Поиск авторов по алфавиту

Рождественский пост

Мне хочется обратить ваше внимание на слова тропаря, который поется в эти предпразднственные дни: «Христос раждается прежде падший восставити образ». Мы знаем, дорогие братья и сестры, что Христос Своей крестной смертью восставил образ Божий в нашем согрешившем праотце Адаме. И невольно хочется спросить: вспоминаем ли мы минувшее событие, происшедшее два тысячелетия назад, ждем ли вновь с трепетом душевным, чтобы и наш падший образ рождающийся Христос восставил?

Если немножко отвлечься от богословских размышлений, которые могут быть далеки и непонятны простому верующему, поразмыслим над живой реальностью, с которой мы встречаемся и которая так просто изложена святым апостолом Павлом в Послании к Римлянам. Он очень доступно и просто каждому человеку объясняет состояние грешной человеческой души. Без помощи, без благодати Божией человек не может победить в себе грех. Несмотря на то, что любит Бога, любит всем сердцем закон Божий, его одолевает слабая человеческая природа. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного... Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7:19-24).

Я думаю, что эти слова близки каждому из нас, от архиерея и священника до рядового мирянина. И каждый может воскликнуть вместе со святым апостолом Павлом: «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» Духовной отрадой для нас является Христос Спаситель, Который рождается, чтобы восставить нас от рабства греху.

Нам сегодня Святая Церковь напоминала, что те святые праотцы, память которых мы ныне совершаем, задолго до пришествия в

76

 

 

мир Мессии жили верой в Него, и эта вера давала им силу преодолевать всякий грех, который встречался им на пути личной жизни и в окружающем их мире.
Мы знаем, какой необыкновенной, благодатной силой обладала личность Христа Спасителя, когда люди, слыша Его Божественное слово, прикасаясь к Его одеждам, не только исцелялись от телесных недугов, но начинали новую праведную жизнь. Достаточно напомнить, как Закхей, увидев Христа Спасителя, приняв Его в своем доме, показал сразу же плоды покаяния. Мы знаем, что святые апостолы оставили все и пошли за Христом, засвидетельствовав верность Ему мученической кончиной. А если вспомнить всю тысячелетнюю историю Русской Православной Церкви, то мы найдем бесчисленное множество примеров, когда мученики и преподобные, святители и Христа ради юродивые следовали за Господом и показали, как евангельское учение преобразило, восстановило их падшую человеческую природу. И мы с вами нуждаемся в помощи и благодати Божией, поэтому сорокадневным постом готовимся к Рождеству Христову, переживая это событие как будто в первый раз в своей жизни. Ожидаем, что Христос Спаситель, по Своему снисхождению к нашему немощному и слабому естеству, подаст нам помощь, благодатную поддержку, преобразит Своим словом Божественным нашу греховную жизнь.

* * *

Притча, которая читалась сегодня за Божественной литургией, заставляет нас глубоко задуматься над словами «много званых, но мало избранных» (Лк. 14:24). В ней говорится, что, влекомые человеческими заботами, люди отвращаются от участия в Вечери Господней.
Как совместить нам земное служение и подготовку к Царству Небесному?

Святая Церковь, словно растящая младенца любящая мать, в течение каждого года предлагает нам духовные средства для того, чтобы достойно очистить себя для вхождения в вечность. Сейчас мы стоим еще, может быть, не на пороге, но и недалеко уже от приближающегося праздника Рождества Христова. Нынешнее евангельское чтение должно подвигнуть нас к тому, чтобы мы готовились быть достойными Вечери Господней на земле, а на небе удостоились бы Царствия Божия.

77

 

 

* * *

Притча о званных на вечерю повторяется в храмах Божиих, когда приближается праздник Рождества Христова, когда верующие ощущают близость Господа. И, естественно, наше сердце трепетно бьется при сознании, что Спаситель приходит на землю, чтобы избавить нас от всякого зла и даровать вечную жизнь. По своему содержанию притча относится и к народу избранному, жившему верой в грядущего Мессию, и к людям Нового Завета. Можно понять так, что все из избранного народа были призваны к Царствию Небесному. Однако различные заботы и сладости мира отвлекли их от Бога, и когда пришел на землю Сын Божий, то не весь избранный народ принял Спасителя. Вдохновляет вторая часть притчи, где говорится о том, что хозяин пира просит слуг своих взять всех, кто способен, кто откликнется на это приглашение, на Вечерю Господню. Очень трогательно окончание повествования, в котором Господин просит пригласить и бедных, и немощных, и увечных: для всех есть место на трапезе. Святая Церковь понимает это так, что Христос Спаситель пришел на землю, чтобы спасти не какой-то отдельный народ, а все человечество, во все времена до скончания века, до Его славного второго Пришествия на землю. Следовательно, притча относится и к нам, она напоминает, что ради нас пришел на землю Христос, чтобы сделать нас наследниками Царствия Своего.
Можем спросить, все ли мы наследуем Царствие Небесное? К кому относятся слова, сказанные в заключение этой притчи: «Званных много, но мало избранных»? Мало избранных оказалось во времена Ветхого Завета. Сейчас еще большее число людей призывается на Вечерю, но все ли они сподобятся этой радости? Как бы ответом на эти мысли наши являются слова святого апостола Павла в Послании к Колоссянам, которые слышали мы сегодня за Божественной литургией. Смысл их таков, что не только приглашение, но достойная жизнь по Евангелию, по заповедям Христовым делает нас способными стать наследниками таинственной Божественной Вечери, Царствия Небесного. Апостол говорит, что, когда Христос придет на землю, Он нас призовет к себе. Но для того, чтобы идти за Господом в Его Небесное Царство, надо очиститься от всякого греха, побороть в себе всякое зло: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу» (Кол. 3:8-9). На первый взгляд, кажется, что это незначительные условия, но если мы взглянем вглубь сердца своего, проверим свою совесть, то с горечью поймем,

78

 

 

что сжились с этими грехами, что трудно нам с ними расстаться. Господь дает нам время на покаяние. Так придем же в себя, очистим свою совесть и с помощью благодати Божией исправим свою греховную жизнь.

* * *

Прошли века после служения двенадцати апостолов, и мы, люди XXI века, являемся уже многомиллионной семьей Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Господь так дивно устроил, что в скудельных, слабых, немощных, хрупких сосудах человеческих хранится неисчислимое Божественное сокровище, которым духовно питается мир. Какая радость, какое счастье для нас служить Богу и через это ближним своим! Какое утешение для каждой души человеческой, ищущей Божией помощи и спасения! Человеку предоставляется возможность в любой момент войти в Церковь - и не только в здание, но духовно, таинственно войти, через Святое Крещение, - стать членом Тела Христова. В конце Божественной литургии, после причащения Святых Христовых Тайн священнослужитель возглашает: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое». Вот какой смысл влагает Святая Церковь в тот неразрушимый, вечный союз между Богом и человеком, который созидается через вхождение в Церковь Божию.

Неоднократно я говорил вам в своих проповедях, дорогие братья и сестры, воспринимать читаемое Евангелие как обращенное лично к вам слово Спасителя. Давайте же вместе подумаем о том, чему учит нас сегодня Господь. Он проповедовал множеству людей, следовавших за Ним. Эта картина так напоминает обстановку в наших святых храмах, когда мы теснимся, окружая алтарь Христов, где совершается бескровная Жертва, вознося ум и сердце к Богу.
Может быть, с каждым из нас порой случается то же, что слышали мы из Евангелия от Луки сегодня.

Христос обратил внимание, что некто прикоснулся к Нему. И женщина кровоточивая сказала, что это была она (Лк. 8:47). Больная с дерзновенной, живой верой прикоснулась ко Господу, чтобы получить исцеление, которого никто на земле не мог ей дать. Двенадцать лет страдала эта несчастная неисцелимой болезнью, - и одно только прикосновение с верой в то, что она получит исцеление, вернуло ей здоровье. Христос сказал: «Дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя».

А вот другой пример. Иаир, начальник синагоги, человек, нужно предполагать, непростой, просвещенный в законе избранного на-

79

 

 

рода, зовет Христа, чтобы Тот исцелил его двенадцатилетнюю дочь. Иаир и сейчас видит пример исцеления, это его вдохновляет, - однако тут же его извещают, что отроковица уже умерла. Потрясенному горем отцу кажется, что с этой смертью все потеряно, что Христос уже бессилен ему помочь. Господь же успокаивает Иаира и подает ему надежду, а придя в дом, воскрешает умершую.

Иногда некоторым непонятно: почему при совершении чуда Христос оставляет в комнате только ближних, а другим предлагает выйти? Почему Он запрещает рассказывать об этом чуде? В Святом Евангелии встречается несколько таких мест. Ключом к пониманию являются слова, произнесенные после Преображения. Апостолы видели славу Господа на Фаворе, но, когда они спускались с горы, Христос сказал: «Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17:9).

Пребывание Христа Спасителя на земле постоянно доказывало: Он - Сын Божий, Спаситель мира, а не простой целитель. После Его всеславного тридневного Воскресения апостолы по всей вселенной проповедовали Божественное учение, утверждая его теми чудесами и знамениями, которые и Господь совершил на земле.

Будем же и мы, дорогие братья и сестры, дорожить этим священным, духовным союзом с Церковью Христовой, которая ведет нас к Богу, исцеляя в нас всякий недуг.

80


Страница сгенерирована за 0.1 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.