13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Жаба С., Русские мыслители о России и человечестве. П. Л. Лавров
ПЕТР ЛАВРОВИЧ ЛАВРОВ
(2. VI. 1823 — 25. I. 1900).
Полковник артиллерии, математик, историк культуры, стремившийся всю жизнь к научной работе, стал, неисповедимыми судьбами русского интеллигента, одним из виднейших русских революционеров, одним из теоретиков «русского социализма», иначе говоря — народничества.
Когда, в 1870 г., Лавров бежал из ссылки за-границу, он уже был «властителем дум»: его «Исторические Письма», появившиеся на свет в 1868/69 г. г., оказали решающее влияние на молодое поколение семидесятников.
Чувство вины интеллигенции перед народом, потребность отдачи долга ему, жажда жертвенного служения и борьбы за правду нашли убедительное выражение в теории, окрашенной ярко-этически, соответственно настроениям наступающих 70-х годов. Самоотвержение, которое требуется от молодежи, кажется оправданным и целесообразным: «Реальны в истории лишь личности, лишь они желают, стремятся, обдумывают, действуют, совершают историю». А «прогресс человечества лежит исключительно на «критически-мыслящих — личностях»: без них он безусловно невозможен». (Вспоминается формула Грановского: «В разложении масс мыслию заключается процесс истории». Но Лавров отводит и «массам» большую роль).
В «Исторических Письмах» — очень тяжело написанной небольшой книге — оказался непреодолимый призыв стать «критически мыслящими личностями», отдать себя счастью народа, бороться за идеал всестороннего развития человека.
Знаменитое «хождение в народ» самоотверженной молодежи несравненно теснее связано с именем Лаврова, чем Бакунина.
Лаврову принадлежит множество написанных в изгнании социологических трудов, исследований по истории культуры, по истории
151
научной мысли, предвосхищающих многие выводы позднейших социологов и историков.
По философским воззрениям он был позитивистом. Господство примитивного материализма кончилось с 60-ми годами. (Надо иметь в виду одну особенность терминологии Лаврова: он противопоставляет цивилизацию — культуре, как начало сознательное — началу природно-бессознательному. Следует отметить также, что он продолжает «утилитаристическую» маскировку: «наслаждение» доставляемое борьбой за правду...).
Лавров играл большую политическую роль, возглавлял в 70-х и 80-х г. г. влиятельные эмигрантские журналы.
Он обогатил своими исследованиями теорию народничества. Определяя социологию, как науку о формах солидарности, он считал высшей формой солидарности — социализм. «Но лишь развивающаяся личность открывает законы общественной солидарности». Вне гармонического развития личности — невозможны ни прогресс, ни социализм.
Подобно Герцену и Чернышевскому, Лавров видел будущее России — на путях общины.
Он умер в Париже, где провел большую часть лет своего изгнания.
П. Л. Лавров.
Роль человека в мире.Человек снова стал центром всего мира, но не для мира, как он существует сам по себе, а для мира, понятого человеком, покоренного его мыслью и направленного к его цели.
Начало человеческой истории.
Как только работа мысли на почве культуры обусловила общественную жизнь требованиями науки, искусства, нравственности или религии, то культура перешла в цивилизацию и человеческая история началась.
«Исторические Письма». 1868/1869 г. Письмо I: «Естествознание в истории».
Субъективная оценка истории.
Философское понимание истории совершенно немыслимо без того, чтобы историк не группировал отдельные явления, их комбинации и целые периоды сообразно тому миросозерцанию, которое для него обусловливает во всех сферах мысли и жизни существенное и случайное.
(«Задачи Понимания Истории», стр. 86).
152
Важность исторических явлений оценивается не объективно....
Приходится прилагать к процессу истории субъективную оценку, т. е. усвоив, по степени своего нравственного развития, тот или другой нравственный идеал, расположить все факты истории в перспективе, по которой они содействовали или противодействовали этому идеалу...
История представляется нам борьбой благодетельного и вредного начала, где благодетельное... достигло, наконец, той точки, на которой оно есть для нас высшее благо человечества. Итак, в процессе истории мы неизбежно видим прогресс.
(«Исторические Письма». Письмо V: «Процесс Истории». Соч. Том I, стр. 101).
Два последовательных определения прогресса.
Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении. Воплощение в общественных формах истины и справедливости — вот краткая формула, обнимающая, как мне кажется, все, что можно считать прогрессом.
(«Исторические Письма». Письмо III: «Величина прогресса в человечестве». Соч. Том I, стр. 199).
Прогресс по моему мнению, есть процесс развития в человечестве сознания и воплощения истины и справедливости путем критической мысли личностей над современною им культурою.
(«Формула прогресса Н. К. Михайловского». 1870 г. Соч. Т. I, стр. 422).
Искупление невольной вины перед народом.
Член небольшой группы меньшинства, видящий свое наслаждение в собственном развитии, в отыскании истины и в воплощении справедливости, скажет себе: каждое удобство жизни, каким я пользуюсь, каждая мысль, которую я имел досуг приобрести или выработать, куплена кровью, страданием или трудом миллионов. Прошедшее я исправить не могу, и как ни дорого оплачено мое развитие, я от него отказываться не могу: оно именно и составляет идеал, возбуждающий меня к деятельности. Лишь бессильный и неразвитой человек падает под ответственностью, на нем лежащей, и бежит от зла в Фиваиду или в могилу. Зло надо исправить насколько можно, а это можно сделать только в жизни. Зло надо зажить. Я сниму с себя ответственность за кровавую цену своего развития, если употреблю это самое развитие на то, чтобы уменьшить зло в настоящем и будущем.
(«Исторические Письма». Письмо IV: «Цена Прогресса». Соч. Том I, стр. 225-226).
153
...Читатели поймут, что они именно, как личности, должны совершить критическую работу мысли над современною культурою; что они именно должны своею мыслью, жизнию, деятельностью заплатить свою долю громадной цены прогресса, до сих пор накопившейся; что они именно должны противопоставить свое убеждение лжи и несправедливости, существующей в обществе...
(«Исторические Письма». Письмо XVI. «Цель автора». Соч., Том I, стр. 394).
Роль критически-мыслящих личностей.
Обществу угрожает опасность застоя, если оно заглушит в себе критически-мыслящие личности. Его цивилизации грозит гибель, если эта цивилизация, какова бы она ни была, сделается исключительным достоянием небольшого меньшинства. Следовательно, как ни мал прогресс человечества, он и то, что есть, лежит исключительно на критически-мыслящих личностях; без них он безусловно невозможен; без их стремления распространить его он крайне непрочен... Так как за их то именно развитие заплачена та страшная цена, о которой говорено,... то нравственная обязанность расплачиваться за прогресс лежит на них-же...
(«Исторические Письма». Письмо V.: «Действие личности». Соч., Том I, стр. 226-227).
Быть с народом — при всех условиях.
Очень может быть, что... страждущие массы незаметных хранителей лучшего будущего не признают сразу своих сторонников, почувствуют к ним недоверие, не будут в состоянии разглядеть в борьбе, начинающейся на почве выработанной критической мысли ту борьбу, которую они сами призывают инстинктивно, на основании темных влечений и верований. Это ничего не значит... Непризнанные, непонятые сначала сторонники борьбы за лучшее будущее должны во всех своих словах, во всех своих действиях иметь в виду этих союзников, не только возможных, но неизбежных.
(«Исторические Письма». Письмо VIII.: «Растущая общественная сила». Соч., Том I, стр. 259-260).
Против аморализма в политике.
Средством для распространения истины не может быть ложь; средством для реализации справедливости не может быть ни эксплуатация, ни авторитарное господство личностей...
Люди, утверждающие, что цель оправдывает средства, должны
154
бы всегда сознавать: кроме тех средств, которые подрывают самую цель.
(«Наша Программа». 1873 г. Соч., Том II, стр. 26).
Роль русской интеллигенции.
Началась историческая роль революционной доли русской интеллигенции... Она взяла на себя опасную и грозную обязанность сделаться центром нового революционного движения.
Значение крестьянской общины.
Базисом этого движения должен был быть русский крестьянин... В старинных традициях земледельческой великорусской общины, в солидарности мира и работы артелью... революционеры видели уже готовые в народе элементы социалистической солидарности русского крестьянства.
(«Взгляд на прошлое и настоящее русского социализма». Стр. 27).
Для русского, специальная почва, на которой может развиваться будущность большинства русского населения,... есть крестьянство с общинным землепользованием. Развить нашу общину в смысле общинной обработки земли и общинного пользования ее продуктами, сделать из мирской сходки основной политический элемент русского общественного строя, поглотить в общинной собственности частную, дать крестьянству то образование,... без которого оно никогда не сумеет воспользоваться своими легальными правами, как бы они широки ни были, и никак не выйдет из-под эксплуатации меньшинства, даже в случае самого удачного переворота, — вот специально русские цели.
(«Наша программа». Соч., Том II, стр. 30).
Недопустимость диктатуры меньшинства.
На первое место мы поставим положение, что перестройка русского общества должна быть совершена не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством народа. Современный русский деятель должен, по нашему мнению, оставить за собою устарелое мнение, что народу могут быть навязаны революционные идеи, выработанные небольшою группою более развитого меньшинства, что специалисты-революционеры, свергнув удачным порывом центральное правительство, могут стать на его место и ввести.... новый строй, облагодетельствовав им неподготовленную массу. Мы не хотим новой насильственной власти, каков бы ни был источник новой власти.
...Тот, кто желает блага народу, должен стремиться не к тому,
155
чтобы стать властью при пособии удачной революции и вести за собой народ к цели, ясной лишь для предводителей, но к тому, чтобы вызвать в народе сознательную постановку целей, сознательное стремление к этим целям и сделаться не более, как исполнителем этих общественных стремлений, когда настанет минута общественного переворота.
Длительная подготовка.
Лишь строгою и усиленною личною подготовкой можно выработать в себе возможность полезной деятельности среди народа...
Лишь уясняя народу его потребности и подготовляя его к самостоятельной и сознательной деятельности для достижения яснопо-нятных целей, можно считать себя действительно-полезным участником в современной подготовке лучшей будущности России.
(«Наша программа». Соч., Том II. стр. 31-32).
Не бунт, а революция.
Революция, а не попытка к бунту. Революция обдуманная, рассчитанная..., а не безумные забавы революционными порывами.
(«Русской социально - революционной молодежи». 1874 г. Соч., Том III, стр. 150).
Борьба за будущее.
Будущее не принадлежит никому; оно не может прочно принадлежать ни религии, ни государству, ни капиталу; но временная победа... возможна для всех... Наука и труд в их союзе одни могут дать прочное будущее человечеству, но... они должны завоевать это будущее.
...Развивайте в себе каждый силу мысли и энергию убеждения, ясное понимание и самоотверженную решимость... Здесь возможное будущее... Идите и завоюйте его.
(«Кому принадлежит будущее?». Соч., Том III, стр. 143-144).
156
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.