13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Путь восхождения к общению с Господом
ПУТЬ ВОСХОЖДЕНИЯ К ОБЩЕНИЮ С ГОСПОДОМ
ЗАВЕЩАНИЕ ГОСПОДА СО КРЕСТА: ПЕРЕЧЕНЬ ХРИСТИАНСКИХ ЧУВСТВ И РАСПОЛОЖЕНИЙ
В нынешний день оканчивается чтение Евангелий. И я хочу обратить ваше внимание на то, что значит это чтение и к чему оно нас обязывает. Что значит чтение всех Евангелий во дни сии? Оно есть повторение завещания, данного нам Господом Иисусом Христом. Господь, умерши за нас, оставил завещание всем, имевшим уверовать в Него, — завещание, кровью Его написанное и подписанное. Всякий, приходящий к Господу с верою, вступает с Ним в завет и обязуется исполнить оставленное Им завещание, изображенное в Евангелиях. Завтра будут совершаться страсти. Чрез день будет предложено чествованию нашему изображение на плащанице Господа, по снятии Его со Креста, умученного и изъязвленного. Первая мысль всякого, приходящего к целованию плащаницы, будет мысль о завете, смертью Господа
257
утвержденном. Истощенным видом своим и язвами Он будет напоминать каждому из нас: «Помните ли и исполняете ли завещание Мое, которое исполнять вы обязались, вступая в завет со Мною?» Чтоб всякий христианин пред плащаницею мог добросовестно ответить: «Да, Господи, помню завет Твой и знаю завещание»,— Святая Церковь постановила прочитывать пред страданиями Господа все Евангелия, чтоб обновить в памяти каждого всю картину обязательств, завещанных Господом.
Вот зачем читаются все Евангелия в дни сии! Что же — достигается ли цель? Да,— в большей или меньшей мере, всякий знает, чего ожидает от него Господь как от христианина. Но, может быть, не всякий ясно представляет себе все существо дела, завещанного нам; не подводил, может быть, под один обзор всех обязательств, налагаемых Завещателем; не изображал в одной общей картине всего, сюда относящегося? Берусь помочь вам и изобразить все содержание завещания Господня — в одном небольшом очерке. Это поможет нам пред лицом Господа страждущего или более укрепиться в жизни, если она исправна, или побудит нас изменить ее и исправить, если она неисправна.
Известно вам, что существо христианства состоит в восстановлении падшего человека. Человек в творении назначен быть в общении с
258
Богом, чтоб жить в Нем и блаженствовать. Преступлением заповеди он отпал от Бога, — потерял истинную жизнь, — и должен был страдать и временно и вечно. Единородный Сын Божий, приняв на Себя человеческое естество, оживотворил его в Себе, смертью удовлетворил правде Божией — и возвратил человеку блаженство в Боге. Для того чтоб людям можно было усвоять сии блага во все времена, Он учредил на земле Святую Церковь — дом спасения и двор спасаемых. Всякий теперь, желающий достигнуть своего назначения — вкусить блаженства от общения с Богом,— может сподобиться сего не иначе, как чрез общение с Господом Иисусом Христом во Святой Церкви... Никтоже может приити ко Отцу, говорит Господь, токмо Мною 1). В сем состоит существо завещания Его к нам. Отсюда само собою видно, что более частные пункты сего завещания касаются: 1) пути восхождения к общению с Иисусом Христом, 2) пребывания в Боге по общении с Господом и 3) пребывания в Церкви, где находятся все силы и способы к совершению того и другого.
1) Как восходят в общение с Господом и что вследствие того лежит на нас?
Путь восхождения к общению с Господом состоит в следующем. Приходя в раскаяние в сво-
1) Ср.: Ин. 14, 6.
259
их грехах, человек готов бы пасть в отчаяние, если б не предстоял ему Господь с заслугами... Усвояя же себе их верою в Господа Иисуса Христа, он восстает к надежде спасения и, приемля Божественные силы, полагает намерение работать Господу вся дни жизни своей — и за то чрез таинства соединяется с Господом. Вследствие сего вот что от всякого христианина требуется:
а) Знай и познавай свою бедность и окаянство, — что ты нищ, и слеп, и наг, и погибал бы временно и вечно, если б не Господь.
б) Знай и возрастай в познании Господа Иисуса Христа, пришедшего в мир грешников спасти. Он удовлетворил правде Божией за тебя, оживотворил тебя в Себе и спосадил одесную Отца — на небесных.
в) Веруй полною верою, что Господь, спасший мир весь, и тебя спасает, и взывай к Нему с Фомою: Господь мой и Бог мой 2).
г) Вследствие сего уповай — спасенным быть. Содержи в сердце, что опасность уже миновалась; но не предавайся беспечности и неге, а ходи в делах самоотвержения, забвение которого тебя ввергало в беду столько раз.
д) Возгревай чувство мира с Богом. Созерцай в духе светлое благоволительное к тебе лице Божие; но не послабляй не только страстям, но
1) Ин. 20, 28.
260
и помыслам страстным, и всякий раз, как они прорвутся против воли твоей, спеши очищать себя слезами покаяния или и всегда пребывай в слезах покаяния, омывая ими всякую нечистоту.
е) Носи в сердце убеждение, что ты сын Богу, коему дана власть взывать к Нему: Авва Отче 1); и, помня сие, действуй как бы от лица Божия, в видах Божиих, для Бога, всегда во славу всесвятого имени Его.
Вот первый ряд чувств и расположений, завещанных Господом!
2) Вступив в общение с Иисусом Христом, а чрез Него воссоединившись с Богом, — человек становится пред лице Бога, от Коего отпал было, и созерцает Его в бесконечных совершенствах Его — и в Его делах творения, промышления и совершения всего... И вот какими чувствами и расположениями должен исполняться каждый при сем! Вот чего вследствие того от каждого из нас требует Господь:
а) Созерцая Бога сокровеннейшим, непостижимым,— изумляйся Ему. Да замолкнет в тебе всякое помышление, как молчит пред Ним всякая тварь небесная и земная.
б) Созерцая Его бесконечно великим, — падай пред Ним в уничижении, проникаясь благоговейным страхом и трепетом.
1) Гал. 4, 6.
261
в) Созерцая всесовершенным, — хвали и славословь Его, вместе с хорами Ангелов взывая к Нему: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, — исполнь вся земля славы Твоея!»
г) Созерцая Его вездесущим, всевидящим и всеисполняющим, — ходи пред лицом Его так, как ходил бы пред царем, на тебя смотрящим.
д) Бог сотворил тебя и хранит,— ты весь Его... Покорствуй же Ему как Владыке жизни в чувстве всесторонней зависимости от Него.
е) Бог, сотворивший тебя, и промышляет о тебе; стало, все твое — Его есть. Благодари же Его за все... Благодушествуй и терпи, если найдет на тебя что неприятное,— и никогда не попускай ослабевать в тебе чувству довольства распоряжениями Промысла о тебе самом.
ж) Бог, всем управляющий, ведет тебя к своему назначению. Следовательно, все, что будет с тобою, будет от Бога. Итак, предай себя в волю всеблагого Бога, Который лучше тебя знает, что тебе нужно; успокойся в Нем, не позволяя себе терзаться пустыми недоумениями и крушениями духа; и, питая полную надежду, что Он приведет тебя к своему концу, возносись к Нему умом и сердцем — в молитве.
з) Бог, все сотворивший и всем управляющий, положит конец настоящему порядку вещей, преобразит небо и землю и водворит вечное Царство блаженства для человека... Итак,
262
ожидай сего второго пришествия Господня и не только верь ему, но и желай и приготовляйся сретить Его на всякий час... Готовься к смерти; помни суд, рай и ад, и будь как странник на земле.
Вот второй ряд чувств и расположений, завещанных Господом!
3) Вступающие в общение с Иисусом Христом, а чрез Него с Богом, не иначе достигают сего, как в Святой Церкви, по ее указанию и руководству, — и не иначе утверждаются и пребывают в сем общении, как пребывая в общении с Церковью. В Церкви все необходимые для сего благодатные средства,— и все, в ней пользующиеся сими средствами и к Богу обращающиеся, становятся единым телом, исполненным единым духом. Церковь есть дом спасения, или сосуд благодатных средств, и двор спасаемых.
А. Церковь есть дом спасения или сосуд благодатных средств... Итак, к ней обращайся и в ней ищи удовлетворения твоим нуждам духовным. Все, что тебе нужно, найдешь в ней.
а) Тебе нужно просвещение ума. Церковь есть просветительница. Верь и содержи в сердце, что она одна есть столп и утверждение истины и в ней ищи сей истины — в слове Божием, в отеческих писаниях, в наличном учительстве
1) 1 Тим. 3, 15.
263
церковном. По руководству сего просвещения ищи и всякого другого, и им поверяй его.
б) Ты слаб — тебе нужно подкрепление. Церковь есть подательница благодати и воспитательница духа благодатного. Семь сосцов открыты у матери нашей — семь таинств. Приступай к ним верою — и напояйся из них живоносными силами по нуждам своим и потом возгревай их хождением во всех уставах и чинопоследованиях Церкви — постах, говениях и во всем прочем.
в) Ты окружен врагами. Тебе нужно ходатайство и защита. Церковь твоя ходатайца и защитница. Ходи в храмы Божии. Собирая чад своих, Церковь низводит на них ходатайственную свою силу... Здесь Жертва бескровная, здесь хоры Ангелов и святых, здесь молитвования на всякую потребу душевную и телесную... Сюда прибегай и молитвою церковною ограждай себя.
Б. Церковь есть двор спасаемых... Все верующие — одно тело с одним духом... Итак:
а) Пребывай со всеми в единении духа: пре бывай в единомыслии, не ища самостоятельных взглядов в делах веры, от которых ереси; пре бывай в сочувствии со всеми и в готовности содействовать благу всех. Это три стихии истинной любви, которая далее научит тебя всякого брата встречать с благорасположением, с благожеланием и благопопечением; научит каждого честью больше себя творить и блюсти чистым
264
лицо ближнего; научит всем жертвовать для блага его душевного и телесного; и в постоянном взаимообращении быть искренно-радушным, скромным, миролюбивым, уступчивым, истинолюбивым и проч.; научит так держать себя не только в отношении к благодетелям и друзьям, но и ко врагам и недоброжелателям.
Церковь — двор спасаемых: все верующие — одно тело с одним духом...
б) Ревнуй же всею ревностью о том, чтобы пребыть в единении с нею и себя подвесть под один с нею дух... А для сего помни обеты, данные при вступлении в нее в крещении, и чаще возобновляй их в памяти; отвергнись себя и непрестанно приноси себя в жертву Богу; пожри Ему ум свой — и восприими ум Христов, пожри волю свою — и ходи только в воле Божией, пожри сердце свое — и ничего не люби, кроме Его, пожри Ему тело свое в трудах и озлоблениях телесных — спасения ради... Трезвися и бодрствуй... и чувства свои храни нерассеянными...
Вот третий ряд чувств и расположений, завещанных нам Господом!
Есть еще особые завещания — родителям и детям, мужьям и женам, слугам и господам, начальникам и подчиненным, пастырям и пасомым, продающим и покупающим, судьям и судимым — всякому званию и состоянию; но они понятны уже из первых завещаний сами собою...
265
Всюду господствующим да будет дух любви и самоотвержения в ревновании творить во всем единую волю Божию, которой должна быть посвящена вся жизнь.
Вот краткое начертание завещания, оставленного нам Господом, и вот что воспроизвести в уме нашем хочет Церковь, прочитывая нам все Евангелия в эти дни, чтобы непостыдным лицом представить нас к подножию Креста, на коем висит Завещавший нам завет сей, — представить, по крайней мере, знающими, если не всецело исполняющими... Но, братие, что в знании?! Оно только обличит нас! Понудим немного душу свою — не возревнует ли она приложить к знанию и дело?! Мало времени?! Нет — не мало. И в одну минуту можно все поправить... Сделаем вот что: поверим свою жизнь по предложенному начертанию, и все, что найдем неисправным, омоем слезами покаяния, положив твердое намерение быть исправными в тех частях, в которых доселе были неисправны. Страждущий за нас на Кресте Господь — и намерение примет, как самое дело, лишь бы оно было искренно и сопровождалось готовностью устоять в нем до положения живота. Обрадуем хотя этим Господа — в сии дни воспоминания Его... В Ветхом Завете было время, когда вслух всего народа прочитывались книги закона, с клятвами непокорным и благословениями покорным, и весь
266
народ отвечал: вся, елика рече Господь, сотворим и послушаем. 1) Вот Господь со Креста Сам повторяет нам завет Свой; отверзем слух сердца, сложим по писаному свои чувства и расположения и скажем: будем, Господи, соблюдать все, заповеданное Тобою, хотя бы нам следовало ради того идти в темницу или на смерть. Аминь.
30 марта 1860 г.
В среду Страстной седмицы
1) Исх. 19, 18.
267
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.