Поиск авторов по алфавиту

Притча о немилосердном заимодавце

Сегодня Господь напоминает нам, как достичь духовного совершенства, чтобы быть достойными вечной, блаженной жизни с Богом. И для примера Христос приводит притчу о том, каково должно быть отношение к должникам. Эта притча по своему содержанию очень простая, но вместе с тем и весьма трудная для воплощения в жизнь. Здесь речь идет о незлобии, о непамятозлобии, о прощении обид.

Об этом уместно поговорить и поразмыслить, когда мы заканчиваем период Успенского поста и духовно бодрствуем, видим перед своим духовным мысленным взором кроткий и смиренный лик Богоматери, послужившей делу спасения всего рода человеческого.

Почему я сказал, что эта притча трудна для исполнения? Речь идет о прощении обид, о подлинной любви к ближним. Господь привел пример из современной ему жизни. Заимодавец простил очень большой долг своему должнику, а тот, уже через несколько минут, увидев человека, долг которого был незначительным, но по бедности он не мог возвратить деньги, не только не простил его, но, как сказано, всадил в темницу до тех пор, пока тот не возвратит долга. Услышав о жестокосердии прощеного заимодавца, разгневанный владыка повелел ввергнуть самого его в темницу и продать все его имущество. Господь закончил притчу словами: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18:35).

Теперь, я думаю, каждый поймет, отчего сложна эта притча для нас. Так трудно бывает нам простить любые обиды, с которыми мы встречаемся со стороны ближних и дальних, забывая, что мы призваны к всепрощению, призваны за зло платить добром, не хранить в своем сердце зла и обид.

Мне хочется в связи с этой притчей поделиться с вами словами святого Иоанна Златоуста, который размышлял над этим местом Святаго Евангелия. Но может быть, вы захотите спросить, почему

268

 

 

я так часто привожу слова Иоанна Златоуста? Отвечу. Я это делаю по двум причинам. Во-первых, мысли богопросвященных святителей, которые не только на словах, но и на деле, жизнью своей засвидетельствовали верность Святому Евангелию, являются для нас поучительными и назидательными, они для нас имеют высокий авторитет. В то же время святитель Иоанн Златоуст жил в IV веке, и то, что он говорил в своих проповедях близко к учению Спасителя и святых апостолов, ибо их разделяло относительно малое время. По этой причине и сегодня мне хочется назидать вас святыми мыслями Иоанна Златоуста о притче: «Требование Спасителя в ней двояко. Чтобы мы чувствовали свои грехи и чтобы прощали другим. Чувствовать свои грехи нужно для того, чтобы удобнее их прощать другим, так как размышляющий о собственных грехах снисходительнее бывает к ближнему».

Эта мысль перекликается с притчей о мытаре и фарисее. Человек, внешне благочестивый, может быть горделивым и не чувствовать своего недостоинства. Вот поэтому-то Иоанн Златоуст очень рекомендует нам чаще заглядывать внутрь своей души, слушать голос совести.

Прощать другим мы должны не только на словах, но от чистого сердца. Не говори, что другой оскорбил тебя, и оклеветал, и причинил этим тебе большое зло. Чем меньше будешь говорить, тем более покажешь, что он твой благодетель: он доставляет тебе случай освободиться от грехов, ибо, чем больше он приносит тебе обид, тем больше становится причиной очищения твоих грехов.

«Смотри, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - сколько получаешь ты пользы, перенося безропотно обиды от твоих ближних. Первая и важнейшая - очищение от грехов, вторая - терпение и великодушие, третья - кротость и человеколюбие. Тот, кто не способен гневаться на оскорбляющих, тем более будет кроток по отношению к любящим его. Четвертая - совершенное истребление гнева, с чем никакое благо не может сравниться, так как свободный от гнева, свободен и от неприятностей, с ним соединенных, и не проводит жизнь в напрасных огорчениях и муках. Ненавидя других, мы сами себя наказываем, равно как и любя других, благодетельствуем сами себе. Припомни, что Христос, идя на Крестную смерть, о Себе радовался, о распинателях Своих скорбел. Подобным образом и нам нуясно поступать также. Чем более нас обижают, тем более мы должны оплакивать обидящих нас. Но если подражание Богу превосходит твои силы, то мы укажем тебе примеры для подражания подобных тебе. Посмотри на Иосифа: он хотя и

269

 

 

претерпел бесчисленные бедствия от своих братьев, однако облагодетельствовал их. Посмотри на Моисея, который, после бесчисленных против него злоумышлении иудеев, молился за них. Посмотри на святого апостола Павла, который не мог даже исчислить страданий, какие претерпел он от иудеев, и при всем том, желал бы быть от них под анафемой, лишь бы они спаслись. Посмотри, наконец, на первомученика архидиакона Стефана, который, будучи побиваем камнями, молился за своих мучителей, об отпущении грехов этим убийцам». Припомним все это, оставим весь гнев, чтобы и Господь простил и все наши согрешения.

270


Страница сгенерирована за 0.03 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.