Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бальтазар фон, Ганс Урс

Бальтазар фон, Ганс Урс Сретение

СРЕТЕНИЕ

Евангельское изложение события явно подверглось стилизации. Сначала трижды упоминается «закон» — сначала «закон Моисеев», затем «закон Господень» (Лк. 2, 22 и сл.), весь эпизод завершается еще одним упоминанием «Господнего закона» (2, 39). Прежде всего роженица по рождении ребенка, согласно «закону Моисееву», должна на сороковой день «очиститься», поскольку с культовой точки зрения до этого она нечиста. После этого, если речь идет о мальчике, она должна исполнить еще одно предписание и посвятить Господу

/37/

 

 

«всякого младенца мужского пола, разверзающего ложесна» (Исх. 22, 28 и сл.). Иными словами, она обязана принести Господу жертву и ею «выкупить» ребенка. Евангелист, однако, отводит свой взор от этого мотива и переключает его на введение во храм юного Самуила, на всю жизнь посвященного матерью Богу. Наконец, есть и упоминание о собственно жертве, об очистительной жертве, которая требуется от бедных людей (по Лев 12, 8): «две горлицы или два молодых голубя». Таким образом, все было исполнено «по закону»: «законному обряду» (Лк. 2, 27. Пятое упоминание!) полностью отдано должное.

Этому до назойливости повторяемому мотиву послушания противостоит столь же настойчивый мотив Св. Духа. Св. Дух трижды упоминается в связи с седовласым Симеоном: Св. Дух пребывает на нем, ведет его, открывает ему, что он не умрет, пока не увидит Мессию. Наконец, старец действительно «по Вдохновению» приходит в храм, как раз тогда, когда родители принесли младенца. Соответственно во Св. Духе была им пропета, когда он принял дитя в объятья, знаменитая благодарственная песнь, а также произнесено последующее пророчество. Во Св. Духе пророчествовала и пророчица Анна, но ее слова не вошли в Евангелие.

Наиболее удивительное в сретенском повествовании заключается в том, что здесь во всех деталях показано послушание Нового Завета перед лицом ветхозаветного закона. В сретенском рассказе отличительные признаки Нового Завета затушеваны до нераспознавания. Действительно, разве необходимо еще специально «представлять» и посвящать Богу Младенца, если Он и так, как никто другой, от Него происходит и Ему принадлежит? Разве потребно очищение Той, Которая непорочно приняла во чреве и родила девственно? Здесь, таким образом, на сию тайну Матери и Младенца набрасывается плотное покрывало. Удивительно также, что, с другой стороны, на ветхозаветный народ изливается сияние Св. Духа, который заранее предвещает появление Нового и делает возможной встречу с ним. Пророк и пророчица как раз сдергивают прикрывающее покрывало с тайны и показывают замысел Божественного искупления во всем его величии.

Они говорят о «свете к просвещению язычников», о «спасении пред лицем всех народов», но, с другой стороны, все еще помышляют об «избавлении в Иерусалиме» (Лк. 2, 38) и о «славе народа Твоего Израиля» (2, 32). Так что хотя «спасение от иудеев» (Ин. 4, 22), все же «наступает время, когда и не на этой горе, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (Ин. 4, 21). Как произойдет в Святом Духе это распространение веры иудеев вплоть до универсализма, пророк пока сообщает лишь Матери Мессии,— ведь Она выступает как обобщенная представительница Израиля. Именно Матерь Божия, которая вплоть до отвержения себя была послушна закону Моисееву и сущему в нем закону Господню, должна теперь услышать и воспринять.

/38/

 

 

Ее Дитя «лежит на падение и восстание многих во Израиле» (Лк. 2, 34). Это разделение будет не поровну, «предмет пререканий» станет превалировать, преобладать. «Свои Его не приняли» — вот что сказано в первую голову (Ин. 1, 11). Дитя приносит с собой не мир, но приносит меч, чтобы «открылись помышления многих сердец» (Лк. 2, 35), чтобы отверзлись «повапленные гробы» (Мф. 23, 27; 27, 52). Обетованный «свет к просвещению» проникнет до последних глубин, пока не будет «все обнажено и открыто перед очами Его, Ему дадим ответ» (Евр. 4, 13). Прославляемое Дитя — это, конечно, «Свет истинный, который просвещает всякого человека» (Ин. 1, 9), но сей свет одновременно есть не только искупление, но и суд. Все зависит от того, пожелает просвещаемый идти к свету или предпочтет удалиться от него (Ин. 3, 19 — 21).

В силу рождения принесенное Младенцем оружие, как сказал Симеон, «пройдет Твою душу» (Лк. 2, 35), но в ней-то рассекать нечего, ибо Ее послушание беззаветно и безупречно. Но все же Твоя душа Матери человечества (и на первом месте Израиля) до оснований прочувствует боль суда. Ты, Матерь Сына, сердцем примешь удар мечом, поражающий Сына — «спасение всех народов».

 


Страница сгенерирована за 0.21 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.