13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, святитель
Григорий Чудотворец, еп. Неокесарийский, свт. Похвальное слово Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии
ЖУРНАЛ «ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ», СПБ., 1914, № 10
разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу
перевод проф. Сагарды Н. И.
Гомилетические произведения св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского.
Похвальное слово Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии.
I. Слово, на Которое люди не могут взирать, Которого не могут изречь, Которое от века сокрыто от родов, от Него происходящих, Которое единое бессмертно, обладает ведением жизни, неизвестное износит на свет, тайное открывает,—[это Слово] мы видим снисшедшим на землю, чтобы изменить проклятия рождения в благословение, умертвить смерть и просветить твари. От Марии получает
1) Иоан. 1, 2. 2) Лк. II, 6, 7. 3.) Мф. II, 1.
1214
начало таинство воплощения, и Тот, Кто достоин бесконечного поклонения, назван человеком Божиим.
II. О неисследимое чудо! О таинство божественное, единое неизъяснимое! Божие Слово, Божие действие, Господь неба и земли, сосущественное и содейственное Отцу в творении, вечный Сын сходит в земную утробу, в которой, составивши непостижимым образом тело, соделался совершенным человеком, рожден от жены, оставаясь, чем был, Сыном Божиим как Он и есть Бог во веки. Во времени Он все принял на Себя, кроме греха: болезни тела, голод, жажду, утомление, скорби, все человеческое, даже смерть, и тем не менее всегда живет и пребывает со Отцем, наслаждаясь честью своего Божества. Уничижая Себя или подвергая Себя смерти по образу человека, Он ни в чем не был умален, даже скорее возвышен, поелику потом под ноги Его положены враги Его 1). И о имени Иисуса преклоняется всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедует, что Господь есть Иисус Христос в славу Бога Отца 2).
III. Днесь сокровенное от века таинство становится явным. Бесчестью и смерти положен конец, вселенная же начинает (жить). Здесь престали Закон и Пророки, поелику твари во Христе соделались новыми, каких ни глаз не видел, ни ухо не слышало и не приходило на сердце человеку 3) Здесь как изречем дивное, что превышает язык? Изумление и страх удерживают ум, почему пораженное сердце размышляет, каким бы образом уста и язык могли изречь, что Господь есть Иисус Христос во славу Бога Отца и вместе есть Искупитель матери своей и небесный престол.
IV. О страшное и трепетное (таинство)! Дочь того, кто змием был обольщен, ради кого земля проклята, из-за кого смерть пожрала человека и вся природа, приведенная в расстройство, погибла, — его (говорю) дочь сидит превыше херувимов, подле Божества, будучи названа Матерью Божией и Царицей небесной. Кто видел, кто слышал, чтобы таковое было возможно для человека слабого и в высшей степени несовершенного? Ибо грехом падший (человек) был осужден, но Господь все может. Чем мы некогда были,
1) Пс. СIХ, 1. 2) Филип. II, 10, 11. 3) 1 Кор. II, 9.
1216
Он сам создал. И, когда создал нас, бессмертный Творец поставил нас начальниками и владыками над тварями; а когда мы погибли, Он же Сам снова великими и божественными знамениями исцелил многих. Но Он снизошел и до этих крайних действий, именно до рождества, до креста, до воскресения; отсюда таинство его величия дивное, неизъяснимое, непостижимое. Проклятых Он благословил, мертвых оживотворил и сделал бессмертными, земное соединил с небесным, земные естества настолько возвысил, что почти обожил их и поместил одесную Отца, на престоле Божества. Но, так как все это гало против диавола, вследствие того, что, по зависти своей пораженный слепотой и приведенный к безысходной и вечной погибели, он замышлял погубить род человеческий и погубил; то Бог, великий милосердием, по бесконечной любви, которою возлюбил нас, снова обновил нас неизреченным образом; вследствие этого сатана упал в тот самый ров, который своею неусыпною деятельностью ископал я устроил. Христос обратил скорби на голову диавола и на чело его сложил неправды его. Он есть тот, о котором Господь сказал: неугасимый огонь, уготованный диаволу и ангелам его 1).
V. И теперь, о род человеческий, что воздадим Господу за все это? Возвеличим корень всех благ—святую Деву! Но есть ли такой, кто в состоянии был бы в уме своем обнять дивную славу, которой одна жена, Мария, найдена достойной на небе и на земле? Однако повторим то, что сказано в законе, пророках, апостолах и евангелиях, воспевая с церковью: Мария, высшая честь пророчества и людей! Мария, фимиам, принесенный Богу и Богу обрученная невеста! Мария, обиталище Бога Слова, престол Всевышнего, вознесенная среди всех тварей! Мария, овчарня, Богом основанная, лоза цветущая! Мария, дверь затворенная, земля, Богом обитаемая, блаженством одаренная на веки. Мария, сила мира, сила Сущего и Матерь Христа! Мария, книга Божия, храм и источник! Мария, царица вышних! Мария, вместилище света, светильник сияющий! Мария, таинство креста и начало мира! Мария, жизнь мира, Дева всесвятая! Мария, невеста Отца, покой Сына, Духом очищенная! Мария, голос вестников, образ дивный! Мария, купина неопалимая,
1) Μф. XXV, 41.
1216
великая между тварями! Мария, за грехи ходатаица у Сына своего! Мария, ковчег золотой, нард благоуханный! Мария, знамение обновления верных! Мария, елей, исполненный нарда! Мария, венец церкви, стена необоримая! Мария, золотой сосуд, полный манны! Мария, алавастр приятных благоуханий! Мария, слава мира, труба творений! Мария, хвалы и славы достойная! Мария, вестница святости и благодати! Мария, столп свидетельства между иудеями и язычниками! Мария, лестница небесная, по сказанному патриарху: Господь на месте сем 1)! Известно слово, которое сказал Господь всех: многие пророки и праведники желали видеть то, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали 2). Первый орган музыкальный, скала, источающая воду, скиния Моисеева, названная скинией свидения, всем украшенная, в которой Святое Святых и херувимы славы, светлейшее украшение священства, в котором откровения! Теперь, если закон был нам детоводителем ко Христу 3) и если закон обладал образом будущих благ 4), как говорит блаженный Павел, каким образом были бы повинными, на основании закона, Богом написанного и данного людям в помощь и во спасение, мы, утверждающие, что Святая Дева— вина всех благ? Ибо что такое будущие блага, сенью которых был закон, если не вина всех благ, херувимской чести достойная Мария?
О Дево всесвятая, Матерь Бога Слова, от которой воссиял свет Божества, Иисус Христос, Который есть Бог во всех, Ему же слава со Ошем и всесвятым Духом во веки веков. Аминь.
Н. Сагарда.
1) Быт. XXVIII, 16. 2) Мф. XIII, 17. 3) Гал. III, 24. 4) Евр. X, 1
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.