Поиск авторов по алфавиту

В Неделю о блудном сыне

Наступила еще одна подготовительная седмица к святому и Великому посту. Она открывается воскресным днем, который называется Неделей о блудном сыне. Вчера за всенощным бдением вы слышали пение 136-го псалма, начинающегося словами «На реках Вавилонских». И притча Господня о блудном сыне, и псаломское песнопение духовно связаны между собой и предрасполагают нас к покаянию.

Псалом повествует о трагической участи еврейского народа, оказавшегося за грехи в вавилонском плену. Напомню вам это событие библейской истории: «Двадцати одного года был Седекия, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме, и делал он неугодное в очах Господа Бога своего. Он не смирился перед Иеремией пророком, пророчествовавшим от уст Господних... Да и все начальствующие над священниками и над народом много грешили, подражая всем мерзостям язычников, и осквернили дом Господа, который Он освятил в Иерусалиме... И посылал к ним Господь Бог отцов их, посланников Своих от раннего утра, потому что Он жалел Свой народ и Свое жилище. Но они издевались над посланными от Бога, и пренебрегали словами Его, и ругались над пророками Его, доколе не сошел гнев Господа на народ Его, так что не было ему спасения. И Он навел на них царя Халдейского, - и тот умертвил юношей их мечом в доме святыни их, и не пощадил ни юноши, ни девицы, ни старца, ни седовласого: все предал Бог в руку его... И переселил он оставшихся от меча в Вавилон; и были они рабами его и сыновей его, до воцарения царя Персидского» (2 Пар. 36:11,12,14-17,20).

В горестях изгнания и страданий избранный Богом народ тосковал о родном Иерусалиме и неутешно оплакивал свои грехи. Таково содержание псалма и его предыстория. В нем описывается безысходная тоска по утраченной родине, по ее святыням.

126

 

 

Почему я сказал, что содержание этого псалма перекликается с притчей о блудном сыне? И там, и тут речь идет о пагубности греха, о неотвратимости наказания за него и о покаянии. События вавилонского плена являются для нас предупреждением, что долготерпение Божие не беспредельно. Страшен и зол был этот плен. Святая Церковь через псалом «На реках Вавилонских...» напоминает нам, как тяжело пребывать в царстве греха и порока. Но она не только зовет к исправлению, но и указывает путь спасения.

Нам открыто, как сострадателен и милосерд Господь. Трудно описать в человеческом измерении величие и глубину Божией любви. Господь представил это в той притче о блудном сыне, которую мы слышали сегодня за Божественной литургией.

В ней говорится о том, что так часто случается в семейной жизни. Один из сыновей - меньший, но, видимо, более любимый пришел к отцу и попросил раздела имущества, хотя это обычно происходит после смерти отца. Как ни горько было отцу, он исполнил просьбу. Сын собрал имение, полученное от отца, и ушел в дальнюю страну. Там же, как говорит Евангелие, он не только расточил отцовское богатство, но и низко пал. И только тогда, когда постигло его бедствие, ужаснулся он и, «придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15:17-20).

Вот всепрощающая любовь отца! При встрече он не стал расспрашивать, что произошло с его любимым и неразумным сыном: он знал, он видел, он понимал! Он заключил его в свои объятия и радовался тому, что сын его «был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:24).

Эта притча говорит о нас: что и мы грешны и ушли от Бога в «страну далече», и что недостойны Божией любви и милосердия. Знаем это и ужасаемся бездне грехов своих. Но притча повествует нам и о том, что нет такого греха, который не покрыла бы бездна Божиего милосердия. Если земной отец так горячо, всепрощающе принимает блудного сына своего, то насколько же больше всепрощение и любовь Отца нашего Небесного!

Святая Церковь ныне обращается к своим верным сынам и дочерям, призывая их исправить свою греховную жизнь, встать на путь покаяния.

127

 

 

* * *

На сегодняшнем богослужении, во время которого было столько причастников, я вспомнил о словах Христа Спасителя, что на небе бывает великая радость далее об одном кающемся грешнике. Мы можем себе вообразить, какая радость, какое ликование ныне на небе о множестве кающихся! Господь в доступных для нас словах и образах говорит в притче о блудном сыне о том, что Отец Небесный ждет нашего покаяния и с отеческой лаской принимает кающихся Своих сынов и дочерей.

Я сердечно поздравляю вас, дорогие братья и сестры, с очищением совести, и особенно с принятием Святых Христовых Тайн! Да будет это причащение для каждого из вас во исцеление души и тела, во оставление грехов и в жизнь вечную.

Не могу удержаться, чтобы, видя вас в таком множестве, не преподать вам наставление, которое прилично этому святому моменту. Вот как назидает нас святитель Христов Иоанн Златоуст о причащении: «Пусть каждый соблюдает в чистоте свою десницу, язык и уста, которые послужили преддверием пришествия Христа и, предложив свою чувственную трапезу, обращает мысли свои к той духовной трапезе, к Вечери Господней, к бдению учеников в ту Святую ночь или, лучше сказать, если тщательно вникнем, то и теперь даже ночь». Здесь святой Иоанн Златоуст имеет в виду Тайную Вечерю Господню, которую Христос перед крестными страданиями совершил со Своими учениками и апостолами, установив на ней Таинство Святой Евхаристии. «Будем же бодрствовать вместе с Владыкой и благоговеть вместе с учениками Его. Непрестанно следует молиться, особенно же в праздник. Праздник не для того, чтобы нам бесчинствовать и умножать грехи свои, но чтобы очистить и те, какие есть у нас. Знаю, что говорю это напрасно, но не перестану говорить, если вы не все послушаетесь, то и не все не послушаетесь. Я не перестану говорить частым повторением, может быть, и трону вас. И так увещеваю, чтобы причащение не послужило к нашему осуждению».

Таким образом, святитель Христов Иоанн Златоуст в эти слова вкладывает такую мысль, что причащение Святых Христовых Тайн дает нам силу для нашего нравственного совершенствования, для продолжения духовных подвигов, особенно в святые дни поста. Ведь иногда наши слушатели, наши прихожане, хотя и наслаждаются красивыми проповедями, но не исполняют то, о чем в них говорится. Святой Иоанн Златоуст вдохновлялся без конца повторять свои поучения, чтобы они наконец достигли сердца и сознания верующих.

128


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.