13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Тахо-Годи А. А.
Тахо-Годи А. А. Комментарий к Лосев А. Ф., Миф - развернутое Магическое имя
Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.
А. А. Тахо-Годи
Комментарий
Исходя из контекста, данный фрагмент назван мною «Миф — развернутое магическое имя». Собственно говоря, перед нами страницы из «Диалектики мифа» А. Ф. Лосева, не вошедшие в книгу, изданную в 1930 году и основательно изуродованную цензурой. Вполне возможно, что автор и сам вынужден был исключить из подготовленной к изданию книги эти страницы, представляющие краткие и самые общие философские принципы ономатодоксии или, говоря по-русски, имяславия. Богословские основы имяславия продумывались А. Ф. Лосевым в начале 20-х годов и нашли свое выражение в тезисах, которые были посланы им о. П. Флоренскому в письме от 30.01.1923 года и которые были перед этим внимательно прочитаны и кое-где подправлены по просьбе их автора близким ему о. Иринеем, старцем Пантелеймоновского монастыря на Афоне, одним из главных участников имяславского движения, вывезенным во главе 447 монахов с Афона в 1913 году. С этими тезисами можно познакомиться по публикации П. В. Флоренского и Ю. А. Ростовцева «П. А. Флоренский по воспоминаниям А. Ф. Лосева» (с. 6-24) в книге «Контекст — 1990» (М, 1990) в разделе, посвященном памяти А, Ф. Лосева (там же помещены статья С. С. Аверинцева «Памяти учителя», глава из книги А. Ф. Лосева «Теории стиля» и библиография его трудов). Именно в этом письме А. Ф. сообщает своему адресату: «Есть у меня также и чисто философские тезисы имяславия, затруднять которыми Вас одновременно с этими не решаюсь» (с. 15).
В архиве А. Ф. Лосева находится незавершенная им, видимо в связи с арестом, работа, начатая в 1929 году (условное название «Диалектика имени»), в оглавлении к которой, написанном 14 февраля 1929 года помечена глава V «Философские тезисы ономатодоксии» и на которой как раз обрывается рукопись.
Судя по всему, автор не имел возможности осуществить свои философские размышления об Имени Божием во всей полноте и пытался представить их в тезисном виде в подготовленной к печати книге «Диалектика мифа», но текст был то ли снят позже цензурой, то ли самим автором.
Этот текст занимает рукописные страницы 124-135, близкие по формату современной бумаге для пишущих машинок и помечен пунктом третьим. Перед этим пунктом завершается пункт второй (с. 123 рукописи), соответствующий в книге «Диалектика мифа», с. 240 (первое изд. 1930 г.) главы XIII «Окончательная диалектическая формула».
231
Здесь в качестве примера магического имени приводится заклинательная молитва в чине изгнания беса из Требника Петра Могилы, причем сразу после нее идут слова: «На этом придется мне и закончить феноменолого-диалектическое понятие мифа. Миф как развернутое магическое имя не может уже быть проанализирован дальше и сводим на какие-нибудь более первоначальные моменты. Тут — окончательная, неделимая и центральная смысловая точка мифа; и возможно лишь такое дальнейшее исследование, которое будет детализировать это понятие уже без выхода за его пределы». В рукописи эти слова входят во вставку на обороте с. 123, сделанную другими чернилами и завершающую п. 2. Именно этими словами и заканчивается гл. XIII книги «Диалектика мифа». Однако, как видим, идея философских тезисов ономатодоксии не давала автору покоя. И он в заключении XIII гл. все-таки решился резюмировать три главных принципа имени как умной энергии, а именно его мифологичность, магичность и эвхологичность. Но и здесь судьба преследовала автора. Резюмирующий текст так и не увидел света по не известной нам причине, сохранившись только в рукописном виде.
232
Страница сгенерирована за 0.15 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.