Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Церковь и духовенство в соцсетях

ЦЕРКОВЬ И ДУХОВЕНСТВО В СОЦСЕТЯХ

 

Всякий священнослужитель, участвующий в обсуждениях, дискуссиях в Фэйсбуке, твиттере, «живом журнале» и иных сетевых сообществах, должен постоянно помнить о той ответственности, которую накладывает на него выступление в публичном пространстве. Люди смотрят на вас в первую очередь как на священников. Неосторожные, а порой эпатирующие высказывания отдельных клириков бросают тень на всю Церковь Божию, вызывают в блогосфере волны ответных обсуждений, в которых предметом нападок становится не столько сам автор строк, сколько

135

 

 

Русская Православная Церковь в целом. Никто не запрещает вам участвовать в жизни интернет-сообществ и оставлять свои комментарии в темах, но необходимо поступать с рассуждением и осмотрительностью.

Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы, 23 декабря 2011 года

 

Общение с паствой в социальных сетях, сколь бы интересным и полезным оно ни было, не может заменить общения личного. Наша задача заключается в том, чтобы, свидетельствуя о Христе всеми доступными нам способами, помогать людям найти Бога, прийти в храм, обрести духовную опору и осознать ценность личного общения с братьями и сестрами о Господе.

Доклад на Епархиальном собрании г. Москвы, 28 декабря 2012 года

 

В развитии социальных сетей я вижу одно очень важное положительное явление — возрождение эпистолярного жанра. Вторая половина XX века была эпохой умирания этого жанра — люди перестали писать письма, все звонили друг другу по телефону. А ведь письмо очень дисциплинирует мысль. Всякая мысль, положенная на бумагу и ставшая достоянием широкого круга людей, — особенно если есть обратная связь и на этот текст могут немедленно отреагировать другие, причем критически отреагировать, — очень дисциплинирует человека. А способность письменно излагать мысли — это один из самых важных показателей культуры человека.

136

 

 

Я призываю духовенство участвовать в этом обмене информацией с очень высоким чувством ответственности. Нельзя просто болтать в Интернете и подавать собственные мысли таким образом, чтобы люди воспринимали их как мысли Церкви. Поэтому, с одной стороны, я призываю духовенство к тому, чтобы они активнее использовали эти новые «конверты для переписки». Но, с другой, учитывая, что возрастает ответственность, предлагаю очень серьезно готовиться как в духовном, так и в интеллектуальном смысле для участия в такого рода работе.

Интервью украинским тележурналистам, 19 июля 2010 года

 

Учитывая, что аудитория социальных медиа сильно помолодела, можно сказать, что потребителями клеветы и лжи, направленной против Церкви, являются в основном молодые люди. У многих из них

137

 

 

отсутствует личный религиозный опыт, соответствующее религиозно-культурное образование. Именно они нередко становятся легкими жертвами тех, чьим развлечением или оплачиваемой работой стала антимиссия.

Разумеется, в интернет-пространстве существует и множество тех, кто распространяет подлинную информацию о жизни Церкви, делится личными историями обращения к спасительному Слову Божию. Но число циников, любителей скандалов и ложных разоблачений в разы больше. Когда человек задает в поисковой системе запрос, связанный с церковной жизнью, он находит множество лжи, лицемерия и ненависти. Это — зримые результаты деятельности врага рода человеческого.

Миссия Церкви может и должна быть широко распространена в интернет-пространстве. Блоги, социальные сети — все это дает новые возможности для

138

 

 

христианского свидетельства. Не присутствовать там — значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев.

Сейчас, когда к церковной жизни в социальных медиа проявляется огромный интерес, пусть и не всегда здоровый, наш долг — обратить его во благо, создать условия для того, чтобы молодежь знала о Христе, знала правду о жизни людей Церкви. Это большая и кропотливая работа, к которой мы все призваны.

Вместе с тем, Церковь живет не в виртуальном, а в реальном мире, в котором творятся добрые дела, проявляется пастырское участие и любовь, в котором, наконец, совершается Божественная литургия. Образ человека, который живет преимущественно в медийном пространстве, далек от христианского идеала. Красоту Божиего мира не может заменить искусственно созданное людьми пространство для коммуникаций. Это замечание я обращаю и к пастырям, которым Интернет подчас заменяет реальное общение с паствой. Виртуальная миссия не может подменять собой приходскую работу, но должна лишь ее дополнять.

Доклад на Архиерейском Соборе 2013 года, г. Москва, 2 февраля 2013 года

 

Жизнь современного человека во многом сосредоточена в социальных сетях, которые для некоторых становятся универсальным, но далеко не самым достоверным источником информации. Социальные сети — это ведь тоже обширное поле деятельности, и информационный, миссионерский, молодежный отделы предпринимают определенные усилия, чтобы язык социальных медиа стал рабочим языком для церковной миссии.

139

 

 

Мы не имеем права не быть там, где есть или может быть наша паства. А наша паства сегодня представлена и в социальных сетях, причем самая активная часть нашей паствы. И если у нас вызывает неудовлетворение реакция паствы на какие-то события, в том числе церковной жизни, возникает вопрос: а что мы сделали для того, чтобы этой реакции не было? Насколько мы активны в разъяснении позиции Церкви? Насколько мы активны в обсуждении актуальных проблем?

Слово на заседании Высшего Церковного Совета, г. Москва, 29 апреля 2015 года

 

Такой грех, как тщеславие, в наше время становится очень распространенным, всеобъемлющим. Во многом этому способствует развитие СМИ или то, что мы называем информационным обществом. Каждый человек имеет возможность сказать нечто, что становится известным очень многим, в том числе и через социальные сети. Если внимательнее посмотреть, что происходит в этих спонтанных дискуссиях, можно увидеть ярмарку человеческого тщеславия. Их цель — не столько отыскание истины, сколько выставление одних более умными, находчивыми, проницательными, чем другие.

Иногда в жернова этой дискуссии — в которой многие участвуют именно для того, чтобы себя показать, а отнюдь не для того, чтобы достичь истины, — попадают люди, не готовые к тому, чтобы участвовать во всем этом. Многие считают их слабыми, другие — несовременными, не владеющими навыками и средствами информационной борьбы. А на самом деле

140

 

 

чаще всего эти люди не хотят играть по чужим правилам.

Но все это имеет отношение не только к нашей жизни в информационном обществе. Очень часто в политике, экономике, искусстве, культуре градус человеческого тщеславия настолько высок, что это омрачает реальные достижения людей. Удивительно, но о тщеславии человека в последнюю очередь догадывается он сам. Внимательные наблюдатели видят эту человеческую слабость. Кто-то относится к ней со снисхождением, кто-то порицает. Но всегда тщеславный человек оказывается слаб, уязвим, греховен.

Так что же такое тщеславие? По слову святителя Василия Великого, тщеславный человек говорит и делает нечто только ради человеческой славы. Обращая внимание на распространение этого греха среди монашествующих и вообще среди людей церковных,

141

 

 

святитель отмечает, что тщеславие есть не что иное, как деяние не во имя любви к Богу, а во имя человеческой хвалы...

...Святые отцы предлагают и средство борьбы с тщеславием. У Максима Исповедника находим предельно простые советы: ничто не разрушает тщеславие так, как тайная добродетель и частая молитва. Если кто-то, разобравшись в своем сердце, чувствует, что те или иные его поступки происходят не потому, что движимы доброй волей или стремлением угодить Господу и исполнить Его заповеди, но определяются тщеславием, такому человеку следует начать втайне творить добрые дела, чтобы ни одна душа об этом не знала. Тогда все станет ясно. Если эти добрые дела будут делаться с легкостью, радостью, значит, человек стал на путь исправления. Если будет невыносимо мучительно скрывать эмоции, если будет горячее желание с кем-то поделиться, сказать, написать, запустить что-то в информационное пространство, значит, тщеславие проросло через душу человека настолько, что превратилось в опасную злокачественную опухоль.

Проповедь после великого повечерия в среду первой седмицы Великого поста в Андреевском ставропигиальном монастыре, 25 февраля 2015 года


Страница сгенерирована за 0.29 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.