Поиск авторов по алфавиту

Исцеление прокаженных

Видя частые посвящения в священный сан в нашем храме, вы должны преисполняться духовной радости и благодарения Господу, что Он призывает многие святые души для служения Своей Церкви, для продолжения благовестия евангельской истины. С другой стороны, сегодняшний воскресный день мы должны помнить, что остается уже всего две недели до праздника Рождества Христова.

Время, которое дается нам Самим Господом, уготовано для нашего нравственного совершенствования, для исправления греховной жизни, для достойной встречи Христа - Богомладенца. К нашей великой радости Святая Церковь сохранила нам в подлинности, неповрежденности, то евангельское учение, которое принес на землю Христос Спаситель. Оно запечатлено в Святом Евангелии четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Читая Святое Писание, размышляя над его содержанием, мы глубже познаем значение пришествия в мир Спасителя как для рода человеческого, так для каждого из нас.

Сегодня читалось за Божественной литургией евангельское повествование о том, как Христос исцелил чудесным образом десять прокаженных.

Многие мысли приходят к нам с этим евангельским повествованием, но, чтобы понять смысл, глубокое значение совершенного Христом Спасителем исцеления, я хотел бы немного сказать о болезни проказы.

В третьей книге Библии, в книге Левит, в 13-14-й главах, подробно говорится о том, что нужно делать с теми из народа избранного, которые заболели проказой. Согласно закону Моисея, существовал обычай всем прокаженным жить вне общества, вне селений. Есть и указание, где говорится о том, что, когда больной достигает определенного состояния в болезни, то он допускается жить в обществе, не будучи еще полностью здоровым. Это объясняется тем,

260

 

 

что на определенной стадии проказа переставала быть заразной болезнью. Описание страданий, вызываемых этой болезнью, имеется в книге Иова, которая во время Великого поста читается за богослужением. Мы также знаем содержание этой книги. Какой пример терпения показал этот страдалец во время болезни! Мне хотелось бы, чтобы вы представили, в каком состоянии находятся эти больные. Святитель Григорий Богослов, познакомившись с жизнью прокаженных, описывает положение этих страдальцев в слове о любви к бедным, сказанном в устроенной святителем Василием Великим богадельне, в которой было много прокаженных: «Пред вашими глазами поразительное и плачевное зрелище, которому едва ли кто поверит, кроме очевидцев: люди - живые мертвецы, у которых конечности большей части телесных членов отгнили; люди, которых почти нельзя узнать, кто они были прежде, или, лучше сказать, это - несчастные останки живших некогда людей; люди, которые одни из всех и жалеют и вместе ненавидят себя; которые не знают, о чем больше плакать, - о тех ли частях тела, коих уже нет, или об оставшихся, - о тех ли, которые преждевременно истребила болезнь, или о тех, которые еще сберегаются на жертву болезни: те соблюли прежде гроба, а этих некому и в гроб положить. Это люди, у которых нет ни имущества, ни родства, ни друзей: многие не хотят к ним подойти, не хотят посмотреть на них, бегут от них, гнушаются ими, как чем-то омерзительным, негодуют почти и на то, что дышат одним с ними воздухом. Кто нежнее отца? Кто сердобольнее матери? Но для сих отверженных заперто и родительское сердце. И отец своего собственного сына, хотя и оплакивает, но гонит от себя. А мать, рыдая над живым, как над мертвым, хотела бы заключить в объятия свое детище, но боится плоти его, как неприятеля. А в народе поднимаются повсюду ропот и гонение против несчастных. Их гонят из городов, гонят из домов, с площади, с дорог, и - о, горькая участь! - их отгоняют и от самой воды. А что всего страннее, - тех, коих, как нечестивых, отгоняем от себя, заставляем опять возвращаться к нам, потому что не даем им ни жилища, ни пищи, ни врачества для ран, ни одежды. Потому-то они и скитаются день и ночь обнищавшие, нагие, бесприютные, показывая пораженное недугом тело, слагая жалобные песни, чтобы выпросить кусочек хлеба, или малейшую часть чего-нибудь вареного, или какое-нибудь разодранное рубище для прикрытия себя от стыда, или для облегчения боли от ран. Кто не сокрушится, внимая их стонам, сливающимся в одну жалобную песнь? Кто может переносить эти звуки? Кто может спокойно смотреть

261

 

 

на это зрелище? Вот некоторые из них лежат одни подле других, не на радость соединенные недугом в одно сообщество. Их окружает толпа зрителей, даже и соболезнующих, но - на короткое время. Их преследует и солнечный зной, и пыль, а иногда и жестокие морозы, дожди и бури; их стали бы попирать ногами, если бы одно прикосновение к ним не почиталось гнусным. На священные песнопения внутри храма они отвечают стонами и воплями, и таинственным молитвословиям служат отголоском горькие рыдания».

После этих слов нам становится ясно, кто обратился ко Христу Спасителю, прося Его помощи, прося Его исцеления. И мы можем понять, что сделал Спаситель для этих несчастных, какую должны были испытать они радость, что они вернулись к жизни, получили здоровье. Однако лишь один из них, и то - самарянин, увидев, что он здоров, вернулся с дороги, чтобы поблагодарить Христа за благодеяние и исцеление.

Сколько глубоких духовных мыслей приходит в связи с этим событием, о котором повествует Святое Евангелие. Христос Спаситель, о Котором мы знаем, что Он - Целитель душ, Он  - Врач и для нашего тела. Вот, что ожидаем мы в преддверии Рождества Христова - пришествия Врача душ и телес.

Евангельское чтение учит нас: когда мы получаем просимое с легкостью, с одной только молитвы, с одного только слова, мы должны понимать, что это Божие благодеяние. Нами получен дар от Господа.

Проникнемся большей любовью, большей верой во всемогущество Господа нашего. Будем помнить, что тот поступок облагодетельствованного Господом самарянина является примером того, как должны мы любить и благодарить Спасителя мира.

* * *

Одно за другим евангельские повествования раскрывают нам милость Божию и близость к каждому из нас Иисуса Христа, Который таинственно, но реально, по нашей вере, по нашей молитве исцеляет души и тела человеческие. Сегодня эта тема углубляется в чтении, повествующем об исцелении десяти прокаженных. Евангельская весть говорит о необходимости благодарить Бога, и мы будем сейчас об этом размышлять.

Из повествования, которое датируется первым веком, мы узнаем о страшной болезни - проказе. И ныне, через две тысячи лет,

262

 

 

встречаются люди, подверженные этому смертельному заболеванию, когда человек как бы заживо медленно гниет. В Библии, в Книге Иова, имеется описание того, в каком состоянии находился этот праведник, когда постигла его болезнь.

Христос, пришедший на землю, чтобы исцелить всякую болезнь и всякий недуг среди людей, чудодейственно исцелял и прокаженных. В Священном Писании есть об этом много упоминаний.

Сегодня же мы слышали о том, как Он исцелил сразу нескольких больных проказой, которые, согласно обычаю того времени, отраженному в законе Моисеевом, в книге Левит, не имели права жить среди людей, а скитались вне городов и в мучительном страдании ожидали своей кончины. Эти несчастные, обреченные на смерть, издали, потому что они не имели права близко подойти к людям, взывали ко Христу, ожидая помощи. В ответ они услышали от Иисуса: «Пойдите, покажитесь священникам» (Лк. 17:14).

Чтобы понять слова Господа, нужно знать, что в книге Левит указано: если прокаженный выздоравливал, то должен был идти в храм к священнику для освидетельствования, что исцеление совершилось, после чего приносилась благодарственная жертва, а выздоровевший возвращался к нормальной жизни. Христос как бы говорит им: «Вы уже исцелены, идите к священнику».

Один из десяти по дороге увидев, что исцелился, стал здоров, что смертоносная проказа его оставила, возвратился с радостными восклицаниями, припал к ногам Господа, благодаря Его. Христос спросил: «Не все ли десять исцелились? А где же девять? Почему они не пришли воздать славу Богу?» А ему сказал: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:19).

Я думаю, не случайно святой евангелист замечает, что один из десяти, пришедший поблагодарить Господа, был самарянин. Да, именно не случайно об этом сказано, потому что евреи и самаряне в то время враждовали, и считалось невозможным общение между ними. Христос же показывает, что пришел для спасения всех, что Ему одинаково близок каждый из всей семьи народов. В то же время евангелист подчеркивает, что презренный самарянин оказался более благодарным, более чистым сердцем, чем те девять представителей избранного народа.

Какой нравственный урок извлечем мы из этого евангельского повествования? Какую благодарность и за что должны мы возносить Господу и Спасителю нашему, и в чем она может выразиться? День и ночь мы должны благодарить Господа, что Он нас просветил спасительным светом веры Своей, что мы живем, как чада све-

263

 

 

та, исповедуя и стремясь воплотить спасительное евангельское учение. Мы должны благодарить Господа, что Он дает нам радость в наших святых храмах прославлять Его Святое и Пречистое имя и самим в Таинстве Святой Евхаристии соединяться с Господом и Спасителем нашим, сподобляясь той радости, выше которой нет ничего на земле. Мы должны благодарить Господа за то, что, несмотря на немощи наши, мы имеем достаточно здоровья, чтобы жить и трудиться, совершая добрые дела для спасения души.

264


Страница сгенерирована за 0.03 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.