Поиск авторов по алфавиту

Из слов памяти протоиерея Александра Меня

В сегодняшний день мы вспоминаем настоятеля этого храма, отца Александра Меня. На наших лицах еще не высохли слезы. Горечь злодеяния еще остро и больно ощущается в наших сердцах. С тех пор много было написано и сказано об отце Александре, о его кончине и о нашей Святой Христовой Церкви. Но сейчас мы не будем следовать мирским обычаям, вторя или возражая тому, что говорится в мире. Как православные христиане, мы постараемся духовно вникнуть в то, что произошло, какое значение для нас имеет могила рядом со святым храмом, которая напоминает о призвании, о служении и духовном наследии отца Александра.

В нынешний день Церковь Христова празднует память Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, первое и второе Обретение его честной главы. Мы знаем из Святого Евангелия, что когда до Господа нашего Иисуса Христа дошла весть о мученической кончине Иоанна Предтечи, то Он удалился в пустынное место и в одиночестве предался молитве (Мф. 14:13). И мы с вами тоже имеем потребность молиться. Смиренно, дерзновенно и усердно молиться Господу.

Мы можем сказать, что вновь обретаем для себя отца Александра, ибо нет предела общения для живых и умерших. Умершие, очистившись верою и страданием, с большим дерзновением предстоят Престолу Божию. Мы вновь обретаем его как проповедника потому, что во многих публикациях его проповедей и духовных размышлений люди встречаются с Господом, слыша проповедь иерея Божия, и обращаются ко спасению. Его могила не только побуждает людей вспомнить убиенного священника, но и призывает вознести молитвы Христу, Пастыреначальнику и Господу Нашему.

536

 

 

* * *

В этот день настоятель этого храма отец Александр направлялся в церковь, чтобы совершить Божественную литургию, но рука убийцы остановила его. Невольно хочется напомнить вам известные слова, что в Церкви Христовой кровь мученика является семенем для новых христиан.

Да! Это тайна Церкви, это реальность нашей жизни.

Если один священник не мог в этот день год назад дойти физически до престола Божия, чтобы совершить Литургию, то вместо него встают многие другие, как это видели вы сегодня за Божественной службой.

Вы, собравшиеся здесь у могилы отца Александра, являетесь плодом его миссионерской евангельской проповеди. И, я думаю, вам больше всего известно, как в условиях, в которых находилась в прошедшие годы Русская Православная Церковь, отец Александр отдавал все свои силы, все свои знания, жизнь свою отдавал для проповеди вечно живого Божественного учения.

Мы помним, какой жизнеутверждающей силой отличался отец Александр. Его духовные дети должны вспоминать эту прекрасную черту его характера. Пусть для нас это будет живым примером не унывать, не терять надежду, но возлагать все свое упование на Бога и в Господе черпать свои силы.

Как бы ни труден был для каждого человека его жизненный крест, но в конце концов наступает время личной Голгофы, наступает момент, когда открывается вечность: или вечная жизнь в радости со Христом, или время нескончаемых мучений. Отец Александр достиг этого пути. Он ни в каких обстоятельствах жизни не отрекался от Христа и своего служения. И мы, дорогие братья и сестры, какие бы испытания на нашу долю ни посылал Господь, должны оставаться тверды в своем христианском звании. Отец Александр никогда не разделял Церковь ни словом, ни делом, и сегодняшняя служба напомнила нам об этом: вокруг престола Божия собрались люди, которые имеют Христа своим Учителем. Отец Александр много раз свидетельствовал о том, что он преданный и любящий сын своей земной Родины. Пусть это и вас научит любить родную землю, служить ближним своим, не ожидая от них ни благодарности, ни похвал, но, напротив, смиренно и тихо перенося все, что идет от неблагодарных сердец.

У отца Александра были планы, которые в его время считались неосуществимыми. Ему хотелось рядом с этим маленьким деревян-

537

 

 

ным храмом построить крестильный храм, где бы, согласно традиции Православия, совершали погружательное крещение. Мы благодарим Господа, что многие люди и христианские организации помогли нам воздвигнуть храм святого Александра Невского, о котором мечтал отец Aлександp.

* * *

(«О пастырском служении». Выступление на конференции памяти протоиерея Александра Меня)

Мы поразмышляем о жизни Церкви и общества, о месте Церкви и о своем собственном в этом жестоком и противоречивом мире.

Почему темой сегодняшнего обсуждения избраны слова Христа: «Блаженни нищии духом»? Да потому, что Господь начинал проповедь о блаженствах, о духовном совершенствовании и подготовке к Царствию Божию с этих слов. Если спросят, как я лично понимаю эти слова, то скажу кратко, жесткой формулой: быть нищим духом и иметь смирение пред лицем Всемогущего Бога - это значит положить к стопам Спасителя свой ум, красоту, силу и власть. Это очень трудно, но необходимо.

Я не хочу быть голословным в своих размышлениях над этой темой и предлагаю обратиться к мыслям великого отца Церкви святого Иоанна Златоуста. На протяжении всей моей священнической и епископской деятельности я стараюсь проверять свои взгляды, соотнося их с учением и мыслями этого великого вселенского учителя.

У Иоанна Златоуста сказано очень просто в толковании на 5-ю главу Евангелия от Матфея: «Почему же не сказал Он: «смиренные», а сказал «нищие»? Потому что второе выразительнее первого. Нищими он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божиих, которых и через пророка Исайю Бог называет угодными Себе, говоря: на кого воззрю? Токмо на кроткаго и молчаливаго, и трепещущаго словес Моих. Хотя бы ты отличался постом, молитвой, милостыней, целомудрием или иною какою добродетелью, -все это без смирения разрушится и погибнет. Не сказал - такой-то и такой-то блажен, а все так поступающие блаженны, так что хотя бы ты был рабом, бедняком, нищим, бесприютным, необразованным, нет никакого препятствия к тому, чтобы быть тебе блаженным, если будешь иметь эту добродетель».

538

 

 

Когда мы уразумеваем, что значит быть нищим духом, то честно можем сказать: мало в нас нищеты духовной. Эта тема, конечно, не для публичных обсуждений, а для глубоких внутренних, духовных и молитвенных размышлений. Однако обратимся к нашей действительности и посмотрим, как в свете заповеди Божией о нищете духовной живем и служим сегодня мы, православные христиане, принадлежащие к Русской Православной Церкви.

Сегодня, думаю, на правах вашего друга и архиерея Церкви Христовой, я могу говорить и острые, неприятные слова, чтобы побудить вас к нищете духовной, побудить к тому, чтобы найти себе правильное место в Церкви, в обществе, оказать деятельную любовь к ближнему.

Вполне естественно, сейчас нам говорят только спасибо, когда мы выполняем свой долг. От нас ждут этого и, к сожалению, порой не могут дождаться. И служение свое мы, принадлежа к одной Церкви в России, несем в разобщении, в разномыслии. И здесь нам очень необходимо вспомнить о той нищете духовной, к которой призвал нас Господь.

Вы спросите: а что делаете вы, руководители Русской Церкви? Что делаете вы как епархиальный архиерей? Я думаю, что трудно от нас чего-либо ожидать, если многомиллионная паства и многотысячное духовенство не будут соработниками Патриарху, митрополитам, архиепископам и епископам. На сегодняшний день Священный Синод определил, как развивать наше служение.

Конечно, мы, христиане России, стоим на разном уровне подготовки по сравнению с христианами и священнослужителями Запада. У них церковное служение не прерывалось, а у нас всех выжигалось каленым железом, и то поколение духовенства, которое воспитывалось в наших духовных школах, а теперь служит на приходах, даже и понятия не имеет о многом, что в плоти и крови у западных христиан. Нам мало только разрешения государства, кесаря: мол, идите, как Христос сказал, можете проповедовать. Надо еще научиться проповедовать и служить. Вот в каких условиях воссоздавалась, восстанавливалась в течение последних лет наша церковная жизнь.

Я, например, не мог в своей епархии сразу назначать священнослужителей, которые бы могли воплотить различные формы церковного служения. Я поощрял такое служение в пределах Московской епархии и смотрел, кто из духовенства и мирян выделяется усердием и способностями. Лишь несколько недель тому назад, когда выявились искусные и зарекомендовавшие себя способными, я уч-

539

 

 

редил ряд комиссий, которые будут работать в разных направлениях. Я их перечислю вам: это медицинская, по связям с военнослужащими, издательская, по реставрации и строительству, по социальному служению, по катехизации и духовному образованию, по миссионерскому служению.

Очень рад, что сегодня мы обсуждаем конкретные темы. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на служение Русской Православной Церкви в современных условиях. В первую очередь, мне кажется, еще не переосмыслены до конца взаимоотношения между Церковью и государством, несовершенно религиозное законодательство и в сознании нашего общества отсутствуют справедливые подходы к религиозной жизни в России.

В то время, когда в нашей стране в отношении Церкви действовало жестокое, несправедливое, дискриминационное законодательство 1929 года, появлялись мужественные и смелые люди, которых и в церковном мире называли диссидентами. Они обращали внимание всего мира на то, что Церковь у нас не пользуется той свободой, к которой призвал ее Христос. Парадоксально, но сегодня именно эти люди сидят в законодательных органах и ведут какую-то невидимую, я бы сказал, войну; идет противостояние между Церковью и законодателями.

Дело в том, что при составлении законов, относящихся к Церкви и религии в России, применяются сегодня мерки, которыми руководствуются в демократическом мире люди, не испытавшие тех потрясений и гонений, которые выпали на долю Православной Церкви. Эти западные мерки стремятся применить к нашему обществу и говорят, что все должны пользоваться одинаковыми правами.

Мы не против, но нужно утвердить справедливость: нужно вернуть все то, что незаконно отторгнуто от Церкви, и помочь ей восстановить все, что является ее неотъемлемым достоянием. Нужно Русской Православной Церкви дать время на возрождение. Она в течение тысячелетия осуществляла свою спасительную миссию в России, да и сейчас не является Церковью меньшинства. Не грех было бы уделить ей отдельное внимание, чтобы узнать церковные нужды и проблемы.

Что происходит в развитии церковной жизни? Кратко опять скажу, что нет той нищеты духовной, которая заповедана Спасителем. В Московской епархии большинство духовенства принадлежит к новому поколению. Многие из них не получили систематического богословского образования. Я вижу резкую грань между молоде-

540

 

 

жью и теми, кто прошел испытания и страдания, кто сломлен был физически и частично духовно, остался верен Христу, но не получил научения в различных формах служения и остался требоисполнителем. Я говорю это не с осуждением, а констатирую факт. Трудно от священника старшего поколения требовать того, что нельзя было приобрести в условиях тех трудных лет. Новое духовенство, которое горячо восприняло призыв Господа и Церкви делать все, что они могут, сегодня оказалось наиболее дееспособным в различных формах служения. Но случается, что мы видим ревностных мирян, священнослужителей, которые, может быть, все имеют и все могут, кроме того, что сердцем своим не поняли, не восприняли заповедь о нищете духовной. Их самость оказалась выше. Это тяжелое состояние, боль Церкви.

Я думаю, что в каждые переходные периоды истории такое случается. Дай Бог, чтоб это не приводило к организованным разделениям, не ставило преграду проповеди, преграду благовестию. Ведь с разным подходом можно делать одно и то же. Например, можно высмеивать непонятные места в Священном Писании и делать из этого анекдот, но такая форма не является самым подходящим видом благовестия. А можно иначе поступать: выпускать целые книги, увлекательные, глубокие, с объяснением тех мест, которые в Священном Писании условно называются трудными и непонятными. Тогда и перед верующим и перед неверующим открывается глубина слова Божия.

Мне хотелось бы сказать о том, что, по поручению Церкви, является предметом моих повседневных трудов и забот - о канонизации святых. Этот благодатный процесс был прерван на несколько десятилетий. Мы многое создаем и формулируем заново, в том числе и подходы к вопросу о канонизации святых. Этот вопрос незнаком для широкого круга наших христиан. Когда образовалась Комиссия по канонизации, я столкнулся с типично русским подходом: мне посылали тысячи и десятки тысяч подписей, собранных на базарах, в магазинах, на площадях, - за или против канонизации того или иного подвижника. В то время как канонизация является констатацией авторитетным органом Церкви (Архиерейским или Поместным Собором) глубокой убежденности в святости того или иного подвижника.

Те канонизации, которые мы готовили, предварялись тщательным изучением материалов, связанных с жизнью и служением подвижника. Чего нам не хватало в этом? Живой связи с церковной общественностью, с церковными людьми. Мы лишь встречались

541

 

 

с десятком, не больше, статей, которые по-светски эмоционально-театрально показывали подход тех или иных авторов к этой глубокой, духовной, святой проблеме. Слава Богу, водимая Духом Святым, Церковь на первых порах не сделала тех ошибок, которые бы смутили религиозное сознание, и не вставал еще вопрос о так называемой деканонизации.

В течение более четырех лет, по поручению Архиерейского Собора, мы работали над темой о мученической кончине Царской Семьи. Мы хорошо поняли, что идеологические, политические наслоения в этой теме требовали от нас, как от реставраторов, бережно снимать слой за слоем, чтобы открыть ту картину, которая является первозданной. Мы не претендуем на непогрешимость, но мы в мире и единомыслии, с молитвой стремились подходить к этой теме. Я очень бы хотел после принятия или отвержения нашего доклада Синодом опубликовать его для того, чтобы все, кто хочет узнать позицию Церкви, могли бы это сделать из первоисточника.

542


Страница сгенерирована за 0.13 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.