Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бальтазар фон, Ганс Урс

Бальтазар фон, Ганс Урс Возвращение домой

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

Христианин слышит: Бог «воскресил вас с Ним и приготовил престол в небесных высотах во Христе Иисусе» (Еф. 2, 6). Христианину говорится: «Вы приступили к Небесному Иерусалиму, ко граду Бога живого, ко тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев» (Евр. 12, 22 и сл.). Христианин, конечно, принимает подобные слова за благочестивое преувеличение. Разве, с другой стороны, не сказано, что «мы устранены от Господа» (2 Кор. 5, 6), ибо «мы спасены в надежде», и только? «Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим. 8, 24 и сл.).

Если, однако, учесть в другом месте сказанное,— «жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3, 3),— то оказывается, что обе мысли противоречат друг другу. Второй тезис кажется справедливым, потому что будущая жизнь сокрыта на небе, и надежда и терпение предполагают лишь отдаленное приоткровение сокрытого ныне. С этой точки зрения было бы правильно думать, что мы — «пришельцы и странники на земле» (1 Пет 2, 11) и что наше «законное гражданство», наше «жительство» (Фил. 3, 20), находится «на небесах». Трудно представить себе, что за будущая реальность имеется в виду, но все же нам представляется очень убедительным противоречие между нашим пребыванием на земле и желаемым себе после кончины жительством на небе. Не исключено, что между землей и небом уже сейчас имеется связь,— ведь все мы члены тела Христова, а Христос определенно обитает на небесах,— и тем не менее наибольшей самоочевидностью для нас обладает именно земная жизнь, наше мучительное и греховное бытие, а небесное бытие представляется неопределенным будущим.

Данная убедительная очевидность, однако, поколеблется, если вспомним, что Сын Божий и по воплощении Своем не покинул Своего места в «недре Отчем» (Ин. 1, 18). И о том, что Он нас заверил о пребывании Царствия Божия «внутрь» нас (Лк. 17, 21). Наконец, если вспомнить также, что в Нем воля Божия совершается «как на небе, так и на земле» не сходным образом, а совершенно идентично.

/71/

 

 

К сказанному следует еще прибавить пример Девы Марии, Которая имеет в Божественном замысле спасения свое место - «жилшце», предызбранное для Нее «прежде создания мира» как для Матери Спасителя, «святой и непорочной пред Ним» (Еф. 1, 4). И это Свое «жилище» Она, конечно, никогда не покидала, став человеком в земной жизни и на протяжении всего своего существования на земле. Иначе говоря, когда в день Своего Успения Она восходит к Богу, на самом деле Она всего лишь возвращается домой, в издавна принадлежащее Ей место, привычное Ей настолько (ибо оно есть раскрытие Ее подлинной сущности), что Она в то же время сознает: здесь Я пребывала всегда. И конечно, сознает не только в том плане, что в какой-то момент наконец-то реализуется определенный Божественный замысел или Идея, но и постоянно сохранявшуюся идентичность глубочайшей сущности Матери-Девы этой Идее. Поэтому в своем Успении Она и изведывает: здесь Я пребывала всегда, и при этом не имеет никакого значения, насколько Она реализовала эту идею в Своей жизни по вере на земле.

Но мы не можем уподоблять себя Марии. Мы — «удалены», мы отнюдь еще не отвечаем идее, которую Бог хочет видеть в нас как в Своих чадах. И все же нечто от совершенной тайны Девы Марии заключено уже и в нас. Глубоко по истинности высказывание, что принявшие Христа получают власть «быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12), но как понимать его, если выйти за рамки отдаленного переносного смысла и примкнуть к представлению, что мы по милости вместе со Христом рождаемся от Бога-Отца? Никодим находил такое представление недостойным веры, за что и был упрекаем Господом. Ему как вероучителю израильскому следовало бы знать сию простейшую истину. Ведь она излагается уже в Ветхом Завете. Действительно, Иисус Сам ссылается на слово псалма: «Я сказал: вы — боги» (82, 6), и Он изъясняет это слово всем, «к которым было слово Божие» (Ин. 10, 34 и сл.). При этом речь идет не о внешнем восприятии, не о слуховом, а о сердечном, так что «все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь» (Иер. 31, 33 и сл.). Итак, уже в Ветхом Завете избранный, которому в сердце вложено Слово Божие, принимается в сферу попечения Бога. Насколько же более, говорит Иисус, это относится к Тому, «Которого Отец освятил и послал в мир» (Ин. 10, 36), равно как и к людям, которых Сей Освященный вместе с Собой приводит к Отцу в качестве чад Божиих: «Вот, Я и дети, которых дал Мне Бог» (Евр. 2, 13). Следовательно, мы уже сейчас являемся чадами Отца и членами тела Христова. Мы уже сейчас имеем Духа Святого в наших сердцах, который так же, как взывал Сын к Отцу (Мк. 14, 36), взывает: «Авва, Отче» (Рим. 8, 15), отчего завершение земного пути нам и покажется водворением домой, в ту идею, ради которой мы были замыслены Богом еще в превечности. Мы займем свое место, в котором с точки зрения наиболее свойственных нам истины и действительности

/72/

 

 

бывали также превечно. И только там мы до конца поймем, сколь долго мы, в своем грешном и несовершенном состоянии, пространствовали на чужбине. Подобно тому, как блудный сын из притчи, который вспомнил наконец о родительском доме, где и был радостно принят Отцом.

 


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.