13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Дискуссии и споры в Интернете
ДИСКУССИИ И СПОРЫ В ИНТЕРНЕТЕ
Приступая к работе в Интернете, следует помнить, что и в виртуальном пространстве никто не отменял принципов христианского братолюбия, смирения и уважения к собеседнику, что упускается из виду, особенно в запале непримиримых мировоззренческих дискуссий в сети.
Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы, 22 декабря 2010 года
Наша православная общественность очень активна в своей массе. Там и гражданская позиция, и готовность менять к лучшему окружающую социальную обстановку, и несогласие с несправедливостью, которой так немало в нашей жизни. Достаточно последить за дискуссиями в блогах, которые ведут верующие — как миряне, так и духовенство. Часто по прочтении в голове
45
всплывает расхожая фраза: «эту бы энергию — да в благих целях!». И хочется задать многим участникам этих интернет-прений простой вопрос: «Говорите вы очень убедительно — а в чем состоит ваша реальная работа? Каковы ваши практические действия?»
Говорить все научились. Я с удовлетворением отмечаю повышение уровня эпистолярного жанра — за счет Интернета. В свое время, когда появились телефоны и люди перестали писать, эпистолярный жанр, столь популярный в XIX-XX веках, стал исчезать. С появлением Интернета он получил второе или третье дыхание. Но не всегда этот жанр работает на благо. Так вот, вопрос о том, много ли лично вы сделали, чтобы наша церковная, приходская, общинная жизнь стала лучше, достойнее, привлекательнее, — это серьезный вопрос, который нужно обратить в первую очередь к интернет-сообществу.
Никак не умаляю важности и необходимости глубоких, серьезных дискуссий в православной среде. Но хочу каждому их участнику напомнить, что именно к нему относятся слова Спасителя: по плодам их узнаете их (Мф. 7,16). По плодам, а не по разговорам и тем более не по ерничанию, анекдотам, болтовне, не по желанию показаться сильным, умным, убедительным, хлестким.
Если наше православное интернет-сообщество воспримет эту великую заповедь Божию: по плодам их узнаете их, наше интернет-пространство очистится от всей той шелухи, которая сегодня надрывает нравственное чувство многих людей. Важно задуматься и о том, какими будут эти плоды. Только лишь десятки тысяч пылких слов в блогах — либо еще и труды во
46
благо Церкви и Отечества, за результаты которых будет не стыдно?
Слово на третьем заседании Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви, г. Москва, 23 марта 2012 года
Естественное для Церкви разномыслие, о котором говорил апостол Павел (1 Кор. 11, 19), отражаясь в информационной среде, подчас принимает абсурдные формы.... В виртуальном пространстве формируются группы церковных либералов и консерваторов, которые ищут не истину, не правду Божию, а способ, как больнее уколоть, острее уязвить друг друга. Это весьма печальная тенденция. Внутрицерковные разделения, распри и вражда — свидетельство младенчества в вере, ребячества, которое подчас принимает хулиганские формы. Но если для медийного формата общения подобные явления вполне естественны, поскольку соответствуют современным представлениям о свободомыслии, то для нашей многовековой церковной традиции все это глубоко чуждо, как чуждо и противно это самому духу евангельского учения.
Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы, 28 декабря 2012 года
Церковное свидетельство невозможно без церковного единства. Сейчас, когда каждый имеет возможность выступать публично, это необходимое условие миссии становится как никогда актуальным.
47
Многообразие мнений в Церкви — это отрадный признак открытости священников и мирян к диалогу.
Но если мы вступаем в дискуссию только для того, чтобы показать интеллектуальную несостоятельность нашего противника, какая в этом польза Церкви и нам самим?..
Доклад на Архиерейском Соборе 2013 года, г. Москва, 2 февраля 2013 года
Мне уже неоднократно доводилось говорить, что, с одной стороны, современное информационное общество предоставляет человеку много возможностей, которые еще вчера считались фантастическими. Эти возможности могут и должны быть использованы в деле проповеди Слова Христова, в церковной миссии. А с другой стороны, информационное общество таит в себе и много опасностей.
48
Я внимательно, насколько позволяет довольно напряженный патриарший график, слежу за обменом мнениями в прессе, за дискуссиями в блогах и социальных сетях. Да, есть множество примеров глубоких и полезных для всей Церкви дискуссий. Но иной раз приходится с огорчением отмечать примеры принятия чужеродных для верующего стереотипов поведения. Бывают случаи, когда православные СМИ соревнуются друг с другом и светскими коллегами в провокационности, а священники и миряне иногда буквально упражняются в злословии.
Это, конечно, недопустимо. Дискуссия между клириками по церковной и общественно-политической тематике, в том числе в публичном поле, должна носить христианский характер, проходить в подчеркнуто уважительном к собеседнику ключе.
Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы 20 декабря 2013 года
49
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.