13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Существо христианства
СУЩЕСТВО ХРИСТИАНСТВА
ПРИЗНАК ВНУТРЕННЕГО БЛАГОДАТНОГО ОЖИВЛЕНИЯ О ГОСПОДЕ
Бог, богат сый в милости, за премногую любовь, тоже возлюби нас, и сущих нас мертвых прегрешенми, сооживи Христом: благодатию есте спасены, — так учит нас ныне святой апостол Павел 1). Бог нас, мертвых прегрешенми, сооживил Христом. В сем существо христианства! Ради сего Господь приходил па землю, и к сему направлено все устроение нашего спасения во Святой Церкви! Пали мы и умерли. Восстаем во Христе — и снова жить начинаем.
Но, братие, сие умертвие и сие оживление из мертвых не есть какое-либо дело видимое, осязаемое, а есть нечто незримо совершающееся внутри — в сердце человека. Апостол Павел говорит о язычниках: вы были мертвы, — дотом прибавляет: и мы, то есть иудеи, были мертвы, когда были подобны вам 2). Так и язычники, и
1) Еф. 2, 4-5. 2) Еф. 2, 1, 5.
193
подобные им иудеи, по апостолу, до принятия Христа Спасителя были мертвы. Между тем ведь они ходили, говорили, трудились, торговали, судились и проч. — делали все, что свойственно делать живым людям. Потом, когда те и другие уверовали в Господа, апостол говорит, что они оживлены Христом, хотя наружно они продолжали жить такою же жизнью человеческою, как и все. Так они ожили в сердце своем, в совести своей пред лицом Бога и для Бога, как прежде мертвы были тоже в сердце своем для Бога.
Остановите, братие, внимание ваше на сей незримости и неосязаемости нашего во Христе оживления! Оно незримо, стало быть, ничего видимого нельзя ставить в признак и доказательство того, что оно в нас есть — совершилось и действует. Признаки сии должны быть внутренни, незримы, как и само оно. Нельзя ставить в доказательство его, например, то, что мы родились и живем между христианами, числимся в Православной Церкви Христианской, не чуждаемся христианских порядков и прочее подобное, ибо при всем этом внутренне мы можем быть мертвы; а если мертвы, значит, непричастны Господу Иисусу Христу Оживителю; если же ему не причастны нет нам спасения, мы в числе погибающих.
Выставляю вам сие на вид, чтоб побудить вас войти внутрь себя и внимательнее проследить
194
черты внутреннего во Христе оживления, чтоб потом вернее определить, — действует ли оно в нас или мы вид только имеем, что живем, а на деле мертвы есмы, и, определив то, или радоваться, что так есть, или ревностью возгореться отстранить то, чему не следует быть, и восставить то, что всегда должно иметь место в оживленных Иисусом Христом.
Спросим у апостола: отчего это язычники и подобные им иудеи были мертвы до принятия Христа Спасителя? Он отвечает нам: оттого, что творили волю плоти и помышлений 1). А что сделалось с ними, когда они ожили во Христе? То, что наперекор воле плоти и помышлений явились созданными во Христе Иисусе на дела благая 3). Таким образом, противление воле плоти и помышлений и устремление во Христе Иисусе на противоположное им благое — вот прямой признак оживления во Христе. Как видите, он очень прост. Будемте пояснять разные его стороны!
Воля плоти и помышлений нам должна быть понятна. В другом месте апостол называет ее просто плотью, или плотью со страстьми и похотьми, или живущим в нас грехом; а противоположное ей направление именует духом, и главный для христианина закон жизни так выражает: духом ходите, и похоти плотския не
1) Еф. 2, 3. 2) Еф. 2, 10.
195
совершайте 1). Ходите вы духом, если и живете духом 2); а живете ли вы духом, сие же можно видеть из того, если похоти плотские не совершаете. Первоначально у нас не было сей похоти — сего живущего в нас греха, сих страстей,— мы были духовны. Печать человечества была в духе; а дух сила, в Боге живущая, из Бога пиющая жизнь и все к Богу устремляющая — и в человеке и вне его, и внутреннее и внешнее. Когда завистью змииною занят был сей дух на пути своих стремлений и, вняв лести, принял семя змииное в самости, в себя замкнулся и в себе вздумал жить, тогда пресеклись притоки жизни Божественной,— дух замер, и исполнилось: в оньже аще день снесте, смертью умрете 3). Между тем семя змииное, падшее на землю естества нашего, не пребыло одно, а все плодилось и плодилось, и все плоды его были плоды смерти, или новые притоки мертвящих сил, кои так расширились, что весь мир, по апостолу Иоанну, был не что иное, как область смерти. Семя змииное в нас — самость; отрасли его — страсти: сначала гордость, своекорыстие, чувственность; далее — гнев, похоть, ненависть, зависть, тщеславие; наконец, вес неисчетное множество страстных движений и навыков — грубых и тонких, о них же нельзя
1) Гал. 5, 16. 2) Гал. 5, 25. 3) Быт. 2, 17.— 4.
196
есть часто и глаголати. Все сие есть атмосфера смертная и мертвящая, и все, ею объемлемое, пребывает в смерти. Ибо, когда таким образом страсти водворились,— Бог забыт, духовные стремления погасли, и человек стал не похож на человека.
Войди теперь всякий в себя и рассмотри, что в тебе действует, что подвигает тебя на дела, в чем главная пружина, заправляющая твоими помышлениями, чувствами и делами? И если найдешь, что действуешь то в угоду плоти и чувственности, то в видах своекорыстия и интереса, то в замыслах себя выказывания и возвышения, и вообще, в угоду только себе и своим желаниям, ни в чем себе не попереча и всякой страсти покоряясь беспрекословно, как только она появится, то явно, что ты раб греха и смерти, или, по апостолу, мертв прегрешенми, ибо творишь волю плоти и помышлений.
Творить волю плоти и помышлений — значит, что пришло на мысль, то и делать, чего похотелось, к тому и стремиться. Пришел гнев — браниться; пришла похоть — скоро удовлетворять ей; представился случай к неправой прибыли — сейчас пользоваться им; захотелось повыситься — решаться на все кривые пути к тому. Так и во всем — что ни захотелось, тотчас делать то. Кто таков, тот очень походит на вьючное животное. Как мула, навьючив, ведут, куда
197
хотят, и еще бьют, так враг наложил на человека бремя страстей, связал его ими, правит им посредством их и ведет, куда хочет, тиранствуя и издеваясь над ним. Праведно пророк Давид грешнику, покаявшемуся и воспоминающему о своем состоянии во грехе, влагает в уста такие слова: на хребте моем делаша грешницы 1). И апостол говорит, что неверные, как ведомые ведутся к безгласным идолам 2), то есть как связанные влекутся по пути страстей и похотей. А это что за жизнь? Что тут человеческого? Человеческое тут все замерло, а действует только самостное, страстное, сатанинское, плод принося смерти, а не жизни.
Как же теперь быть? — Да так и останется человек в сей области мертвящей, пока не обратится ко Господу и пока, ради его обращения, благодать, пришедши, не высвободит его из сих уз смерти. — Человеку душно и томительно пребывать в такой работе, — Хоть и кажется иной довольным от того, что удовлетворяет своей похоти, но внутренне не бывает у него радости и веселия. Как ржавчина ест железо или червь точит дерево, так внутри у него жало смерти нравственно грызет его живое существо, и он томится в сем замирании. И вот, если даст Бог, придет человек в себя и, осмотрясь кругом, вос-
1) Пс. 128, 3. 2) Ср.: 1 Кор. 12, 2.
198
чувствует тяготу своего состояния и скажет: «Из-за чего же я работаю этим гадким страстям? Все им делаю в угоду, а покоя не имею, только Бога прогневляю и вечную муку готовлю себе. Не хочу с этих пор покоряться им, брошу все похоти и начну работать Господу Богу, Спасителю моему, нас ради в мир пришедшему и всех грешников к себе призывающему»,— когда скажет так в сердце своем грешник и самым делом обратится усердно к Господу с сердечным сокрушением и исповедью, тогда в таинствах дастся ему благодать и сила — устоять в своем намерении и одолевать привычные страсти, с какою бы силою они ни нападали на него. В сем действии его решимости работать Господу и в сем ниспослании ему благодати в таинствах полагается семя жизни о Христе Иисусе, которая и есть единая истинная жизнь, обнаруживающаяся и состоящая в противлении страстям и преодолении их. Пришедшая благодать оживляет дух, который, восприяв права свои, все начинает устремлять к Богу, и, встречая на пути преграды страстей, их одолевает, прогоняет и искореняет. С сего времени начинается борьба на смерть, и чем решительнее кто противится страстям и искореняет их, тем быстрее выходит он из области смерти и вступает в область жизни. Когда же благодатию Божией совсем их заморит в себе до того, что движения их или совсем в нем не будет, или оно
199
будет как нечто чуждое, тогда, в торжестве духовном, он может изречь: «Се смерть поглощена жизнью,— к тому не работаю греху и страстям и не готовлю стихий смерти на пагубу себе».
Так, братие, хотите ли явить в себе действующим оживление о Христе Иисусе, стойте в борьбе со страстьми и похотьми. Всякий раз, как восчувствуете вы приражение их, противьтесь им и прогоняйте их. Сказал, например, кто или сделал что обидное — приходит гнев и внушает вам сделать ему отмщение,— не слушайте сих внушений, прогоните гнев и преложите его на кротость. Представляется случай к веселиям восстает чувственность и предъявляет свои требования,— подавите ее, откажитесь и восстановите трезвенность и чистоту. Выпадает такой случай, что сделай только неправое дело, то или выгоду получишь, или приобретешь значительное отличие и повышение,— приходят своекорыстие или гордость и склоняют на дело неправое,— не слушайте, одолейте себя и сделайте наперекор им, как требует правда и совесть. Так и во всем, какая бы страсть и по какому бы случаю ни пришла, не слушайте внушений ее, делайте наперекор ей, одолевайте ее,— и это будет значить, что вы не работаете смерти, а живете в Господе Иисусе Христе.
200
Приведу вам несколько на сей случай примеров, чтоб раздражить ревность вашу на сопротивление страстям. Рассказывают об одном юноше, работавшем страстям в товариществе с другими. Случилось, что благодать Божия воздействовала в сердце его. Он покаялся и положил не вдаваться более в прежнее непотребство. Товарищи его, остававшиеся в прежнем рабстве страстям, встретив его, говорят ему: пойдем туда и туда, сделаем то и то. «Идите себе и делайте, что хотите,— отвечал он, я уже не тот». Так будем говорить каждой страсти — прежней нашей приятельнице: я уже не тот, — и отвратимся от внушений ее.
Святой авва Иоанн Колов еще живее изображает состояние души, убегающей страстей. В одном городе, говорит он, была блудница и имела много друзей. — Это душа со страстями. — Господин той страны пришел к ней и сказал: «Обещайся Мне жить целомудренно, и Я возьму тебя в супружество».— Это Господь призывает душу. — Она обещалась, и Он взял ее и привел в дом Свой. — Это душа покаялась, дала обещание не грешить и получила благодать в помощь себе. — Друзья ее соскучились и, зная, что она у Господина, сказали: «Пойдем, дадим ей знак. Она услышит и выйдет к нам»,— Это страсти приходят и начинают снова увлекать душу. — Но бывшая блудница, услышав знаки, заткнула уши,
201
вбежала во внутренние покои и заперла двери. — Это душа, которая по покаянии не слушает страстей и бежит от них, как от врагов прелестных. Так будем убегать от страстных внушений и мы всякий раз, как почувствуем приражение их.
Припомним еще сказание святого Макария Великого. Видел он врага, обвешанного разными сосудами, и спросил его: «Что это у тебя?» Он отвечал: «Орудия моих внушений. Подношу всякому, и кто примет, тотчас начнет действовать, как я хочу», «А куда идешь?» — «Вот туда».— «Что же, там принимают тебя?» — «Нет, все злы, только один есть приятель, который, как только покажусь, от радости не знает, что делать». Узнав имя того человека, святой Макарий обратил его ко Господу и научил противиться страстям. Когда бес пришел снова с своими внушениями, он уже не принял их и с гневом отвергнул и прогнал. Увидев опять того же беса, святой Макарий спросил: «Что, как теперь в том месте?» — «Теперь все злы, и тот, кто прежде слушал меня, стал зол, еще злее других». Так будем злиться и мы на страсти, зная, что тем поражаем врага — человекоубийцу.
И чем злее, чем ревностнее, неподатливее, непрерывнее будем отвергать внушения страстей, тем скорее они ослабеют и, не получая пиши, совсем истощатся и замрут, как замирает и иссыхает дерево, не получая влаги и света. Тогда
202
душа, в сладком покое пребывая, будет обильно вкушать мир и радость о Духе Святе, полными устами пия жизнь из недр Господних. Тогда она вступит в состояние, совершенно противоположное первому. Там она жила только для страсти и была мертва; теперь она мертва для страстей и полна жизни. Теперь, какая страсть ни приходи,— уже не чувствуется и не производит тревог и смятений, как прежде. Это все то же, как приражение легкого праха к крепкой стене или удар молота в безвоздушном месте, остающийся без отзвука. Или как если какой хозяин упокоится во внутренних комнатах, повелев все запереть, и приходят к нему сторонние, стучатся в окна и двери, а он не слышит; тогда те отходят, говоря: «Будто все вымерли, души живой нет». Так надо нам настроиться в отношении ко страстям. Пусть бьют они в окна чувств и в двери плоти, а мы так укроемся в сердце и так упокоимся в Господе, чтоб и не чувствовать ничего, как бы ни были сильны возбуждения их и раздражения. Сие состояние есть верх совершенства, цель, к коей стремиться должно.
Достигшие его вступают в блаженное бесстрастие, в коем во глубине сознания душа исповедует: живу не ктому аз, но живет во мне Христос 1). Понятно вам будет теперь то, что святые
1) Гал. 2, 20.
203
отцы говорят о нашем отношении к страстям. Люди, говорят они, в отношении к страстям бывают грех родов: одни действуют по страстям, другие — борются со страстями, а третьи искоренили страсти. Первые пребывают в смерти, вторые восходят от смерти в жизнь, третьи вступили в область жизни и утопают в обильных притоках ее.
Сие ведяще, братие, помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же Богови, о Христе Иисусе Господе нашем. Да не царствует убо грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его; ниже представляйте уды ваша оружия неправды греху, но представляйте себе Богови яко от мертвых живых, и уды ваша оружия правды Богови! 1) Сие да дарует вам Господь, пришедший в мир оживотворить нас, мертвых прегрешенми. Аминь.
27 октября 1863 г.
В неделю 23-ю по Пятидесятнице
1) Рим. 6, 11-13.
204
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.