Поиск авторов по алфавиту

Автор:Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, святитель

Григорий Чудотворец, еп. Неокесарийский, свт. Похвальное слово в честь первомученика и диакона святого Стефана

 

ЖУРНАЛ «ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ», СПБ., 1914, № 11

 

разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу

 

перевод проф. Сагарды Н. И.

 

Гомилетические произведения св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского.

 

Похвальное слово в честь первомученика и диакона святого Стефана.

I. Досточестный Стефан как признан был достойным дивного сияния божественной славы, созерцания и радости, так прославленный и исполненный благ, именно светоносным излиянием даров Святого Духа, возвышен подвигоположником Христом и увенчанный сидит превыше верховных апостолов, поелику он был первым и первородным из мучеников. Он возвышался своею дивною чистотой как тела, так и души, и не только чистотой, но и превосходным украшением своей крепкой веры, лучше которой не было ничего. Теперь я снова буду говорить о преславных деяниях, которые он совершил и посредством которых, сокрушая врага правды и противника всего доброго, наполняет святую кафолическую церковь благоуханием веры и покаяния.

II. Стефан—первый пример мучеников и вождь девственников в трудном состязании против врага человеческого! Стефан—начало борьбы апостолов и для всех святых и праведных причина царствования со Христом Богом в бесконечные века! Стефан, которому некогда вверено было попечение о вдовах и служение, как диакону возвышенной благодати, теперь, сопричисленный к воинству духов. не только как слуга вчиняется в лики ангелов, но сделался причастником того же царства со Христом, с

1381

 

 

1382

неизреченною радостью поднимает главу в возвышенном сиянии славы, как равными муками соделавшийся подобным самому Христу и как прежде всех мучеников увенчанный! Стефан, который некогда вне врат земного Иерусалима убит был как свидетель истины, теперь, в вечном блаженстве, украшенный высочайшими и бесконечными радостями, прославляется всеми ангельскими силами! Прославлять его подвиг есть откровение, даже более—только назвать его подвиг есть проповедь между ангелами и у людей! Ибо имя Стефана на еврейском языке значит венец: венец правды, которым его увенчала мать 1). Он увенчан был иудеями и принесен [в жертву] за церковь язычников, поелику, когда увенчали его завистливые богоубийцы, враги христианского благочестия, они невольно принесли его [в жертву], как посредника надежды и жизни в пользу церкви из язычников. У иудеев, конечно, была причина для ревности и зависти, у церкви же — для прославления и отрады. Он первый убивается местью того врага, который от начала был человекоубийцей, но сиянием веры он сделался надежным мечом кафолической церкви. Убили его, как совершающего дело благоговения ко Христу, и по силе Святого Духа, которая в нем пребывает, он венец радости для народа нового во Христе. Поспешили изъять его из среды [живых] надеющиеся уничтожить проповедь веры, но Стефан сделался могучей стеной церкви, камнем несокрушимым волнами и вратами для всех почитающих Христа, дерзновенно моля виновника жизни, да дарует спасение и надежду жизни всем чтущим Христа, силою креста, обагренного кровию Христа.

III. Стефан—первое семя пророческого Духа и древо апостольской благодати, сопровождаемое всякими молитвами! Приятный плод радости церкви из язычников! Стефан— ученик апостолов, но учитель мучеников и ликование кафолической церкви! Стефан—подобие прекраснейшей розы, цветущей среди терновников иудейского народа и вставленной в тиаре венца небесного Жениха! Изгнанный за врата [города] в мир, он предал самого себя властелину мира, дракону, украшенному многими головами и чешуей, погибели, смерти, всем мукам: но таким образом он сделался во

1) Песн. песп. III, 11.

 

 

1383

всем подобным Спасителю всех, кроткому, благому, тому непорочному Агнцу, который подъял грехи мира и который как овца пришел на заклание 1). Во «время смерти он молился за побивающих его камнями врагов истины, говоря: Господи, не вмени им греха сего 2), и воззревши на небеса, куда спешил достигнуть, ставши на колена, сказал: Господи Иисусе, приими дух мой 3), и после того, как будто с удовольствием принявши воздаяние, испустил дух свой. Когда уснул во Христе, перенесенный от смерти к жизни вышнего мира и обвитый треблаженным сиянием божественной славы, блистая, подобно солнцу, дивным светом, жизнью почивших праведников, приложился к душам древних патриархов, где. в царстве небесного Иерусалима, сделавшись причиною радости для ангелов и для всех верующих во Христа начатком награды, держит скипетр.

IV. Стефан, которого, как глашатая благочестия, чтобы подавить Евангелие, стремились изъять из среды [живых], подражая деяниям богоубийц, теперь поставлен в высшей чести, между ангельскими чинами, с Павлом и со Святым святых царствует в обителях вышнего царства, радуясь и ликуя со всеми святыми в бесконечные века!

Стефан, как неподвижный фундамент и непоколебимое основание, предпоставлен в церкви кафолической не только по своей дивной доблести и непобедимому духу, проявлен ному им, когда оп, с надеждою на небесную помощь, поборал врага правды, но также и тогда, когда исполненным богословия опровержением тех, которые по зависти восставали на Бога, и обличением иудеев, которое имел пред синедрионом, он, просвещаемый светом благодати Святого Духа, чрез подъятые в борьбе за Христа труды, явился для жаждущих жизни виною никогда, неувядающего венца. Стефан—венец приятности, рукою Господнею, и диадема царства, рукою Божиею избранная! Поэтому драгоценная, как бисер, или блестящая, как жемчуг, она вставляется в тиару Даря славы, поднимается из глубины бесчисленных испытаний бурного мира и сопричисляется к украшению вышнего Иерусалима.

V. Стефан по [своим] мукам и терпению первый явился подобным Спасителю, на подобие Иова. Он подражал Ему в

1) Иса. LIII, 2. 2) Деян. VIII, 60.  3) Деян. VII, 59.

 

 

1384

кротости и невинности, молясь и говоря: Господи, не вмени им в грех 1). Плодом молитвы его, между прочим, было спасение и призвание Павла, и не только это, но (и спасение и призвание) рассеянных народов, чрез сообщенное всем прошение и чрез венец, дарованный прежде всего тем, которые измученные умерли за Христа. Чрез него толпы вдов, по вере во Христа, получили от веры утешение; полки святых, возвышенные в своем желании, возрадовались в церкви, наслаждаясь сиянием благодати Святого Духа.

VI. Таким образом, все добродетели, на подобие света и соединенной с ним красоты, при содействии божественной руки, блистают, и толпы всех мучеников в надежде на первоначальную духовную красоту увенчаны дивным сиянием.

Удостоенные чрез Стефана апостольской чести радуются священники. От него и с ним получили начало диаконы, как причастники его диаконства и с ним поставленные слугами Слова жизни вместе с священниками, но ниже священнического достоинства.

Чрез него церкви сияют, верные умножаются и ангелы, празднуя с людьми праздничные дни, воссылают к небесам небесному Отцу приятное пение и мелодии разных гимнов. Чрез него радуются чины мучеников и ликуют сонмы святых.

VII. Ныне открываются светлые скинии, чтобы принять в своих обителях ревностно стремящихся к высшей жизни. Сатана со стыдом удаляется. Потрясенные и устрашенные демоны приходят в отчаяние! Заклейменные бесславием и ужасным стыдом еретики убегают. А благочестивые верные, прославляя Бога, с ангелами совершают праздник.

Посему, достигши столь высокой степени славы, великий первомученик признан был от Всесвятого Духа достойным светлейшей высоты божественного сокровища, и так над всем, как сказано, возвышен, что простым умом видел славу Божию. Видел, конечно, Иисуса и великий между апостолами, но по образу тела Адамова; первый же из мучеников Стефан (видел Иисуса) преображенного и возвышенного до славы Божества, поелику видел Его преображенного, сидящего одесную Всевышнего: грубого изменив-

1) Деян. VII, 59.

 

 

1385

шагося в утонченного, смертного в бессмертного, тленного в нетленного, перстного в духовного, влажного в огненного, земного в небесного, когда Он проник в высоту вышнего мира, где снова удостаивается высочайшей чести одесную Отца светов. Бог устроил храм света, поставивши над всеми, как чувственными, так и духовными тварями смертного человека.

VIII. Итак, тогда от всей кафолической церкви, чрез неусыпную ревность и неотлучную от Бога любовь, как сказано, он ушел духом к первому небу и в месте духов упокоился. Если бы кто после этого захотел вспомнить боголюбезные и светом Христовым облитые лики младенцев, которых убили в Вифлееме иудейском, то никто не возражал бы [против этого], поелику поистине за Христа и во Христе умерли первородные из мучеников и первые мученики за истину. Вместе с тем они являются вождями святых и праведных, которые произошли из нового народа, поелику они проникли на небеса прежде рождения миру спасения чрез крест. Но бессмертная и нетленная жизнь начала процветать в мире чрез крест, и потому они, насильственно умерщвленные, положены были среди на век уснувших, пока солнце правды пошлет туда лучи божественного света. Что это, далее, так, научись от величайшего между рожденными женами, от Иоанна Крестителя, который уже пред самою смертью Говорил Христу: Ты ли грядый, или нам ожидать другого 1)? Здесь совершенно ясно, что дело идет о преисподней (куда Христос намерен был идти) для совершения спасения тех. А если Иоанн мог говорить это о себе самом и о восхождении праведных, которые предшествовали ему, то насколько более можно говорить это о младенцах, которых, хотя они были невинны, убил Ирод! Почему, раскрывая эту мысль, немного после Спаситель сказал: Истинно, одно говорю вам, что из стоящих здесь есть некоторые, кои не вкусят смерти, прежде чем увидят царство небесное 2). Но, говоря о царствии Божием, Он не разумеет ничего иного, как Свое воскресение, которое для всех святых имело быть залогом всеобщего воскресения и нетления. А что Христос сказал: не вкусят смерти, то этим Он разу-

1) Mф. XI, 3. 2) Мф. XVI, 23.

 

 

1386

мел не разрушение настоящего тела, а схождение во ад после освобождения душ святых, совершенного крестом.

IX. II теперь, как Христос возвышен до небес и с тем же телом, сидя одесную славы Божией, для всех сделался образцом всеобщего воскресения, бессмертия и нетления; так и души праведных, которые со Христом воскресли и которые стремились к небу, конечно, не по телу, но по духу должны почитаться образцами для всех праведных, которые во Христе сделались великими или в Ветхом, или в Новом Завете. Откуда ясно, что все души, последовавшие заповедям и воле Господа, после исхода не погружаются в преисподнюю, но устремляются к небу, где, благоговея пред возвышенной славой, приобщаются к свету живых и полагаются среди ангелов и душ святых.

Заступничеством также и сего первомученика очищенный воздух сияет, освещенные облака посылают росу, обильные дожди щедрыми излияниями орошают земные поля, земля украшается и насаждения, произрастая, приносят приятные благоухания цветов и приятность плодов, служа радости и наслаждению всех живущих. Отверстые вверху небеса вливают во всех грешников дерзновение к Богу спасением, надеждой покаяния, освобождением от греха и надеждой жизни во век.

X. Адам, первый человек, был началом тварей Божиих; Ной—второй отец мира и изобретатель возделывания полей; Авраам—таинство спасения и первый из патриархов; Моисей—основатель закона, глава пророков и вождь в землю обетовании; Давид—пророк Божий, начинатель царства израильского; Петр — вождь апостолов и камень веры кафолической церкви; Дионисий — первый епископ Афин, венчанный среди мучеников; блаженная Фекла—девственного воинства апостол и первомученика. Таким образом, между возвышенными увенчанными, Стефан был первый, после страданий Бога богов, жаждущий распятия, и поэтому он первый увенчан и сделался и назван началом мучеников кафолической церкви; одетый светлым сиянием, на подобие звезды, блистающей божественным светом, он сияет между светилами, своим разлитым светом приводя рассеянных сынов Божиих от мрака идолослужения к свету, и располагая их среди множества ангелов, чтобы они получили наследие со всеми святыми вышнего Иеруса-

 

 

1387

лима, то есть, с воинством мучеников, которые имели часть в страданиях Христовых, и со всеми верными, которые поистине возлюбили Бога. Будем и мы молить Стефана, чтобы, с духом мудрости и страха и с спасением, даровал (нам) по благодати полупить часть в наследии, и чтобы, избегая дурной славы, и те, которые следуют нечестивым и богопротивным таинствам, вместе с нами, с радостною ревностью о благочестивой и православной вере, сделались достойными воздавать славу Отцу, Сыну и Святому Духу, теперь и всегда, во веки веков. Аминь.

 

Беседа в честь Пресвятой Богородицы, Приснодевы *).

1. Всякий раз, как я вспоминаю непослушание Евы, я плачу. Но когда я вижу плод 1) Марии 2), я опять обновляюсь.

2. Святый, бессмертный, вечный, неприступный, неизменный, непреложный, Ты—истинный Сын Божий прежде веков; но Ты соизволил быть зачатым и образованным во утробе святой Девы, чтобы снова оживить человека, вначале созданного Твоею святою рукою, но [теперь] мертвого вследствие греха.

3. Ты произошел по благоизволению,—по благоизволению и воле невидимого Отца. Посему все мы, именуя Тебя царем, взываем к Тебе: будь нашим помощником! Ты родился от Девы, повит пеленами и положен в ясли, питался от сосцов Марии, ради того, чтобы снова оживить первозданного Адама, который умер вследствие греха.

4. Наслаждаясь ведением от божественного ведения, взнесем, подобно источнику, сладкозвучные гимны хваления, прославим благостное могущество Божественного Слова. Вместе со сладкозвучным учением будем воссылать хвалу,

*) Напоминаем, что эта беседа сохранилась в армянском переводе с именем Григория Чудотворца и на греческом языке (в более краткой редакции) с именем Григория Нисского. Знаками < — > отмечены отделы и выражения, составляющие прибавки армянского перевода по сравнению с греческим текстом.

1) В греч.: вижу и помышляю. 2) В греч.: Богородицы Марии.

 

 

1388

достойную божественной благости, приняв во внимание, как земля и море, и вся тварь, видимая и невидимая, благословляет и прославляет любовь Бога к человеку, потому что Его слава была среди [нас]. Ибо, будучи Богом, Он явился во плоти и, приняв на Себя крайнее уничижение, родился от святой Девы ради того, чтобы опять обновить того, кто был мертв вследствие непослушания>.

5. Приидите, людие, , воспоем все Рожденного от Девы. Ибо, будучи славою и образом Божества прежде век, Он сделался подобострастным нашей нищете. Будучи величественною силою [и] образом Божиим ), Он воспринял образ раба. . Воспеваемый херувимами и тмами ангелов 2), жительствует в мире. Прежде призвавший к жизни всякую тварь 3) родился от Святой Девы, чтобы снова оживотворить первозданного.

6.

7. Он воспринимает образ раба от святой Девы, чтобы призвать нас к прославленному Владычнему образу. Он облекается во образ перстного, чтобы сделать нас причастниками небесного образа. Он седит на лоне святой Девы, чтобы нас посадить одесную в приискреннем общении с Своим Отцем. Он был в уничиженном теле, и в нем же полагается во гроб, чтобы нас явить наследниками вечной жизни. Необъятный—Он был заключен во утробе святой Девы, чтобы обновить Адама, поврежденного грехом.

8. Сила Отчая и живой Источник, Христос, Бог наш, [Он] есть живоносное таинство, в которое мы веруем по [Его] живому гласу. Бесконечною жизнь Он щедро одаряет надеющихся на Него и Духом благодати просвещает роды людей. От этого Источника, живого, приснотекущего и сладостного, напаяется и насыщается всякий жаждущий с верою.

9. Посему единым гласом [будем воспевать хвалы] Богу Слову, Который по достоинству каждого есть виновник и совершитель спасения для юных и старых, де-

1) В греч.: во образе Божием.

2) В греч.: на херувимах воспеваемый тмами ангелов.

3) В греч.: прежде сущий и спасающий весь мир.

 

 

1389

тей и жен. Ибо от Марш, божественного источника неизреченного Божества, разливаются благодать и щедрый дар Духа Святого. От одной святой Девы происходит многоценная жемчужина, чтобы снова оживить первозданного человека, мертвого вследствие греха.

10. Он—Солнце правды, сияющее на земле, и в образе человеческом Он соблагоизволил прийти к роду нашему. Сокрывши в грубом веществе человечества лучезарное сияние Своего Божества и исполнивши [нас] Божественного Духа, Он и нас соделал достойными воспевать Ему ангельскую песнь хваления.

11. Обовьем, как венком, наши души [празднолюбцы и слушатели] золотыми цветами; увенчаемся венками из неувядающих садов и, принося в наших руках прекрасно плодоносные цветы Христовы, будем собирать [их]. Ибо богоподобный храм святой Девы достоин быть прославленным таким венцом, потому что [от Нее] происходит блистающая жемчужина, чтобы возвести к присно-текущему свету тех, которые ниспали во тьму и сень смертную.

12. Наслаждаясь врачеванием божественных словес Христа, по благодати Его, будем воссылать Ему достойную песнь. Поспешим собрать плоды таинства бессмертия. Поспешим вдохнуть в себя благоухание облекающей Бога красоты. Пусть в языке [пашем] изобилует божественная благодать; поспешим отогнать от себя зловоние греха. Скорее облечемся в благовоние дел праведности. Надевши на себя щит веры и одежду добродетельной жизни и святое и непорочное одеяние чистоты, будем твердыми (или бодрственными). Ибо Он—превосходство, и имеет Свое обитание с миром, сопряжен с любовью и сожительствует [с нею]: Он— цветок, благоухающий надеждою. И агнцы, которые с верою питаются им, возрастают в светоподобную лозу Троицы>. Но, возлюбленные, притекая к саду Спасителя 1), воспоем святую Деву, говоря вместе с ангелами : «радуйся и веселись!» 2). Ибо от Нее впервые заблистал вечносияющий свет 3), освещающий нас своею благостью.

1) В греч.: Посему приидите, и мы, возлюбленные, притекши к пристанищу (ἐπὶ τὸν λιμένα) Спасителя нашего.

2) В греч.: говоря с Гавриилом: радуйся, благодатная.

3) В греч.: произошел свет истинный.

 

 

1390

13. есть и пречестный храм Божий, и ковчег чистый *), и златый алтарь кадильный, по своей беспредельной чистоте, божественный фимиам смешения и святой елей освящения, многоценный сосуд чистого нарда, первосвященническая диадема, открывающая благоволение Бога, к Которому она одна приблизилась, будучи святою по телу и по душе 2); Она—дверь, зрящая на восток, и вхождением и исхождением [чрез нее] озаряется вся земля 3); Она—плодоносная маслина, от которой Дух Святый взял плотскую ветвь Господа и спас страждущий род человеческий 4); Она—похвала дев и радость матерей, она — архангельское возглашение,—именно так и сказано 5): «радуйся и веселись 6), Господь с Тобою», и еще: «от Тебя», .

14. Ты соизволил сохранить ее девство, и Тебе благоугодно было, Господи, возлежать в утробе Девы, послав наперед архангела возвестить [ей] об этом 7). И он, пришедши к Марии от вышних неизреченных сил, прежде всего возгласил ей такую весть: «радуйся и веселись» 8), и тотчас опять прибавил: «Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего». Она же смутилась и размышляла, что бы это было за приветствие. И достойным образом, , благодать избрала святую Деву 9), ибо она была мудрою во всем, и не было подобной ей среди жен во всех народах 10).

15. Она поступила не так, как первая дева 11), которая, будучи одна в саду, и расслабленным умом

1) В греч.: Ибо она—священная скиния и пречестный храм Божий.

2) В греч.: открывающая неизреченную волю Божию, единая святая телом и духом.

3) В греч.: Владычним вхождением и исхождением озаряющая мир.

4) В греч.: Она—плодоносная маслина, от которой Дух Святый взял таинственную ветвь Господню и устроил обуреваемый род людей.

5) В греч.: приемлющая архангельское возглашение* и божественное благовестие.

6) В греч.: радуйся, благодатная.

7) В греч.: Ибо Господь, благоизволив быть зачатым от святой Девы, предпослал благовествующего архангела.

8) В греч.: радуйся, благодатная. 9) В греч.: + Марию.

10) В греч.: ибо святая была мудрою во всем между женами из всех родов и ни одной никогда не было подобной ей.

11) В греч.: дева Ева.

 

 

1391

приняла совет 1) змия и таким образом извратила помышление сердца своего, чрез что явились всякий труд и скорбь для святых 2). Но такова была Святая Дева, что ею были исправлены также и преступления первой (т. е. Евы) 3). Она не поступила и подобно Сарре, которая, получив благую весть о рождении от нее сына, необдуманно засмеялась; не поступила она и как Ревекка, которая, подобно перебежчику, приняла украшения и с готовностью напоила верблюдов своего жениха. И не как всякая [другая] жена, она не приняла приятного приветствия нерассудительно (или без испытания), а только после ясного и отчетливого размышления 4).

16. Откуда ты принес нам такое благословение? и [из] какой сокровищницы ты подал нам жемчужину слова? 5). Я хотела бы знать, что это за дар, кто приносит слово 6) и кто послал? Ты пришел с неба, а показываешь образ человека и блистаешь сиянием света 7).

17. Об этом в сомнении спрашивала саму себя святая Дева 8). Но ангел разрешил ее 9) недоумение такими словами: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит тебя. Посему ты зачнешь и родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус, .

18. Дева 10) говорит в ответ ангелу: . Как это будет со мною, когда я не желаю знать земного -мужа, поелику я посвятила себя небесному Жениху? Я хочу остаться девой. Я не желаю нарушать достоинства моего девства.

1) В греч.: речь.

2) В греч.: и чрез нее произошел всякий подвиг святых.

3) В греч.: но в единой только святой Деве было исправлено падение той.

4) В греч.: но с сильным размышлением и ясным рассудком недоумевала в себе и говорила: что бы это было за приветствие? в чем этот дар имеет основание?

5) В греч.: откуда он принес нам это благословение? Из каких сокровищ нам послана жемчужина слова?

6) В греч. просто: καὶ τίς φέρων.

7) В греч.: ты пришел с неба, а показываешь образ человека (ἀνθρώπου χαρακτῆρα δεικνύεις); зрю человека, а блистаешь сиянием света.

8) В греч.: об этом она недоумевала в себе и говорила.

9) В греч.: Марии. 10) В греч.: святая Дева.

 

 

1392

19. Но Ангел снова утвердил святую такими словами: не бойся, Мария. Ибо я пришел не устрашать тебя, но отогнать всякое основание для страха. Не бойся, Мария: ибо ты обрела благодать в руках Божиих 1). Не исследуй благодати, ибо благодать не терпит подчинения законам естества. Дух Святый найдет на тебя, почему и рождаемое от тебя святое наречется Сыном Божиим, сообразным, соединосущным и совечным Отцу 2); в Котором Отец имеет всецелое откровение 3), как образ в ипостаси 4), и в Нем чрез отражение сияет Его слава 5).

20. . Ты узнала, Мария 6), то, что доселе было сокрыто и от ангелов; ты постигла то, чему не ясно внимали 7) пророки и патриархи; ты услышала 8) то, чего никогда не удостаивался слышать лик богоносных. Давид и Исаия и все пророки 9) предвозвещали о Господнем вочеловечении. Но только ты одна, святая Дева, восприняла 10) неведомую им тайну; внимай и не рассуждай относительно того, как это будет с тобою. Ибо создавший человека из девственной земли, Сам и теперь творит все, что Он хочет, чтобы спасти собственное создание.

21. . Теперь и мне прилично и благовременно выразить удивление поведению святой Девы, которую достойно приветствует ангел прежде всего так: «радуйся и веселись» 11); поелику с нею пробуждаются и оживают все сокровища благодати 12). . Из всех родов лишь она одна соделалась достойною родить Бога: она одна только носит в себе глаголом своим носящего всяческая.

1) В греч.: у Бога.  2) σύμμορφος, συνομοούσιος, συναΐδιο; τῷ πατρί.

3) В греч.: + Божества. 4) χαρακτήρ ἐν τῷ προσώπῳ.

5) В греч.: + да просветит во тьме сидящих.

6) В греч.: блаженная μακαρία.

7) В греч.: τά τοὺς προφήτας καὶ πατριάρχας λανθάνοντα.

8) В греч.: + Мария. 9) В греч.: οἰ λοικοὶ θεηγόροι.

10) В греч.: приими и узнай — ὑποδέκου καὶ μάνθανε.

11) В греч.: радуйся, благодатная.

12) В греч.: поелику с нею жительствует (πολιχεύεται) все сокровище благодати.

 

 

1393

22. И надлежит дивиться не только красоте святой Матери Божией 1), но также и превосходству ее души; посему к ней и были обращены слова: «Господь с Тобою, и еще: Господь от Тебя» 2). . Святая Дева соделалась как бы готовым ковчегом божественной тайны, в котором облечена была в плоть и запечатлена жемчужина жизни; и таким образом она стала вместилищем премирного и божественного спасения 3).

23. Итак, возлюбленные, приступим и мы и воздадим наш долг по мере наших сил и, следуя гласу архангела, громко воскликнем: радуйся и веселись 4), Господь с тобою! 5) Не какой-нибудь земной 6) , но сам Господь, Отец чистоты, хранитель девства и Господь освящения, зиждитель нетления, податель свободы, ходатай спасения, распорядитель и раздаятель истинной мудрости, 7)—Сам Господь с тобою, поелику в тебе почила божественная благодать,

24. 8) Адам больше не боится коварного змия, потому что пришел Господь наш и рассеял сонм врагов 9). Род человеческий уже не страшится обольщения и коварства змия, потому что Господь сокрушил главы дракона в воде крещения. Не боюсь уже и я слышать слова: земля еси и в землю отидеши. Ибо Господь в крещении 10) истребил во мне скверну греховную. Я уже больше не плачу, не стенаю, не считаю опять несчастием, когда тернии уязвляют

1) В греч.: Богородицы.

2) В греч.: посему и провозгласил ей ангел: радуйся, благодатная, Господь с тобою.

3) В греч. только: ибо святая, уготовавши свою душу гостеприимною для Бога, соделалась вместилищем гостеприимных и божественных тайн.

4) В греч.: радуйся, благодатная.

5) В греч. далее следует: ибо тебе воистину надлежит радоваться, поелику с тобою вселился Господь, как ведал.

6) В армянском, очевидно, но ошибке: небесный.

7) В греч.: истинного мира.

8). В греч. + Радуйся, благодатная, Господь с тобою.

9) В греч.: потому что родившийся от тебя разрушил всю силу врага.

10) В греч.: во святом крещении.

 

 

1384

меня 1). Ибо Господь наш, исторгши тернии грехов наших, увенчал ими Свою главу. Разрешена древняя клятва 2), говорившая: терния и волчцы земля возрастит тебе (Быт. III, 18), ибо терние исторгнуто и волчец засох; а от святой Девы произошло древо жизни и благодати. Ева не боится больше ни поношения, ни мук рождения, ибо святою Девою ее преступления 3) упразднены и изглажены,

25. Святая Дева соделалась оплотом 4) жизни для нас и источником света для верующих во Христа, явившись востоком мысленного света. Радуйся и веселись 5), Господь с тобою и от тебя, совершенный в Божестве , в Котором обитает вся полнота Божества. Радуйся и веселись 6): Господь с тобою — с Своею рабою Господь славы 7), с нескверною—освящающий всяческая, с прекрасною—красен добротой паче всех сынов человеческих, чтобы оживить созданного но Своему образу 8).

26. Мы веруем в божественные слова Учителя и радуемся, потому что Христос, наша нетленная весна, пришел к нам с розами, лилиями и благоухающими венками и наполнил прекрасный сад церквей, равно как и питомники наших сердец [цветами] из рая Божия 9). Итак, приблизимся с чистым сердцем и обретем веру, блистающую подобно золоту и благоухающую плодами бессмертия. Ибо из неистленной Марии 10) произрасло для нас древо, приносящее прекрас-

1) В греч.: Я уже больше не плачу, не стенаю, не говорю: возвратихся на страсть, егда унзе ми терн (см. Псал. XXXI, 4).

2) В греч.: Разрешен грех мой, разрешена древняя моя клятва.

3) В греч.: ибо в святой Деве исправлено ее заблуждение.

4) В греч.: источником. 5) В греч.: радуйся, благодатная.

6) В греч.: радуйся, благодатная.

7) В греч.: с рабою—Царь.

8) В греч.: чтобы спасти, человека, которого создал по образу Своему; Его божественною верою и благодатью мы радуемся и трисолнечным светом просвещаемся.

9) В греч. начало этого параграфа изложено так: Розы и лилии и помазания умного благоухания! Пришел Христос, наша неизреченная весна, приятный и прекраснейший рай церквей, и божественными ароматами и небесными дарами исполнил трехчастную нашу душу.

10) В армянск.: в пустыне Марии.

 

 

1395

ные плоды 1), .

27. Преблагословенная Дева была святою и мудрою, во всех отношениях несравнимою среди всех народов и бесподобною между женами 2). Она [поступила] не так, как первая дева Ева, которая, будучи одна в саду, в своем слабом уме была обольщена змием, и таким образом, принявши его речь, внесла в мир смерть, и по причине этого произошли все страдания святых 3). Но в ней одной, в сей святой Деве Марии 4), произрос для нас отпрыск жизни, потому что она одна соделалась непорочною по душе и телу.

28. С дерзновенным умом она отвечала ангелу: откуда это приветствие, и как, это будет со мною? Ты научи 5), каким образом величественная сила делается подобострастною нашей нищете? Как имеющий власть над небесными силами воспринимает образ нашего уничижения? Как предвечный Бог может сделаться младенцем и воплотиться Тот, Кто одевается светом, как одеждою,

29. Слово стало плотью и обитало в нас, т. е., в той самой плоти, которую Оно приняло от нас и которая была одушевлена Духом—[виновником] ее рождения ). Неизме-

1) В греч.: произросло для нас присно-живое древо благодати.

2) В греч.: Блаженная во всех родах была исполнена духовной мудрости во всем. Ни одна из жен не сделалась подобною ой, утвержденною во всех чувствах.

3) В греч.: и вследствие этого произошла многая борьба и труды святых и преподобных мужей.

4) В греч.: Но в одной только нескверной и Приснодеве Марии.

5) В греч.: я хочу узнать.

6) Отрывок: «ты научи меня—премудростью свыше» в греч. построен так: И ангел говорит к пей: поистине так сие благоизволил (Бог), чтобы снасти собственное создание. Святая Дева исследовала столь непостижимое таинство и соделалась вместилищем божественных тайн, при осенений Святого Духа. II воспринята истина плоти, и премудрость создала дом и (Притч. IХ, 1).

7) В греч.: которую приняло от человека, и которую дух разумной души одушевил (καὶ πνεῦμα ψυχῆς λοκῆς ἐψύχωσεν).

 

 

1396

няемый Бог воспринял образ раба, чтобы верующими почитаться, как человек, а неверующим открыться, как Бог, .

30. От святой Девы воспринял плотское естество Сын Божий, ибо Он есть Бог прежде веков. Он благоизволил родиться, быть наименованным Сыном человеческим и сделаться видимым, будучи невидимым; ради нас обнищавает Тот, Кто есть всякое богатство, и бесстрастный и бессмертный страдает, как человек 1). Он соединился с плотью, но не изменился духом. Невидимый облекся в смертное тело 2), чтобы и его соделать бессмертным, делая его сопричастным в бессмертии Божеству, .

31. свет пришел в мир—Христос Бог наш, просвещая все присно-текущим светом,—Он, о Котором глас невидимого Отца свидетельствовал: «Сей Сын Мой и Слово, Который прежде веков» (cp. Mф. III, 17).

32. Мария была успокоена словом ангела, однако размышляла в себе о рождении Господа, наталкиваясь на несоизмеримость его с человеческою мыслью: то она возносится на высоту Божественного, то опять ее умом овладевает уничиженность человечества. И когда таким образом· она колеблется на весах размышления то в ту, то в другую сторону, в это именно время она делается достойною определенного божественного решения. Ибо, сохранивши чистое сокровище девства неповрежденным, она сделала непреклонным и решение своего сердца. И [таким образом]: спасена тварь, которую Он создал по Своему образу 3).

33. Христос, Сын Божий, родившийся 4) от Девы 5), пришел , как благодать 6); создавший всяческая оживил ) нас благодатью. Ныне родился в мире Хри-

1) В греч.: Ибо будучи Сыном Божиим и предвечным Богом, Он удостоил соделаться сыном святой жены, невидимый делается видимым и богатый ради нас обнищавает и бесстрастный и бессмертный страдает, как человек.

2) В греч.: необъятный заключился в смертное тело.

3) В греч.: Итак, святая исполнилась внутренней радости чрез. Того, Кто от нее воспринял плоть.

4) В греч. + неизреченно. 5) В греч. + Марии.

6) В греч. + для нас. 7) В греч.: спасает.

 

 

1397

стос, — и вся тварь ликует.

34. Да отвратятся от нас дурные помыслы, когда мы воспеваем псалмы Гебе, Небесный и Святый Отче, взирая на великий свет, который Ты даровал нам. Иисуса Христа, рожденного от святой Девы и Божеством Своим творящего чудеса, однако ради нас принимающего страдания Своею плотью>. Посему и мы, еще сущие во плоти, поспешим умилостивить Бога ангельскими славословиями, посредством испытанного образца верно всеем в нашу мысль истину божественных учений. Ибо тайна эта непостижима, невидима, неизменна, неописуема, в молчании покланяемая и страшная для ума. Ибо даже святая сама изумлялась способу, как сияние света бывает рождением жены? Она скрывала в себе сокровище жизни и продолжала размышлять о приветствии архангела, доколе не принесла зрелого плода спасения, долженствовавшего спасти [или: обновить] человека>.

35. Так вот прекрасные цветы учения Христова производят плоды благословения; так всякая чистота и благоухание с чистою совестью приносят Богу фимиам молитвы. Так девство и ликовствующее целомудрие плодоносят живоносный грозд. Так знамения победоносной силы произращают нам сокровища любви. Так таинство Святой Троицы открыто ангелом Деве по Евангелию: «Дух Святый найдет на тебя и сила Всевышнего осенит тебя, посему рождаемое от тебя святое наречется Сыном Божиим,— Ему слава и честь во веки веков 1).

Н. Сагарда.

1) В греч.: Ему слава и держава и поклонение во веки. Аминь.

 


Страница сгенерирована за 0.15 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.