13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофилакт, блаженный, архиепископ Болгарский
Феофилакт, блж. Толкование на послание св. Апостола Павла к Титу
PARIS
Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.
БЛАЖЕННЫЙ ФЕОФИЛАКТ,
АРХИЕПИСКОП БОЛГАРСКИЙ
ТОЛКОВАНИЕ
НА
ПОСЛАНИЕ СВ. АПОСТОЛА ПАВЛА К ТИТУ.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Из спутников Павла Тит был опытнейший муж; поэтому самому он был рукоположен [Павлом] во епископа целого острова Крита, и ему было поручено рукоположение и суд над многими епископами. Ему, как совершенно опытному, и недоконченное исправить поручается этим Посланием, которое Павел пишет ему до заключения своего в узы, когда он был еще на свободе. Ибо нигде не упоминает об испытаниях. Отсюда, мне кажется, это Послание предшествует [второму] Посланию к Тимофею, ибо то писал он при конце жизни. Он постоянно упоминает здесь о благодати, которою мы спасены, зная, что она служит великим утешением. Кто вспомнит, кем был прежде и каких после того удостоился даров и благодати, тот приложит все старание, чтобы не прогневать своего Благодетеля. Нападает также и на иудеев, но не удивляйся, если он порицает весь народ. Он делает это не для оскорбления, а из любви к Богу и по пламенной ревности, подобно как и Христос многократно обличал книжников, но не за себя, а за то, что они других вовлекали в погибель. Апостол пишет краткое Послание, чтобы даже и этим научить нас добродетели Тита. Ибо он не нуждался в длинных речах, а только в некотором напоминании.
Глава I.
Стих 1-й, Павел, раб Божий, апостол же Иисуса Христа... Безразлично употребляет эти выражения, иногда [называет себя]
241
рабом Христовым, апостолом Божиим, а теперь наоборот. Так он не полагал никакого различия между Отцом и Сыном.
...По вере избранных Божиих и разуму истины, относящейся к благочестию... Понимай это многоразличным образом; или: я стал апостолом, чтобы избранные уверовали чрез меня; или: я избран апостолом не за мои совершенства, но потому, что Бог благоволил вверить мне избранных его. Поэтому все есть дело благодати, а не потому, чтобы я был достоин, но ради избранных. Потом, чтобы показать, что и мы должны привнести что-нибудь, он прибавил и разуму истины, то есть: так как я познал истину учения сего, поэтому и вверено мне. А лучше: даже и познание не наше, но Он виновник и этого самого. Ибо прежде мы были познаны, а потом познали. Или: я уверовал, подобно прочим избранным, и познал истину. Даже для противопоставления иудейским обрядам он сказал истины. Ибо они не истина, хотя и не ложь, а образ и тень; и называя нас избранными, он осуждает тех [иудеев]. Ибо если и они были некогда [избранными], но не теперь. Смотри: прежде вера, а потом от нее познание, но не от рассудочных изысканий. Сказав истины, прибавил относящейся к благочестию, потому что и в житейских делах есть познание истины. Например, кто-нибудь истинно знает земледельческое дело или строительное дело. Итак, не об этой истине речь, а об истине по благочестию.
Стих 2-й. В надежде жизни вечной... Сказав, насколько облагодетельствовал нас Бог для настоящей жизни, говорит и о том, что Он даст в будущем. Уже и самое познание истины — величайшее благодеяние для нас, освобожденных от заблуждений. Но в награду за это Он даст нам еще и жизнь вечную. Так как мы познали его, то мы и надеемся, говорит, на вечную жизнь. Видишь ли, как он тотчас же, с самого начала, указывает на благодеяния Божии, чтобы как самого епископа, так и тем более его учеников сделать более готовыми к тому, чтобы угодить Благодетелю? Словами в надежде жизни вечной он ниспровергает иудейские обряды, ибо они имели наградою настоящую жизнь.
...Которую обещал неизменный в слове Бог прежде вековых времен. Если он не ложен, то несомненно даст и после смерти то, что обещал. Издревле еще, говорит, Он предопределил это, а не вследствие раскаяния. Не потому, что иудеи не обратились к нему, Он даст это нам, а потому, что издревле так было предопределено, — и Он возлюбил нас от века. Что Он возлюбил нас от начала, — это указывает на наше благородство.
242
Стих 3-й....А в свое время явил свое слово в проповеди... Чтобы кто-нибудь не сказал: почему Он медлил дать то, что определено от вечности? — говорит, что из попечений о нас и для того, чтобы сделать это благовременно. Временем Писание называет удобное время, как, например: Время Господу действовать... (Псалом 119/118/,ст. 126). Итак, в свои, говорит, времена, то есть сообразные, надлежащие времена. Что же Он явил? Слово, говорит, свое, то есть Евангелие. Каким образом? В проповеди, то есть явно, с дерзновением. Проповедующий не прибавляет, не убавляет. Так и мы проповедуем то, что нам повелено, конечно, только во всеуслышание, как и Христос сказал: ...проповедуйте на кровлях (Еванг. от Матфея, гл. 10, ст. 27), означая способом и местом прямоту, беспристрастность, свободу. Заметь, последовательность требовала сказать так: явил в свое время, то есть вечную жизнь, но он привел не так, а — явил свое слово. Справедливо. Ибо Евангелие все объемлет: как то, что в настоящее время нам дано, — благочестие, веру, истину, так и то, что обещается в будущем веке, то есть жизнь вечную. Некоторые, впрочем, под своим словом разумели Сына.
...Вверенной мне по повелению Спасителя нашего, Бога... Это проповедание, говорит, поручено мне. Итак, если поручено, то я не должен мыслить того, что недостойно Поручившего мне, не должен притворяться или выражать неудовольствие на то, что мне поручено. К тому же, это поручено мне по повелению; иначе сказать: я невольно вынуждаюсь делать это. Из того, что должно делать, одно делается по повелению, другое — по увещанию. Например, примирись с братом твоим (там же, гл. 5, ст. 24) — это повеление, и кто не исполнит его, наказывается; но: продай имение твое (там же, гл. 19, ст. 21), если желаешь, и еще: кто может вместить, да вместит (там же, гл. 19, ст. 12), — это увещания, и неисполняющий их не наказывается. Итак, говорит, мне поручено проповедание по повелению, так что мне необходимо исполнить его. Горе мне, если не благовествую! (1 Посл. к коринфянам, гл. 9, ст. 16). И это — не по властолюбию, а по нужде. Чье же повеление? Спасителя Бога. Поэтому, если повелел это Бог, желающий нашего спасения, то как я не покажу своего расположения спасительному делу?
Стих 4-й. ...Титу, истинному сыну...Сын может быть и не истинный, как блудник христианин или корыстолюбец; такой сын хотя и возрожден чрез крещение, но не истинный, потому что недостоин отца.
243
...По общей вере... Назвав Тита сыном и усвоив себе звание отца, апостол снова уменьшает эту честь, говоря: по вере я не имею ничего больше в сравнении с тобою, ибо она общая и ею возродились как я, так и ты. Почему же апостол называет его своим чадом? Или потому, чтобы показать свою любовь к нему, или потому, что он сам крестил Тита. Так как у обоих одна и та же вера, они братья друг другу. А так как Павел крестил Тита, он отец ему. Итак, выражение по общей вере означает братство.
...Благодать, милость, мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. И этим указывает на братство, когда говорит: от Бога Отца; он возбуждает Тита, чтобы тот помнил, чей он сын, именно — Божий. Смотри, как он чего желает простым людям, того же желает епископу и учителю. Ибо ему самому более других потребна благодатная Божия сила, как несущему претяжелые бремена; потребна милость, как такому, которому трудно избегать повинности пред Богом во многом; потребен мир, как поставленному в необходимость быть в столкновениях и вести непрерывную борьбу. Ибо и одно исправное прохождение епископства возводит на небо, и одна неисправность низводит в ад.
Стих 5-й. Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное... Подобно тому как в домашнем быту из приставленных на служение один делает одно, другой — другое, точно так и они разделили между собою вселенную по частям и все трудились. На это именно и указывается здесь словами оставил тебя в Крите, потому что сам он, очевидно, отправился в другое место, чтобы трудиться там. Смотри, как он не стесняется писать ученику, чтобы тот довершил недоконченное им. Он заботился об общей пользе, а не о своей собственной чести. Обрати внимание также и на то, что все, что соединено было с трудом и опасностями, — все это он исправлял сам; что же вело к чести или похвале — это он поручает ученику (разумею рукоположение епископов и все прочее, что имело нужду в большем устройстве).
...И поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал... Так он называет здесь епископов, как и в Послании к Тимофею. По городам, — говорит. Он не желал, чтобы весь остров поручен был одному лицу, но чтобы каждый город имел своего пастыря. Таким образом и труд [будет] легче, и наблюдение тщательнее.
Стих 6-й. Если кто непорочен... Если ведет жизнь, свободную от нарекания, если никто не укоряет его за образ жизни. Ибо если свет, говорит, — тьма, то тьма восколько более?
244
...Муж одной жены... Чтобы заградить уста еретикам, осуждавшим брак, он принимает в епископа женатого человека. Ибо брак настолько честен, что при нем можно восходить даже на священный престол. Но чтобы обуздать невоздержанных, он говорит: муж одной жены. Ибо кто не сохранил никакого расположения к умершей, — как он будет хорошим предстоятелем в церкви? Епископ должен быть непорочен. Двоеженец же небеспорочен, хотя это и допускается гражданскими законами.
...Детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Кто не воспитал собственных детей, — как будет управлять другими? Ясно, что если бы он сначала хорошо и заботливо воспитывал своих детей, то они не вышли бы непокорными. Ибо грехи не таковы по своей природе, чтобы они могли быть сильнее такого попечения. Апостол не сказал просто «нераспутных» [детей], но даже совсем свободных от укоризны в распутстве и свободных от дурного подозрения.
Стих 7-й. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель... Как он может быть беспорочен, если у него неверующие и невоспитанные дети? Бог поставил его над домом Своим, Божие занимает он место; поэтому во всех отношениях должен быть точным исполнителем воли Его.
...Не дерзок... Гражданские начальники властвуют над подчиненными силою закона, посему могут проявлять дерзость и самолюбие. Епископ же управляет добровольно подчиненными ему, и он не должен доходить до такой дерзости, чтобы поступать самовластно и не испрашивая мнения своих подчиненных; ибо это будет насильственно.
...Не гневлив... За самолюбием необходимо следует гневливость, от которой, естественно, епископ должен воздерживаться. Ибо как он научит других обуздывать эту страсть, если не научил этому самого себя?
...Не пьяница... То есть не оскорбитель. Какая необходимость оскорблять? Непокорных надобно приводить в страх геенною, а не оскорблять.
...Не бийца... Ни руками не наносящим побоев, ни словами горькими и ожесточительными, ибо он врач. А врач скорее врачует раны, но не наносит их сам.
...Не корыстолюбец. То есть показывающий великое презрение к богатству. В епископе стяжательность, даже и праведная, срамна.
Стих 8-й. Но страннолюбив... Не только не получать прибыль, но и все раздавать странникам.
245
...Любящий добро... Так называет апостол кроткого, умеренного и независтливого.
...Целомудрен... То есть чистый.
...Справедлив... Нелицеприятный в отношении к людям.
...Благочестив... То есть благоговейный ко всему Божественному, не опускающий ничего в отношении к Богу.
...Воздержан. Воздержан не только в пище, но и на язык, руки и постыдные взоры; ибо в том и состоит истинное воздержание.
Стих 9-й. Держащийся истинного слова, согласного с учением... То есть заботящийся, пекущийся об этом деле. Согласного, или истинного, или преподанного посредством веры, а не посредством умствования. Поэтому и сказал согласного с учением, показывая, что он мог учить и без внешней мудрости. Не помпа словесническая нужна, а опытность в Писаниях и сила в мыслях. Ибо такое только учение будет иметь успех, как и учение самого Павла.
... Чтоб он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать. То есть чтобы как своих охранял и укреплял, так и врагов отражал. Ибо кто не силен ни с врагами бороться и пленять всякое помышление в послушание Христу (2 Посл. к коринфянам, гл. 10, ст. 5), ни своих утешать, вразумлять и утверждать, тот лжеепископ есть. Другие добродетели можно находить и в подчиненных: страннолюбие, здравомыслие и прочее; но что более всего характеризует епископа — это учительство.
Стих 10-й. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков... Он указал на корень всех зол — неподчиненность. Так как неподчиненный не хочет состоять под начальством, а наскакивает, чтобы начальствовать над другими, — очевидно, ничему здравому и правому не научился, потому что не хотел снести, чтобы его учили. Прельщающий себя и других есть суеслов и умопрельщенный.
... Особенно из обрезанных... Их и Господь укорял в любоначалии, потому что они не оставили этого недуга и после того, как уверовали.
Стих 11-й Каковым должно заграждать уста... То есть сильно
обличать, чтобы замыкались у них уста. А что пользы, когда они из непокоряющихся истине? Для них — никакой, но полезно это для тех, которых они могут развратить, если епископ будет молчать; за развращение их сам епископ даст ответ. Посему таким нужно заграждать уста: если же не можешь, не будь епископом.
Они развращают целые домы, уча чему не должно из постыдной корысти. Видишь, что значит неподчиненность в связи
246
с сребролюбием и скверностяжательностию, как они развращают домы! Они — рычаги в руках дьявола, посредством которых он разрушает домы Божии.
Стихи 12-й и 13-й. Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые». Свидетельство это справедливо. Спрашивается, почему он привел свидетельство из греческих писателей и одобрил его, хотя оно несправедливо? Да и кто это сказал? Правда, сказал Епименид, более всех греческих мудрецов занимавшийся предсказаниями и умилостивлением богов и славившийся благодетельным даром прорицания. Он действительно, когда увидел, что критяне воздвигли гробницу Зевсу и стали почитать его как какого-нибудь человека, как бы ревнуя о славе отечественного бога, составил следующее обращение к Зевсу: будучи таким-то и таким-то, критяне воздвигли тебе гробницу; между тем ты не умер, ты всегда живешь. Этому изречению Павел дает теперь свидетельство истины. Как же он делает это? Ведь если сказано истинно — значит, Зевс бессмертен. Нет, не на это апостол обратил внимание, говоря, что свидетельство истинно, но на то, что [Епименид] назвал критян лжецами и прочее. А какая польза в языческом свидетельстве? Чрез это он лучше всего подействовал на них, представляя им доказательство их надменности из их собственных писателей. Павел обычно делает так; подобным образом он рассуждал и с афинянами на основании Арата: что тот приписывает лжеименному богу Зевсу, то он относит к истинному Богу, так как на основании их собственных свидетельств они лучше могут убедиться. Подобным образом и с иудеями он говорит на основании пророков, а не на основании Евангелий. Так поступает и Бог, привлекая к себе каждого привычным и верным для него путем. Так, волхвов — посредством звезды (см. Еванг. от Матфея, гл. 2); Саула — чрез волшебницу (см. 1 Кн. Царств, гл. 18), так как тот верил ей, а гадателей — чрез животных [коров], везших кивот; и это не значит, что языческие гадатели говорят правду, — напротив, он обличает их их же устами. И Валааму Бог дозволяет благословлять и пророчествовать (см. Числа, гл. 23 и 24). Ибо обычно всегда оказывает снисхождение для нашей пользы.
Почему же Христос и оный Павел запрещали демонам говорить и свидетельствовать о себе? Потому что достаточно было знамений, чтобы верить им; и Христос сам проповедывал о себе, и этого было достаточно. Притом демонам не воздавалось
247
поклонения, а идол не сам вещал. Поэтому бесам и запрещалось говорить.
По сей причине обличай их строго... Так как они, говорит, лжецы, что объясняется их коварством, и чревоугодливы, то для них нужно сильное и обличительное слово, ибо кротость для них бесполезна. Как тот, кто укоряет кроткого человека, губит его, так и тот, кто льстит бесстыдному человеку, портит его, не давая ему узнать себя самого. Здесь, говорит апостол, не чужих должно обличать, а своих.
Стихи 13-й и 14-й. ...Дабы они были здравы в вере, не внимая иудейским басням... Итак, здравие состоит в том, чтобы не вводить ничего ложного, ничего чуждого вере; подобно как подчинить себя закону не значит смело уповать на веру, что ее достаточно, чтобы спастись. Это — немаловажная ошибка. Иудейские обычаи — вдвойне басни: и потому, что они несвоевременны и совершенно бесполезны, и потому, что внимать им вредно. Итак, как басням не должно верить, так и им. Конечно, святые книги Ветхого Завета, добре понимаемые, не суть басни. Да и как это может быть, когда из них мы научаемся евангельской истине? Но неправые толкования и прибавления — вот что басни. Слушай, что следует далее.
...И постановлениям людей, отвращающихся от истины. Видишь, что он называет баснями? Заповеди человеческие, как написано у Исаии (см. гл. 29) и в Евангелии [от Матфея] (см. гл. 15), и прочее; очевидно также наблюдение относительно яств (как это видно из последующего).
Стих 15-й. Для чистых все чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть. Итак, не по природе своей чисты или нечисты [яства], но по произволению вкушающих. Последние, будучи чисты и благочестивы, знают, что все чисто как творение Божие, что один только грех нечист. Ибо если и закон считал нечто нечистым, так это было не бесцельно, но для обуздания невоздержности, зная, что евреи без принуждения не повиновались бы ему, как чревоугодники. Конечно, если вкушающие будут чисты и благочестивы, то для таковых все будет чисто. Каким образом? Ибо если так рассуждать, то и рыбы, пожирающие людей, и птицы, считающиеся чистыми, но питающиеся червями, должны бы казаться нечистыми. Поэтому нечистая мысль, направленная в дурную сторону, сама собою грязнит то, что по природе не таково. Подобным образом страдающий желудком думает, что яства неприятны,
248
хотя бы они были приятны; и страдающему головокружением твердо стоящая земля кажется движущейся. Такое подозрение зависит от его болезни. Это относится как к манихеям, так и к маркионитам и ко вновь народившимся от них еретикам, у большинства называемых галатами (или гаватами).
Стих 16-й. Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу. Видишь ли, что делает [их] нечистыми и мерзкими? То, что дела дурны и нечисты. Ибо поистине вера без дел мертва (см. Посл. Иакова, гл. 2, ст. 17). Мертвый же внушает омерзение и ни к чему негоден.
Глава II.
Стих 1-й. Ты же говори то, что сообразно с здравым учением... Хотя бы они были неверующими и бесчестными людьми, ты все же делай свое дело: не молчи, хотя бы они и не принимали [учения].
Стих 2-й.... Чтобы старцы были бдительны... Так как недостаток старости — леность, медлительность и неудобоподвижность, поэтому говорит, чтобы были трезвенны, то есть бодрствовали бы и были бы готовы на все должное.
...Честны, целомудренны... Целомудренными называет здесь рассудительных, имеющих здравое состояние ума. Ибо и между старцами бывают люди неистовые, беснующиеся и безумные, — одни от вина, другие от малодушия.
...Здравы в вере, в любви, в терпении... Заповедь о терпении особенно прилична старцам по причине их вспыльчивости и раздражительности .
Стих 3-й. ...Чтобы старицы также одевались прилично святым... Говорит о старицах, которые и по внешнему виду и по одежде должны казаться приличными. Некоторые, впрочем, думают, что здесь речь о диаконисах, от которых [апостол] требует, чтобы они и по самому одеянию казались благоприличными, то есть отвечающими их священному служению.
...Не были клеветницы, не порабощались пьянству... Так как в старости человек охлаждается, то является расположение к вину, а затем, не будучи в состоянии удерживаться, как слабый, побеждается не от умеренного, а от большого [употребления вина], а отсюда является склонность к клеветам.
249
... Учили добру... Как же в другом месте говорит: А учить жене не позволяю (1 Посл. к Тимофею, гл. 2, ст. 12)? Там он говорит о публичном учении в церкви, которое женам не дозволяется, а здесь об учении домашнем, притом только жен младших. Что это говорит апостол, слушай далее.
Стих 4-й. ...Чтобы вразумляли молодых любить мужей... Не своих только дочерей, а и вообще всех юных [по возрасту].
Каждая старшая пусть вразумляет младшую, и прежде всего важнейшему домашнему благу — любить мужа. Когда это налицо, и остальное последует, порядок в дому и изобилие в имуществе; когда же этого нет, то, хотя бы и все было, все утечет.
...Любить детей. Кто любит корень, то есть отца, тем более полюбит и плоды, то есть детей.
Стих 5-й. Быть целомудренными, чистыми, попечительными о дому, добрыми...*) Жена, любящая мужа, и целомудренна будет, и непорочна, то есть и телом, и мыслию чиста и от смешения со сторонними, и от похотливого пожелания; а также будет хорошею правительницею дома, то есть хозяйкой. Любя мужа, она заботится и о доме, не будучи занята украшениями, ни роскошью, ни безвременными расходами. И кому еше другому будет нравиться она, понравившаяся возлюбленному? Смотри, как Павел, отвлекавший [прежде] от житейских забот, теперь прилагает великое старание о делах домашних, потому что, когда в хорошем состоянии находятся эти дела, хороши будут и духовные.
...Да не порицается слово Божие. Видишь ли, что он преимущественно заботится о проповеди, а не о мирских делах? Если верующая жена, живущая с неверующим мужем, не добродетельная, то хула переносится на веру.
Стих 6-й. Юношей также увещавай быть целомудренными. Старших поставил учителями для младших, женщин для женщин; для юношей — самого Тита, мужа для мужей: везде соблюдает благоприличие. Чему же их наставлять и вразумлять? Быть целомудренными, ибо в молодом возрасте больше всего причиняет вред огонь постыдных удовольствий, который должно погашать и стараться быть целомудренным.
Стих 7-й. Во всем показывай в себе образец добрых дел... Пусть старшие женщины [поучают] младших, а сам ты [поучай] юношей. Однако ж общим училищем и образцом добродетели пусть
*) Слова покорными своим мужьям в тексте Блаженного Феофилакта опушены.
250
будет твоя светлая жизнь, как бы какое первоначальное изображение, поставленное на виду у всех, желающих научиться чему-нибудь доброму в ней,
...В учительстве чистоту... Это выражение зависит от общего подавая. Чтобы то, чему ты учишь, не было, говорит, порочно и ложно, но здраво и имело правильный смысл.
...Степенность...*) Чтобы учение не имело ничего юношеского и смущающего неразумных, но чтобы все было благочестно и достойно Бога.
Стих 8-й. Слово здравое, неукоризненное... То есть православное, не содержащее ничего укорного.
... Чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого. Противным называет или дьявола, или всякого, кто ему служит.
Стихи 9-й и 10-й. Рабов увещавай повиноваться своим господам, угождать им во всем... Посему достоин осуждения тот, кто разлучает жен от мужей под предлогом воздержания, и кто отделяет слуг от господ под предлогом благочестия. Ибо дает много поводов [к нареканию] всем и открывает уста всех против веры.
...Не красть, о оказывать всю добрую верность... Видишь, что требует от рабов? То, что больше всего успокаивает господ, именно чтобы не прекословили, не крали, но были верны. Для мирских людей это больше всего желательно.
...Дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего Бога. Если рабы таковы, они служат во славу христианства. Ибо когда язычник видит своего раба, так воспитанного христианством, разве он не будет удивляться учению, которое имело такую силу, что улучшило и такую душу? А насколько всегда дерзок и упрям этот рабский род оттого, что, пренебрегаемый господами, худо воспитывается и не руководствуется наставлениями и обращением с честными людьми. Посему Павел справедливо говорил в другом месте: Служа с усердием, как Господу, а не как человекам (Посл. к ефесянам, гл. б, ст. 7). Хотя ты служишь своему господину, однако честь относится к Богу, потому что и расположение к господину имеет начало в том страхе.
Стих 11-й. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков... Так как [апостол] много великого потребовал от рабов, — разумею именно то, чтобы они украшали учение Господа
*) Следующее слово нетление в тексте Блаженного Феофилакта опущено.
251
своею добродетельною жизнию, — то теперь показывает, почему справедливо он требует от них таких высоких качеств. Ибо и для них также явилась благодать, хотя они рабы. Всем, говорит, человекам. И им даровал [Господь] очищение многих грехов, и они должны жить прочее время во славу своего Благодетеля.
Стих 12-й. ...Научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти... И здесь пристыжает их. Имея, говорит, учителем Бога, разве вы не должны жить достойно его? Благодать эта, говорит, простирается не на отпущение только прежних грехов, но обеспечивает нас и на будущее время. Научает, чтобы мы жили прочее время целомудренно, так как прежде совершенно отказались от нечестия и мирских похотей. Выражением отвергшеея он означает полное отвращение, проистекающее от настроения всей души. Нечестием называет идолопоклонство и извращенные догматы. Мирскими похотями — корыстолюбие, роскошь и прочие [пороки], которые не приводят к небу, но полезны в этом мире и вместе с ним прекращаются. Посему Христос пришел для того, чтобы мы отказались от нечестивых учений и грешной жизни, с одинаковою силою возненавидев и то, и другое.
...Целомудренно, праведно и благочестиво жили... Целомудренно — означает не только воздержание от блуда, но и от прочих страстей. И если ты любостяжателен, то и не целомудрен, напротив еще более не воздержен, поскольку страсть эта не природная. Вообще, побеждаемый всеми страстями — не целомудрен.
...В нынешнем веке. Этот век представляет борьбу, а будущий — воздаяние.
Стих 13-й. Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа... Вот и награда — второе пришествие, поистине блаженное. Прекрасно сказал: славы. О двух явлениях он говорит. Первое, как и выше сказано, имело благодать и прощение, которое совершилось с милосердием и простотою. Второе — воздаяние, имеющее открыться со славою, как и в Евангелии [от Матфея] говорится: Когда же приидет Сын Человеческий во славе своей (гл. 25, ст. 31). Где те, которые унижают Сына и не хотят называть его Богом? Пусть они выслушают, что он — и Бог, и велик. Велик, сказано, как Бог, не по сравнению с другим чем-то малым, а безусловно, так как велик сам по себе, по природе. Если он спас [нас], когда мы были врагами, то чего он не даст тогда, когда найдет нас благоугождающим [ему]?
252
Стих 14-й. Который дал себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония... И это знак его могущества, что он дал себя; и не так, чтобы от одного [беззакония] избавить, а от другого нет; но от всякого беззакония. Почтим же свое избавление.
...И очистит себе народ особенный... [Очистит] купель божественного крещения и исполнением его божественных и очистительных заповедей. Избранный, то есть свой, — это выражение метафорически взято от слуг, вращающихся около имущества и достояния господина своего, подобно тому как называют человека избранного, выделенного, не имеющего ничего общего с прочими людьми.
...Ревностный к добрым делам. То есть [народ], с жаром стремящийся к добродетели и показывающий ревность ко всем добрым делам и пламенное подражание. Избавление — дело Его одного, быть же ревнителем в делах — также и наше.
Стих 15-й. Сие говори, увещавай и обличай со всякою властию... Сперва глаголи и умоляй, то есть учи более кроткой речью; а потом обличай, и не просто, но со всякою властию, то есть настоятельно и властно. Так как они были грубы, то он предлагает против них строгость. Есть [пороки], которые не нуждаются в строгости, а [только] в увещании и убеждении, как например, чтобы совершенно презирали деньги. Но есть и такие, которые нуждаются [в строгости], как: прелюбодеяние, воровство, хищничество, волшебство.
...Чтобы никто не пренебрегал тебя. То есть пусть никто не презирает тебя благовременно и строго обличающего; ибо кто строго обличает, но не своевременно, того более презирают.
Глава III.
Стих 1-й. Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело... Везде [апостол] желает, чтобы верующие повиновались властям. И показывает, каким образом повиноваться, именно если будут готовы ко всякому доброму делу. Отсюда ясно, что кто готов на зло, тот не повинуется властям. Или: пусть будут готовы, чтобы склоняться к доброму, а не к нечестию, или чему-нибудь другому, вредному для души.
Стих 2-й. Никого не злословить, быть не сварливым, но тихим... Хотя худо кто поступает, — не злословь, то есть не
253
укоряй. Уста наши должны быть чисты от укоризны. Справедливо или ложно — не нам судить. Смотри на то, какая опасность может быть.
... Оказывать всякую кротость ко всем человекам. И к иудеям, и к эллинам, и к причиняющим вред, и к несправедливым.
Стих 3-й. Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий... В [первом] Послании к коринфянам устрашает будущим, чтобы не осуждали, говоря: Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (гл. 10, ст. 12). Здесь же вразумляет прошедшим, говоря: не будем укорять других, так как и сами мы некогда более грешили. Что говорил разбойник другому разбойнику: ...и сам осужден на то же. Когда же мы были несмысленны? До Христа. Разве не бессмысленно было служить таким богам? А приносить людей в жертву — разве это не величайшее заблуждение? Но мы служили еще различным страстям и удовольствиям. Здесь разумел мужеложство, брак с матерью или сестрою и прочия бесстыдства; ибо различно забавляется нами дьявол.
...Жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга.
В злобе и зависти, то есть всегда проводя время в злопамятстве и зависти и живя такою жизнию; поэтому мы и были достойны ненависти, так как ненавидели друг друга. Справедливо: от зависти происходит и ненависть.
Стих 4-й. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога... То есть когда воплотился Единородный и стал нам подобным.
Стихи 5-й и 6-й. Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по своей милости... Он спас нас не по делам, которые мы сделали; иначе сказать, мы и дел достойных оправдания не сделали, и не спаслись ими, а все сделала благодать его.
...Банею возрождения и обновления Святым Духом, которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего. Увы, мы так были погружены во зле, что не могли уже очиститься, но имели нужду в возрождении. Ибо это означает пакибытие и обновление, второе рождение и новое образование. Как под совершенно ветхий дом мы не подставляем подпор, но, разрушив до основания, строим его вновь, так и Бог не поправил нас, а воссоздал сполна. Каким образом? — Святым Духом. Чтобы ты не доискивался, каким это образом, он говорит: Дух все исправил. Откуда это видно? ...Которого излил, говорит, на нас
254
обильно. Не только воссоздал чрез него, но и щедро наградил им, чтобы и это было видно чрез него, И справедливо. После того как очистил — он обильно исполнил нас и Духом. Это и означает излил. Ибо в нечистых не входит чистое. А это [совершилось] чрез Иисуса: Он посредник и раздаятель всех благ.
Стих 7-й. Чтобы, оправдавшись его благодатию, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. Опять благодатию, а не по заслугам. Это научает смиренномудрию. Ибо не сами мы совершили что-нибудь. И обнадеживает относительно будущего. Если совершенно потерянных он спас благодатию, тем более даст будущее оправданным. Чтобы, говорит, мы были наследниками вечной жизни, как на это и надеемся. Или: мы уже и наследники, поелику [живем] надеждою.
Стих 8-й. Слово это верно... Так как сказал о будущем, то присоединяет подтверждение своему слову. Ведь ясно из прошедшего: кто даровал такие блага, дарует и эти.
...И я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам... Упомянув о неизреченной благости Божией, говорит: хочу, чтобы ты так учил об этом, чтобы верующие научились не только смиренномудрствовать и не обижать других, но и милость им всякую оказывать, ибо кто памятует о милости Божией, какой сподобился, тот и сам будет милостив. Старались, говорит, то есть чтобы они всегдашним делом и постоянною заботою имели то, чтобы помогать обижаемым: о вдовах, о всех нуждающихся промышлять. Ибо это значат слова быть прилежными к добрым делам: не ожидать, чтобы нуждающиеся к ним приходили, а самим о них попечение иметь.
... Это хорошо и полезно человекам. Забота и покровительство в добрых делах или самые добрые дела.
Стих 9-й. Глупых же состязаний, и родословий, и споров, и распрей о законе удаляйся; ибо они бесполезны и суетны. Говорит о глупых состязаниях, в которые вовлекают верующих иудеи. О родословиях, которые они составляют для себя, производя свои родословия от патриархов и гордясь ими. Удаляйся вместо избегай. Ибо никак не должно, оставляя необходимые дела, тратить время на суесловие и бесплодные споры. Какая польза спорить там, где нет надежды, чтобы кто-либо пленен был во Христа? Но как же выше он заповедал заграждать уста противящимся? Когда они причиняют другим вред, тогда им должно
255
заграждать уста. Ради же их пользы совсем не берись говорить им: ничего не успеешь, потому что они неисправимы.
Стихи 10-й и 11-й. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковый развратился и грешит, будучи самоосужден. Как же [апостол] в другом месте говорит: Не даст ли им Бог покаяния?.. Там он говорил о людях, подающих надежду на исправление; а здесь говорит о неисправимом еретике, совершенно развращенном, который осужден сам собою, то есть безответен. Ибо он не может сказать: никто не вразумил меня, никто не научил. Итак, если после увещания он упорствует в одном и том же, он сам осудил себя.
Стих 12-й. Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь; ибо я положил там провести зиму. Зачем [апостол], поручив Титу такой большой остров, опять вызывает к себе, отвлекая от должности? Это для его же пользы, чтобы лучше наладить его на дело, обсудив, как исполнено им вверенное ему. Никополь — город во Фракии, расположенный в Истре.
Стих 13-й. Зину законника и Аполлоса позаботься отправить там, чтобы у них ни в чем не было недостатка. Так называет [человека], опытного в законах иудейских; таков был Зина; и Аполлос был красноречив и силен в Писаниях. Им еще не были вверены Церкви. ...Чтобы у них ни в чем не было недостатка, то есть позаботься, чтобы они в изобилии имели все необходимое: пропитание и одежду.
Стих 14-й. Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны. Как бы так говорит: мне можно было бы и иначе сделать ненуждающимися упомянутых, но я не желаю, — для того чтобы наши, то есть те, которые около тебя, научились бы из того, что ты снабдишь их необходимым на дорогу, упражняться добрым делам, то есть заботиться о нуждающихся и в деньгах, и в словах, и во всем другом, не для того, чтобы нуждающиеся получили такую пользу от этого, но чтобы сами они пользовались плодами своего человеколюбия по отношению к ближним. Ведь и Господь, напитавший пять тысяч, конечно, мог всегда питать и себя, и учеников, однако он пожелал получать пропитание от женщин, чтобы они получили пользу. Так и по отношению к нам: не столько бедным приносится польза от нашего подаяния, сколько нам от них. Бедные — для нас виновники прощения грехов и дерзновения пред Богом.
256
Стих 15-й. Приветствуют тебя все, находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Или: любящих его верно и нелицемерно; или: любящих его верных, то есть христиан.
Благодать со всеми вами. Аминь. Молитвенно благожелательствует, да сохранится в них дар Божий; или: человеколюбие всегда пребудет с ними, сохраняя их благодатию; или: да пребудет всегда благодать с ними, более всего нуждающимися в ней, ограждая и души их, и тела во Святом Духе. Ему слава во веки. Аминь.
257
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.