Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт Существо христианства

СУЩЕСТВО ХРИСТИАНСТВА

ПРИЗНАК ВНУТРЕННЕГО БЛАГОДАТНОГО ОЖИВЛЕНИЯ О ГОСПОДЕ

 

Бог, богат сый в милости, за премногую любовь, тоже возлюби нас, и сущих нас мертвых прегрешенми, сооживи Христом: благодатию есте спасены, — так учит нас ныне святой апостол Павел 1). Бог нас, мертвых прегрешенми, сооживил Христом. В сем существо христианства! Ради сего Господь приходил па землю, и к сему направлено все устроение нашего спасения во Святой Церкви! Пали мы и умерли. Восстаем во Христе и снова жить начинаем.

Но, братие, сие умертвие и сие оживление из мертвых не есть какое-либо дело видимое, осязаемое, а есть нечто незримо совершающееся внутри в сердце человека. Апостол Павел говорит о язычниках: вы были мертвы, дотом прибавляет: и мы, то есть иудеи, были мертвы, когда были подобны вам 2). Так и язычники, и

1) Еф. 2, 4-5. 2) Еф. 2, 1, 5.

193

 

 

подобные им иудеи, по апостолу, до принятия Христа Спасителя были мертвы. Между тем ведь они ходили, говорили, трудились, торговали, судились и проч. — делали все, что свойственно делать живым людям. Потом, когда те и другие уверовали в Господа, апостол говорит, что они оживлены Христом, хотя наружно они продолжали жить такою же жизнью человеческою, как и все. Так они ожили в сердце своем, в совести своей пред лицом Бога и для Бога, как прежде мертвы были тоже в сердце своем для Бога.

Остановите, братие, внимание ваше на сей незримости и неосязаемости нашего во Христе оживления! Оно незримо, стало быть, ничего видимого нельзя ставить в признак и доказательство того, что оно в нас есть — совершилось и действует. Признаки сии должны быть внутренни, незримы, как и само оно. Нельзя ставить в доказательство его, например, то, что мы родились и живем между христианами, числимся в Православной Церкви Христианской, не чуждаемся христианских порядков и прочее подобное, ибо при всем этом внутренне мы можем быть мертвы; а если мертвы, значит, непричастны Господу Иисусу Христу Оживителю; если же ему не причастны нет нам спасения, мы в числе погибающих.

Выставляю вам сие на вид, чтоб побудить вас войти внутрь себя и внимательнее проследить

194

 

 

черты внутреннего во Христе оживления, чтоб потом вернее определить, — действует ли оно в нас или мы вид только имеем, что живем, а на деле мертвы есмы, и, определив то, или радоваться, что так есть, или ревностью возгореться отстранить то, чему не следует быть, и восставить то, что всегда должно иметь место в оживленных Иисусом Христом.

Спросим у апостола: отчего это язычники и подобные им иудеи были мертвы до принятия Христа Спасителя? Он отвечает нам: оттого, что творили волю плоти и помышлений 1). А что сделалось с ними, когда они ожили во Христе? То, что наперекор воле плоти и помышлений явились созданными во Христе Иисусе на дела благая 3). Таким образом, противление воле плоти и помышлений и устремление во Христе Иисусе на противоположное им благое — вот прямой признак оживления во Христе. Как видите, он очень прост. Будемте пояснять разные его стороны!

Воля плоти и помышлений нам должна быть понятна. В другом месте апостол называет ее просто плотью, или плотью со страстьми и похотьми, или живущим в нас грехом; а противоположное ей направление именует духом, и главный для христианина закон жизни так выражает: духом ходите, и похоти плотския не

1) Еф. 2, 3. 2) Еф. 2, 10.

195

 

 

совершайте 1). Ходите вы духом, если и живете духом 2); а живете ли вы духом, сие же можно видеть из того, если похоти плотские не совершаете. Первоначально у нас не было сей похоти — сего живущего в нас греха, сих страстей,— мы были духовны. Печать человечества была в духе; а дух сила, в Боге живущая, из Бога пиющая жизнь и все к Богу устремляющая — и в человеке и вне его, и внутреннее и внешнее. Когда завистью змииною занят был сей дух на пути своих стремлений и, вняв лести, принял семя змииное в самости, в себя замкнулся и в себе вздумал жить, тогда пресеклись притоки жизни Божественной,— дух замер, и исполнилось: в оньже аще день снесте, смертью умрете 3). Между тем семя змииное, падшее на землю естества нашего, не пребыло одно, а все плодилось и плодилось, и все плоды его были плоды смерти, или новые притоки мертвящих сил, кои так расширились, что весь мир, по апостолу Иоанну, был не что иное, как область смерти. Семя змииное в нас — самость; отрасли его — страсти: сначала гордость, своекорыстие, чувственность; далее — гнев, похоть, ненависть, зависть, тщеславие; наконец, вес неисчетное множество страстных движений и навыков — грубых и тонких, о них же нельзя

1) Гал. 5, 16. 2) Гал. 5, 25. 3) Быт. 2, 17.— 4.

196

 

 

есть часто и глаголати. Все сие есть атмосфера смертная и мертвящая, и все, ею объемлемое, пребывает в смерти. Ибо, когда таким образом страсти водворились,— Бог забыт, духовные стремления погасли, и человек стал не похож на человека.

Войди теперь всякий в себя и рассмотри, что в тебе действует, что подвигает тебя на дела, в чем главная пружина, заправляющая твоими помышлениями, чувствами и делами? И если найдешь, что действуешь то в угоду плоти и чувственности, то в видах своекорыстия и интереса, то в замыслах себя выказывания и возвышения, и вообще, в угоду только себе и своим желаниям, ни в чем себе не попереча и всякой страсти покоряясь беспрекословно, как только она появится, то явно, что ты раб греха и смерти, или, по апостолу, мертв прегрешенми, ибо творишь волю плоти и помышлений.

Творить волю плоти и помышлений — значит, что пришло на мысль, то и делать, чего похотелось, к тому и стремиться. Пришел гнев браниться; пришла похоть скоро удовлетворять ей; представился случай к неправой прибыли сейчас пользоваться им; захотелось повыситься решаться на все кривые пути к тому. Так и во всем что ни захотелось, тотчас делать то. Кто таков, тот очень походит на вьючное животное. Как мула, навьючив, ведут, куда

197

 

 

хотят, и еще бьют, так враг наложил на человека бремя страстей, связал его ими, правит им посредством их и ведет, куда хочет, тиранствуя и издеваясь над ним. Праведно пророк Давид грешнику, покаявшемуся и воспоминающему о своем состоянии во грехе, влагает в уста такие слова: на хребте моем делаша грешницы 1). И апостол говорит, что неверные, как ведомые ведутся к безгласным идолам 2), то есть как связанные влекутся по пути страстей и похотей. А это что за жизнь? Что тут человеческого? Человеческое тут все замерло, а действует только самостное, страстное, сатанинское, плод принося смерти, а не жизни.

Как же теперь быть? — Да так и останется человек в сей области мертвящей, пока не обратится ко Господу и пока, ради его обращения, благодать, пришедши, не высвободит его из сих уз смерти. — Человеку душно и томительно пребывать в такой работе, — Хоть и кажется иной довольным от того, что удовлетворяет своей похоти, но внутренне не бывает у него радости и веселия. Как ржавчина ест железо или червь точит дерево, так внутри у него жало смерти нравственно грызет его живое существо, и он томится в сем замирании. И вот, если даст Бог, придет человек в себя и, осмотрясь кругом, вос-

1) Пс. 128, 3. 2) Ср.: 1 Кор. 12, 2.

198

 

 

чувствует тяготу своего состояния и скажет: «Из-за чего же я работаю этим гадким страстям? Все им делаю в угоду, а покоя не имею, только Бога прогневляю и вечную муку готовлю себе. Не хочу с этих пор покоряться им, брошу все похоти и начну работать Господу Богу, Спасителю моему, нас ради в мир пришедшему и всех грешников к себе призывающему»,— когда скажет так в сердце своем грешник и самым делом обратится усердно к Господу с сердечным сокрушением и исповедью, тогда в таинствах дастся ему благодать и сила — устоять в своем намерении и одолевать привычные страсти, с какою бы силою они ни нападали на него. В сем действии его решимости работать Господу и в сем ниспослании ему благодати в таинствах полагается семя жизни о Христе Иисусе, которая и есть единая истинная жизнь, обнаруживающаяся и состоящая в противлении страстям и преодолении их. Пришедшая благодать оживляет дух, который, восприяв права свои, все начинает устремлять к Богу, и, встречая на пути преграды страстей, их одолевает, прогоняет и искореняет. С сего времени начинается борьба на смерть, и чем решительнее кто противится страстям и искореняет их, тем быстрее выходит он из области смерти и вступает в область жизни. Когда же благодатию Божией совсем их заморит в себе до того, что движения их или совсем в нем не будет, или оно

199

 

 

будет как нечто чуждое, тогда, в торжестве духовном, он может изречь: «Се смерть поглощена жизнью,— к тому не работаю греху и страстям и не готовлю стихий смерти на пагубу себе».

Так, братие, хотите ли явить в себе действующим оживление о Христе Иисусе, стойте в борьбе со страстьми и похотьми. Всякий раз, как восчувствуете вы приражение их, противьтесь им и прогоняйте их. Сказал, например, кто или сделал что обидное — приходит гнев и внушает вам сделать ему отмщение,— не слушайте сих внушений, прогоните гнев и преложите его на кротость. Представляется случай к веселиям восстает чувственность и предъявляет свои требования,— подавите ее, откажитесь и восстановите трезвенность и чистоту. Выпадает такой случай, что сделай только неправое дело, то или выгоду получишь, или приобретешь значительное отличие и повышение,— приходят своекорыстие или гордость и склоняют на дело неправое,— не слушайте, одолейте себя и сделайте наперекор им, как требует правда и совесть. Так и во всем, какая бы страсть и по какому бы случаю ни пришла, не слушайте внушений ее, делайте наперекор ей, одолевайте ее,— и это будет значить, что вы не работаете смерти, а живете в Господе Иисусе Христе.

200

 

 

Приведу вам несколько на сей случай примеров, чтоб раздражить ревность вашу на сопротивление страстям. Рассказывают об одном юноше, работавшем страстям в товариществе с другими. Случилось, что благодать Божия воздействовала в сердце его. Он покаялся и положил не вдаваться более в прежнее непотребство. Товарищи его, остававшиеся в прежнем рабстве страстям, встретив его, говорят ему: пойдем туда и туда, сделаем то и то. «Идите себе и делайте, что хотите,— отвечал он, я уже не тот». Так будем говорить каждой страсти — прежней нашей приятельнице: я уже не тот, — и отвратимся от внушений ее.

Святой авва Иоанн Колов еще живее изображает состояние души, убегающей страстей. В одном городе, говорит он, была блудница и имела много друзей. — Это душа со страстями. — Господин той страны пришел к ней и сказал: «Обещайся Мне жить целомудренно, и Я возьму тебя в супружество».— Это Господь призывает душу. — Она обещалась, и Он взял ее и привел в дом Свой. — Это душа покаялась, дала обещание не грешить и получила благодать в помощь себе. — Друзья ее соскучились и, зная, что она у Господина, сказали: «Пойдем, дадим ей знак. Она услышит и выйдет к нам»,— Это страсти приходят и начинают снова увлекать душу. — Но бывшая блудница, услышав знаки, заткнула уши,

201

 

 

вбежала во внутренние покои и заперла двери. — Это душа, которая по покаянии не слушает страстей и бежит от них, как от врагов прелестных. Так будем убегать от страстных внушений и мы всякий раз, как почувствуем приражение их.

Припомним еще сказание святого Макария Великого. Видел он врага, обвешанного разными сосудами, и спросил его: «Что это у тебя?» Он отвечал: «Орудия моих внушений. Подношу всякому, и кто примет, тотчас начнет действовать, как я хочу», «А куда идешь?» «Вот туда».— «Что же, там принимают тебя?» «Нет, все злы, только один есть приятель, который, как только покажусь, от радости не знает, что делать». Узнав имя того человека, святой Макарий обратил его ко Господу и научил противиться страстям. Когда бес пришел снова с своими внушениями, он уже не принял их и с гневом отвергнул и прогнал. Увидев опять того же беса, святой Макарий спросил: «Что, как теперь в том месте?» «Теперь все злы, и тот, кто прежде слушал меня, стал зол, еще злее других». Так будем злиться и мы на страсти, зная, что тем поражаем врага — человекоубийцу.

И чем злее, чем ревностнее, неподатливее, непрерывнее будем отвергать внушения страстей, тем скорее они ослабеют и, не получая пиши, совсем истощатся и замрут, как замирает и иссыхает дерево, не получая влаги и света. Тогда

202

 

 

душа, в сладком покое пребывая, будет обильно вкушать мир и радость о Духе Святе, полными устами пия жизнь из недр Господних. Тогда она вступит в состояние, совершенно противоположное первому. Там она жила только для страсти и была мертва; теперь она мертва для страстей и полна жизни. Теперь, какая страсть ни приходи,— уже не чувствуется и не производит тревог и смятений, как прежде. Это все то же, как приражение легкого праха к крепкой стене или удар молота в безвоздушном месте, остающийся без отзвука. Или как если какой хозяин упокоится во внутренних комнатах, повелев все запереть, и приходят к нему сторонние, стучатся в окна и двери, а он не слышит; тогда те отходят, говоря: «Будто все вымерли, души живой нет». Так надо нам настроиться в отношении ко страстям. Пусть бьют они в окна чувств и в двери плоти, а мы так укроемся в сердце и так упокоимся в Господе, чтоб и не чувствовать ничего, как бы ни были сильны возбуждения их и раздражения. Сие состояние есть верх совершенства, цель, к коей стремиться должно.

Достигшие его вступают в блаженное бесстрастие, в коем во глубине сознания душа исповедует: живу не ктому аз, но живет во мне Христос 1). Понятно вам будет теперь то, что святые

1) Гал. 2, 20.

203

 

 

отцы говорят о нашем отношении к страстям. Люди, говорят они, в отношении к страстям бывают грех родов: одни действуют по страстям, другие — борются со страстями, а третьи искоренили страсти. Первые пребывают в смерти, вторые восходят от смерти в жизнь, третьи вступили в область жизни и утопают в обильных притоках ее.

Сие ведяще, братие, помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же Богови, о Христе Иисусе Господе нашем. Да не царствует убо грех в мертвеннем вашем теле, во еже послушати его в похотех его; ниже представляйте уды ваша оружия неправды греху, но представляйте себе Богови яко от мертвых живых, и уды ваша оружия правды Богови! 1) Сие да дарует вам Господь, пришедший в мир оживотворить нас, мертвых прегрешенми. Аминь.

27 октября 1863 г.

В неделю 23-ю по Пятидесятнице

1) Рим. 6, 11-13.

204


Страница сгенерирована за 0.3 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.