Поиск авторов по алфавиту

Исцеление скорченной и о делах милосердия в праздничные дни

Не могу найти других, более прекрасных слов, которые всего ближе будут вашему сердцу, чем те, что Святая Церковь, не умолкая, возвещает нам с приближением праздника Рождества Христова. Она напоминает нам, что время перед праздником дано нам для переосмысления своей земной жизни, для того, чтобы мы заглянули вглубь своего сердца и подумали о том нравственном пути, каким мы идем. Призыв Церкви заключается в тех волнующих душу словах, которые вы слышали и сегодня за богослужением: «Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите, Христос на земли, возноситеся...» С этим предрождественским призывом перекликается нынешнее евангельское чтение.

Евангелист Лука повествует о том, как однажды во время молитвы в синагоге в субботний день Христос Спаситель неожиданно обратил внимание на больную женщину, которая восемнадцать лет страдала недугом и исцелил ее (Лк. 13:11). Одновременно мы видим какую-то необычную реакцию, странное отношение к этому событию. Одни радуются чуду, славя Бога, а другие осуждают Христа за то, что Он занимался исцелением в субботу.

Постараемся понять то, что произошло. С одной стороны, евангельское сказание близко нам. Некоторые давно недомогают, отчаялись, думают, что молитва их не доходит до Господа и они напрасно молятся. И вот для нас пример живой веры: человек восемнадцать лет ждал исцеления, и Господь неожиданно и чудесно исцеляет этого страдающего. Так и нам должно не отчаиваться, а пребывать в твердой уверенности, что сбудутся слова Христа: «Если чего просите во имя Мое, Я то сделаю» (Ин. 14:14).

Исцеленная славила Бога, все остальные радовались о том, что Христос Спаситель сделал добро страдавшей больной женщине. Негодовал лишь начальник синагоги и, не имея мужества сказать Господу о своем смущении, он обратился к больной, сказав: «Есть

257

 

 

шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13:14).

Что же происходит? Для нас, на первый взгляд, что-то неясное. Почему бы и этому начальнику синагоги не присоединиться ко всем радующимся? А дело в том, что среди избранного народа, людей Ветхого Завета, до пришествия в мир Христа имело распространение буквальное понимание заповеди Моисея о субботнем покое. Как мы знаем, она гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмый, - суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:8-10). Для иудеев седьмой день всегда был днем священным, посвященным прославлению Господа в молитве. Спаситель же сказал, что Он пришел не для того, чтобы разрушить ветхозаветный закон Моисеев, но для того, чтобы исполнить Его. В то же время Он показал Своими действиями, как можно прославлять Творца в день покоя. Христос показал также, что добрые дела следует делать всегда.

А какое значение для нас, братья и сестры, имеет это место из Евангелия? У нас ведь тоже есть праздники: двунадесятые; посвященные Богоматери, воскресные дни, и памяти святых. Бытуют самые разные представления о том, как нужно проводить христианские праздники. Есть и те, которые думают, что в праздники они должны пребывать в полном покое и молитве. И в данном случае нужно напомнить, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:20).

Мы свою веру, свою любовь к Господу должны показывать добрыми делами. Поэтому через это евангельское повествование и мы получаем назидание, а не только современники Христа, которые присутствовали в синагоге.

Да, очень хорошо в праздники собираться для молитвы, но должно стремиться и делать дела милосердия, оказывать любовь ближним, помогать в семьях, вообще всем тем, кто нуждается в нашей поддержке: больным и одиноким людям. Итак, мы извлекаем для себя урок из этого евангельского чтения, что мы должны в праздники молиться, посещая храм Божий, и стремиться делать добро ближним.

* * *

Христос Спаситель, поучая народ в субботний день, совершил исцеление болящей, и это некоторых смутило. Для многих это может быть непонятным. И поэтому я хотел бы, хотя и кратко, разъяснить вам этот древний обычай почитания субботы. Со времен пра-

258

 

 

ведного Авраама Господь заключил завет с человеком, чтобы вести его ко спасению. От древности падшее человечество ждало пришествия в мир Христа Спасителя, и тогда через пророков Господь поучал народ Свой. Так, через Моисея даны были десять заповедей, которыми руководствовались в своей жизни люди, принадлежавшие к избранному народу. Среди заповедей была одна о том, чтобы «святить» день субботний. В ней говорилось: «Шесть дний делай и сотвориши (в них) вся дела твоя: в день же седьмый, суббота Господу Богу твоему» (см.: Исх. 20:9-10). То есть, седьмой день посвящался Богу, и народ призывался в молитве прославлять Господа.

Спаситель научил нас, как жить и исполнять заповеди Божии, дав им более одухотворенное понимание и значение. В Евангелии много рассказов о том, как Господь в субботний день исцелял болящих, и люди этим смущались, тогда Он говорил: «Делаете же вы в этот день самое необходимое - поите скотину, когда она упадет в яму, то вытаскиваете ее. Если же вы проявляете милосердие к животным, то так же нужно быть милосердным и к ближним своим».

Христос Спаситель научил нас тому, как исполнять Его заповеди. В праздничные дни нужно не только молиться, но и делать дела милосердия. Часто люди обращаются к духовенству с вопросом: можно ли работать в праздничный день? Христос учит нас, что мы должны быть духовно непраздны в те дни, которые считаются у нас праздничными. Прославляя Господа, собираясь в храме на молитву, мы не будем забывать и дел милосердия, будем помогать друг другу.

259


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.