж: и по велению Божию он преставился от жизни телесной и оставил двух сыновей. Когда эти наследники разделили все свое наследство, осталось у них озеро, которое приносило большой доход своему обладателю, ибо в нем была необычайная масса разных рыб. И потому относительно него дело дошло у них до большого разлада. Они спорили так много и горячо, что даже своих слуг держали вооруженными и готовыми к борьбе друг против друга. Друзья их известили блаженного Григория о таком положении дела. Муж Божий без замедления пошел к ним, чтобы примирить их, сказавши им: «мужи, вы ведь братья! Зачем вы хотите доставлять удовольствие сатане? Один пусть удержит за собою озеро, а другой—возьмет деньги, какие придутся за него!» И один из них говорит: «Я не выпущу его». И другой: «до смерти я не отступлюсь от него». Блаженный повелел вместе пойти к озеру; и когда все стояли подле него, тогда блаженный сказал к ним: «люди, что вы спорите о том, что вам не принадлежит? Воды принадлежат Богу; пруд также принадлежит Богу. [Значит] что же вы спорите о том, что вам не подчинено? Хотите ли вы установить мир между собою, или же я должен показать вам, что озеро не принадлежит вам»? Но они сказали: «нет»! Когда блаженный Григорий увидел, что они не поддавались убеждению заключить мир, и сатана подстрекал их к тому, чтобы напоить своею кровию землю, тогда простер он свои руки над водами и сказал: «говорю вам, влажные воды, подвластные Христу! Во имя Господа нашего Иисуса Христа, повелением Которого вы собраны в это место, в это [именно] имя Христа я говорю вам, чтобы вы удалились с этого места и поглощены были бездной земли, чтобы из-за любви к вам не разрушался образ Божий (т. е. человеческое тело)». И тотчас высохли эти воды, и дно и грунт земли сделались видимыми. И блаженный сказал к этим братьям: «видите вы теперь, что

l) Ср. Migne, PSG. t. XLVI, col. 925 sq. Русск. перев. ч. VIII, стр. 161 сл.

 

 

1149

воды не вам принадлежали!? Были ли они в чем-нибудь подчинены вашему повелению? Могли ли вы как-нибудь приказать им, чтобы они оставались в вашем пруде? Посему идите в мире»! Братья, хотя [прежде] и не хотели, заключили мир друг с другом и ушли.

10. Избрание кузнеца Александра во епископа 1). В той стране был маленький город, который также подчинен был [епископской власти] Неокесарии. В эти дни по повелению Божию отошел из жизни мира изнуренный [трудами своей жизни] епископ, который был в нем. Клирики по обычаю, который господствовал в городе, пошли в Неокесарию, чтобы там получить для себя пастыря. Явившись к Григорию, они дали ему список имен, которые [при этом] должны были быть приняты во внимание. Но когда список был прочитан, то оказалось, что там было имя мужа, который имел много недостатков и имя которого поставлено было в списке ради его богатства. Между клириками был один ревнитель; когда он услышал его имя в списке, тогда ровность Божия возбудила его, и он сказал: «не ставьте никого, кроме кузнеца Александра». Блаженный Григорий, услышав это слово, понял, что история с кузнецом Александром вспыла не случайно, и таким образом он отпустил клириков, и они ушли. Он тотчас разостлал свою мантию пред Господом и преклонил колена в молитве и сказал: «Господи Боже, сидящий на херувимах, прежде начала всех времен ты основал землю, и Твои персты создали небо, Ты не преходишь с поколением и не изменяешься с временем и не исчезаешь как дни, но Ты всегда тот же, [уже] прежде начала миров, и небо и земля и глубины вместе с воздушным пространством как ладони пред Тобою и как капля из бадьи. И ныне, Господи, мановением Которого люди пришли к бытию, благоволи избрать теперь себе мужа, который благоугоден воле Твоей». И когда он окончил свою молитву, тогда был небесный голос к нему и сказал ему: «никого ты не должен ставить там во епископа, кроме кузнеца Александра». Но Григорий сказал: «о, Господи, кто же покажет мне этого мужа»? И второй раз был божественный голос к нему и сказал ему: «пошли, пусть приведут мужа, который с ним работает, и от него ты можешь по-

1) Ср. Migne, PSG, t. XLVI, col. 933 sq. Русск. пер. ч. VIII, стр. 169 сл.

 

 

1150

лучить сведения об его превосходных качествах». И тотчас он послал скоро за мужем; и когда кузнец появился в комнате пред Григорием, он поднялся и сказал к нему: «скажи мне, мой брат, кто тот Александр, который работает с тобою, и что он (за человек)»? Кузнецу ответил и сказал: «он хочет заставить нас непременно верить, о господин, что он глупый человек; но я, о господин, не считаю его за глупца, ибо его дела не дела глупца 1). Его заработок составляет более 150 грошей (собственно nummus) в день, но он не берет от меня больше 50 грошей и на эти деньги он питается небольшим количеством хлеба; а то, что остается, он дает бедным. И мяса он не ест и вина не пьет, и еще никто не видел, чтобы он мылся в бане, и его ужина достаточно ему от вечера и опять до вечера. Но когда он говорит, то из уст его исходят слова мудрости, подобных которым не говорила никогда мирские философы» 2). Услышав это, блаженный Григорий сказал кузнецу: «Бога ради 3), брат мой! Как знаешь,—смотря по тому, что тебе подскажет хитрость ремесла,—так приведи его сюда». Кузнец дошел назад в свой дом и сказал Александру: «У нас недостает железа. Пойдем в город Неокесарию». И когда они пришли в город, он привел его пред Григория. Но Александр, лишь только вошел, стал ребячески притворяться и говорить вздорные слова. Однако, при своем появлении в дверях, он показался тому, пред кем он явился, как сияющая звезда. И епископ Григорий воскликнул и сказал: .«Вот, это— муж, лице которого сияет как утренняя заря и душа которого просвещена сиянием небесной славы». И он поставил его пред народом и заклинал его и сказал: «заклинаю тебя Тем, Кто небо простер, как ковры, и на нем воздвиг престол Своей славы и поселил там в служение «Своему величию ангелов огня и духа: заклинаю Тем, Кто землю на водах основал от начала и на них положил круг земной и определил в жилище для человека; заклинаю Тем, Кто Свои руки распростер на кресте и привлек землю в познание истины,—не полагай покрова на твои истинные качества (сир. «творение», т. е. твое нрав-

1) Н. Hilgenfeld, S. 455.

2) H. Hilgenfeld, S. 455.

3) Собственно: «bei deinem Leben».

 

 

1151

ственное состояние; или может быть вм. γένεσις=происхождение),—но я хочу видеть тебя таким, каков ты для Бога,—если ты мудр, то как мудрого, если ты безумен, то как безумного». И когда Александр услышал это, он убоялся пред чрезвычайною силою его заклинания, и он сказал: «О господин, для чего это необходимо, что ты [так основательно] исследуешь твоего раба. Ибо насколько было в моих силах, Бог был для меня [целью моего] познания». Но Григорий сказал ему: «скажи мне, откуда ты, и какое твое занятие»? Александр открыл ему все положение дела и сказал: «я, господин, был сыном Максимилиана из города Рима. И когда мой отец умер, тогда я много думал о Дом, чтобы приблизиться к Богу. И я увидел, что для души, которая любит Бога, нет предпочтительнее образа существования, как тот, чтобы она в этом мире находилась в бедности. Когда я рассудил так, тогда я продал все имение, которое родители мои оставили мне в наследство, · золото и серебро и поместья и одежды, и отдал это бедным; также й рабов, которых я имел, семьсот [по числу], я в один день отпустил на свободу. И Христос, мой Господь, откроет твоей святости—Он, Который владычествует над мыслями души и Которому ведомы помышления людей 1)—откроет, что я рассказал это не для тщетного самохвальства, но из страха пред клятвою». Григорий далее сказал ему: «Бога ради 2), брат мой! [скажи] почему ты избрал себе этот путь юродства»? Александр сказал ему: «потому что я видел, как мир неразумно поставил безжалостность на место любви и немилосердие на место милосердия,—ныне люди почитают и завтра презирают ее, ныне прославляют ее и завтра поносят ее, этот благословляет и Другой Проклинает,—видел, как люди чувствуют себя привлеченными трояким образом к тому, чтобы заявить о себе в творении Божием: или чтобы быть прославляемыми от людей, или чтобы иметь материальную (собств. нар. телесно) выгоду или чтобы обладать властью правящего положения. Поэтому я избрал для себя бедность, чтобы чрез нее победить сатану. Если случается, что бедняк находится на пути и приходят разбойники и видят, что он совершенно

1) Н. Hilgenfeld, S. 455.

2) И здесь: «bei deinem Leben».

 

 

1152

беден, то они удовлетворяют [даже] его потребности из того, что имеют.

И когда Григорий услышал это, пришел в изумление и удивился и сказал: «Хвала тебе, Боже, даровавшему это сокровище в земном сосуде, так как это—Святой Дух Божий, Который обитает в избранном (Им) сосуде, (т. е. в одном из) людей». И тотчас он возвел его в священный сан, сказавши: «иди, брат мой; паси отныне стадо Христово». И он просил его и говорил: «взойди, изъясни на кафедре (Писание) и удовлетвори народ своими божественными изречениями». И, действительно, своими изречениями он привел в удивление народ; и он привлек его к страху Божию, так что каждый прославлял нашего Господа за мудрость, которую Он даровал людям.

Но когда Григорий отпустил его, чтобы он ушел в мире, дабы воссесть на кафедре своего святительского служения, тогда он возблагодарил и сказал: «Хвала Тебе, о Боже! Как много однако святых Ты имеешь в мире, и они неведомы и сокрыты от людей вследствие своего уничиженного положения, но великими стоят они в Твоих глазах». Когда Александр со своими клириками отослан был в мире, тогда блаженный Григорий остался один со своею душой и собрал всю свою душу вместе с своими мыслями, чтобы излить ее пред Богом в обильном слезами порыве, плача и говоря: «О Господи, мой Боже! От запада (resp. от вечера, по Быт. I, 5?) Ты призвал землю [в бытие] до концов мира, и все существа ангелов и людей получили бытие, о Господи, по мановению Твоей воли, также и дикие животные, которые резвятся в уединении пустыни, и птицы, которые в силу своей легкости (resp. быстроты), резвятся в воздухе, носят на себе образ Твоего Креста [своими распростертыми крыльями] и таким образом отваживаются парить высоко на вершинах; также и толпа рыб, о Господи, которая движется в глубине моря, воспринимает от Твоего дыхания, чтобы не задохнуться в дико бушующем потоке вод; и, когда Твоей воле угодно было, Ты, о Господи, сорок лет питал в пустыне жестоковыйный народ хлебом, который испечен был не руками, и далее, когда благодать Твоя открылась над родом чад Адамовых и захотела сделать явными сокрытые силы земли, Ты пятью хлебами насытил семь тысяч в пустыне, при чем им на вечерю осталось

 

 

1153

двенадцать коробов,—и ныне, Господи, благодарю Тебя, что Ты точно так же, как Твоя благость всем существам дарует то, в чем они нуждаются, и мне послал мужа Александра, который должен смирить мою бедную душу, чтобы она не провозносилась в самодовольстве.

11. Оклеветание Григория распутной женщиной, ее наказание и помилование 1). И когда блаженный Григорий окончил свою молитву, то уснул вследствие напряжения и изнеможения от слез тихим сном. И он увидел во сне, как некто в образе мужа стал по правую сторону его, и он сказал ему: «мужайся, муж Божий Григорий; ибо многое ты должен будешь претерпеть от своих врагов, и [в конце концов] ты победоносно устоишь [в борьбе], и они упадут в яму, которую копают для тебя. И тотчас он поднялся от своего сна и благодарил Господа за это видение, которое он видел. А враг праведности, который от начала умерщвляет людей, когда увидел что из населения города Неокесарии, между которым [в начале] находилось только семнадцать верующих, он бесчисленные тысячи привел к истинной вере — тогда ненавистник (т. е. сатана) захотел осыпать его стрелами злобы и научил рабов лжи, как они могли бы оклеветать Григория. Эти ученики порочности, подхвативши совет своего учителя, послали привести развратную женщину; и потом они сказали ей: выполни с нами тайный план, а именно, возьми себе двадцать золотых и говори с Григорием то, что мы тебе скажем, и в то время, как он будет сидеть между старейшими города, иди и стань перед ним и скажи ему: «дай мне мою плату за эту ночь, потому что ты спал у меня», Она взяла деньги; и случилось: когда Григорий в своей невинности сидел и изъяснял народу (Писание), и его архидиакон стоял рядом с ним, тогда распутная женщина протиснулась и остановилась пред ним и сказала ему: «дай мне мою плату, потому что ты в эту ночь имел со мною любовную связь». Григорий со всем народом, который стоял возле него, удивился этой речи; а Стефан, его архидиакон, когда увидел позорную клевету, просил своего владыку молчать долгое время, чтобы он мог открыть обман лжецов; потом он поднялся и сказал к распут-

1) Ср. Migne, PSG. t. XLVI, col. 901 sq. Русский пер. ч. VIII, стр. 136 сл.

 

 

1154

ной женщине: «я не знаю, что ты хочешь сказать, моя дочь». Но она сказала ему: «именно так, Григорий! И я не прощу тебе моей платы». Стефан поднялся во второй раз и сказал к ней: «женщина, иди от меня прочь своею дорогой; я не понимаю, что ты хочешь сказать»? Но так как распутная женщина не умела отличить их лица друг от друга, именно лица* Григория и лица Стефана, то простерла «свои руки к Стефану и сказала: «дай мне мою плату, потому что ты ведь имел со мною любовную связь. Ты не смеешь обманывать меня, Григорий». Тогда весь народ, увидевши, что она не умеет распознать лица Григория, признал, что это великая клевета. И Григорий сказал: «этого достаточно для лжецов».

Когда Стефан увидел, что таким образом обман жрецов и распутной женщины обнаружен, тогда Стефан сказал к ней: «ты наверно в союзе с демонами: зачем ты свои уста посвятила на служение сатане, так что он чрез них высказал постыдную ложь на раба Божия. Да, порочная (соб. дочь греха), зачем ты составила тайный план с этими безбожниками и хотела бросить грязь в беспорочное солнце? Зачем ты подняла свои руки, чтобы бросить камень в небо, когда уже твоя праматерь в раю лишила эдемского блаженства нашего отца Адама? Ты хотела по этому плану лжи перлы предать (соб. ввергнуть) погибели; и твоя сестра, жена Сампсона, в коварном союзе с филистимлянами связала назорея и сделала его посмешищем пред своим народом, а твоим родственником был верховный совет неправедного народа [который осудил Христа]. Точно так же ты посмеялась над Ветхим родов (т. е. Христом, ср. Дан. 7, 9 комбинированное с мессианским местом Мих. 5, 1), Который отпустил вину Адама, бывшую вследствие его преступления, и отреклась от Него пред лицом Пилата». Когда Стефан произнес это, Григорий сказал ему: «дай этой женщине ее плату, сколько она хочет получить, и прикажи ей уйти, чтобы она не отвлекала нас от занятия словом Божиим, и чтобы и я также не удерживал у себя мзды угнетенного (ср. Лак. 5, 4 и др.). Стефан подал ей плату ее, сколько она хотела получить.

И случилось: когда она простерла свои руки и взяла греховные деньги, тогда демон тотчас поверг ее на землю, и она сказала, чтобы они все-таки не обирали ее совершенно ради

 

 

1155

превосходных качеств Григория. Когда муж Божий увидел, что она ограблена Демоном, сжалился над нею и простер свои руки над демоном и сказал: «тебе, нечистый дух, говорю! Ты подчинен Христу, и я также служу Христу. Во имя нашего Господа Иисуса Христа, выйди из этой девушки, не причиняя ей вреда». Демон тотчас удалился из женщины, и она стала здоровой; и Григорий отослал ее, чтобы она ушла в мире, приказавши ей не объявлять об обмане лжецов.

12. Оговор Григория мальчиком 1). Когда Григорий в один день стоял и учил народ, вот, закричал юноша из толпы народа громким голосом и сказал: «не страшитесь, люди! ибо Григорий говорит это не от себя (собств. Не от своей воли), но [некто] другой стоит по правую сторону его, и этот учит его, что он должен говорить». Услышав это, Григорий сказал к тем, которые стояли возле него: «этот юноша не чист от демонов». И тотчас демон поверг юношу на землю. Но Григорий, услышав это, взял лоскут от верхней одежды, которая была наброшена на плечи юноши, подул на него из своих уст, и бросил его на юношу, и сказал: «не я повелеваю тебе,—Христос повелевает тебе, Он, Который тебя  со свиньями вверг в море (ср. Мф. 8, 32): выйди из этого юноши». Когда демон услышал имя божественного величия, он закричал громким голосом и сказал: «горе мне из-за Иисуса, горе мне из-за учеников Его, что мы здесь изгнаны из всего творения и что мы там сохранены для палящего огня Преисподней, вследствие вражды, которая возникла в Эдеме между прародителями нашего рода и прародителем человеческого рода». И таким образом он оставил юношу и удалился.

Юноша же, когда опять стал здоровым, сказал:  «теперь я более не вижу мужа, который стоял возле Григория и учил его, что он должен говорить». Когда демон вышел из юноши, тогда раздался голос в воздухе, который говорил: «теперь я должен пойти к языческому царю, и он отомстит за меня Григорию».

13. Гонение на христиан и бегство Григория 2). В эти

1) Ср. Migne, PSG, t. XLVI, col. 941. Русск. перев. ч. VIII, стр. 179 сл.

2) Ср. Migne, PSG. t. XLVI, col. 944 sq. Русск. перев. ч. VIII, стр. 180 сл.

 

 

1156

дни, когда церковь Божия от успешного распространения веры расширялась, враг, которому—уже от сотворения мира— не доставляет удовольствия наше спокойствие, внезапно открыл гонение на нее; и послал тиран-царь судью в ту страну, который нес с собою угрозы и проклятия против всех, любивших Христа. Когда Григорий увидел [угрожавшее] наказание, то тотчас стал жаждать мученичества, как драгоценного камня, чтобы ему прежде всего сделаться его жертвой и вместе с тем образцом для принадлежащих к его церкви; но потом он принял также во внимание слабости человеческой природы и сказал: «я боюсь, чтобы, если я оставлю пастбище (т. е. диоцез) на произвол судьбы, то может ворваться [волк] и уничтожить стадо Христово». И он молился пред Господом и говорил: «о Господи, сидящий на херувимах, Который воссел на осляти и вошел в Иерусалим, Ты, крепкий Боже, десница Которого распростерла небо 1), и Который в смирении явился в мире, и распинатели пригвоздили на древо, потому что ты добровольно, о Господи, претерпел страдание смерти ради нас, — так умилосердись над страданиями раба Твоего в этот час и возвести мне жребий, который я по воле Твоего Божества должен принять на себя». И тотчас раздался голос подле него и сказал ему: «Собирайся, возьми свой народ и уходи, иди в пустыню и скрывайся, пока пройдет ярость». И тотчас он собрался, взял с собою церковь и ушел.

14. Чудесное спасение Григория и ею диакона 2). Но когда судья услышал, что случилось, он послал мужей, которые должны были преследовать Григория и привести его. И они отправились и нашли его у пещеры, вместе с языческим жрецом, который сделался его учеником, и они приняли их за деревья и не знали, что это—люди. И люди, которые были посланы, возвратились к судье, сказав ему: «мы прошли по всей пустыне и в пещерах и в. ущельях и в пропастях земли и искали (их) и никого не нашли, кроме двух деревьев, которые посажены возле пещеры». Но люди из воинов судьи, в которых покоилась сокрытая вера во Христа, знали, что это было чудо и прославили Бога.

15. Возвращение Григория, успех его деятельности и

1) H. Hilgenfeld, S. 456.

2) Cp. Migne, PSG. t. XLVI, col. 948. Русск. перев. ч. VIII, стр. 184 сл.

 

 

1157

его смерть 1). Но в скором времени после того умер царь-мучитель и наступило спокойствие на земле. Григорий и весь народ Божий с почетом возвратились к своей церкви. И он обозрел весь народ города и увидел, что в нем было только не более семнадцати неверующих, и он возблагодарил Господа и сказал: «благодарю Тебя, Господи, что некогда, когда Ты привел меня в этот город, я нашел в нем (только) семнадцать верующих, а теперь, вот, в нем остается еще (только) семнадцать неверующих. Присоедини их вместе с их братьями к твоему стаду, о Христе»! И после всего этого блаженный оставил этот мир страданий и отошел победоносно к своему Господу. Да царствует его молитвами милосердие над землею и над ее обитателями до века. Аминь.

1) Ср. Migne, PSG. t. XLVI, col. 953. Русск. перев. ч. VIII, стр. 191 сл.

 


Страница сгенерирована за 0.35 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.