Поиск авторов по алфавиту

Автор:Федотов Георгий Петрович

Год: 1926

Федотов Г.П. О стиле в проповеди

Разбивка страниц сделана по: Г. П. Федотов, I т.,  Лицо России. Статьи 1918 – 1930.

2-е издание. YMCA-PRESS, Paris, 1988

 

ГЕОРГИЙ ПЕТРОВИЧ ФЕДОТОВ

 

О СТИЛЕ В ПРОПОВЕДИ

(«Вестник Р.С.Х.Д.», №2, 1926 г.)

 

Истина Христова есть единственно вечное в из­менчивом потоке времени. Поэтому христианство, а, следовательно, и православное христианство, не может иметь своего окончательного стиля, но облекается в культурный стиль эпохи, в свою очередь определяемой им. Это относится одинаково к церковному искусству, и православному быту и проповеди. Только литургика, как покров мистерии, с известного момента не подчиняется закону перемены. Стиль христианской древ­ности (эллинистической), византийской, древнерус­ской церкви совершенно различен. Даже у нас стиль допетровской и послепетровской церкви глубоко разнятся между собой. Наиболее чутким к стилю эпохи является слово, обращенное не к верным, а к «внеш­ним»: проповедь, катехетика, язык апологета-мис­сионера.

Апологеты ранней церкви, обращаясь к язычникам, говорили на языке философской культуры мира язычников. Миссионер, отправляясь на проповедь к дикарям, изучает их язык, нравы, обычаи, чтобы знать их сильные и слабые стороны, чтобы не оскорбить их, не скомпрометировать в глазах их святыни, которую он несет.

Культурный стиль эпохи — это ее язык. И мы призваны действовать в среде новых язычников, в среде новых культурных дикарей. Первое, что мы должны усвоить себе, это их язык. Язык их научных понятий, их художественных символов, общественных

123

 

 

и правовых ценностей. И как миссионер старается в наивной символике дикаря угадать и раскрыть для не­го иные символы, адекватные вечной истине, так и современный апологет должен уметь связать символи­ку культуры с символами христианства. Для того чтобы победить культуру, нужно знать ее. А, зная ее, нельзя хоть немного не любить ее, как не может мис­сионер не любить души народа, которому он пропове­дует. Эта любовь не исключает борьбы, но просветляет ее. Она отнимает у идолов дары не для того, чтобы уничтожить их, а чтобы посвятить Богу. В этой любов­ной борьбе с культурой будем остерегаться одной опас­ности: профанации святости. Нужно с величайшей осторожностью нести святые символы в толпу, которая не понимает их. Страшен не гнев ее, но глумление. «Смешное убивает» прежде всего смеющегося. Нужно бояться церковно-славянских слов, аскетических и дог­матических терминов в потоке современной литератур­ной речи. Точнее, нужно подлинное искусство, чтобы найти место славянскому слову в русской речи. Толь­ко большие мастера слова — Пушкин, Вячеслав Иванов — обладают им. Чистое крепкое вино литургического слова в воде повседневной речи обращается в елей, «елейность», которая у иных способна вызвать тош­ноту. Елейность противна во всяком языке, даже фран­цузском; в русском, где с ней связано воспоминание о скверном семинарском анекдоте, она невыносима. Лучше будем поить людей, которые просят пить, про­стой, но чистой водой, в ожидании, когда им будет доступно литургическое вино.

Много пороков в современном человеке, но в одной добродетели нельзя отказать ему: в правдивости. В неверии и в вере он хочет быть беспощадно правдивым с самим собой, ему нестерпимы условности, умолчание, «благочестивая ложь». Христианство есть религия беспощадной правды. Меч Христов рассекает начисто правду и ложь во всяком сердце, во всяком быте, во

124

 

 

всяком создании человеческом. Христианство поэтому есть именно та пища, по которой изголодалось совре­менное человечество. Поэтому стиль современного хри­стианства не может не быть реалистическим. Сейчас уже или еще не время орнаментальных, декора­тивных форм. Современное, даже безбожное искусство больше говорит религиозным потребностям страдаль­ческой современной души, чем торжественный покой Византии. Сейчас грешно притуплять острие меча Хри­стова или скрывать его в золоченых ножнах. Служи­тель слова в наши дни должен быть не искусным ад­вокатом, а мужественным борцом. Не беда сознаться в собственном неведении (наше неведение — дань ува­жения тайнам). Беда солгать, умолчать, скрыть свое незнание. Будем прямы, честны перед собою, честны перед противником, и Бог благословит наше оружие.

125


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.