13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Очищение сердца от страстей
ОЧИЩЕНИЕ СЕРДЦА ОТ СТРАСТЕЙ
КАКОВ КТО В СЕРДЦЕ, ТАКИМ ИМЕЕТ ЕГО БОГ И ТАК ОТНОСИТСЯ К НЕМУ
В прошедшей беседе я навел вас на мысль, что главное в нашей жизни есть настроение сердечное и что каков кто в сердце, таковым того имеет и Бог, несмотря ни па какие внешние отличия и преимущества. Хочу и ныне остановить внимание ваше на той же мысли, чтоб научить вас — ценить свои движения внутренние и таким образом расположить строже смотреть за своим сердцем и за всем, что входит в него и исходит из него.
Не буду для этого входить в рассуждения. Представляю только несколько случаев и примеров из слова Божия и житий святых в подтверждение сей истины.
Вот и в читанном ныне Евангелии представляется богач, который, как обычно зажиточным, задумал перестроить житницы свои, по случаю обильного урожая. Ничего нет тут укорного.
179
И за это не укоряет его Господь. Но между тем, как он это задумал, из сердца вышло такое помышление: «Ну, теперь только ешь, пей и веселись не о чем заботиться и нечего бояться». Кажется, не велико слово. Но что значило оно?.. Оно значило, что он сердцем отвратился от Господа и весь прилепился к богатству, на него одно полагаясь и в нем чая иметь верного хранителя и всегдашнего защитника, поставляя его, таким образом, для себя в бога. Никто сторонний не видел в нем такого помышления. Но его зрел Бог с небеси святаго Своего, и тот же час дал ему должный ответ: в сию нощь душу твою истяжут от тебе 1). Лег он, не предвидя никакой опасности, а утром найден умершим. Вот суд Божий не по внешнему, а по сердцу. Сколько, братие, знаем мы случаев скоропостижной смерти!!! Но кто знает, не ответ ли это правды Божией богопротивному настроению сердца, делающему человека недостойным жить в богоуправляемом мире, настроению, о котором,— думали, может быть, умершие, — и Бог не знает, как никто не знает из людей!
Предложу вам и еще опыт суда Божия.
Известно вам, что народ израильский был возлюбленный Богу. Сколько милостей явил к нему и как часто необыкновенным образом спа-
1) Лк. 12, 20.
180
сал его Бог!.. Израиль, со своей стороны, служил Богу по закону, данному Самим Богом, и хвалился пред всеми народами именем Господа Саваофа, Которому служил. Войдемте же теперь мысленно в храм их и посмотрим — что там?.. Приносятся жертвы овнов и тельцов, возжигается кадило, поются псалмы — и это в новомесячие, всякую субботу и праздники, все по закону Божию. Смотря на сие, мы бы сказали: благочестивый народ! Как приятно Богу смотреть на эти дела их веры и богопреданности! Но вот является пророк Исаия, и послушайте, что говорит об них от лица Божия: содомляне вы, гоморряне вы, семя лукавое, язык грешный! Что Мне в жертвах ваших, кадило ваше — мерзость Мне... Праздники ваши ненавидит душа Моя... И не приходи те являться сюда пред лице Мое...1) Слыша сие, вы готовы спросить в изумлении: за что, Господи, гнев такой? — И вот вам ответ: за то, что сердце их исполнено лицемерия, лукавства, грабительства, жестокосердия ко вдовам и сиротам, неправосудия, плотоугодия и разврата 2). Вот что было у них на сердце!.. А снаружи посмотреть — они, кажется, все были исправны.
Еще разительнее то же самое изображает пророк Иезекииль. Сидел, говорит, я в доме моем, и взял меня дух, и поставил меня — в видении
1) Ср.: Ис. 1, 10-15. 2) Ис. 1, 16-17.
181
Божием — в Иерусалиме, в преддверии храма... Здесь увидел я одно углубление в стене. Муж, явившийся при сем, сказал мне: «Раскопай», и я раскопал. Тот сказал: «Войди и виждь беззакония злая, яже творят сии здесь!» Я вошел и увидел: на стенах изображено всякое подобие гада и скота и суетныя идольские мерзости и мужи израильские кадят пред ними, каждый держа свою кадильницу в руке 1). Что это такое? Было это на деле? Нет. Этим изображалось то, что каждый помышлял на ложе тайнем своем, говоря: не видит Господь 2). Животными указывались страсти, коими полно было сердце их, а каждением — рабство сим страстям. Таковы были израильтяне по сердцу!.. Но кто это видел?.. Никто сторонний... Видел Бог, и чрез пророка произнес Свой суд над ними по тому, каковы они в сердце. За то, говорит, что они предались нечистотам, говоря: не видит Бог. А Я вот есмь... не пощадит их око Мое, и не помилую 3). Вот как вышло. А по внешнему поведению они могли казаться честными.
Припомните в житии Андрея, Христа ради юродивого, как ему открыто было внутреннее настроение одного человека. Все чтили сего человека за трудолюбие, приветливость и воздер-
1) Иез. 8, 12. 2) Иез. 9, 9-10.
182
жание. Но святой Андрей, подошедши, увидел змия сребролюбия, обвившегося вокруг шеи его. Вот одно было в наружности, а другое внутри.
В другой раз — шел кто-то, мужчина или женщина, не помню. На вид ничего худого не видно было, но открылись очи у святого Андрея, и он увидел Ангела, зажавшего себе нос. На вопрос, что это значит, Ангел сказал: нестерпимо зловоние блудной страсти, коею обладаемо сие лицо. А наружность ничего такого не представляла.
В житии Евфимия Великого рассказывается, что был в их стране старец, всеми чтимый и много всех пользовавший своими наставлениями и советами. Все считали его святым и богоугодным. Но когда он был при смерти, пришел другой старец и увидел, что бесы окружают одр его и с торжеством ожидают исхода души его... Видите, как все думали и как оказалось на деле!
Рассказывали также, что в Египетской пустыне был старец, который, когда присылал кто к нему какое подаяние, тотчас угадывал, что было на душе у того, кто присылал, и всегда говорил ученикам: тут кровь или слезы, это отдастся корыстью, а это — нечистотой плотскою или тщеславием и гордынею.
Много бывало и других случаев, показывающих, что вся сила в настроении сердца и что каков кто по сердцу, таковым имеет его Бог, Ангелы и все святые. Но довольно и этих, чтоб
183
увериться вам, что так есть... Обратимся теперь к самим себе!
Если б открылись у кого очи умные и он осмотрел нас, здесь теперь собравшихся, — что бы открылось?.. Даруй, Господи, всем нам — быть и пред Богом по силе нашей безукоризненными, как мы почитаемся и желаем быть почитаемыми между собою взаимно, — в наших отношениях. Но, братие, к чему тут слово лести? Не обольщайтесь самоуверенностью, — войдите внутрь себя и разберите тонкие помышления и устремления сердца вашего — каждый своего, и по тому судите о себе и определяйте без лицеприятия, что вы, зная, что таковыми, а не инаковыми открыты вы Богу и всему духовному миру.— А затем худое исправляйте в себе, а доброе насаждайте. Кто-то из святых отцов изобразил сердце сосудом, полным всяких гадов и змий, которые всякий раз, как замышляет человек сделать что, выходят из него и, если дело худо — питаются им, а если хорошо — покушаются осквернить его ядом своим. Если человек внимателен к себе, то, не допуская дел худых и тем не давая пищи змиям, истощает их и, отревая их покушения — осквернить добрые дела свои, поражает их во главу. Продолжая неутомимо свой труд все в одном роде и духе, он, наконец, убивает сих змий и мертвыми выбрасывает вон. Змии суть страсти и склонности худые. Смерть их — очищение
184
сердца от страстей. Вот об этом и поревнуем. Грехи делать перестанем, а добрые дела станем творить так, чтоб к ним не примешивались никакие худые чувства и расположения. А если что проскользнет, будем очищать то покаянием. Делая так, чистыми явимся мы не только пред людьми, но и пред лицом Бога всевидящего... Даруй, Господи! Аминь.
20 ноября 1860 г. В неделю 26-ю по Пятидесятнице
185
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.