13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Феофан (Говоров) Вышенский Затворник, святитель
Феофан Затворник, свт Как я молюсь. Когда молитесь, отгоняйте все образы
96 (1063)
Как я молюсь. Когда молитесь, отгоняйте все образы
Христос воскресе!
Да пошлет Господь радость духу вашему,— и поставит ее в вас навсегда!
Отец архимандрит наш едет опять в Москву и в Питер. Пишу с ним, не зная, застанет ли он вас дома?
Спрашиваете о молитве самого плохого молитвенника.
Как я молюсь?! Всячески стараюсь в час молитвы быть в том убеждении, что Бог вездесущий есть и тут, где мое сознание, и что Он видит и слышит не слово только, произносимое или нет, но и всякое движение мысли, и особенно чувство. Образа же всякого избегаю, как это ни трудно. Когда приходит молитва с чувством, тогда никакого труда нет держать безобразность в
225
молитве — это дает разуметь, что безобразность в молитве есть настоящее дело, — и что для достижения сего надо добиваться до молитвы сердечной, — и стало, из головы сойти в сердце. Как этого достигнуть, прописано в письмах по поводу писем Сперанского... (я просил Аскоченскогодоставить вам. Доставил ли?)
Также — не надо душою воображать ни Божией Матери, ни святых, ни Ангелов. А и им молиться в том же убеждении, что слышат. Как слышат? — Что об этом рассуждать. Слышат, да и только.
Положим, такое различие... что для работ умовых нужны образы; они и есть в Писании о Боге Самом и всех вещах Божественных. И воображение есть способность умовая — знательная. Воображение — способность формировать и удерживать образы — есть способность чернорабочая... самая низшая! Уж поэтому — не след ему позволять являться с своими образами в высшую область, какова молитва... Умосозерцательная деятельность высока... а духовная, в молитве проявляющаяся, еще выше... Куда туда поспеть воображению... Вот где прилично: друже, како вшел еси семо?!!
Так, когда рассердитесь, воображайте, а когда молитесь, отгоняйте все образы. Если допустите
226
образы, то есть опасность — начать молиться мечте. Можете вы сказать, что образ, какой держите в уме, — выражает истину? Вот и нельзя... следовательно, надо навыкать — безобразности... но путь один — сердечная молитва... Ум же без образов едва ли может быть.
Для народа составить книжку о молитве недурно... но этот предмет — надо выпустить. Я думаю, что, когда кто из народа молится с чувством, у него нет образов... Всяко об этом лучше не говорить. Бог просвещает умы, и, когда кто в молитве приближается к Нему, Он Сам его научит, как держать ум в молитве.
Помнится одно сказанное о старце, который всегда образно представлял Бога. Когда ему растолковали, что так не следует, он сказал: вы отняли у меня Бога... А у него отняли не Бога, а мечту его.
Кстати — в «Душеполезном чтении» печатается «Отечник», и будто схожий с нашим... Сверьте... Еще: Троицкий написал хорошую статью об источниках истории восточного монашества. Но, кажется, он не видал «Патерика», что у вас. Показали бы ему?
Всех вам благ от Господа желаю.
Ваш богомолец Епископ Феофан.
16 апреля.
1 И. Е. Троицкий (1834—1901) историк Церкви, профессор, автор многих трудов по истории Христианского Востока. — Ред.
227
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.