13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Жажда спасения
ЖАЖДА СПАСЕНИЯ
СВЕТ ВЕДЕНИЯ, СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ И ПОКОЙ СЕРДЦА В ГОСПОДЕ ИИСУСЕ ХРИСТЕ — К НЕМУ И ИДИТЕ
Какой поучительный пример представляет нам ныне самаряныня! Шла она почерпнуть воды обыкновенной, но у источника простой воды обрела источник спасения. Душа ее, как видно, не совсем была поглощена заботами житейскими. Почему Господь с двух-трех слов перевел ее мысли от земного к небесному и по поводу почерпания воды научил ее искать воду, от которой пиющий не вжаждется во веки: всяк пияй от воды сея, вжаждется паки; а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки; по вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды текущий в живот 1). Услышав это, жена желательно воззвала: Господи, даждь ми сию воду! 2)
Святая Церковь в своих на этот день песнях особенно выставляет нам на вид сие обстоятель-
1) Ин. 4, 13-14. 2) Ин. 4, 15.
276
ство и Самого Господа представляет взывающим к нам: «Жаждай да грядет ко Мне и да пиет», — ожидая, что и мы, подобно самарянке, обратимся ко Господу и будем умолять Его: «Даруй нам, Господи, воду Твою».
Вникнем, братие, в урок Евангельский и послушаем голоса Церкви!
«Жаждай да грядет ко Мне и да пиет»,— приглашает Господь. — Но не со всякою жаждою можно приходить ко Господу, а только с такою, какой прилично просить у Него удовлетворения. Что же приличнее просить у Спасителя, кроме спасения. — Итак, возжадав 1) спасения, приступим ко Господу, в чаянии утолить сию жажду, в простоте употребляя способы, какие угодно было Ему начертать для сего.
Но жажда спасения в ком уместна? — В том, кто чувствует себя со всех сторон стесненным, окруженным опасностями, обремененным бедами и лишениями. Можно сказать всякому: дойди до сознания, что ты в таком положении,— и потечешь ко Господу искать себе спасения. О! Коль скоро так, то недостатка понуждений — идти ко Господу — не должно быть; и дивиться надобно, отчего не все устремлены уже к Нему, чтоб почерпать воду с веселием из сего источника спасения.
277
Посмотрите, что вокруг нас и в нас? Вокруг нас ходит неверие, сомнение, равнодушие ко всему святому, которые, заходя внутрь нас, могут колебать и нашу душу недоумениями и покрывать ум туманом противоположных помышлений, вносящих раздор в область мирной и ублажающей веры. Ум ищет света ведения и блажен, когда вступает в него. И, напротив, ему свойственно томиться, когда сокрывается сей свет, как и телесное око томится, надолго будучи лишаемо света вещественного. Почему сознающий в себе лишение света ведения и жаждущий его не может не взывать: «Господи, поели свет Твой и истину Твою, чтоб она наставила меня и вселила меня в гору святую Твою, с которой свободно мог бы я обозревать пространную область спасительных таинств Твоих». Не в таком ли ныне многие из нас положении?! Если так, то идите ко Господу и не отступайте от Него, ибо Он есть свет, и ходящий вслед Его во тьме не пребудет.
Присмотритесь поближе к тому, что внутрь нас, — и вы увидите там душу, связанную во всех своих движениях, подобно узнику, связанному по рукам и по ногам. Вы хотите начать какой-либо подвиг, несколько тяжелый, но саможаление не допускает до того и отнимает всю к тому силу. Вы хотите благотворить, но своекорыстие сокращает руку вашу. Вы хотите просить, но гордость оскорбленная возбуждает к отмщению. Вы
278
хотите радоваться счастью другого, но зависть погашает сию радость. Так на всякое доброе движение, как цепи какие наложены, мешающие душе действовать свободно. — А душе свойственна свобода. Почему, находя себя так связанною, она не может не взывать со апостолом: кто мя избавит? 1) — или с пророком: изведи из темницы сей душу мою, исповедатися имени Твоему 2). Так, братие, чувствуя себя связанными и желая свободы, приступим ко Господу, Который говорит: аще Сын вы свободит, воистинну свободни будете 3).
Что в сердце у нас? По его природе — желание покоя, мира, утешений, счастья; а на деле — одна скорбь сменяется другою, одна тревога гонит другую: то досада от неисполнения желаний, то скорбь от потери достигнутого, тут страх за себя или других, там томление от неумеренной или обманутой надежды; вчера неудача поразила, как стрелою; ныне забота, как червь, точит; завтра неблагоприятное стечение обстоятельств грозит разбить, как параличом.— Долго ли же так быть нам, братие? Или у нас одних погашена жажда покоя, мира и блаженства? Или не к кому обратиться нам? Придем же в себя и поспешим благонадежно обратиться ко Господу, Который зовет всех: приидите ко
1) Рим. 7, 24. 2) Пс. 141, 8. 3) Ин. 8,36.
279
Мне, вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы 1).
Так, братие, душа наша жаждет света ведения, свободы действования и покоя сердечного. Сознавая себя лишенными или лишаемыми сих существенных нам благ и жажды обладать ими, потечем ко Господу, призывающему жаждущих за утолением жажды.
Жаждущий света, к Нему иди. Он есть свет, вне коего тьма. Он просветит ум твой ведением, не внешне только чрез откровение, но и внутренне чрез помазание от Святого, которое учит всему, как испытал Тайнозритель 2), и сообщает такое осязательное удостоверение в истине, что от нее отказаться так же нельзя, как отказаться от своего бытия.
Жаждущий свободы, ко Господу иди. Он разрешит узы страстей, коими связана душа, вольет силу на добро, против которой не может устоять никакая страсть, паче же чрез труд доброделания так сроднит добро с душою, что она не будет чувствовать не только внешних, но даже внутренних уз — от закона, который праведнику не надлежит 3). Идеже Дух Господень, ту свобода 4). Он поставляет на пространне нозе действующих 5), и они действуют во всей широте добрых предна-
1) Мф. 11, 28. 2) 1 Ин. 2, 27. 3) 2 Кор. 3, 17. 4) Ср.: Пс. 30, 9.
280
мерений, под благословляющею и содействующею десницею Божьего.
Жаждущий покоя, мира и блаженства, ко Господу иди. Он есть жизнь, мир и покой, и единственно Он. Он изгонит из сердца все тревоги, возродив в нем другие, неземные заботы и искания; Он угасит жгучесть земных скорбей, погасит всякий позыв к земным утешениям. Себя даст Он вкусить — Себя, благого и ублажающего,— и тем в забвение приведет вкус ко всему другому. Ибо Он есть полнота всякого утешения. — Но что особенно — сквозь ряд событий до гроба, могущих иногда смущать, Он указует сердцу за гробом нескончаемое блаженство, дает предвкусить его ныне и усвоить себе надеждою в будущем, чтоб восполнить чувство блаженства в нем, не невозмутимостью только его, но и непрерывностью.
Так, ко Господу идите, зовущему нас и обещающему утолить всякую жажду.
Ныне много слышите вы гласов, приглашающих к себе жаждущих; не ходите вслед их. Мудрователи говорят: оставьте откровение и идите к нам, мы в разуме вам покажем свет истины. Не ходите они обманывают. Нет в них истины, а ложь. Гуманисты говорят: к нам идите, мы разрешим все узы и изведем в свободу человеческую природу. Не ходите — они обманывают. Нет там свободы, а одна смена уз, все тяжелейших и
281
тяжелейших. Чувственники говорят: к нам идите, мы доставим вам всякого рода утехи и жизнь вашу усладим. Не ходите — они обманывают. Нет у них утех, а есть забытье 1) на минуту, которое потом отзывается тягчайшею скорбью.
Так, никуда не ходите, а выну пребудьте с Господом. Он един выну будет напоять вас водою, от которой пьющий не возжаждется во веки. Аминь.
6 мая 1862 г. В неделю о самаряныне
1) Ин. 4, 13-14.
282
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.