13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Информационный поток
В информационном обществе влияние внешнего фактора на человека настолько огромно, что может привести к очень опасным последствиям для личности. Поэтому очень важна способность молодого человека выборочно воспринимать этот поток информации, подражать только тому, что соответствует его внутренним установкам.
А как сделать, чтобы у молодого человека как можно раньше возникли ценностные установки, которые он способен был бы использовать, выбирая модели для
16
подражания? В контексте глобализации речь, в конце концов, идет о способности народа и культуры оставаться самими собой. Чтобы молодой человек был способен критически воспринимать информацию, которая на него обрушивается — не только интеллектуальную, но и чувственную, эмоциональную — очень важно, чтобы в нем как можно раньше сформировался некий костяк, система ценностей. Тогда он становится сильным и сам управляет информационным потоком, отсеивая то, что ему не подходит.
В далеком 1971 году в США я познакомился с одним замечательным американским химиком русского происхождения — православным священником и одновременно выдающимся ученым. Он научил меня одной премудрости, которой я с радостью делюсь: все, что мы воспринимаем извне, состоит из шумов и сигналов. Шумов 90%, сигналов 10%. Мудрость человека заключается в способности отделять шумы от сигналов — как бы настраивая радиоприемник, уходя от помех и выходя на волну, которая несет в себе информацию.
Какой фильтр нужно поставить внутри себя, чтобы творчески воспринимать информацию?.. Есть такие понятия, как базисная культура и субкультура, и очень важно методологически отличать одно от другого. Молодежная субкультура очень привлекательна для молодых людей. Это особый покрой одежды, украшения, манера говорить, способ проводить время. Если молодой человек вращается только в этой субкультуре, у него может произойти опасное смещение понятий — эту субкультуру он начинает воспринимать как базисную, а все остальное — как пережитки прошлого или нечто чужое.
17
Есть субкультура и у пожилых людей — они одеваются отлично от молодых, у них другой стиль жизни и поведения. Но трудно себе представить, особенно молодежи, чтобы субкультура пожилых людей была общей — равно как и пожилому человеку абсолютно невозможно признать молодежную субкультуру за базисную. Отсюда и вырастает так называемый конфликт отцов и детей. Некоторые считают, что он непреодолим, но я глубоко убежден, что это неверно. Все зависит от того, способны ли мы субкультуру отличать от базисной культуры и насколько глубоко базисная культура заложена в нашей жизни.
До революции 1917 года была попытка сформировать базисную культуру на основе классической культуры. Базисным образованием была классическая гимназия с изучением латыни, древнегреческого языка. Ведь латынь, древнегреческий, античная культура — это базисная культура для европейской цивилизации... В основе многих архитектурных стилей лежали принципы, заложенные античным искусством. Нужно дать молодежи базисную античную культуру, на основании которой можно развивать свою собственную национальную культуру, субкультуру — это был методологически правильный подход.
Идеально было бы, чтобы все мы овладевали сначала этим базисным образованием, а потом становились физиками, математиками, врачами, архитекторами. Но в настоящее время это невозможно — процесс обучения невероятно усложняется. Увеличивается количество информации, которое обрушивается на человеческую личность, и никаких студенческих и школьных лет не хватит, чтобы от античной культуры дойти до современности и стать хорошим специа-
18
листом. Поэтому сегодня, конечно, надо что-то менять, но не принципы. Замечательно, если у нас будет возможность изучать латынь и древнегреческий, но уже для вашего поколения это невозможно — этим надо заниматься с детства.
Поэтому, говоря о формировании базисной культуры сегодня, мы должны внести коррективы в ту дореволюционную схему. Мы должны овладевать базисной культурой, связанной с историей нашего народа. Это не исключает, конечно, возможности изучать античный базис, но в реальном измерении важно знакомить молодежь с базисной культурой своего народа — потому что в ней заложена система ценностей. К базисной культуре относится язык, литература — та ее часть, которую мы называем классической русской литературой. И, конечно, религиозная культура.
Для меня всегда странно слышать, когда говорят, что религиозную культуру изучать не надо. Это все равно что сказать, что в век электроники не нужно изучать таблицу умножения. Но ведь необходимо уметь делить, складывать, вычитать, умножать, не прибегая к помощи калькулятора. Основы религиозной культуры, связанной с национальным культурным базисом, — это то, что непременно нужно знать. Именно из этой базисной культуры произрастает система национальных ценностей, которые формируют личность и общество.
Если, владея этими ценностями и накладывая их на информационный поток, мы будем способны отделять шумы от сигналов, мы будем очень сильными. Сильной будет личность — сильными будут общество и государство. Тогда мы не потеряемся на развилках глобализации и будем не
19
Иванами, не помнящими родства, но носителями яркого и сильного духовного и культурного самосознания. Такой человек будет способен критически использовать подражание — подражая тому, что соответствует его основе, становому хребту, и отвергая все, что ему не соответствует.
У нашей страны нет иного пути, если мы хотим сохраниться в эпоху глобализации. Ведь невозможно защитить нашу молодежь и детей от информации, которую они потребляют. Только внутри самого человека должны быть выстроены, причем очень творчески, эти рубежи обороны. В масштабах личности, семьи и государства эти рубежи не должны отождествляться с охранительной политикой. Человек должен быть достаточно открыт к восприятию того, что несет ему современный мир, и одновременно быть способным защищать самые сокровенные глубины своей жизни, сохраняя национальную, духовную, религиозную, культурную самобытность, а вместе с ней — нравственную систему ценностей.
Выступление на встрече со студентами калининградских вузов, г. Калининград, 23 марта 2009 года
Разве когда-нибудь было так, чтобы в комнате у любого молодого человека был, в виде того же компьютера, весь мир — с его взлетами и страшными падениями, грехами и искушениями? Не нужно посещать никаких злачных мест — всё уже перед тобой на экране; а ты еще молод, и голова от всего этого кругом идет... Как этому противостоять? Многие студенты сегодня сидят в блогах: кто-то хорошие вещи
20
пишет, а кто-то чепуху несет. Всё, в том числе и социальные сети, можно и нужно использовать во благо. Но не нужно сплетничать, доверять непроверенным слухам — ведь это та сфера, где иные пользователи говорят что угодно, без всякой ответственности, в том числе обливают друг друга грязью. И когда весь этот поток обрушивается на современного человека, разве удастся одной дисциплиной настроить его на то, чтобы он был внутренне способным отделять правду от лжи, сопротивляться искушениям?
Вступив в современное информационное общество, мы не можем механически использовать инструментарий, который был создан за много десятилетий до нас. Не было этих вызовов и этих проблем — жизнь была другой. И если мы хотим решать пастырские и духовные задачи, мы должны меняться, становиться сильнее духом. У нас должна быть крепче молитва, у нас должна быть сознательная религиозность, богословские ответы на вопрошания мира. Мы должны хорошо знать историю, чтобы никакие современные соблазны, особенно внутрицерковные, не сбивали нас с толку. Мы должны быть хорошо образованными людьми, чтобы разбираться в том, где правда, а где ложь, — потому что такую возможность человеку дают знания вместе с развитым нравственным чувством.
Выступление на торжественном акте по случаю 325-летия
Московской духовной академии, г. Сергиев Посад, 14 октября 2010 года
Сегодня никто не может регулировать потоки информации. Каждый человек, имеющий компьютер в своей спальне, впускает внутрь своей личной жизни
22
множество взглядов, убеждений, соблазнов. И как легко овладеть сознанием масс, направить их в ту или иную сторону, если против этих масс работают хорошо организованные и скоординированные информационные потоки!
А что же сделать для того, чтобы Отечество оставалось свободным? В первую очередь, мы должны воспитать человека, способного сопротивляться информационной агрессии, которая обрушивается на каждого. Это особенно важно для молодых людей, у которых еще не устоялись жизненные принципы, убеждения, которые ищут чего-то лучшего, которые еще учатся. А статус обучающегося предполагает внимание к информации, которую получает человек. Именно поэтому молодежь наиболее беззащитна. Хлесткое слово, яркая метафора, особенно сказанная кумиром, будь то поп-кумир, спортивный кумир, эстрадный, литературный, — легко захватывают сознание людей, не получая никакой критической оценки.
Что же сделать, чтобы народ наш, особенно молодежь, был способен отсеивать правду от лжи, соблазн от реальной и сильной идеи? Для этого все мы должны быть воспитаны в том духе, в котором является нам тысячелетняя нравственная, культурная сила нашего народа. Мы называем эту силу нашими фундаментальными ценностями, которые каждое последующее поколение впитывает с молоком матери. Это ценности, которые сформировали наш великий многонациональный народ, наше свободное Отечество.
И как важно, чтобы сегодня, несмотря на колоссальное информационное воздействие как изнутри страны, так и извне, наши люди были способны, опираясь на эти ценности как на великий критерий
23
истины, отсеивать все, что ложно, губительно, опасно для личности, для общества, для страны.
Слово на Съезде добровольческого движения Общероссийского народного фронта, г. Москва,
26 февраля 2012 года
В послании апостола Павла к Ефесянам есть очень сильные слова: Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы (Еф. 5, 10-11). Каждому человеку надлежит испытывать все, что приходит к нему извне. Говоря современным языком, каждый призван критически оценивать всю поступающую информацию, испытывать информационный поток, который обрушивается на сознание человека. Мы должны иметь способность отличать добро от зла, а когда отличаем, то не участвовать в делах тьмы.
Слово после Божественной литургии в праздник Собора Архистратига Михаила,
Архангельский собор Московского Кремля, 21 ноября 2010 года
Как распознать людей? Одним из условий формирования добродетельного образа жизни является подбор близких, знакомых, друзей — того особенного, узкого круга людей, которые тебя окружают и которые, входя с тобой в тесный контакт, несомненно будут оказывать на тебя влияние. Это особенно важно помнить людям молодым, открытым к общению, которые, не имея жизненного опыта, нередко не могут сразу оценить человека, распознать правду и ложь, увидеть лицемерие или понять, что человек этот распространяет опасную духовную заразу. Поэтому под-
24
бор окружения, выбор друзей, особенно выбор спутника жизни имеет огромное значение для человека и во многом определяет его способность идти по пути добродетели.
Но в наше время круг общения у каждого человека может быть неограничен. Мы живем в так называемом открытом информационном обществе, на нас действует огромный поток информации. И сколько же в этой информации злого, губительного, ядовитого, сколько духовной инфекции! Что же делать? То же самое, что и при подборе друзей: осмотрительно выбирать, что читать, а что не читать, что смотреть, а что не смотреть.
Я вспоминаю дискуссию с руководителями наших телевизионных каналов. Когда, выражая озабоченность многих людей, я сказал, что, к сожалению, на некоторых каналах идут передачи, которые наносят прямой духовный ущерб личности и с этим
25
надо что-то делать, я в ответ услышал: «не хочешь — не смотри. Каждый зритель может выбирать нажатием кнопки».
Так вот, я хочу повторить: не смотрите.. Я почти уверен, что мои слова вызовут поток критики и кто-нибудь скажет: «как же так, человек должен быть открыт к информации». Ответ прост: не смотри, если видишь в этом опасность, не читай, если чувствуешь, что в твою душу входит грех. И уж если об этом говорят светские люди, ответственные за СМИ, то нам принять на вооружение такой подход к отбору информации Сам Бог велел.
Как-то я прочитал отрывок из статьи одного из тех авторов, которые распространяют духовную инфекцию. И вот он сетует: мы, мол, пишем-пишем, говорим-говорим, а люди-то всё равно в храм ходят! И делает вывод: наверное, они нас не читают. Так вот, я хотел бы ответить этому человеку: я призываю не читать ни Вас, ни подобных писателей и журналистов — с тем, чтобы люди могли хранить свою автономию, внутреннюю свободу.
И это не слабость, а разумный подход к определению тех, с кем следует общаться, а с кем — нет. Думаю, пример здорового человека в инфекционной палате может помочь понять логику подобных рассуждений даже тем, кто очень не хотел бы, чтобы верующие отказывались потреблять информационный продукт, несущий в себе бациллы духовных болезней.
Образ нашей жизни во многом зависит от общения, выбора друзей, знакомых, спутников жизни, от того, что мы читаем и смотрим. Наше время требует особо вдумчивого, проницательного взгляда на мир. Без этого трудно сформировать добродетельный
26
образ жизни — тот самый образ жизни, который приводит людей не к мнимому счастью, не к побрякушкам, которые выдаются за подлинные ценности, а к подлинным ценностям бытия. К тем ценностям, которые Бог возжелал разделить вместе с нами, создав нас по образу Своему и призвав к подобию Себе.
Слово в канун Недели Торжества Православия после всенощного бдения в Сретенском монастыре г. Москвы,
23 марта 2013 года
...Мы не проводили исследования, но, опираясь на многие источники, имеем некое представление о количественном соотношении между той информацией (в медиа — ред.), которая формирует идеалы, и информацией, которая их разрушает. Не побоюсь сказать: максимум 20 % информации работает на наши идеалы, а 80 % либо нейтральны, либо имплицитно содержат идеи, которые эти идеалы разрушают. Но если культурное пространство не будет наполнено этими идеалами, ничего сделать не удастся.
Есть люди, которые постоянно критикуют Церковь, бросая жесткие обвинения в наш адрес. С одним из представителей этого крыла нашей общественности — имя его называть не буду, но большинство из вас его знает, — у меня состоялся откровенный разговор. Он говорит: «Ну что вы подняли такой шум с “Основами православной культуры”, с возвращением Церкви собственности, с капелланами в армии? Что это вам даст? Это же микроскопические шаги по сравнению со всем тем, что несет в массы, — так этот человек выразился, — современная культура! Силы несоизмеримы».
27
Если посчитать, силы действительно несоизмеримы... Только я этому человеку ответил так, как, наверное, и должен ответить священник: «Вы этот фактор не сбрасывайте со счетов: у Церкви никогда не было сил и средств, которые были бы соизмеримы с силами тех, кто стремится разрушить внутренний мир человека. Мы “неконкурентоспособны”... Но с нами — Бог. И благодаря присутствию Бога в человеческой истории эта история и продолжается».
Но Господь спросит с каждого из нас, и факт Божественного присутствия в истории не снимает с нас собственной ответственности. Вот почему внимание Церкви, общества, государственных институтов должно быть направлено на то, чтобы правильным, не набивающим оскомину, в хорошем смысле слова интеллигентным языком формулировались те ценности, которые определяют нравственное начало в человеке, скрепляют семью, общественные отношения
28
в рамках страны, — с тем, чтобы они становились доминирующими.
У нас нет положительного современного героя, а ведь без положительного героя не существует литературы. Все мы учились в школе, писали характеристики положительных героев и знаем, что это такое. На положительном герое сформирована психология нации, ее мироощущение. Что такое жития святых? Это описания положительных героев в древнерусской литературе. Что такое классическая литература? Формируясь в категориях культуры XVIII-XIX столетий, она базируется на том историческом пласте, который определили жития святых. Даже в советский период герой оставался тем же самым с нравственной точки зрения. Конечно, Бога убрали, добавили какие-то идеологические моменты, но с точки зрения нравственной, вне зависимости от идеологической ориентации, это был тот же самый положительный герой. Сейчас его нет.
А на чем же мы будем воспитывать? Много ли у нас фильмов о хорошей семье, о жертвенной любви супругов? Есть ли положительный герой, не бросающий жену, которая в результате автомобильной аварии стала инвалидом? Нет такого героя, его вообще не существует. «Бери от жизни все!» А значит, живи по закону плоти. Тогда о какой семье может идти речь — мы лишь проливаем крокодиловы слезы...
Без формирования положительных ценностей в огромном информационном пространстве, в потоке, который сегодня обрушивается на человека, мы не справимся с этими задачами. Здесь нам необходимо объединять усилия и приглашать к сотрудничеству как можно больше людей, в том числе представителей
29
культуры — режиссеров, актеров. Среди них большое количество людей, которые мыслят так же, как и мы с вами. Но, зажатые в прокрустовом ложе коммерческого кинематографа и коммерческих постановок, люди просто зарабатывают на хлеб насущный. Важно, чтобы весь этот духовный, культурный потенциал нации сегодня работал на формирование высоких нравственных чувств в нашем народе.
Ответы на вопросы участников заседания в рамках Рождественских парламентских встреч в Совете Федерации РФ, 28 января 2014 года
Почему наше общество мы называем информационным? Информационный фактор в нем является решающим. Если СМИ замалчивают какое-либо явление, его как бы и не существует, и нужно прикладывать неимоверные усилия, чтобы пробиться через толщу этого молчания.
Мы знаем, как молчание иногда задевает потребителя информации за живое, особенно когда молчат там, где льется кровь и люди сталкиваются с несправедливостью, где страдания тысяч и тысяч людей остаются в тени, а страдания единиц или десятков невероятным образом представляются как трагедия планетарного масштаба. И дело не в том, что люди такие бесчувственные, а в том, что информация является и орудием политического и мировоззренческого воздействия на человека.
Вот почему, открывая планшет или садясь у компьютера, не нужно быть прекраснодушным человеком и считать, что мы сейчас узнаем правду. В большинстве случаев мы, к сожалению, не видим правды, особенно там, где она жизненно необходима.
30
Поэтому, говоря о современной жизни, я в первую очередь хотел бы призвать нашу молодежь уметь различать духов (1 Кор. 12, 10). Это очень непросто, но без этого нельзя. Диавол рядится в одежду светлого ангела, и его трудно различить. Он мимикрирует, имитируя стремление к правде, благородству, особенно к свободе — тем идеям, которые близки человеческому сердцу. В самом деле, кто против свободы? Спросите любого на улице: ты за свободу? За свободу! Но если в обертке свободы вам подается сильно отравленный продукт, то, будучи привлеченным оберткой, можно с легкостью отравиться.
Поэтому критическое отношение к информации с точки зрения того, как она влияет на ваши души, должно быть неким способом защиты от негатива, который несет сегодня информационный поток.
Выступление на открытии Международного съезда православной молодежи в Москве, 18 ноября 2014 года
31
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.