Поиск авторов по алфавиту

В Неделю о самаряныне

Проповедь Святого Евангелия обращена ко всем народам. Об этом узнаем мы из евангельского повествования нынешней недели, которая называется Неделей о самаряныне, в память о беседе с ней Христа. Мы знаем, что самарянка явилась первой проповедницей Святого Евангелия в своем народе и мученической кончиной засвидетельствовала верность Господу.

Так, дорогие братья и сестры, в пасхальный период Церковь предлагает нам множество святых примеров, чтобы в наше неспокойное время утвердить веру в Христа Воскресшего, победившего все силы зла, - во Христа, всесильного помочь каждому из нас в наших жизненных обстоятельствах.

Как просты и доступны слова Господа, с которыми Он обращался к людям. Он глубоко проникал в душу и сознание каждого человека, вкладывая Свое Божественное учение. В беседе с самарянкой у колодца с обычной водой Спаситель говорил об иной, спасительной воде, под которой Он подразумевал евангельское учение. Мы так сжились с этим образом, что, когда в наших богослужебных текстах говорим о живой воде, то подразумеваем животворящее учение Господа нашего Иисуса Христа. И поэтому в праздник Преполовения мы взываем ко Господу: «Жаждущую душу мою благочестия напой водами».

Будем же молить Господа, чтобы светлый праздник Святой Пасхи, который мы с таким ликованием и духовной радостью отмечаем, не прошел мимо нашего духовного сознания. Пусть душа наша будет напоена живой водой Христова учения.

* * *

Мы продолжаем в радости духовной праздновать Пасху Господню, утверждая в своей благочестивой памяти учение Христово, ук-

223

 

 

репляясь в вере православной. Начиная с первого дня Пасхи за каждой Литургией читается книга Деяний святых апостолов, которая описывает первые годы истории Святой Церкви.

Сегодня мы слышали о том, что в Антиохии ученики Иисусовы впервые начали себя называть христианами. И это наименование сохранилось в течение двух тысячелетий до сегодняшнего времени. Каждый, кто верует в Господа Иисуса Христа и принимает Таинство Крещения, именуется христианином.

Однако мне хочется говорить о евангельском повествовании от Иоанна, по содержанию которого называется сегодняшняя Неделя. В Писании часто упоминаются самаряне. Мы имеем свидетельство о том, что непреодолимая вражда лежала между ними и иудеями. Чтобы понять суть вопроса, нужно вспомнить историю израильского народа за много веков до пришествия в мир Христа Спасителя. Самария - это одна из частей Палестины. В царствование Осии, царя израильского, ассирийский царь Салманассар покорил израильтян и отвел в плен, а на их место переселил язычников из Вавилона и других мест. Об этом рассказывается в Библии, в 4-й Книге Царств, в 17-й главе. От смешения этих переселенцев-язычников с оставшимися евреями произошли самаряне. Они принимали Пятикнижие Моисеево, но отвергали писания пророков и предание. Поэтому евреи считали их хуже язычников, не принимали в свое общество и не имели с ними никакого общения. Когда иудеи возвратились из плена, то начали строить храм в святом граде Иерусалиме. Самаряне хотели было тоже принять в этом участие, однако евреи их не допустили. Тогда самаряне выстроили храм на горе Гаризим, ставшей средоточием их религиозной жизни. И вот потому-то самарянка при беседе с Господом и спрашивала, где же следует поклоняться Богу: в самарянском храме или в Иерусалиме? Так начинается беседа о тайнах Царства Божия.

Но не смогла сразу вместить жена самарянка эти глаголы вечные. И тогда Христос говорит ей: «Иди пригласи мужа твоего» (см.: Ин. 4:16). А она мужа не имела. Спаситель показывает Себя сердцеведцем. Он начинает говорить самарянке о таких подробностях ее жизни, о которых, может быть, никто и не знал. Говорит о самом сокровенном для нее и показывает, что перед ней не обычный учитель израильский. Тогда самарянка стала у него спрашивать о Мессии, Которого ожидал еврейский народ и другие лучшие сыны и дочери рода человеческого. Христос открывается перед нею, говорит: «Это Я, Который беседует с тобою» (см.: Ин. 4:26). И жена самарянка забывает обо всем на свете. Она забыла, зачем пришла к

224

 

 

колодцу Иаковлеву. Она поспешила в свое селение и рассказала об этой встрече землякам. Множество самарян пришли ко Христу и просили Его посетить селение их, ибо уверовали в Господа.

Не только евангельские строки донесли до сегодняшнего дня свидетельство о той встрече Христа с самарянкой, но и сама Святая Земля, Самария, сохранившийся колодец Иаковлев и самарянский народ, который и ныне живет там, - все напоминает нам о подлинности, о действительности этой встречи. В 1964 году, когда я был Начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, я возглавил делегацию представителей нашей Церкви, которая паломничала по святым местам Востока. У нас произошла памятная встреча у колодца Иаковля с одним самарянином. Узнав, что мы христиане, паломники, он попросил милостыню, а потом сказал: «Вспоминайте нас, самарян, в святых своих молитвах: Христос не прошел мимо нас».

Мы действительно вспоминаем сегодня о том, как одна живая душа, ищущая Бога, по-человечески павшая, грешная, встретилась со Христом, уверовала в Него как в Спасителя и сама стала проповедовать Христа своему народу. Как повествует Церковное Предание, самарянка изменила к лучшему свою жизнь. Это та святая Фотина или Светлана, память которой Святая Церковь творит 20 марта по старому стилю. Из ее жития мы узнаем, что она стала мученицей Христовой, и два ее сына и пять сестер также стали христианами и приняли мученическую кончину.

Каждое слово Христа из беседы с самарянкой - свидетельство живого Бога. Эта беседа нас научает и вразумляет. Но как часто это было в истории, среди некоторых неправославных христиан отдельные места из беседы Христа с самарянкой не все понимают так, как от начала учила Святая Церковь. Я имею в виду слова Господа о том, что настанет время и настало уже, когда истинные верующие будут поклоняться Отцу в духе и истине. Исходя из этих слов, некоторые отвергают все: внешнее богопочитание, почитание икон, крестное знамение, Таинства Церкви и обряды. Они говорят, что достаточно только «поклоняться в духе и истине» и не нужно ничего другого.

Нельзя строить целое учение в отрыве от всего евангельского сказания. Святая Церковь, в духе наставлений Христа и апостольского предания, на Вселенских Соборах утвердила все то, что мы содержим как учение Православной Церкви, что является для нас, православных христиан, сокровищем, которое мы должны неповрежденно хранить. Христос Спаситель говорил о том, что основой

225

 

 

для жизни будущей Церкви является не ветхозаветное внешнее богопочитание, а нечто большее. Все, происходившее в Ветхом Завете, предназначалось для воспитания народа Божия и подготовки к принятию Мессии - Спасителя мира. Иисус Христос одухотворил ветхозаветный закон. Он научил нас не только внешнему почитанию, но и поклонению Богу в духе и истине, чтобы мы своей жизнью, всем своим существом прославляли великое имя Божие.

Об этом говорит святой апостол Павел в Первом послании к Коринфянам: «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших» (1 Кор. 6:20).

Мы знаем, что и Сам Господь совершал внешнее делание при молитве. Евангелисты описывают Его моление в Гефсиманском саду, когда Он склонялся на землю, когда молитва Его была до пота кровавого.

И поэтому мы, братья и сестры, должны хранить как бесценное духовное сокровище все то, чему учит нас Церковь Христова, что передано ей от Господа и Его апостолов.

226


Страница сгенерирована за 0.03 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.