Поиск авторов по алфавиту

Автор:Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, святитель

Григорий Чудотворец, еп. Неокесарийский, свт. Беседа вторая на Благовещение Пресвятой Девы Марии

ЖУРНАЛ «ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ», СПБ., 1914, № 9

 

разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу

 

перевод. проф. Н. И. Сагарды

 

св. Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский.

 

На Благовещение Всесвятой Богородицы и Приснодевы Марии

 

беседа вторая.

Все празднества и песнопения нам надлежит приносит как жертвы Богу, прежде же всего—благовещение святой Девы Богородицы, бывшее к ней от ангела: радуйся, благодатная 2), так как прежде всякой премудрости и спасительного учения в Новом Завете нам ниспослано от Отца светов: радуйся, благодатная. Говоря: благодатная, Он объял вместе все человеческое естество. Радуйся, благодатная во святом зачатии и в славном чревоношении. Возвещаю вам великую радость, которая будет всему народу 3). Далее, грядый на спасительную страсть Господь сказал: Я увижу вас, и вы возрадуетесь, и радости нашей никто не отнимет у нас 4). И после воскресения снова чрез

1) 2 Кор. VIII, 9. 2) Лук. I, 28. 3) Лук. II, 10. 4) Иоан. XVI, 22.

 

 

1045

святых жен прежде всего благовествует нам: радуйся 1). Подобное этому и апостол возгласил: всегда, говоря, радуйтесь, непрестанно молитесь; за все благодарите 2). Итак, видите, возлюбленные, как Господь всюду нераздельно даровал нам превосходящую ум и неиссякаемую радость. Поелику святая Дева, будучи во плоти, достигла непорочного жительства, проводя жизнь во всяких добродетелях, живя лучше, чем согласно с [природой] человека, то посему Слово, сущее от Бога Отца, удостоило воспринять от Нее плоть и совершенное человеческое естество, чтобы чрез ту же плоть, чрез которую грех вошел в мир и чрез грех смерть, грех был осужден во плоти, и искуситель греха был побежден во гробе святой плоти, и чтобы вместе с тем показано было начало воскресения, и чтобы жизнь вечная жительствовала в мире, и совершилось общение Бога Отца с людьми. И что скажем, или что пропустим? Или кто изъяснит непостижимое в этом таинстве? Но теперь возвратимся к предложенному предмету.

К непорочной Деве послан Гавриил, бесплотный к той, которая во плоти проводила непорочную жизнь, жила в чистоте и в добродетелях. И пришедши к ней, прежде всего так благовествует ей: Радуйся, благодатная, Господь с Тобою. Радуйся, благодатная, ибо ты совершаешь то, что действительно достойно радости, поелику ты облеклась в незапятнанный хитон и препоясанием целомудрия препоясана. Радуйся, благодатная, вместилище небесной радости. Радуйся, благодатная, ибо чрез тебя подается радость всякой твари и род человеческий возвращает древнее достояние. Радуйся, благодатная, потому что ты будешь носить в своих объятиях Создателя всяческих. Она же смутилась при этой речи, ибо для нее непривычны были какие бы то ни было беседы с людьми; она возлюбила молчание, как мать целомудрия и непорочности, и, будучи чистой, непорочной и нескверной красотой, она не устрашилась ангельского вида, как большинство пророков, так как и истинная дева имеет сродство и равную долю с ангелами. Ибо святая Дева заботливо охраняла светильник девства и имела много попечения о том, чтобы не погасить или не осквернить его. И как облеченный в блистательную

1) Мф. XXVIII, 9. 2) 1 Фесс. V, 16, 17.

 

 

1046

одежду много обращает внимания на то, чтобы откуда-нибудь не пристала нечистота или грязь, так и святая Дева размышляла в себе и говорила: не заключает ли в себе это почитание какой-нибудь хитрости или лести? Не будет ли это радуйся для Меня причиной горести, как некогда праматери Еве содейственное принятие льстивого обещания демона в образе змия об обожении? Не преобразуется ли снова в светлого ангела виновник зла демон и, завидуя моему жениху в совершенном моем целомудрии, начинает борьбу с ним посредством как будто приятной беседы; но не возмогши обольстить мужа, как крепкого умом, подошел ко мне, как одаренной более слабым разумом, и взывает [ко мне]: радуйся, которое впоследствии может оказаться нерадостным? Не является ли ублажнение и приветствие лицемерным? Не скрывается ли под медом какой-нибудь яд? Нет ли здесь речи благовествующего, а намерения грабителя? Ибо как он приветствует ту, которой сам не знает? Так она недоумевала и говорила. Тогда архангел снова провозглашает Ей радость верную для всех и безраздельную, провозвещая Ей и говоря Ей: Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. Ты имеешь сжатое доказательство сказанного: я внушаю тебе не только то, что не должно ничего бояться, но и самый образ безбоязненности. Ибо чрез меня приветствуют тебя, святую Деву, все небесные силы,—лучше же сказать: Сам господствующий над всеми небесными силами избрал из всего создания тебя, святую и преукрашенную; и чрез святую, непорочную, чистую и нескверную твою утробу приходит светлейший жемчуг на спасение вселенной, поелику и ты, святая, соделалась славнее и чище и священнее всякого человеческого естества; имеешь разум блистательнее снега и тело превосходнее всякого испытанного золота, утробу же такую, какую созерцал Иезекииль и о какой он повествовал, говоря следующее: Подобие над головою животных, как бы твердь и как видение страшного кристалла, и подобие престола на нем, как видение камня сапфира, и вверху над престолом как бы подобие человека и как видение электра, и внутри его как видение огня кругом 1). Ясно, что

1) Иезек. I, 22, 26, 27.

 

 

1047

пророк образно видел Рожденного от святой Девы: Его ты, святая Дева, не могла бы понести, если бы в то время не блистала всякою славою и добродетелью. Итак, какими словами похвалы опишем девственное достоинство? Какими знаками прославления и воскликновениями воспоем непорочный твой образ? Какими духовными песнями и речами прославим славнейшую ангелов? Она возращена в дому Бодаем подобно плодоносной маслине, в которой вселился Дух Святый; чрез нее Он назвал нас сынами и наследниками царства Христова. Она—вечно цветущий рай нетления, в котором возращенное животворящее древо всем подает плоды бессмертия. Она—похвала дев, веселие матерей. Она—утверждение верующих, совершение благочестивых. Она—одеяние света, жилище добродетели. Она—неиссякаемый источник, в котором вода живая источила пришествие во плоти Господа. Она—крепость правды, и все, кто возлюбили и любят девственную непорочность и чистоту, насладятся ангельской радости. Все, кто воздерживаются от вина и опьянения и от сикера сладострастия, насладятся от плода живоносного насаждения. Все, сохранившие неугасимым светильник девства, увенчаются неувядаемым венцом нетления. Все, кто блюли незапятнанною одежду целомудрия, восприимутся в таинственный чертог правды. Все, приблизившиеся к ангельскому достоинству, совершеннее насладятся Господним блаженством. Все стяжавшие светлый елей разума и чистый фимиам совести, наследуют обетование духовного благоухания и сыноположения. Все, достойно празднующие Благовещение Богородицы Девы Марии, получат мздовоздаяние, более действительное, чем благовестие: радуйся благодатная.

Будем же и мы праздновать во псалмах и пениях и песнях духовных. Праздновал некогда и Израиль, но в опресноках и горьких травах, о которых пророк говорит: обращу праздники их в печаль и в плач и радость их в уныние 1). Наши же печали Господь наш обещал обратить, чрез плоды покаяния, в радость 2). Конечно, и первый завет имел постановления о богослужении 3), подобно тому, как при праотце Аврааме, но в болезнях плотского мучения чрез обрезание, вплоть

1) Амос. VIII, 10. 2) Иерем. XXXI, 13. 3) Евр. IX, 1.

 

 

1048

до времен исполнения. Закон дан был им чрез Моисея для научения, нам же благодать и истина дарованы Иисусом Христом. Началом всех благ для нас было благовещение благодатной Марии, много воспеваемое домостроительство Спасителя, Его боговдохновенное и премирное учение. Отсюда для нас восходят лучи умного света. Отсюда для нас проистекает источник мудрости и бессмертия, изливающий прозрачные и чистые воды благочестия. Отсюда нам воссиявают сокровища богопознания. Ибо сия есть жизнь вечная да знаем истинного Бога и Иисуса Христа, Которого Он послал 1). И снова: исследуйте Писания, потому что в них обретете жизнь вечную 2). Ибо чрез это для исследующих божественные изречения открывается сокровище познания Бога. Ныне Утешитель изъяснил нам сокровище боговдохновенного Писания. Сокровищем же премудрости да будет для нас пророческий язык и апостольское учение, ибо невозможно вне закона и пророков, или евангелистов и апостолов иметь совершенную надежду на спасение; потому что чрез язык святых пророков и апостолов вещает Господь наш, и голосами святых благоугождается Бог, не потому что Он нуждается в речах, но потому что Он радуется благорасположению сердец, не потому что принимает какой-либо плод от людей, но потому что Он успокаевается в благоразумной душе праведных. Ибо и Христос возвеличивается не тем, что мы говорим, но тем, что мы, облагодетельствованные им, благомысленно проповедуем Его благодеяния, [и это мы делаем] не так, чтобы достигнуть соразмерного с достоинством [полученного], но дабы тем по нашим силам воздать наш долг.

Когда же читается Евангелие или Апостол, не книге или читающему внимай, но с небес возглашающему Богу. Ибо книга—видимое; Христос же—богословствуемое. Итак, нам благовествуется много воспеваемое домостроительство Спасителя, потому что Он, будучи Богом, человеколюбия ради соделался человеком, не оставляя предвечного достоинства, но облекшись в спасительное домостроительство: благовествуется нам много воспеваемое домостроительство Спасителя, потому что к труждающимся пришел врач, не лекарствами

1) Иоан. XVII, 3. 1) Иоан. V, 39.

 

 

1049

излечивающий, но врачующий мановением человеколюбия. Благовествуется нам много воспеваемое домостроительство Спасителя, потому что и заблудившимся вновь показан путь спасения и отчаявшимся—спасительная благодать, разнообразно всем благодетельствующая: заблуждших взыскующая, омраченных просвещающая, омертвевших ожитворяющая, рабов освобождающая, пленных искупающая, и для всех нас она соделалась всем, путем спасения, не по причине нашего благомыслия, но по причине самому благодетелю подобающей благости. Ибо Спаситель соделал все не для того, чтобы для самого Себя заниматься добродетелью, но чтобы нам уготовать жизнь вечную. Ибо во образ Божий создавший человека повелел ему жить в раю сладости. Но он, обольщенный завистью диавола и сделавшись преступником божественной заповеди, оказался повинным смерти. Отсюда и рождаемые от него преемственно подлежат наследственному греху и по закону осуждения наказаны. Ибо смерть царствовала от Авраама до Моисея 1). Но человеколюбивый Бог, видя собственное создание находившимся под державой смерти, не до конца отвратился от того, кого сотворил по образу, но посещая его в каждом роде, не оставил его. И прежде являющийся в отцах, проповедоваемый в законе, прообразованный в пророках, предвозвещал спасительное домостроительство. Когда же пришло время исполнения Его славного пришествия, Он предпослал архангела Гавриила к Деве Марии благовестить. Сей же, от неизреченных вышних сил пришедши к Святой Деве, прежде всего возгласил: радуйся, благодатная. Когда же был к ней этот глас: радуйся, благодатная, чрез слышание вошел Дух Святый в нескверный храм Девы, и освятилось ее помышление вместе с членами [тела], и остановилось естество напротив и (супружеское) сожительство вдали, с удивлением взирая на Господа естества, вопреки естеству, лучше же—превыше естества, совершающего дивное дело в теле. И каким оружием диавол боролся, противоположным ему Христос спас нас, восприняв подобострастное нам тело, чтобы нуждающемуся даровать большую благодать. Идеже умножися грех, преизбыточествова благодать 2). Прилично же

1) Рим. V, 14.  2) Рим. V, 20.

 

 

1050

годать послана была к Святой Деве; так именно и содержится в ангельском повествовании: в шестой месяц же послан был Гавриил к деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома и отечества Давидова, и имя деве Мария и проч. 1). Первый же месяц этот—по отношению к Святой Деве, как говорит в книге закона: месяц этот вам начало месяцев, первый будет вам среди месяцев года 2). Пасху святую празднуйте Господу во все роды ваши. Шестой же месяц — по отношению к Захарии. И несомненно, Святая Дева была из рода Давидова и в Вифлееме обладала отеческим наследием и правильно была обручена Иосифу по законам родства. И обручник был стражем ей и сожителем ее нерастленной непорочности. И у Святой Девы было чрезвычайно приличное имя; именно, она наречена была Марией, что знаменует просвещение. Ибо что блистательнее света девства? Почему и добродетели называют девами те, которые хорошо судят об их сущности. Если же такое благо иметь девственное сердце, то какова будет плоть, вместе с душой упражнявшаяся в девстве. Так и Святая Мария, будучи во плоти, стяжала непорочное жительство и сказанное архангелом воспринимала верою.

Тогда со тщанием она отправилась к Елисавете, своей родственнице, и вошла в дом Захариин и приветствовала Елисавету, подражая ангелу, и когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец радостно во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святого Духа 3).

Итак, глас Марии был действенным, и Елисавета исполнилась Святого Духа, Который как бы из неиссякаемого источника посредством уст излил реку дарований чрез пророчество родственнице ее, и ногам младенца, связанным утробой, подал взыграние и радование. Это именно было знаком чудесного плясания, ибо где является благодатная, там все исполняется радости. И воскликнула громким голосом Елисавета, и сказала: благословенна ты между женами, и благословен плод чрева твоего! И откуда это мне, что пришла матерь

1) Лк. I, 26, 27.  2) Исх. XII, 2. 3) Лк. I, 41.

 

 

1051

Господа моего ко мне 1). Благословенна ты в женах,— ибо ты соделалась для них началом воссоздания. Ты дала нам дерзновение на вход в рай и отогнала древнюю скорбь. Ибо после тебя род жен больше не подвергается поношению. Наследники Евы больше не страшатся древнего проклятия и болезней рождения; поелику Христос, Искупитель рода нашего, Спаситель всего естества, духовный Адам, уврачевав язвы земного Адама, происходит из святого Твоего чрева. Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего. Ибо плод Твой явился насадителем всех благ. Славное мы видим и [слышим]—речи неплодной (т. е. Елисаветы): но еще более славное слово провещала святая Дева и возносит Богу песнь, исполненную благодарения Богу, благоухания и богословия; с древним она возвещает новое; с тем, что было от веков, проповедует то, что будет до скончания веков, и в кратком слове возглавляет тайны Христовы. И сказала Мария: величит душа моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе моем и далее. Воспринял Израиля отрока Своего, воспомянув милость свою и завет, который положил Аврааму и семени его до века 2). Видишь, как святая Дева и превзошла совершенство патриархов и утверждает завет к Аврааму Бога, говорящего: это завет, который я положу между Мною и тобою 3). Почему, пришедши, Он подтверждает завет к Аврааму, таинственно воспринявши знамение обрезания и соделавшись исполнением закона и пророков. Итак, эту пророческую песнь воссылала святая Богородица Богу, говоря: величит душа моя Господа и возрадовался дух мой о Боге Спасителе моем, что сотворил мне величие Сильный, и свято имя Его; ибо соделавши Меня Богородицей, Он в то же время сохранил меня и девой, и чрез мою утробу во освящение всех родов возглавляется исполнение. Ибо Он благословил всякий возраст, мужей и жен, юношей и детей и старцев. Сотвори державу мышцею своею за нас против смерти и диавола и разодрал рукописание наших грехов. Растопи

1) Лк. I, 42-43. 2) Лк. 1, 46-47, 54—55. 3) Быт. XIX, 11, Рим. IV, 11.

 

 

1052

гордые мыслью сердца их. Расточил самого именно диавола и всех воинствующих для него демонов. Ибо он поистине был горд сердцем, поелику дерзнул сказать: выше облаков небесных поставлю престол мой и буду подобен Вышнему 1). А как теперь расточил его, пророк показал в следующих затем словах, говоря: ныне же снидешь во ад ты и все твое воинство 2); ибо всюду расточил его жертвенники для служения суетным богам, и из язычников уготовал себе особенный народ. Низложи сильные со престол и вознесе смиренные. Этим кратко указывает и на извержение иудеев и на введение язычников. Ибо иудейские старейшины и книжники, сведущие в законе, и те, которые были богаты прочими преимуществами, противозаконно злоупотребили своим богатством и властью, почему Он низложил их со всякого престола, именно пророчества и священства, законодательства, учительства, наследственного богатства, жертвоприношений и множества празднеств и достоинства царства. Всего этого лишенные, изгнанные и обнаженные, они были отправлены в плен. Смиренные же вместо них люди из язычников, жаждущие правды, вознеслись, поелику они, показавши свое смирение и одержащий их голод боговедения, подобно хананеянке молили о слове Божием, как крупицах, и посему они исполнились богатства божественных тайн; ибо все наследие божественных благ родившийся от Девы Христос Бог наш передал во языки. Восприят Израиля отрока своего, и не всякого Израиля, но отрока, который делом доказывает свое благородное происхождение от Израиля, и посему Богородица нарекла его отроком и наследником. Ибо обретши его труждающимся в писании и усердно занимающимся законом, она призвала его благодатью. Назвавши такового Израилем, она восприняла помянуть милости, как говорил отцам нашим, Аврааму и семени его до века. В этих немногих речениях она вмещает все таинство домостроительства. Ибо Христос, желая спасти род человеческий и исполнить завет ко отцам, приклонил некогда небеса и нисшел, и таким образом, насколько мы можем вместить, Он открывается нам, чтобы мы были в

1) Иса. XIV, 14. 2) Иса. XIV, 15.

 

 

1053

силах видеть Его и осязать и слышать, когда Он говорит. Ради сего Бог Слово удостоил воспринять плоть и совершенное человеческое естество от жены, Святой Девы, и родился человеком, чтобы уплатить наш долг и исполнить даже до Себя самого установления завета с Авраамом, обрезания и прочих законных предписаний.

После же этого Святая |Дева отправилась в Назарет, а оттуда опять распоряжение кесаря заставило ее идти в Вифлеем; она, как происходящая из дарственной семьи, была послана в царственное наследие Давида с Иосифом обручником, и там последовало таинство превыше всякого чуда. Дева рождает и носит на руках носящего словом всю тварь. И даже не нашлось им места в гостиннице: не имел места словом основавший всю землю. Млеком питает питающего всякое дыхание и оживотворяющего; пеленами повивает Того, Кто словом связует всю тварь. В яслях положила Того, Кто носим на престоле херувимском. Свет с неба осиявал просвещающего всю тварь. Небесные воинства, прославляя, предстояли прежде веков прославляемому на небесах. Светоносная звезда показывала путь идущим издалека к истинному востоку. От востока приходят, неся дары обнищавшему ради нас. Святая Богородица соблюдала глаголы эти, слагая в сердце своем, как всех тайн вместилище.

О, всесвятая Дево, твоя похвала превыше всякого благохваления, ради Бога, понесшего от тебя плоть и родившегося человеком. Тебе всякое естество небесных и земных и преисподних приносит подобающую честь. Ты воистину явилась престолом херувимским; ты на высотах мысленных царств блистаешь сиянием света, где прославляется Отец безначальный, силу Которого ты имела применяющею тебя; покланяем Сын, Которого ты по плоти родила; славословится Дух Святый, Который во утробе твоей совершил рождение великого Царя. Чрез тебя, благодатная, Святая и единосущная Троица познается в мире. С тобою и нас удостой быть причастниками совершенной твоей благодати, во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Отцу со Святым Духом слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 


Страница сгенерирована за 0.24 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.