Поиск авторов по алфавиту

Автор:Голубинский Евгений Евсигнеевич

Голубинский Е. Максим Грек. Библиография творений.

6.—Классификация [сочинений Максима грека].

1) Полемические: а) против иноверцев и еретиков (иудеев, язычников, магометан, армян, латинян, лютеран); б) против переведенных с латинского языка на русский книг; в) против астрологии; г) против старых славянских апокрифич. книг и суеверий.

 

 

247

II) Нравоучительные (к монахам, властелям, всем христианам).

III) На вопросы церковной практики.

IV) Богослужебные.

V) О разных предметах и действиях церковно-обрядовой внешности.

VI) Объяснения на места из св. Писания, богослужебных и четиих книг.

VII) Сочинения, относящиеся к делу об исправлении книг.

VIII) В защиту православия греков.

IX) Похвальные слова святым.

X) Исторические.

XI) Послания.

XII) По естественной истории и физиологии.

XIII) По грамматике и лексикографии.

XIV) Панегирики лицам и слова благодарственные Господу по поводу событий.

XV) Надписи.

XVI)  В разрешение вопросов казуистически-богословских,

XVII) Varia.

XVIII) Переводы.

I) Полемические:

а) против иноверцев и еретиков:

1) иудеев:

Слово о Рождестве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в том же и на иудея. Казанск. изд. ч. 1, сл. II, стр. 39; Лаврск. ркп. № 201. гл. 5, л. 18. В Иоасафовск. сл. 5-е. (К проповеди Исака жидовина слово, кажется, не имеет отношения, потому что нет в нем никакого обращения к Исаку; написано слово не вследствие каких-нибудь внешних особенных побуждений, а потому, что Максим положил написать ряд слов против всех главнейших иноверцев и еретиков).

2) язычников:

Слово обличительно на еллинскую прелесть. Казанск. изд. ч. 1, сл. V, стр. 62; Лаврск. № 201, гл. 6, л. 22 об. В Иоасафовск. сл. 6-е. (Писано также без особенного внешнего побуждения, см. начало слова).

3) магометан:

α) Слово обличительно на агарянскую прелесть и умыслившего ее скверного пса Моамефа. Казанск. изд. ч. 1, сл. VI, стр. 77; Лаврск. № 201, гл. 8, л. 41. В Иоасаф. сл. 8-е.

β) Слово 2-е о том же к благоверным, на богоборца пса Моамефа и. сказание отчасти о кончине века сего. Казанск. изд. ч. 1, сл. VII; Лаврск. № 201, гл. 9, л. 61. В Иоасаф. сл. 9-е.

γ) Ответы христианом противу агарян, хулящих нашу православную; веру христианскую. Казанск. изд. ч. 1, сл. VIII, стр. 151; Лаврск. №. 201, гл. 46, л. 195 об.

 

 

248

4) армян:

Слово на армейское зловерие. Казанск. изд. ч. 1, сл. IX, стр. 169; Лаврск. № 201, гл. 45, л. 151 об.

5) латинян:

α) Слово похвальное к святым апостолом Петру и Павлу, в том же обличения и на латинские три большие ереси (огонь чистилищный, Filioque и опресноки). Казанск. изд. ч. 1, сл. X, стр. 180; Лаврск. № 201, гл. 7, л. 28.

β) Слово противу льстивого списания Николая немчина, его же списал о совокуплении православным христианом и латыном (опровергается утверждаемое Николаем в его списании, будьто латиняне так же православны, как и греки с русскими, и нет препятствий к соединению; выставляет Максим три латинские ереси: Filioque, чистилище и опресноки). Казанск. изд. ч. 1, сл. XI, стр. 213; Лаврск. № 201, гл. [47, л. 161 об.].

γ) Слово на латинов, яко нелеть есть ни единому приложити что или убавити в божественном исповедании непорочныя христианския веры. Казанск. изд. ч. 1, сл. XII, стр. 235; Лаврск. № 201, гл. 135, л. 556 об.

δ) Слово на латинов... (как предыдущее). Сие и предыдущее к Федору Ивановичу Карпову; в обоих пространно опровергаются доводы Николая в пользу Filioque. Казанск. изд. ч. 1, сл. XIII, стр. 267; Лаврск. № 201, гл. 53, л. 201.

ε) К Николаю латинянину слово о исхождении Св. Духа (опровергается Filioque). Казанск. изд. ч. 1, сл. XIV, стр. 323; Лаврск. № 201, гл. 79, л. 413 обор.

η) Слово ответно к Николаю латынянину (о том, когда и как отлучились латиняне от православия и когда изобрели свои новые догматы: Filioque, purgatorium, опресноки). Казанск. изд. ч. 1, сл. XXV, стр. 509; Лаврск. ркп. № 201, гл. 78, л. 405. (Писано при митр. Данииле,—Казанск. изд. стр. 530; Николай сбирался обратиться в православие ibid).

6) лютеран:

α) Слово на люторы. Говорится об одном только иконопочитании (т. е. защищается оно). Еретики, к которым писано слово, не называются по имени и примет их нет. К людям, более умеренным и сдержанным, чем русские рационалисты XVI в., говорившим, что честные святые вещи почитать должно, но только не подобает ничему кланяться, кроме единого Бога. Казанск. изд. ч. 1, сл. XXIII, стр. 485; Лаврск. № 201, гл. 63, л. 288. Румянц. Музея № 264, л. 241, стр. 372, col. 2: «слово о поклонении святых икон противу явльшагося в Немцех иконоборца Лютора».

β) Слово на хульники пречистыя Божия Матере. Против глаголющих: тогда точию Божия Матерь была свята и преславна, когда носила в утробе своей Еммануила, а когда родила и отдоила Его, стала как одна от прочих жен. Казанск. изд. ч. 1, сл. XXIV, стр. 495; Лаврск. № 201, гл. 35, л. 138.

б) против переведенных с латинского языка на русский книг, наполненных неправильными мыслями:

1) Словеса супротивна противу глав Самуила евреина. Казанск. изд. ч. 1, сл. IV, стр. 55; Лаврск. № 201, гл. [52, л. 198 об.]. Главы Самуила

 

 

249

евреина перевел Николай Немчин (ibid.), в Новгороде в 1504 г. для архиеп. Геннадия (Царск. № 461,л. 154). [О Самуиле Мароккском еврее см. 1-ой половины тома стр. 606 прим. 1-ое;] в сочинении своем старается доказать, что Христос есть истинный Мессия (у ГрессеН, 107).

2) Послание к некоему мужу (Георгию) поучительно на обеты некоего латынина мудреца (против Луцидариуса). Лаврск. № 201, гл. 54, л. 248 (тоже гл. III, л. 499). В Лаврск. А? 201 только часть против Луцидариуса; другую часть см. в Лаврск. № 200, л. 370: «Учитель и ученик беседуют. Сия книга именуема Лусидариус сиречь просветитель». О Луцидариусе в Летописях Тихонравова кн. I, Отд. II, 33. В форме диалога между учителем и учеником христианское учение о мире, о людях, животных, странах и вообще о том, на что требовала ответа любознательность грамотного человека (и у Дамаскина есть о разных предметах естествознания). Максим о книге: «в множайших лжет и супротив пишет православным преданием»). [Казанск. изд. ч. 3, сл. XXVIII, стр. 226—236].

3) Словеса супротивна ко Иоанну Лодовику толковнику священные книги святого Августина епископа Иппоньского. Лаврск. № 201, гл. 51, л. 191. Против астрологии, которую защищает Людовик греческими языческими писателями; против авторитета и чтения этих последних, из коих Платона Людовик называет святейшим; в защиту перевода 70-ти (это главное: главы 7, 12, 13, 14, 15) и против Акилы, Симмаха и Федотиона, которым следует Людовик, и еврейского текста; против рая на небеси, созданного прежде создания всех сущих и проч. и проч., глав 21 (каждая на особое заблуждение). Есть важное. О Людовике см. Описания Синода;, ркпп. № 191, стр. 543.

в) против астрологии:

1) Господину Федору Ивановичу Карпову (опровергается утверждаемое Карповым, будьто звездозрения прелесть нужна христианам). Казанск. изд. ч. 1, сл. XVI, стр. 347; Лаврск. № 201, гл. 77, л. 393 об.

2) Слово о том, яко промыслом Божиим, а не звездами и колесом счастия, вся человеческая устрояются. Казанск. изд. ч. 1, сл. XVII, стр. 377; Лаврск. № 201, гл. 72, л. 345. В Иоасаф. 13-е.

3) Слово противу тщащихся звездозрением предрицати о будущих и о самовластии человеческом. Казанск. изд. ч. 1, сл. XVIII, стр. 399; Лаврск. № 201, гл. 53, л. 231 обор.. Первое послание к Карпову,—Казанск. изд. 1, 357, 427. В Лаврских № 200 и 201 и в Синод. Описания № 191 вставка, сделанная Максимом после (или писцами не ладно, она должна быть в 2-м, которое писано после 1525 г. в Твери), о бумаге Николая Немчина о начале турков и пр. См. Синодд. ркп. Описания № 191, л. 174, стр. 537 («церковь в пребывание любве вечные даже до лета Господня»... Лаврск. № 200:  (7576), Лаврск. № 201:  (6576). Лаврск. № 200, л. 322 об. и № 201, л. 225 обор. Тут видно, что против Николая Максим писал до 1525 г.

4) Слово обличительно отчасти латинского злословия, в нем же и на альманака, иже возвелеречевавша потопа всемирного быти, иже некогда по-

 

 

250

минаемых губительнейша. Казанск. изд. ч. 1, сл. XXII, стр. 457; Лаврск. № 201, гл. 136, л. 571.

5) Послание к некоему князю слово поучительно о прелести звездочестней и утешительно живущим в скорбех. Казанск. изд. ч. .1, сл. XIX, стр. 435; Лаврск. [№ 201, гл. 88, л. 436]. В Иоасаф. 36-е.

6) Послание к некоему иноку, бывшему во игуменех, о немецкой прелести, глаголемей фортуне, и о колесе ея. Казанск. изд. ч. 1, сл. XX, стр. 446; Лаврск. № 201, гл. [89, л. 440]. В Иоасаф. 37-е. Выше отд. I, разд. II, № 3 (стр. [249]) и ниже в отделе и (нравоучительныя), разд. 3, № 1 (стр. 252).

г) против старых славянских апокрифических сказаний и русских суеверий:

1) Слово обличительно вкупе и развращательно лживого списания Афродитиана персянина зломудренного. Лаврск. № 201, гл. 10, л. 68. В Иоасаф. 10-е. Слово Афродитиана,—Волокол. ркп. № 525, л. 302; Волокол. ркп. № 644, л. 217. Напеч. у Тихонравова в Памятниках т. II, стр. 1 (по ркп. XIII в.).

2) Сказание о присносущественне и о преславном рожении Единородного Сына и Слова Божия Господа нашего Иисуса Христа. Просити у мене изъяснение глупого вопроса Епифаниева и глупейшего ответа юродивого. Лаврск. № 201, гл. 118, л. 528.

3) Сказание против глаголющих, Христа во священство ставили. Лаврск. 201, гл. 144, л. 590. (Сказания о иерействе Христовом напеч. у Тихонравова в Памятниках т. II, стр. 164). О поповстве Христовом в Епифаниевом житии Богородицы,—Волокол. ркп. № 656 [231], л. [30 об.]; ibid. 515 [152], л. [374]; и в Написании Афанасия к Панкову о древе крестном.

4) Сказание, яко не подобает отнюдь внимати глаголющим, не быти прочее отнюдь им божественней литургии не поспевшим приити к чтению божественного евангелия. Лаврск. № 201, гл. 86, л. 431 об. В Иоасаф. 34-е. (О составе литургии; в проскомидии говорит об одной агничной просфоре).

5) Сказание ко глаголющим, яко во всю Светлую неделю солнце не заходя стояло, и того ради глаголют един день всю Светлую неделю. Лаврск. № 201, гл. 95, л. 464. В Иоасаф. 42-е.

6) Слово на безумную прелесть и богомерзкую мудрствующих, яко погребания для утопленного и убитого бывают, плодотлителнии стужи земных прозябений. Лаврск. № 201, гл. 31, л. 129. Серапион Владимирский. (Не погребали утопленников и убитых, а на поле извлекши отыняли колием; погребенных, если случалась весной стужа, выбрасывали из могил). По этой причине вынут из могилы (и выстрелен из пушки) Самозванец,— Карамзин т. XI, стр. 176 fin.

7) Ответ к вопросившему, к кому рече преж всех с небесе грамота сослана бысть. Лаврск. № 201, гл. 39, л. 145 (Ответ: с небесе грамота несть сослана николиже никомуже).

 

 

251

8) Сказание о рукописании греховнем. Лаврск. № 201, гл. 21, л. 108 обор.; Казанск. изд. ч. 1, сл. XXVI, стр. 533. (Против сказания, будьто Адам дал на себя диаволу рукописание веяные работы. О рукописании: Адама см. у Тихонравова в Памятниках т. I, стр. 4, 16 и 12).

II) Нравоучительные:

а) К монахам:

1) Поучение ко иноком о исправлении иноческого жития и кая есть сила великие схимы. Лаврск. 201, гл. 20, л. 106; Казанск. изд. ч. 2, сл. XII, стр. 220 (223 fin.). Увещание к монахам украшать не внешний куколь, а внутренний, и ходить достойно данных обетов. О вотчинновладении нет. Первое обличительное? См. начало.

2) Словцо о покаянии нелицемерном, в нем же и о известном иноческом жительстве, зело полезно внимающим ему с верою. Лаврск. 201, гл. 73, л. 353; Казанск. изд. ч. 2, сл. IV, стр. 119. В Иоасаф. 19. Общие увещания бегать греха и соблюдать заповеди Христовы (по указанию учения о блаженствах). Отчасти против вотчиновладения монастырей и немилосердия монахов к своим крестьянам, стрр. 122, 125, 126, 129 fin. sqq., 136, 144. Тщета предсмертного покаяния, стр. 137, 139 нач. Милости хощу, а не жертвы, стр. 144. Писано до 1525 г. (начало: [«доидохом] тихо и спасительно [пристанище] четыредесятницы»).

3) Слово о покаянии. Лаврск. 201, гл. 80, л. 419 об. К иноческой душе увещание. Казанск. изд. ч. 2, сл. V, стр. 148. В Иоасаф. 16-е. Монашество не в том, что человек живет в монастыре и носит монашеские одежды. Жить своими трудами стр. 149.

4) Стязание о известном иноческом житии, лица же стязующихся Филоктимон да Актимон. Лаврск. 201, гл. 74, л. 365. Казанск. изд. ч. 2, стр. 89 (95). В Иоасаф. 20-е. С силою о немилосердии монахов к их крестьянам.

5) Ненасытное чрево безчисленных зол виновно иночествующим. Лаврск. № 201, гл. 70, л. 344. Казанск. изд. ч. 2, стр. 153. В Иоасаф. 17-е. Кратко. О нестяжательности есть.

6) Повесть страшна и достопамятна и о совершенном иноческом жительстве. Лаврск. 201, гл. 50, л. 180 об.; Казанск. изд. ч. III, стр. 178. Похвала латинским монастырям и против наших монастырей. О Саванароле стр. 194.

7) Слово воспоминательно о исправлении иноческого жития к некоим честным инокиням. Лаврск. 201, гл. 91, л. 444. В Иоасаф. 38-е. См. еще [стр. 258] отд. XI (Послания) K4.

б) К властителям:

1) Слово пространне излагающее с жалостию нестроения и безчиния царей и властелей  последнего века сего. Лаврск. 201, гл. 13, л. 90; Казанск. изд. ч. 2, сл. XXVI, стр. 319. В Иоасаф. 26-е. О граблении правителей и судей, которые на счет угнетаемых ими строят домы, собирают богатства и пируют. Первая заповедь: возлюбиши Господа Бога стр. 330.

 

 

252

2) Главы поучительны к начальствующим правоверно. В Описании Синодд. ркпп. 191, л. 134 об., стр. 531 несправедливо замечено, что главы эти к Василию Ивановичу. Лаврск. № 201, гл. 66, л. 293; Казанск. изд. ч. 2, сл. VIII, стр. 157. В Иоасаф. 25-е. Против внешнего благочестия стр. 161. Обязанность епископов предстательствовать пред царями, стр. 174. Обличение архиереев, стр. 174 fin. Ср. выше стр. [240, № 15], и ниже [здесь] в следующем отделе № 7.

3) Послание к начальствующим правоверно,—Казанск. изд. ч. II, стр. 338.

4) О правде и о милости. Лаврск. № 201, гл. 145, л. 590 об. (кратко).

5) О веледушии и совете. Лаврск. № 201, гл. 146, л. 591 (кратко).

6) Сказание Менандра философа (кратко). Синодд. ркпп. № 191, л. 129, стр. 530.

в) Ко всем христианам:

1) Беседа души и уму по вопросу и ответу, о еже откуду страсти раждаются в них, в том же и о божественном Промысле и на звездочетцев. Лаврск. № 201, гл. 68, л. 310 об.; Казанск. изд. ч. 2, сл. II, стр. 52. В Иоасаф. 14-е. О сребролюбии, ростах, лихоимании стр. 57. Против звездозакония стр. 59 sqq, 73 sqq. След. до 1525 г. Против внешнего благочестия стр. 68. Против звездозакония целая половина. [См. стр. 239].

2) Словеса душеполезна зело внимающим им беседует ум к души своей. Лаврск. № 201, гл. 69, л. 325 об.; Казанск. изд. ч. 2, стр. 5. В Иоасаф. 15-е. Есть немного и против монахов, стрр. 20, 35, 40, 45, против лихвенной злобы, стр. 30, 31, 32, угнетения бедных, стр. 44, 45, милостыня нищим ничто, стр. 32 fin., внешнее благочестие, стр. 41.

3) «Какие речи рекл бы убо к Содетелю всем епископ некий (Иоасаф Тферский) сожжену бывшу соборному храму и всему двору его» и пр. Лаврск. № 201, гл. 67, л. 304; Казанск. изд. ч. 2, сл. XX, стр. 260. В Иоасаф. 21-е.

4) Словеса аки от лица пресв. Богородицы к лихоимцем и скверным и всякие злобы исполненным, а каноны всякими и различными угождати чающим. Лаврск. № 201, гл. 92, л. 451; Казанск. изд. ч. 2, сл. XV, стр. 241. В Иоасаф. 39-е.

5) Сказание живущим во гресех неотступно, а каноны всякими и молитвами преподобных молящихся Богу по вся дни, надеющихся спасение получити. Лаврск. № 201, гл. 117, л. 527 об.; Казанск. изд. ч. 2, сл. X, стр. 213.

6) Сказание, яко достоит нам делом исполнити наши обеты. Лаврск. № 201, гл. 18, л. 103 об.; Казанск. изд. ч. II, стр. 214. Зарекаются есть мясное в понедельник и в этот же понедельник пьянствуют стр. 218. О пьянстве священников и монахов стр. 219.

7) Слово о неизглаголанном Божии промысле, благости и человеколюбии, в том же и на лихоимствующих. Лаврск. № 201, гл. 49, л. 171. Казанск. изд. ч. 2, стр. 185. Внешняя набожность стр. 199 нач. Против лихоимства судей и правителей стр. 199 (стыдит ляхами, немцами и невер-

 

 

253

ними стр. 201). О судебном ноле стр. 201 sqq. Лихоимство всех и епископов стр. 206 и всякие мерзости стр. 206 sqq. Содомитизм стр. 208. Против внешнего благочестия стр. 210.

8) Слово на потопляемых и погибаемых без ума богомерзким, гнусным содомским грехом в муках вечных. Лаврск. № 201, гл. 124, л. 532 об.; Казанск. изд. ч. 2, стр. 251.

9) Кая словеса рекл бы Петр, отвергся Христа и плакася горко. Лаврск. № 201, гл. 4, л. 17. В Иоасаф. 4-е.

10) На общую прелесть мечтаемых во сне сониих. Лаврск. № 201, гл. 71, л. 344. В Иоасаф. 18-е.

11) Словеса возставлятельная к покаянию. Лаврск. № 201, гл. 100, л. 469 (кратко); Казанск. изд. ч. 2, стр. 247. В Иоасаф. 47-е.

12) О покаянии. Лаврск. № 201, гл. 147, л. 591 (гл. 149, л. 594 тоже самое).

13) Сказание притчею сада о младом отрочищи, якоже глаголют родивый сына не умре. Лаврск. № 201, гл. 42, л. 148 об. (кратко).

14) О том, како подобает входити во святые храмы Божия. Лаврск. № 201, гл. 37, л. 143 об. (в двух переводах). эти стихи написаны Максимом для испытания учености приходящих на Русь греков. См. Румянц. Музея № 265, л. 226 об., стр. 377.

15) Речи аки от амвона ко восходящим на нем попом и диаконом. Лаврск. № 201, гл. 120, л. 529; Казанск. ч. 2, стр. 295.

г) К отдельным лицам:

Послание Максима к некоему, желающему отврещися мира и ити в иноческое житие, коснящему же, а уже нужею ни единою обдержиму, и еще просящу у него (Максима) притчи и ганания и словеси темна. Лаврск. № 201, гл. 26, л. 123.

III) На вопросы церковной практики:

1) Сказание о разрешении обета постного. Лаврск. № 201, гл. 16, л. 102 (См. Котошихина стр. 66: в Великий и Успеньев посты в понедельник, среду, и пятницу не ели ничего, а в остальные дни по однажды).

2) Словцо к хотящим оставляти жены без вины законные и идти во иноческое житие. Лаврск. № 201, гл. 84, л. 426. В Иоасаф. 32-е.

3) Послание Максима к некоему князю, просившу у него, с чего пошло неясти скоромно в понедельник день. Лаврск. № 201, гл. 122, л. 531.

4) О проскурнице (о неядении ими мяса). Лаврск. № 201, гл. 139, л. 585 об.

5) Сказание триех неких взысканий нужных всякому рачителю книжному (ответы на три вопроса одного неизвестного: 1) аще истинствуют нецыи, мудрствующе убиваемым в боех от нечестивых язык благочестивым воином причастным бывати достояния праведных, сиречь царствия небесного (ответ утвердительный); 2) каков толк есть предписуемому к неким каноном краегранесию; 3) позволительно ли ядение свиных мяс

 

 

254

(ответ: не только свиных, но и всяких, чистым все чисто, закон Моисеев для христиан необязателен, отменен Христом и апостолами (важно против раскольников). Лаврск. Кг201, гл. 94, л. 459. [Казанск. изд. ч. 3, сл. XXXV, стрр. 245—259].

IV) Богослужебные:

1) Молитва к пресвятей Богородицы, в той же и отчасти винословие о страсти Спасове. Лаврск. № 201, гл. 2, л. 12. В Иоасаф. сл. 2-е.

2) Песнь благодарственна к пресвятей Троици, глаголема во всю Светлую неделю Св. Пасхи. Лаврск. 201, гл. 3, л. 15. В Иоасаф. 3-е.

3) Канон молебен к божественному и покланяемому Параклиту. Лаврск. ркп. № 62, л. 176 (после канона молитва Св. Духу). В Иоасафовск. после выписок из пророков, по верхи, перемете л. 408 об. (канон и молитва).

4) Пение на честное успение Богородицы. Сложися Максимом. Царск. № 265, л. 306, стр. 243.

[В Лаврской ркп. № 62] полунощница воскресная л. 200, канон Троице творение Митрофаново л. 201, припевы воскресные Григория Синаита л. 206, полунощница повсядневная л. 210, и полунощница субботняя, л. 215, помещенные в приложении к Максимову переводу Псалтири для Нила Курлятева, Лаврск. ркп. 62, не исправлены ли Максимом (по просьбе того же Нила)? Очищены от сербизмов Киприана, о которых говорит Нил в предуведомлении к переводу Псалтири?

V) Сочинения, писанные в ответ на вопросы о разных предметах и действиях церковно-обрядовой внешности:

1) Сказание, како знаменатися крестным знамением. Лаврск. 201, гл. 85, л. 429 об.; № 200, гл. 46, л. 281. В Иоасаф. 33-е. «Совокуплением бо триех перстей, сиречь пальца и еже от среднего и малого, тайну исповедуем богоначальных триех ипостасей,—Отца и Сына и Св. Духа, единого Бога трое; протяжением же долгого и среднего сшедшася два естества во Христе, сиречь самого Спаса Христа исповедаем».... В Лаврск. ркп. 200 по поскобленному: «совокуплением бо триех перстей, сиречь пальца и еже от среднего и указательнаго... согбением же малого и близь того сущаго».

2) К смеющим трищи глаголати аллилуиа чрез предания церковного, а четвертое: слава тебе Боже. Лаврск. 201, гл. 114, л. 522 об. В Иоасаф. 27-е. «Словцо к смеющим».... Есть это словцо в сборнике Евфимия Туркова, написанном в 7070 (1562) году,—Волокол. ркп. 514, л. 501. (не после ли приплетеная тетрадь?).

3) Повесть о воздвижении пречистые Богородицы хлеба. Лаврск. № 201, гл. 130, л. 549 об. (Сравни в Псалтири Киприана митр. ту же повесть л. 190).

 

 

255

4) Сказание о освящении воде назаутриа святых Богоявлений. Лаврск. 201, гл. 87, л. 434. В Иоасаф. 35-е.

5) Сказание строки, глаголющия о свышнем мире и о спасении душ наших (К Акакию Тверскому. Опровергается, будьте под свышним миром разумеются ангелы. Во второй части послания о «Бог бо рождейся, сего ради и естества истощишася»). Лаврск. № 201, гл. 113, л. 520. В Иоасаф. 30-е.

6) Сказание о священном образе Спаса Христа, его же называют уныние. К Акакию Тверскому? (Об образе Спасовом, написанном по приказанию папы Григория Двоеслова, в следствие видения). Лаврск. 201, гл. 30, л. 128 об.

7) Сказание о венце Спасове и о свитце, иже в руде Его и о Богородицыне имени. Лаврск. X 201, гл. 55, л. 252.

8) Сказание о венцех свадебных. Лаврск. № 201, гл. 40, л. 145.

9) Сказание о том, что под крестом на церкви, в нем же водружен аки месяц млад. Лаврск. 201, гл. 34, л. 137 об. Еще см. в Румянц. прибавлении.

Ответы на вопросы об иконах Николая Любчанина (Царск. № 314, л. 161, и № 377 л. 26 об.) принадлежат не Максиму ли же?

О брадобритии письмо к Грозному.

VI)  Объяснения на некоторые места в книгах Св. Писания, в книгах богослужебных и четиих:

1) (Объяснение) от евангелиа еже от Иоанна (слов: яко ни самому всему миру могущу вместити писуемые книги, аще по единому писана была Спасова чудеса. Гл. 21, ст. 25). Лаврск. 201, гл. 115, л. 524. В Иоасаф. 28-е.

2) Толкование от псалма 102-го, строка: обновится, яко орли, юность твоя. Лаврск. 201, гл. 29, л. 127 об.

3) Сказание отчасти на 18-й псалом. Лаврск. 201, гл. 33, л. 134 об. (К какому-то честнейшему отцу л. 136 об.). Лаврск. 200, л. 393: «к тому же иноку». Тоже Синод. № 191, л. 31, стр. 522.

4) Послание к некоему другу, в немже толкование некоих речений, неудобь разумеваемых, в божественном писании. Лаврск. № 201, гл. 93, л. 452 об. В Иоасаф. 40-е. Толкование мест из псалма 1-го, 2-го, 3-го, 25-го, 33-го, 31-го, 141-го.

5) Толкование некоторых мест в псалмах (присоединено к другой, 107-й, главе). Нач.: Псалом 41-й. Бездна бездну призывает. Толк. Бездна трудов духовных призывает бездну разума Божия. Лаврск. 201, л. 479 (Объяснения мест из псалмов 41, 45, 48, 52, 55, 56, 57, 67, 72, 75, 80, 81, 82, 87, 105, 109, из песней библейских 2-й, 3 (см. Румянц. Музея № 264, л. 11 об. и л. 22, стр. 366 и 367, и л. 26 об., против звездознания, к некоему другу, до 1525 г., ибо Николай Немчин стр. 367 со]. 1), 4, потом мест из акафиста Богородице). Знал по-болгарски, л. 479 (хлябии).

 

 

256

6) Сказание сея речи: ступайте людие мои (Исаии, 26, 20). Лаврск. № 201, гл. 15, л. 100 об.

7) Римския церкви толкование Господня: моления (т. е. молитвы Отче наш) вопросы и ответы. Лаврск. № 201, гл. 143, л. 499 об. (Перевод с латинского?). Максимово ли? В надписании не сказано.

8) Толкование 4-го гласа ирмос первые песни (Три стояще крепкий рожейся от Девы). Лаврск. № 201, гл. 150, л. 594.

9) Сказание отчасти недоуменных неких речений во слове Григория Богослова (Нифракинстии уставы сия). Лаврск. № 201, гл. 44, л. 149.

VII) Сочинения, относящиеся к делу об исправлении книг:

1) Исповедание православной веры Максима инока из Св. горы, в нем же извещает о Христе Иисусе, всякого православного священника же и князя, что по всему истиннейпие есть православен инок и пр. Казанск. изд. ч. 1, сл. 1, стр. 23; Лаврск. № 201, гл. 1, л. 6. В Иоасаф. 1-е. Защищается против того, что еретик и враг русской державы. К епископам и боярам в малолетство Грознаго,—Казанск. изд. стр. 33, 36. Просьба в общих выражениях стр. 38 fin.

2) Слово отвещательно о исправлении русских книг, в немже и глаголющих, яко плоть Господня по воскресении мертвых неописана бысть и пр. Лаврск. № 201, гл. 11, л. 78; митр. Платона ч. 2 стр. 302; Казанск. изд. ч. III, стр. 60. Просится в Святую гору. К князьям. В Иоасаф. 11-е. Писано в 1543 или 1544 г. Казанск. изд. стр. 61. Упомин. о предидущем стр. 61 fin.

3) Словцо отвещательно о книжном исправлении. Лаврск. № 201, гл. 12, л. 85 об.; митр. Платона ч. 2 стр. [323]. Казанск. изд. ч. III, стр. 79. В Иоасаф. 12-е. Вводном из Синодальных списков, описания № 191, стр. 524, д. 39 об. на поле приписано: «сие писано епископу Тверскому». Вздор,— митр. Макарию.

4) Сказание, како подобает известно блюсти исповедание православные веры (о символе веры). Лаврск. № 201, гл. 48, л. 169. (Было в символе: из Марии Девы вместо и Марии Девы; чаем вместо чаю; жизнь будущую века вместо жизнь будущаго века). В Румянц. № 264, л. 136 об., стр. 371 col. 1, к Григорию (т. е. диакону Тверскому?).

5) О фимиаме. Лаврск. № 201, л. 526 (Нач.: Блаженного Иоанна Златоустого о приносимей фимиаме толк да ся исправит молитва моя).

6) Толкование строки псалма 89-го: «Господи прибежище был еси нам». Лаврск. № 201, гл. 19, л. 105 (Смущаются о мне нецыи пословицею сею..., тоже, что в письме к Григорию.

7) Свод мест, по своему переведенных Максимом в Псалтири, Лаврск. № 201, гл. 107, л. 473 об.

Еще см. [стр. 255] в отделе V-мстатью 5.

 

 

257

 

VIII) Сочинения в защиту православия греков:

1) Сказание ко отрицающимся на поставлении (и) кленущимся своим рукописанием русскому митрополиту и всему священному собору, еже не приимати поставления на митрополию и на владычества от римского папы латыньския веры, и от Цареградского патриарха, аки во область безбожных турок поганого царя, и поставленного от них не приимати. Лаврск № 201, гл. 97, л. 467; Казанск. изд. ч. III, стр. 154. В Иоасаф. 44-е.

2) Сказание о том, яко не оскверняются святая николиже, аще и многа лета обладаемы суть градове от поганых. Лаврск. № 201, гл. 41, л. 145 об.; Казанск. изд. ч. III, стр. 156.

IX) Похвальные слова святым:

1) Похвалнаа епи о преподобном Иоанне, нареченном превеликом. Лаврск. № 201, гл. 101, л. 469 об. В Иоасаф. 48-е.

2) Похвалнаа епи о блаженней Фомаиди, мечем убитей от своего свекра. Лаврск. № 201, гл. 102, л. 469 об. fin. В Иоасаф. 49-е.

3) Похвалнаа епи о некоторой добропобедной мученици, ей же имя Потамия, еже толкуется речная. Лаврск. № 201, гл. 103, л. 470. В Иоасаф. 50-е.

4) Похвалнаа епи к некоему пречудному древнему мученику, егоже имя неведомо. Лаврск. № 201, гл. 104, л. 470 об. В Иоасаф. 51-е.

5)  Предисловие житию чудотворцов Соловецких. Лаврск. №201, гл. 106, л. 471. (Писано по чьему-то понуждению л. 471 fin. и л. 473. Тутне похвала, а предуведомление: Максим по чьей-то исправлял и дополнял житие Соловецких чудотворцев. Монастырь на Печенге, о котором тут упоминается, основан в 1533 г.,—см. в Истории иерархии ч. 4, Кольский или Кольскопеченский и у Курбского о Феодорите).

X) Исторические:

1) О Спиридонии чудотворцы. Лаврск. №.201, гл. 22, л. 111 об.

2) Иосифа июдеянина слово о том, яко благочестивый помысл самодержец есть страстен, и сие являет ох вышеестественнаго терпения, еже ко горчайшим мукам, Маккавеев, мученых бывших Антиохом. Лаврск. № 201, гл. 23, л. 112 об.

3) Сказание о Иуде предатели на Аполлинария. Лаврск. № 201, гл. 83, л. 424 об. В Иоасаф. 31-е.

4) Максима грека повесть самовидца бывша мучению некоего новоявленна мученика во Гречестей земли. Лаврск. № 201, гл. 96, л. 465 об. В Иоасаф. 43-е.

5) О Валтасаре царе Вавилонском. Лаврск. № 201, гл. 116, л. 527.

6) О Христофоре. Лаврск. № 201, гл. 138, л. 585.

 

 

258

7) О архистратиге, еже по русски воевода, какову ему быти во исправлении земском (о Велисарии, поучает воевод примером Велисария). Лаврск. № 201, гл. 151, л. 594 об.

8) О сивиллах, колико их есть было. Лаврск. № 201, гл. 131, л. 551 об., и гл. 142, л. 589 (К кому-то л. 551 об.).

9) Повесть о соборе, хотевшем уставити, дабы попы и диаконы и подъяконы без жен были (другое заглавие: устав, како жити попом и диаконом. О Пафнутии, отвергшем указанное предложение). Лаврск. № 201, гл. 17, л. 103.

XI) Послания:

1) К Николаю многоучительному Немчину. Пред малыми деньми велел ми еси память о тебе всегда имети, сиречь молитвы о тебе воссылати Спасу Христу (убеждает обратиться в православие). Казанск. изд. ч. 1, сл. XV, стр. 341; Лаврск. № 201, гл. 32, л. 132.

2) К митр. Даниилу, уже изверженному (о примирении и прощении). Лаврск. № 201, гл. 27, л. 124; Казанск. изд. ч. 2, сл. XXX, стр. 367. О своей деятельности до России стр. 370 fin.

3) К некоему другу, седящу в темницы и просившу, како избыти от искушения сатанина бываему истицанию скверному во сне, и о скоктании стужаему и помыслов блудных, и от малодушия. Лаврск. № 201, гл. 123, л. 531 об.; Казанск. изд. ч. II, стр. 248. К Вассиану, когда он сидел в Иосифове [монастыре] (Казанск. изд. стр. 250: «копати не могу»—барин Вассиан?).

4) Послание к некоим честным инокиням (вместе с словом воспоминательным о исправлении иноческого жития, которое [см. выше стр. 251] в нравоучительн. к монахам № 7). Лаврск. № 201, гл. 90, л. 443 об.; Казанск. изд. ч. II, стр. 394. Обширное; прекрасное. Против внешнего благочестия. Против вотчинновладения.

5) Господину и брату Георгию. Казанск. изд. ч. 2, сл. XL, стр. 424.

6) К Григорию диакону (об его пьянстве). Казанск. изд. ч. 2, сл. XXXIV, стр. 386.

7) К нему же о «Господи прибежище был еси». Казанск. изд. ч. 2, сл. XXXIX, стр. 421 (тоже, что выше в сочинениях по делу исправления книг [стр. 256] AI 6).

8) Послание утешительно ко князю Димитрию о терпении в скорбех. Казанск. изд. ч. 2, сл. XXXV, стр. 388.

9) К князю Петру Ивановичу Шуйскому. Лаврск. № 201, гл. 148, л. 591 обор.; Казанск. изд. ч. II, стр. 415. Не просится на Афон, ибо сие неугодно, но причастия стр. 418. Писано в 1542 г. ibid.

10)    К митр. Макарию. Лаврск. № 201, гл. 14, л. 96 обор.; Казанск. изд. ч. II, стр. 357. Учительное и просит причащения и [чтобы он был] отпущен на Афон. О своей деятельности в Ватопеде до России стр. 364 fin. Писано в то время, как просил за Максима вселенский патриарх стр. 366. В Синод. Опис. № 191, л. 537, стр. 564: глаголемых лях.

 

 

259

11) К Грозному. Лаврск. № 201, гл. 109, л. 486 об. fin.; Казанск. изд. ч. 2, сл. XXVIII, стр. 346. В Иоасаф. 24-е (Здесь оно надписывается обще: «Слово к начальствующему на земли», и начинается без обращения к Грозному прямо: «Многа убо и ина суть». Хорошее. Учительное. Против внешней набожности стр. 349. Оклеветан кн. Вас. Ив. стр. 355. Просьба о возвращении на Афон стр. 356).

12) К Грозному, когда был уже царем. Лаврск. № 201, гл. 141, л. 587 об.; Казанск. изд. ч. 2, сл. XXXI, стр. 376, cfr I, 34. Просительное о возвращении. На Афоне до путешествия в Россию жил 10 лет.

13) К Грозному о еже не брити брады. Лаврск. № 201, гл. 137, л. 583.

14) К Алексею о тафиях. Лаврск. № 201, гл. 140, л. 586; Казанск. изд. ч. 2, сл. XXXIII, стр. 382. (Не к Адашеву см. послание 21).

15) К Сильвестру попу. Лаврск. № 201, гл. 132, л. 552 об.; Казанск. изд. II, стр. 379.

16) К некоторой инокине, в немже учит не скорбети о умерших. Казанск. изд. ч. 2, сл. XLI, стр. 425.

17) К юноше Михаилу Васильевичу, [сыну] сына князя Петра Шуйского, о Христофоре. Казанск. изд. ч. 2, сл. XXXVIII, стр. 420 (тоже, что в исторических [стр. 257] № 6).

18) К вел. князю Василию Ивановичу (при переводе Псалтири). Лаврск. № 201, гл. 76, л. 383.

19) Совет к собору православному на Исака жидовина волхва и чародея. Лаврск. № 201, гл. 98, л. 467 об. В Иоасаф. 45-е.

20) Утешительное к другу Константину. Румянц. Музея 264, л. 34, стр. 367, col. 2.

21) К ненаименованному митрополиту. Румянц. Музея № 264, л. 37, стр. 367 (К митр. Макарию. Послание к Алексию вместе с сим (в послании к Алексию Максим упоминает о послании к митрополиту,—Казанск. изд. ч. II, стр. 383); но вместе с посланием к Алексию Максим посылает к царю тетрадку, в ней же глав 27: а это не при Иоасафе, когда Грозный был маленьким, а при Макарии. Послание о тафиях, как оказывается из сличения сего послания с тем, писано не к Адашеву, а к Алексею протосингеллу и судохранителю митрополичьему Алексию, о котором здесь (и в самом том послании: преподобне отче . . отче Алексею). См. выше стр. [240].

22) В Казанск. ркп. №. 310, л. 704: «Максимово ответно к королю о вере, на ересь латинскую зело сильно». Нач.: «Доброобычное всегда поздравление со всяцем чествованием предпослав, честный Жигимонте». Описания рукописей [Соловецкого монастыря в Казанской дух. Академии] ч. I, стр. 496.

XII) По естественной истории и физиологии:

1) Сказание о струфокамеле и яйце его. Лаврск. № 201, гл. 43, л. 148 об.

2) Сказание о птицы неясыти. Лаврск. № 201, гл. 99, л. 469. В Иоасаф. 46-е.

3) Седмь степений человеческого жития. Лаврск. № 201, л. 263 (краткое).

 

 

260

XIII) По грамматике и лексикографии:

1) О греческих гласных и согласных, слогах, надсловных греческих и славянских знаках и пр. Лаврск. № 201, л. 525 fin. См. Синод. № 191, стр. 575 и 576.

2) Толкование имян (собственных) греческих и еврейских и римских. Лаврск. №. 201, гл. 108, л. 481 обор. Знал Максим по-еврейски, или был у него греческий толковник еврейск. имен? Вероятно, последнее.

3) Объяснение слов, пандок (пандекты), левиафан, тристат. Лаврск. № 201, л. 291 об.

4) О грамматике. Румянц. Музея № 264, стр. 370 (краткое).

XIV) Панегирики лицам, слова благодарственные к Господу по поводу событий:

1) Сложение вкратце о бывшем пожаре Тверском, та же и похвала обновлению церковного украшения, бывшего боголюбивым епископом Тверским Акакием. Лаврск. № 201, гл. 81, л. 42]. В Иоасаф. 22-е.

2) Слово благодарственно Господу нашему Иисусу Христу о бывшей преславлей победе на Крымскаго.... в лето осмые тысящи четыредесять девятое. Лаврск. № 201, гл. 75, л. 377 об. В Иоасаф. 23-е.

XV) Надписи:

Сложение Максимово, быти было подписи на амбоне. Лаврск. № 201, гл. 119, л. 529.

XVI) В разрешение вопросов богословских:

1) Сказание противу глаголющих, яко плотьским совокуплением и рождьством хотяше множитися человеческий род, аще бы и не согрешили праотцы. Лаврск. № 201, гл. 82, 422 об. fin. В Иоасаф. 29-е.

2) Сказание, который убо во человеческом естестве первый грех. Лаврск. №. 201, гл. 38, л. 144 об.

3) Сказание триех неких взысканий, нужных всякому рачителю книжному (см. [стр. 253] в III на вопросы церковной практики № 5 взыскание первое). Лаврск. № 201, гл. 94, л. 459.

XVII) Varia:

1) На Николая немчина, прелестника и звездочетца (о смерти Николая). Лаврск. № 201, гл. 28, л. 127 об.

2) Из книги глаголемые Суиды. Лаврск. № 201, л. 253 (о таланте). Еще из Суиды см. Румянц. Музея. № 264, л. 30 об., стр. 367 col. 1. Вообще о Максимовых переводах из Свиды ibid. л. 107, стр. 369, col. 2.

 

 

261

3) Разгадка одной криптографической подписи (разгадал: «Карпафос» вместо «Филиппос»). Лаврск. № 201, л. 525.

4) Сия словеса сотворил инок в темнице затворен и скорбя, ими же себе утешаше и утвержаше в терпении, в 7040 лето. Лаврск. № 201, гл. 36, л. 143. (Царск. № 244, гл. 93, стр. 221 нач., гораздо полнее и перевод не тот). Казанск. изд. ч. 2, сл. XLIX, стр. 452.

5)  Притча. Некто родися на лицы поля, в нощи тмою, пеленою не повит, водою не омыт и пр. (Следует разгадка: антихрист). Лаврск. № 201, л. 291 об.

6) В голуби вошь. Голубь птица проста, беззлобива и чиста есть от вшей (в голубе вошь—грех от действа диаволя в душе простого человека). Лаврск. № 200, л. 417.

XVIII) Переводы:

1) Геннадия, патриарха Константинопольского Схолариса диалог или беседование (патриарха Геннадия с турчанином. Перевод не Максимов, а одного из учеников его (см. предисловие, тут об отношении Максима к ученикам), только сделанный с Максимовой греческой книги). Лаврск. № 201, гл. 56, л. 253. Перевод Курбского см. Синодд. ркпп. № 191, стр. 568.

2) Прение выписано из книги Дамаскиновы, в немже описуется гадания христианина ко срацином, или магметаном (перевод того же, что и предыдущее, или самого Максима? Перевод Курбского см. Синодд. ркпп. № 191, стр. 567). Лаврск. № 201, гл. 57, л. 263. Сбирался Максим и еще переводить из Дамаскина. См. Слово отвещательно о исправлении книг русских у Платона стр. 319 fin. и 320.

3) Божественного Иоанна Хризостома слово на пянтикостие о Святем Дусе. Многиа воистину инакое благодати участницы суть (чей перевод не сказано). Лаврск. № 201, гл. 58, л. 267. См. Синод. № 191, стр. 569. Слово это не Златоустаго.

4) Святого отца нашего Василиа, архиепископа Кесарии Каппадокийские речение. И аще светлы суть оные постановления закон, ихже царие ко управлению (чей перевод не сказано. В русск. переводе в изд. Творр. Свв, Отцц. ч. V, стр. 40 sqq). Лаврск. № 201, гл. 59, л. 276.

5) Нравоучение от беседы 29-я еврейского послания (Златоустого. Александром Васильичем [Горским] на поле замечено: переведено с латинскаго). Лаврск. № 201, гл. 60, л. 279.

6) Нравоучение Златоустого от беседы 30-я еврейского послания о латынех зело полезно. (На поле Александром Васильичем [Горским]: с латинского). Лаврск. № 201, гл. 61, л. 282 об.

7) Нравоучение от беседы 8-й еврейского послания (Алекс. Вас.: с латинского). Лаврск. № 201, гл. 62, л. 285.

8) Святого Максима исповедника. Нач.: Несть согрешающему избежати будущего суда (Небольшое. Чей перевод, не сказано). Лаврск, № 201, гл. 65, л, 292 об. В других сказано, что Максимово».

 

 

262

9) Сие слово несть мое Максима, но Кирила Иерусалимского. Нач.: Боюся смерти, яко горка мне есть, боюся геены, зане бесконечна есть. Лаврск. № 201, гл. 110, л. 491.—Румянц. Муз. 265, л. 318, стр. 379, сказано, что переведено Максимом в 1542 году. Тоже в Академ. ркп. № 195, л. 283.

10) Святого Григория богослова о нищелюбии. Что не помогает естеству время имуще, чесо ради не покрывает, плоть суще, плоть смиренную. Лаврск. № 201, л. 519 (несколько выписок из Григория Богослова о нищелюбии), на конце к выпискам из пророков, составляющим главу 112 [см. сейчас], ниже 12). В Лаврск. 200, л. 422 об.: «на крещение Господне Григорий Богослов, глава 23». Нач.: Еретик же по величеству тяготы (краткая выписка).

11) Иоанна Златоустого о исходе души от тела. Попечемся, братие, о том часе, прити бо имать. Лаврск. 201, гл. 121, л. 529 fin.

12)    Выписки из пророков (сначала малых, потом больших; из больших с толкованиями Василия Вел., Златоустого, Феодорита. На обличение пороков тогдашнего русского общества?). Лаврск. 201, гл. 112, л. 502 об. — В Иоасафовск. после гл. 51-й, на особой тетради, без означения главы, л. по верхн. перемете 381. 

13) Послание Домника архиепископа Венетийского, еже посла ко святейшему патриарху великиа Антиохия кир Петру и о прочих своих. Лаврск. № 201, гл. 125, л. 535 об. Отписание патр. Петра к Домнику ibid. гл. 126, л. 536 об. Германа патриарха к жестоковыйным латыном поучение. Нач.: Познавше убо, возлюбленнии, истинное православие ibid. гл. 127, л. 544 об. Исповедание папы, еже принесоша ответницы его фременурии патр. Герману ibid. гл. 128, л. 545 об. (в списке сочинений Максима Румянц. Музея № 264 есть см. и. 320 об., стр. 373, col. 2 fin.). Отвещание патр. Германа и собора к посланным от папы фременуром ibid. гл. 129, л. 545 об. Свидетельства, яко от Отца единого исходит Дух Святый (из отцов). Ibid, л. 546 об. И эти главы перевод Максимов?

14) Толковой Псалтири, Толкового Апостола, простой Псалтири для Курлятева, Златоустаго на евангелистов Матфея и Иоанна, Метафрастова жития Богородицы. См. о сих выше.

15) Слово Симеона Метафраста о чудеси святого Михаила архистратига иже в Хонех. Преведеся Максимом (Лаврск. № 664, л. 17, Сентябрская Минея, под числом 6-м). В Макарьевск. Минеи 6-е Сентября.

16) Чудо архистратига Михаила, бывшее во Святей горе (т.е. Афонской). Лаврск. № 664, л. 11, Сентябрск. Минея, 6-е число, не Максимово ли?

17) Лаврск. №200, л. 443 об. краткое известие о Григории Богослове и о слове пасха; с л. 444 иже во святых отца нашего Григория архиепископа Константинаграда Богослова на пасху и на опождение (sic) слово 1-е (с толкованием Никиты Ираклийского). Все слово первое и начало слова 2-го, л. 451.

18) Лаврск. № 200, л. 452 Хруса уединенного от слова исторического, о кресте Господни.  Перевод Максимов же?

19) Из Златоустого о епископах нерадивых и на резоимцев. Румянц. Муз. 264, л, 31 об., стр. 367, col. 1.

 

 

263

20) Патр. Иоаким в книге Остен говорит, что Максим в 1521 г. (по другим спискам в 1542 г.) перевел, с греческого на славянский правила апостолов я соборов. См. митр. Евгения Словарь историч., [под словом] Максим, изд. 2 стр. 37 fin. Что разумеет Иоаким? Кормчую Вассьянову, которая Толстовск. ркп. Отд. 1, № 169, стр. 92?

21) О монастырях Афонских. Лаврск. № 200, л. 13 об. (между прочим сказано: «а вся (монастыри Афонские) без имениих, и своими труды и питаются и одеваются, села у них несть, одны винограды и садове»). Максимово?

22) Слово Константина Порфирогенита... повесть... о посланнем к Авгарю нерукотворенном... образе. Перевод Максима. Царск. 265, л. 336, стр. 243.

Из Суиды переводы в Varia [см. выше стр. 260].

________


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.