Поиск авторов по алфавиту

Притча о талантах и слово о мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

Все мы знаем содержание прочитанной притчи о талантах из 25-й главы Евангелия от Матфея. Но мне кажется, для многих из нас одно из мест этой притчи может оказаться трудным для понимания, для других соблазнительным, и, наконец, место, о котором я сейчас скажу, является часто предметом неправильного понимания христианского учения. Сюда примешиваются и неверные общественные взгляды на христианство. Как и всегда, Христос в Своих притчах, используя для сравнения образы повседневной жизни, говорил о великих, глубоких, вечных тайнах Царствия Божия. Притча о талантах также содержит учение о подготовке человека к жизни вечной и в то же время говорит о духовном преуспеянии и нравственном развитии человека то время его жизни на земле.

Содержание простое. Некий господин, отправляясь в чужую страну, призвал рабов и поручил им имение. Одному дал он пять талантов - пять мер веса серебра, другому - два, иному один, каждому по его силе. Но по-разному отнеслись к этому три человека.

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов. Также и получивший два таланта пригорел другие два таланта. Третий, получивший один талант, пошел н закопал его в землю, то есть скрыл серебро господина своего и ничего не предпринимал.

Вернувшись через некоторое время, владелец потребовал отчета. Первый из них сказал: «Господи! Ты дал мне пять талантов, вот и —другие пять талантов я приобрел на них». Второй ответствовал: «Господи! Два таланта ты дал мне, вот другие два таланта я приобрел на них». А третий так говорил: «Я знал, что ты жестокий господин: жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал; и я зарыл в землю, чтобы не потерять этот талант, а теперь - на, возьми свое».

Похвалив первых двух, господин сказал о третьем: «Ты лукавый, ты злой раб. Зная мое настроение, почему же ты не сделал, как те

249

 

 

два раба? Возьмите от него этот талант и дайте имеющему десять талантов. Ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у не-имеющего отнимется и то, что имеет».

Вот то самое место, над которым следует нам поразмыслить и уразуметь, как понимает Церковь его, какие она на протяжении веков предлагала толкования. Во-первых, здесь речь не о социальном учении, а о великих тайнах Царства Божия. Святые отцы и учители Церкви всегда так понимали это. В частности, святитель Иоанн Златоуст в толковании Евангелия от Матфея также рассуждает о том, что человек деятельно должен служить ближним своим и умножать таланты, то есть способности. Если у него какое-то дарование, то он должен его развивать, трудиться для этого, а также нравственно совершенствоваться. Тогда человек будет достоин Царствия Божия, и ему дарованы будут и приумножатся те великие духовные радости, которые ожидает каждый верующий в жизни вечной.

А что же с тем, который получил один талант? Речь идет о человеке беспечном, нерадивом, порочном, который при своем рождении от родителей, от Господа получил добрые качества и способности, но, как принято среди нас говорить, опустился, был безнравствен, не заботился о своем совершенствовании, не развивал своих способностей, не преуспевал в добродетелях.

Мы видим, что такой человек сам лишает себя всякого блага. Именно о нем Христос Спаситель иносказательно говорит, что он не достоин Царствия Божия, что извержен будет вон.

Мне хотелось бы в заключение привести слова святого Иоанна Златоуста, который, толкуя это место, говорит, что осуждается не только тот, который делает зло, но и тот, наравне с ним, кто не делает добра.

Сегодня нужно нам еще говорить и о памяти святых мучениц. Не правда ли, с каждым их нас бывает так, когда мы читаем художественные произведения или смотрим какие-то представления, что мы вживаемся в эту атмосферу, переживаем лично то, что там описывается или показывается. Если мы так восприимчивы к художественным произведениям, то насколько же мы, братья и сестры, как христиане, должны взволнованно воскрешать в своей памяти мученическую кончину святой семьи - трех отроковиц, которые так возлюбили Христа, что предпочли все, саму жизнь отдать, лишь бы остаться Ему верными.

Это произошло на заре христианства, когда язычество являлось государственной религией в Римской империи.

250

 

 

При императоре Адриане в Риме жила благочестивая женщина-вдова, которая имела троих детей. Сама она звалась Софией, что в переводе с греческого языка значит «премудрость». И жизнью своей она доказала и добродетельность, и мудрость. При рождении своих дочерей, она дала им имена Веры, Надежды, Любови: в честь трех христианских добродетелей. При рождении третьей дочери, овдовев, София продолжала вести благочестивую и скромную жизнь. Все силы своей души она отдала своим дочерям, воспитывая их в христианской вере и любви к ближним.

То время было для христиан неспокойное. Еще не настала Константинова эпоха, когда христианство было объявлено Миланским эдиктом государственной религией и более не преследовалось, и пока языческий мир продолжал бороться с христианством. Мученические акты о подвиге этой святой семьи передают нам трогательную и волнительную историю.

Правитель Рима, узнав о том, что имеется христианская семья, которая открыто исповедует имя Христово, доложил об этом императору Адриану, а тот лично захотел склонить этих людей к язычеству. Церковное предание говорит о том, как мужественно, твердо, непоколебимо вели себя мать и три ее дочери. Услышав их мудрые ответы и увидев стойкость в вере, император поинтересовался, какого же возраста эти дети. Оказалось, что старшей, Вере -12 лет, второй, Надежде - 10, третьей, Любови - 9. Император пытался лаской и обещаниями благ земных склонить святых отроковиц к отступничеству от веры Христовой, даже обещал удочерить их. Но они мужественно и твердо говорили, что не могут ничего на свете сравнить с верой в Господа своего, что их отцом является Бог, Который их укрепляет и Которому они останутся верны. Дальше мученические акты повествуют нам о том, как трех отроковиц по очереди предавали ужасной пытке и страданиям. Они мужественно выстояли во время мучений и затем были осуждены на усечение мечом.

Не каждый мужчина смог бы выдержать страдания, какие выпали на долю этих девочек, показавших силу веры, любовь к Богу и надежду на Него. Несчастная мать, на глазах которой издевались над дочерьми, по христианскому обычаю, похоронила их за городом и три дня неотступно пребывала в молитве на их могиле, а на третий день сама отошла ко Господу. Святая Церковь вместе со святыми ее дочерями причислила и ее к лику мучеников, потому что в Церкви Христовой мучеником считается не только тот, кто за Христа пострадает физически, но и тот, кто претерпит нравствен-

251

 

 

ные муки и останется тверд в исповедании Христа. На самом деле трудно сказать, что было бы легче святой Софии: самой принять мученическую смерть или видеть, как на ее глазах одну за другой мучают, пытают, убивают ее любимых дочерей.

Мы не можем без волнения вспоминать об этой святой истории. Один из христианских апологетов говорил, обращаясь к мучителям, что кровь христиан становится семенем для новых христиан. И на самом деле, когда лилась кровь верующих, - это было временем твердого стояния в вере и распространения христианства. Святые мученики повторили подвиг Христа Спасителя, поэтому-то мы молимся за каждым богослужением: «Утверждение на Тя надеющихся, утверди, Господи, Церковь, юже стяжал еси, честною Твоею Кровию».

* * *

В Святом Евангелии, дорогие братья и сестры, много записано притчей Господних - иносказательных рассказов, в которых Христос через простые наглядные примеры, понятным языком благовествовал Царствие Божие, учил людей спасению. И сегодня мы слышали одну из них - притчу «О талантах».

Мне хочется сказать о двух вещах - о значении для нас этой притчи и также о толковании одного из мест притчи, которое кого-то смущает или порой используется нечестно, для злоупотребления, когда говорят о Священном Писании.

Каждый знает, что когда речь идет о талантах, то в притче рассказывается не о деньгах, а о дарованиях - способностях человеческих. И то, что Господь похвалил получивших и пять, и два таланта и преумноживших их, - является для нас поучением, чтобы мы не «зарывали в землю» свои таланты-дарования. Все, чем мы обладаем по Божией милости, - разумом, знаниями, богатством или какими сердечными способностями, мы должны употребить для служения ближним своим.

Сколько сейчас мы видим вокруг себя людей, которые нуждаются не столько в материальной помощи, сколько в моральной. Много одиноких, больных людей, сирот, которые радуются доброму слову, как бы воскресают, возвращаются к жизни, когда видят около себя доброго, сердечного человека. То же и в отношении веры нашей. Мы знаем, что в минувшие десятилетия, когда не преподавался Закон Божий ни в школах, ни дома, наши верующие матери и бабушки тот талант веры, который был у них, стремились умно-

252

 

 

жить в сердцах своих детей и внуков. И сейчас мы особенно должны подумать о том, как словом и жизнью передать нашу православную веру близким, окружающим нас людям, жаждущим слова Божия.

И, наконец, не надо жить только для себя, как неразумный раб, закопавший талант господина своего и не преумноживший его.

И вот здесь мне хочется разъяснить духовное значение слов, которые Господь произносит в заключение притчи: «Возьмите от него талант и передайте тому, кто имеет десять талантов, ибо имущему всегда дано будет, а у неимущего и то, что он имеет, отнимется» (см.: Мф. 25:28-29). Часто, особенно в минувшее время, употребляли это выражение для антирелигиозной пропаганды, говорили: «Смотрите, как несправедлив Бог, вот богатому еще дается, а у бедного отнимается последнее».

Разуметь же это место нужно в свете всей этой притчи, где Господь наглядно показывает: кто всего себя посвящает служению ближним и Богу, кто развивает свои духовные способности, тому Господь даст не только вдвое больше, но гораздо больше, преумножая его качества, еще больше помогая ему. А отнимается у человека, который бездействует, живет для себя. Он сам лишает себя радости служить ближним своим, потому что не имеет в своем сердце любви к Богу и людям.

Всякий раз, дорогие братья и сестры, притчи Господни звучат для нас назидательно, давая настрой душе, помогая уразуметь свое место в жизни, научая, как служить ближним.

253


Страница сгенерирована за 0.03 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.