Поиск авторов по алфавиту

Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель

Феофан Затворник, свт О тесном пути, ведущем к вечному блаженству

30. О тесном пути, ведущем к вечному блаженству

Кончился чин страстей! Нужен был Крест Господень, чтоб сдержал все наши немощи, грехи и беззакония. Господи, помилуй и привлеки нас ко Кресту Твоему! — Иногда Господь оставляет нас ходить в волях сердца до времени. Гуляйте себе — гуляйте. Но, Господи, даруй же и благодать сокрушения. Стукни в голову, чтоб опомнился и отрезвился

109

 

 

ум немного. Но что и говорить? Тесный путь никому не нравится.— Придут утеснения совне? — Ропот.— А самим себя утеснить не хочется. — Приволья ищем. Сколько Господь страдал, и что осталось в Нем не страждущим, и что не предано ради нас,— весь истощен,— любовь неудержима... тако подобаше. Вот точность сообразности с волею Триипостасного Божества. И нам заповедь, делом данная. На все надо говорить: так подобает. И конец всем помышлениям и всем возражениям. Сказано: отвергнись себя (Мф. 16, 24), так и подобает. Сказано: Бога бойся (1 Пет. 2, 17), так и подобает. Сказано: живот наш сокровен есть со Христом в Боге (Кол. 3, 3), так и подобает. Сказано: препояшьте чресла помышлений, трезвитеся, бодрствуйте (ср.: 1 Пет. 1, 13; 5, 8), так и подобает.— А главное, что подобает? — Уж браться за дело так браться, а урывочками ничего не будет. Когда запружают пруд,— как делают? Вдруг спешат завалить проход. А если положить ком земли и бросить дело, то вода разнесет его. О пять положить

110

 

 

ком и оставить,— опять вода разнесет. И так — труд без конца,— а пруд все-таки не состроим. Примените это к душе. Ток помышлений, как река, быстро льется из головы и сердца. Вдруг надобно зажать проходы,— и уж не отпускать. А если немного подержать и отпустить,— ничего проку не будет. Это то же, что строить да разорять.— Припомните, что, кажется, я уже писал вам: что, коль скоро заметите что-нибудь такое, что разоряет ваше доброе начинание, никак не позволяйте себе поддаваться тому. Таков закон.— Господа ради, преодолевайте себя во многом. Многоглаголания, слышания шуток и смехов бегайте: в них самое большое зло. Вы сами сие видите. Разве можно смеяться и пустословить пред лицом Господа? — Забыли, что вы пред Ним, и пошло все не так. У ног Господа повергаться — самое существенное дело. Храните сие доброе чувство или делание души. Верую, что ради сего Господь не оставит вас колебаться всяким ветром помышлений

111

 

 

и испустит из себя силу в вас,— и станет ток помыслов. А тогда и свет узрится. Ясно станет, как в Светлое Христово Воскресение.— Ибо, то и есть воскресение души, или зародыш сего воскресения. Всюду нужно терпение.— Ибо без него что сделаем? Всякая малость требует его. Но и Господь многомилостивый терпеливому и постоянно добросовестному труду благословение дает; а от лености и нерадения отвращает очи Свои. Напряжение сил, даже малое, во славу Божию производимое, плодовито; по крайней мере, следы навыка полагает, а навык в добром великое дело. Передам вам как бы слова Господа со Креста. Он говорит: «Я так истощаю Себя, а вы спите».— Да вóзмет же и нас утробоязвительная ревность.

Молите Бога о мне. Желаю вам всего доброго!

 


Страница сгенерирована за 0.54 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.