Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бальтазар фон, Ганс Урс

Бальтазар фон, Ганс Урс Бог терпения

БОГ ТЕРПЕНИЯ

«Бог терпения и утешения» да дарует эти свои дары общине, которую мы обрели «терпением и утешением из Писаний» (Рим. 15, 5,4). Уже в Ветхом Завете мы видим народ, столетиями пребывавший в ожидании, и Господь дал ему то качество, которое столь характерно для Него Самого. Ибо какое же терпение нужно для того, чтобы снести непокорный народ израильский! Временами мера терпения переполнялась, и Господь, казалось бы, уже изготовился, чтобы сокрушительно ударить. Но однажды Моисей, предложив себя в жертву, отвел гнев. В другой раз Бог сам как бы спохватился, вспомнив о Своей Божественной сущности, и отменил уже готовый совершиться суд и наказание (Ос. 11, 9). Премудрый Соломон похваляет правосудие Божие, а вершину правосудия он видит в том, что Бог властен быть милостивым: «Обладая силою, Ты судишь снисходительно и управляешь нами с великою милостью» (Прем. 12, 18). Слова сии были сказаны, как полагает ап. Павел, предвосхищая прощение, испрошенное для нас Иисусом Христом,— «для показания правды Его в прощении грехов, доделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию (спасительной) правды Его в настоящее время» (Рим. 3, 25 и сл.). «Прощение» — фактически есть сдерживание Богом Самого Себя, хотя Его гнев и должен бы был уже разразиться. Это есть почти уже даже и неправомерное терпение. О нем ап. Павел говорит язычникам в Афинах: Бог решил не судить по строгости «времена неведения» (Деян. 17, 30), прошел мимо них и направил Свой взор на грядущего Искупителя.

Поговорим также и о «терпении Христовом» (2 Фес. 3, 5), которое временами подвергалось самым жестоким испытаниям из-за непонятливости людей (Лк. 9, 41). Вся земная жизнь Христа, несмотря на все Его стремление к конечному «крещению», была претерпеванием преходящего, без желания что-либо предусмотреть и заранее что-то предпринять. Поэтому Иисус Христос не только продолжает линию Божественного терпения, но и начинает линию терпения человеческого. Нам в наших временных пределах действительно приходится проявлять выдержку изо дня в день. Примером терпеливца в Евангелии является земледелец: ему не остается ничего другого, как дожидаться созревания урожая, ускорить которое он не может (Мк. 4, 26 и сл.). «Итак, братия, будьте долготерпеливы...Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы» (Иак. 5, 7 и сл.). Так и любой человек в своем сердце только «в терпении приносит плод» (Лк. 8, 15). Долготерпение Христово восприняли и Его ученики. Для Христа и для Его последователей действуют одинаковые законы, а именно: терпение возрастает, если оно вызывается превратностями. «От скорби происходит терпение» (Рим. 5, 3). Кроме того, для терпения необходимо действие самосдерживания: «От самообладания проистекает терпение» (2 Петр. 1, 6). Иными словами, получается, что терпение не сводится к бездеятельному ожиданию. Терпение — это активно движимое все-вы-

/93/

 

 

держивание. Если мы вспомним о Христе, Который претерпел над Собою «поругание грешникой», то уж нам-то, безусловно, надлежит «с терпением проходить предлежащее нам поприще» (Евр. 12, 3,1). Избежать борения не придется: «Терпите, пока вас наказывают» (Евр. 12, 7). Ибо «терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10, 36). Мы могли бы пользоваться также и словом «выдержанность», но для этого надо отказаться от содержащегося в нем признака остановки, стояния на месте и иметь в виду лишь непеременчйвость умонастроения, но в постоянном жизненном движении.

Вот почему терпение по праву стоит в одном ряду с верой и надеждой (Иак. 1, 3; 1 Фес. 1, 3; 2 Тим. 3, 10; Тит. 2, 2). Отсюда следует, что терпение не принадлежит к числу чисто человеческих способностей, но даруется Богом: от Него мы «укрепляемся силою во всяком терпении» (Кол. 1, 11). Нас вдохновляет еще и пример Христа (1 Петр. 2, 20 и сл.). Какими бы именами ни называть терпение Божие, оно всегда тесно связано с Его милосердием и с Его непрекращающейся любовью. Вот почему прямо к Божественному прообразу восходит основная линия нашего христианского поведения — линия упорного претерпевания. О ней особенно проникновенно говорится в Апокалипсисе; «терпение и труд», 2, 2; «терпение и вера святых», 13, 10; ср. 14, 12. И только исходя из этого прообраза становится понятной отличительная особенность христианского поведения.

Одновременно мы не ошибемся, если скажем, что в христианскую веру и надежду входит также претерпевание Самого Бога. Ведь Бог временами не дает нам видеть того, во что мы верим, даже не оправдывает наших надежд. Но нам всегда надлежит помнить, с каким терпением к нам относится Бог-Отец, какое несравненное терпение было свойственно Агнцу Божию. Сказано нам: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19).

 


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.