Поиск авторов по алфавиту

Автор:Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, святитель

Григорий Чудотворец, еп. Неокесарийский, свт. Похвала Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии

ЖУРНАЛ «ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ», СПБ., 1914, № 10

 

разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу

 

перевод проф. Сагарды Н. И.

 

Гомилетические произведения св. Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского.

 

Похвала Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии.

 

Ныне воссиявшее солнце правды сокрыло то, что прежде блистало. Освобожденный от мрака я не в состоянии выносить света. Для меня снова, взошел свет, и я смущаюсь от страха. О только что родившемся я вместе и радуюсь и устрашаюсь. Явился новый источник, а прежний обращается вспять. Я увидел младенца рожденного и небеса приклонившияся, чтобы поклониться ему. Мать рождает и остается девою; младенец укрывается, но показывает рож-

1) Пс. СIII, 32. 2) Ис. СХLV, 6.

 

 

1211

дение и родительницу; родительница не имеет мужа, и сын це имеет отца; Спаситель рождается, и звезда открывается; пеленами повивается младенец, который связывает все; в яслях полагается Тот, Кому престолом служат херувимы; пред животными приклоняется Тот, пред лицом Которого не в силах жить серафимы; свет является, дивное воспевается, ангелы посылаются, пастыри приемлют пророка, волхвы Бога проповедуют, священники Бога отвергают) Ирод укрощается, смерть попирается, Адам разрешается, ад связывается, Ева спасается, змий проклинается, пленным даруется свобода и диавол терзается. Молоко ссет младенец, который питает питательницу; на руках носится Тот, Кто держит держащего; познается Творец, и природа поражается изумлением.

II. Посему я с трепетом дивлюсь таинству, возвещенному Гавриилом. Страх влечет меня к Марии, да будет (мне) изъяснено чудо. Радуйся, благодатная, Господь с Тобою. Радуйся, храм Божий телесный! Радуйся, благодатная, ковчег небесных колосьев! Радуйся, благодатная, неба и земли общее жительство! Радуйся, благодатная, истинного Сына истинная мать и дева! Радуйся, благодатная, неиссякаемый очаг света, всегда действенный. Радуйся, благодатная, широкое вместилище непостижимого естества! Радуйся, благодатная, вдовствующего мира непорочная невеста и мать! Радуйся, благодатная, союзница света! Радуйся, благодатная, в утробе своей смерть умертвившая! Радуйся, благодатная, заблуждавшийся мир к истине верно воззвавшая! Радуйся, благодатная, несожигаемая житница мира!

III. Далее, смущенная этими словами и устрашенная явлением, Дева не смела убежать и не дерзала оставаться, видя Ангела (собств. бесплотного), предстоящего ей, под образом человека, и в присутствии девы держащего себя скромно. Она избегала спросить его или посмотреть на него, почему, от страха, лице Девы было похоже на видение, когда она говорила сама с собою: «что это за приветствие и кто тот, который приносит мне это приветствие? Величественнее солнца сияет и с девою беседует; с неба сходит и рабу приветствует; не облечен в тело, но беседует человеческим образом; на крыльях летает и произносит речи. Чего он ищет на земле? Кажется мне ангелом, но беседует как человек; от ангельских воинств приходит и

 

 

1212

ко мне направляет слово; имеет лицо светлее молнии и одет в одежду белее снега; вижу юношу, не имеющего тела; попирает землю и не оставляет следов; не обладает языком и говорит радуйся; не двигает губами и возвещает благодать. Не знаю, что мне делать. Ужасающее это видение, поелику я не в состоянии понять, кто послан. Каким образом я узнаю посылающего? Если должно трепетать вестника, то насколько более [должно трепетать] Того, Кто вестника послал! Если этот ослепляет своим блеском мое зрение, то каким телом я покрою себя пред солнцем правды? Если от раба я прихожу в страх, то как рожу Господа?» Ангел сказал ей: не бойся, Мария 1)! Не змий беседует с тобою. Не бойся, Мария! Я возвестил тебе таинство, но не научил лжи. Не бойся, Мария. Я обещаю тебе, что ты будешь Богородительницей, но не Богом. Не бойся, Мария! Я обещаю тебе благодать и в заблуждение тебя не ввожу. Не бойся, Мария! Не останавливайся в нерешительности, как Ева; от нее смерть, от тебя жизнь; от нее плод смерти, от тебя жизнь жизни; от нее прельщение, от тебя истина; от нее отвращение людей от Бога, от тебя неизреченное воссоединение Бога и человека; от нее мрак и преисподний сон, от тебя сияющий светильник мира; от. нее проклятия, от тебя благословение; от нее приговор смерти, от тебя восстановление жизни тела; от нее сомнение, от тебя вера; от нее плач, от тебя река воды жизни; от нее поты, от тебя отдохновение; от нее тернистая земля, от тебя божественный рай; от нее три раны, от тебя троякая жизнь; от нее умерщвление человека, от тебя Бог—друг человека; от нее истребление потопом, от тебя купель, рождающая в вечность; от нее убийство, от тебя обновление человека: от нее смерть жизни, от тебя воскресение мертвых; от нее ненависть двенадцати колен, от тебя братское единение двенадцати апостолов; от нее смерть, введенная в мир, от тебя погибель смерти; от нее падение, от Тебя восстание. Не бойся Мария, ты обрела благодать у Бога. Вот зачнешь во чреве сына 2) от Отца и родишь Того, кто старше Адама. Родишь Сына, возвышеннее небес; родишь Сына, высшего херувимов; родишь

1) Лук. I, 30.  2) Лк. I, 30, 31.

 

 

1213

Сына, равномощного Отцу; родишь Сына славою равного Святому Духу; родишь Сына, Которым все произошло 1); родишь Сына, Которого благословляют небеса и земля; родишь Сына, образа Которого я не знаю; родишь Сына, в присутствии Которого я с трепетом предстою.

IV. Далее, исполнились дни родить Ей и родила Сына 2), Которого не насадид Отец; родила Сына, которого не носила мать; родила колос, которого не посеяла рука; родила Творца, сделавшегося человеком; родила в пещере, и родившийся явился в Персии. Когда же Иисус родился в Вифлееме иудейском во дни Ирода царя, вот пришли в Иерусалим волхвы с востока, говоря: где родившийся Царь Иудейский 3)? Где Тот, Который вместо Себя послал путеводствующую звезду? Где Тот, Кто дивными лучами влечет нас к духовному свету? Где Тот, Кто бесконечною Своею рукою основал мир? Где Тот, Который, хотя всюду есть, в теле сокрывается? Где освободивший нас от лжи лукавого? Где направивший нас к благодати богопознания? Где Тот, Который в трех ангелах явился подле дуба? Где Тот, Который купины не опалил и утробы не нарушил? Где Тот, Который от Отца неотделим и в матери неизъясним? Где Тот, Который разделил Красное море и однако Он же молоко ссет и на земле питается? Где Тот, Кто дракона связал и ныне пеленами повивается? Где Тот, Которого ангелы не видят, но Которого люди видят и Которого благословляют, в высочайшей степени благословенный Бог, Которому слава во веки. Аминь.

 


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.