Поиск авторов по алфавиту

Слово, произнесенное при вручении архиерейского жезла Преосвященному Нестору, епископу Петропавловскому и Камчатскому

Преосвященный епископ Нестор!

По благословению Святейшего Патриарха Алексия, находящегося за пределами России с очередным пастырским визитом, мы совершили твою епископскую хиротонию.

В благословенный день твоей пятидесятницы Святейший Патриарх просил передать тебе сердечное поздравление и вручить архипастырский жезл, который был преподнесен благодарными православными чадами Камчатки своему усердному миссионеру и любимому архипастырю владыке Нестору (Анисимову). Этим символическим жестом Предстоятель нашей Церкви показывает, каких трудов и духовных плодов ожидает от тебя Русская Православная Церковь, направляя в далекую Петропавловскую епархию быть свидетелем Христовым и устроителем церковной жизни «даже до края земли» (Деян. 1:8), каковыми представляются нам пределы твоего архиерейского жребия.

От имени своих братьев - соепископов, принявших участие в твоей хиротонии, и молившегося с нами за Божественной литургией духовенства и народа Божия, поздравляю тебя с восприятием Божественной благодати, явившей Церкви еще одного апостольского преемника.

Архиерейский жезл великого миссионера, который будет тебе сейчас вручен, напоминает нам равноапостольные труды Владыки Нестора. При своей архиерейской хиротонии он так поведал Церкви о них: «По истечении девяти лет, я до некоторой степени уже изведал ту тяжесть креста, которую Бог судил мне нести с юного моего возраста в трудных условиях миссионерского служения в Камчатской области... Приходилось неоднократно подвергаться смертельной опасности, мерзнуть под снегом, будучи занесенным снежным бураном, изнуряться голодом, погибать в волнах морской пучины, претерпевать напасти от хищного зверя, изнемогать в

58

 

 

тяжелых болезнях, и Господь всегда оберегал меня, немощного, на всех путях миссионерского служения. Налагая этот крест на меня, Господь не только не дал мне упасть под его тяжестью, но далее покрывал всякие невзгоды и все мои немощи великими Своими милостями, - не ради меня, а ради прославления Его Святого имени для просвещения языческой паствы.

Все невзгоды, встречающиеся на тернистом пути миссионерского служения, кажутся ничтожными, когда его проповедь о Боге, о христианской вере и жизни, о спасении душ человеческих через Святое Крещение достигает успеха и коснется душ темных язычников, не ведающих истинного Бога, сидящих во тьме и сени смертной. Сколько радости испытывает миссионер, когда он видит, как к нему идут навстречу доверчиво сами язычники-туземцы, жаждущие познания истинной православной веры и ищущие жизни под кровом Церкви Христовой».

В 1910 году при открытии Камчатского братства сей великий миссионер свидетельствовал: «Камчатская область, как и вся Сибирь, нуждается в умножении храмов, приходов, походных миссий...

Наблюдательный и практический ум мог бы мне заметить, что я опустил самое существенное, самое главное для просвещения и насаждения христианской культуры в далеком диком, суровом краю на Камчатке. Речь идет об устроении нравственной, трудолюбивой, богоугодной, христианской жизни: нужна молитвенная купель для православного просвещения всей области, нужна духовная врачебница мирная, святая иноческая обитель...

Некоторые язычники, даже при полном сознании пустоты шаманских верований, все же пугливо сторонятся христианства, видя нехристианское поведение русского населения.

Язычники спрашивают миссионера:

- А где же светлый Бог вон у тех, которые день и ночь шаманят за картами и вином, грабят нас и дают грабить другим?

Что должен ответить простодушным язычникам миссионер? Разве мыслимо с успехом проповедовать Христа диким племенам и предлагать им войти в духовное единение с такой средой, от которой с ужасом отвращается их детское сердце?!

Православное братство должно и в этом случае позаботиться, чтобы русское имя было любимо на Камчатке, чтобы образовалась там такая среда, которая бы силою добрых примеров и попечений не только удерживала бы просвещенных православием язычников под материнской властью Святой Церкви, но дала бы им чистое нравственное понятие о жизни и вере православных христиан».

59

 

 

Все эти мысли сказаны как будто в назидание и руководство современным делателям на ниве Христовой!

И еще более они подтверждаются сегодня, в неделю о Страшном Суде, когда евангельское чтение за Божественной литургией трепетно овладевает нашим сознанием и в слове Божием мы почерпаем волнующие нас мысли. Господь именует праведниками тех, кто засвидетельствовал на деле любовь к ближним, а через них - и к Богу: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25:35-36).

Не являются ли эти слова, возлюбленный Владыка, прямым напоминанием и повелением Пастыреначальника Господа, какие формы служения следует возродить нам в недрах Церкви?!

И поистине страшным приговором в сегодняшний день звучит предупреждение Спасителя людям с жестоким холодным сердцем, живущим лишь для себя, ибо к ним будут обращены слова Праведного Судии: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41).

Благословение или проклятие ожидает нас в жизни будущего века в зависимости от того, чиста ли была наша совесть, какова была наша любовь к Богу и ближним, исполнили ли мы свой архиерейский долг, будучи служителями Церкви, которую Господь наш Иисус Христос приобрел Кровию Своею (Деян. 20:28).

С этими мыслями и чувствами мы, твои собратья, напутствуем сегодня тебя, Преосвященный Владыка Нестор, зная, что все сказанное относится не только к епископу, но и к священнику, и к каждому человеку, ради которого пришел на землю Господь наш, чтобы призвать всех наследовать Божие Царство, «уготованное... от создания мира» (Мф. 25:34).

Прими же этот жезл как знак твоего епископского служения и с ним шествуй в землю, которую указал тебе Господь, усердно проповедуя в ней Евангелие Царствия, ведя людей ко спасению и неустанно научая их любви Христовой.

С этого святого места призови Божие благословение на народ сей и, мысленно перенесясь в пределы Петропавловской епархии, благослови паству твою, чтобы Господь хранил ее в мире, благочестии, любви и единомыслии.

(6 марта 1994 )

60


Страница сгенерирована за 0.03 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.